Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ПАВЕЛ
53, С. 713-721 опубликовано: 21 сентября 2023г.


Содержание

ПАВЕЛ

(1317, Москва - 10 янв. 1429, Павлов Обнорский мон-рь), прп. (память 10 янв. и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых), основатель Павлова Обнорского во имя Святой Троицы мужского монастыря.

Основным источником сведений о П. является его Житие. По мнению В. О. Ключевского, различные тексты о святом существовали до появления Жития, древнейшая из редакций, Пространная, была составлена незадолго до 1538 г. (Ключевский. Древнерусские жития. С. 271-272).

Житие сохранилось в списках XVI-XVIII вв., однако его лит. история до конца не изучена. По мнению М. Д. Каган и М. В. Захаровой, существовали 4 редакции. Пространная редакция изначально не имела описаний чудес, при ее подготовке для включения в ВМЧ были составлены первые 19 чудес. В связи с канонизацией святого на Соборе 1547 г. их число увеличили до 26. На основе Пространной редакции составлены Краткая и Первая Проложная редакции. Вторая Проложная редакция, вошедшая в состав печатного Пролога 1642 г., в значительной мере является самостоятельным произведением. В ней имеются сведения, отсутствующие в Пространной редакции (Каган. 1988. С. 316; Захарова. 2005). В наст. время известны более 30 списков Жития.

М. С. Егорова показала, что Пространная редакция Жития в значительной мере основана на Житиях из «Соборника» прп. Нила Сорского: в тексте имеются скрытые цитаты из Житий святых Евфимия Великого, Феодосия Великого, Иоанникия Великого, Паисия Великого, Кириака Отшельника, Петра Афонского, Симеона Дивногорца, Иоанна Безмолвника, Арсения Великого, Феодора Сикеота, Иоанна Дамаскина, Феодора Студита. Кроме того, цитируется Житие Кирилла Белозерского (Егорова. 2016). По наблюдениям А. В. Пигина, чудеса № 20-26 в 3-м варианте Пространной редакции составлены под влиянием Волоколамского патерика (Пигин. 2001).

С. П. Розанов, изучая Житие Авраамия Галичского, заметил, что в нем есть сведения из Жития П.: а именно, рассказ о жизни подвижника близ обителей преподобных Авраамия Галичского и Дионисия Глушицкого. Поскольку настоятель Павлова Обнорского мон-ря Протасий впосл. стал игуменом Авраамиева Городецкого в честь Покрова Пресвятой Богородицы мужского монастыря, где и написал Житие прп. Авраамия, исследователь предположил, что Протасий, собирая сведения о жизни Авраамия, нашел новые факты о жизни П. Но поскольку «Житие Павла уже было составлено и пущено в ход, то он и помещает эти сведения в Житии Авраамия... а отсюда потом эти сведения попали в третью редакцию Жития Павла» (Розанов. 1912. С. 234). Сведения о П. содержатся также в Житиях преподобных Сергия Нуромского и Дионисия Глушицкого.

Согласно Житию, П. род. «от благородных и благочестивых родителех» и получил хорошее образование. Когда он достиг совершеннолетия, родители попытались найти ему невесту, однако юноша решительно отверг возможность брака и в возрасте 22 лет покинул родительский дом. Он ушел в мон-рь в честь Рождества Христова на Волге (вероятно, находился на месте совр. с. Прилуки Угличского р-на Ярославской обл.). Рождественский монастырь был связан с Троице-Сергиевым, возможно, прп. Сергий Радонежский был его основателем. Здесь П. принял постриг и вел аскетический образ жизни. Не найдя себе в обители духовника, он попросил разрешения у настоятеля покинуть ее. П. ушел к прп. Сергию, к-рый принял монаха с «великою любовью» и взял его под свое руководство.

В Троице-Сергиевом мон-ре П. трудился на различных монастырских службах неск. лет, после чего по благословению прп. Сергия ушел жить в отходную келью, «со всяцем тщанием и усердием работая в безмолвии». Здесь он провел в полном одиночестве 15 лет. Вскоре слава о его подвигах разнеслась далеко за пределы обители. Выйдя из затвора, П. стал просить Сергия Радонежского отпустить его из мон-ря. Преподобный дал ему свое благословение и «непобедимое орудие крест Господень», к-рый на момент написания Жития еще хранился в Павловом Обнорском мон-ре.

Покинув обитель, П. устремился на север. Как свидетельствует Житие, он «в многых пустынях живяше лета доволна в безмолвии». Более подробная информация о странствиях П. содержится в Проложной редакции. Здесь говорится, что из Троицы П. пришел в Кириллов Белозерский мон-рь. Свящ. Иоанн Верюжский, однако, подверг сомнению этот факт, поскольку П. мог поселиться в Кирилловом мон-ре только после 1397 г. (ранняя дата основания обители), однако в это время подвижник уже пребывал в Комельском лесу. Далее, если следовать Проложной редакции, П. перешел на берег р. Одромы (вероятно, Урдома - река в Тутаевском р-не Ярославской обл.), где жил в отходной келье. Затем он переместился в Галич и поселился, судя по всему, в одной из пустыней, основанных прп. Авраамием Галичским: «в велицей пустыни у Пречистыя Богородицы», однако был оттуда изгнан. Наконец он ушел в Городец, в Феодоровский мон-рь.

В Житии прп. Авраамия Галичского есть сведения о том, что нек-рое время П. жил в небольшой хижине близ Покровского мон-ря прп. Авраамия (в с. Ножкино на берегу Чухломского оз.), он приходил в обитель в субботу и в воскресенье и причащался Святых Христовых Таин. «Пища бо его бяше хлеб един сух и гнил, и питие ему бяше едина вода прокисла, и того единова в седмицы причащашеся» (Дорофеева. 2011. С. 35).

Видимо, в одно время с прп. Авраамием, к-рый также удалился в отходную пустыню безмолвствовать, П. покинул Покровский мон-рь и ушел «во внутреннюю пустыню за реку за Сухону». В 1393 г. он поселился на расстоянии 2 поприщ от мон-ря прп. Дионисия Глушицкого, где прожил около года. Однако св. Дионисий через своего ученика попросил П. покинуть это место. Подвижник передал свой поклон настоятелю и ушел.

В тексте Жития, вероятно, есть хронологическая ошибка: если П. покинул Покровский мон-рь до 1375 г. (год смерти прп. Авраамия), а на Глушицу пришел только в 1393 г., то не менее 18 лет оказались в тексте пропущены. Можно предположить, что подвижник все эти годы жил на р. Письме у др. ученика Сергия Радонежского - прп. Макария Писемского. Не исключено, что святые действительно были знакомы друг с другом. Тесные связи существовали между их мон-рями и во 2-й пол. XVI в., когда Макариева Писемская пуст. была приписана к Обнорскому мон-рю. Согласно описи 1683 г., придел Преображенской ц. Макариевой пуст. был освящен во имя Павла Обнорского, здесь хранилась почитаемая икона святых: «образ преподобных чудотворцов Павла и Макария, а промеж ими крест» (Суворов. 1864. Вып. 3. Стб. 162-190; Вып. 4. Стб. 306).

Ок. 1394 г. П. добрался до Комельского леса и остановился на берегу р. Грязовицы, где поселился в дупле старой липы. Ее фрагменты, как и медный крест, подаренный Сергием Радонежским, хранились в мон-ре вплоть до пожара 1909 г. (Воскресенский. 1914. С. 18, 22). Спустя 3 года, вероятно во 2-й пол. 1390-х гг., если верить дате из Жития прп. Дионисия Глушицкого, П. перешел на р. Нурму и остановился на ее правом берегу. Здесь он построил себе келью и выкопал колодец. Так было положено начало Павлову Обнорскому мон-рю. Пять дней в неделю святой проводил без пищи, только в субботу и воскресенье ел немного хлеба и воды. Однажды на келью старца напали «разбойники», избили его, связали и забрали все, что нашли в келье. П. неск. дней пролежал связанный, пока проходившие мимо люди не освободили его.

В неск. верстах от кельи П. находился мон-рь, основанный в 1389 г. учеником прп. Сергия Радонежского, пострижеником Св. Горы Афон Сергием Нуромским. Сведения об общении старцев есть только в Житии прп. Сергия Нуромского, в то время как биограф П. обошел вниманием этот сюжет. П. избрал Сергия своим духовным наставником, причащался и исповедовался у него: «Преподобный же Павел великий причащение имея Святых Животворящих Таин… преподобного Сергия Обнорского и Нуромского чудотворца, исповедая вся своя помышления. Бяше бо преподобный Сергий великому Павлу духовный отец» (РГБ. Ф. 285. № 46. Л. 12-12 об.). Однажды П. вышел из кельи в лес, а когда вернулся, то «обрете келию свою отверсту, до основания разметану» (Там же. Л. 13). П. пошел к Сергию поделиться своим несчастьем, духовник успокоил и обнадежил его. Вернувшись, П. нашел келью нетронутой.

В Житии Сергия Нуромского описан и другой интересный сюжет - о кормлении птиц подвижником. Однажды, навещая друга, прп. Сергий «обрете великого Павла, вне келия стояща, кормяща из рук птицы. Обретающихся ту множество же иных птиц малых, седящих на главе преподобного Павла и на плещах его. Вкупе же предстоят ему великий зверь, яже глаголется медведь, и лисица со зайцем». О дружбе подвижника с лесными зверями упоминает и Житие П. (Жития Павла Обнорского и Сергия Нуромского. 2005. С. 83).

В пасхальную ночь П. услышал колокольный звон, к-рый доносился будто бы с противоположного берега Нурмы. В Житии Сергия Нуромского говорится, что П. рассказал об этом видении духовному отцу. По свидетельству Жития П., святой сообщил о чуде братии, к-рая к этому времени, очевидно, начала собираться и селиться возле его кельи. Было принято решение о строительстве церкви и основании мон-ря. П. отправился вместе с монахом из числа братии в Москву и просил у митр. Фотия благословенную грамоту на создание ц. во имя Святой Живоначальной Троицы. В нек-рых пересказах Жития названо имя сопровождавшего П. монаха, ставшего впосл. его учеником,- Алексия, постриженика прп. Сергия Нуромского (ЖСв. Янв. С. 307-308; см. также: Каган. 1988).

Митрополит, выслушав старцев, отказал им (в Проложной редакции, однако, сказано, что митрополит сразу же благословил их на строительство церкви). Тогда П. ответил ему: «Не тако будет, яко же ты глаголеши!» Следующей ночью архиерею «явилась некая божественная сила», всю оставшуюся ночь он провел без сна, а наутро велел найти старцев, попросил у них прощения и благословил на строительство церкви. Настоятелем нового мон-ря был поставлен Алексий, поскольку П. отказался от должности. Офиц. датой основания Павлова Обнорского мон-ря считается 1414 г. Сохранилась грамота митр. Фотия иноку П., датируемая временем ок. 1420 г., на устроение мон-ря и на освящение в нем церкви (АИ. Т. 1. № 257. С. 485-486).

П. не стал жить в обители и вернулся в свою отшельническую келью, он посещал братию для душеполезных наставлений только в субботу и в воскресенье. Старец учил монахов соблюдать общежительный устав. В кельях не разрешалось держать ничего лишнего, только иконы и книги. Все монастырское имущество объявлялось общим. Одежду и обувь монахи получали из монастырской кладовой и туда же им следовало отдавать свои собственные изделия, изготовленные по послушанию. Монахи не должны были хранить съестные припасы, есть и пить в келье. В мон-рь запрещалось приносить «пиянственное питие». В церковь на службу следовало приходить без опозданий и стоять тихо, не разговаривая и не переходя с места на место. Начинать к.-л. дело полагалось только по благословению настоятеля. Праздность в мон-ре была недопустима. Нарушители устава изгонялись из обители.

Почти всю свою жизнь преподобный избегал общения и жил уединенно. После устроения мон-ря он перестал отказывать приходившим к нему людям в духовном общении. Святой отличался прозорливостью. В праздник Богоявления он сообщил ученикам о нападении казанских татар на Кострому. Действительно, в этот день город подвергся разорению, о чем сообщает, в частности, Устюжская летопись: «В лето 6937. Пришли тотаровя казанские на Галеч без вести на князя Юрья Дмитриевича. И стояли в Галече месяц, а на Крещение пришед, взяли Кострому, а Плесо и Лух вывоевали» (ПСРЛ. Т. 37. С. 41).

П. скончался в глубокой старости, прожив 112 лет. Каган высказывала сомнения по поводу свидетельства Жития: «Этот возраст Павла сложился по расчетам автора Ж[ития] из следующих цифр - 50 лет Павел жил в разных монастырях и пустынях, 40 лет в Павло-Обнорском монастыре и 22 лет постригся… получается, что до официального учреждения он (Павлов Обнорский монастырь.- И. Ш.) существовал 25 лет» (Каган. 1988. С. 314). Перед смертью старец дал ученикам последние наставления о соблюдении монастырского устава.

П. был причислен к лику святых на Соборе 1547 г. (Голубинский. Канонизация святых. С. 100), первым из основателей мон-рей в юж. части Вологодского у. Его святость была засвидетельствована многочисленными исцелениями. Фиксировать чудеса начали, судя по всему, при игум. Иларионе, в 1-й трети (?) XVI в. Ко времени настоятельства последнего относится 1-е чудо - о разбойниках, пытавшихся ограбить мон-рь. Подойдя ночью к воротам обители, они обнаружили перед собой пропасть «с исходящим огнем». Предприняв 2-ю попытку, разбойники увидели вооруженное войско, охранявшее мон-рь. В 3-й раз сама обитель показалась им окруженной огнем, после чего они пришли с покаянием к игумену. Чудеса святого повествуют об исцелениях больных и бесноватых, содержат рассказы о наказании монахов, нарушивших монастырский устав, и людей, не верующих в святость П. В Чуде 17 рассказывается об излечении игумена каширского Белопесоцкого во имя Святой Троицы монастыря Симона, уроженца Кубенской вол. (время его настоятельства в справочнике П. М. Строева не указано).

Наиболее интересны чудеса 20-26 из Пространной редакции. По мнению А. В. Пигина, с большой вероятностью они были добавлены игум. Протасием. Чудо 20 рассказывает о нападении на Павлов Обнорский мон-рь казанских татар в янв. 1538 г. (ПСРЛ. Т. 26. С. 324). За 4 дня до этого трагического события престарелый монах Ефрем, пребывавший в безмолвии в своей келье 70 лет, увидел во сне святого П. Он предсказал монаху разорение обители и мученическую кончину 3 иноков (Шамина И. Н. Дионисий, Ефрем, Герасим Исаакий // ПЭ. Т. 15. С. 340-341). Чудо 21 продолжает этот рассказ. В нем повествуется о служителе Иоанне, встретившем татар по пути в мон-рь. Раздев и ранив несчастного трудника, они бросили его замерзать на снегу. Иоанну явился П. и помог добраться до обители.

Чудо 22 повествует о видениях инока Антония. Однажды во время болезни он увидел бесов, угрожавших ему расправой. После молитвы Антония к преподобному они исчезли. По мнению Пигина, данное Чудо является переработкой лит. памятника 1-й трети ХVI в. (этот факт отмечали в свое время Ключевский и А. П. Кадлубовский (Ключевский. Древнерусские жития. С. 378; Кадлубовский. 1902. С. 207-208)).

Чудо 23 повествует об обретении мощей святого. Игум. Протасий решил поставить над гробом П. каменную церковь и освятить ее во имя преподобных Павла Обнорского и Сергия Радонежского. Когда монахи, копавшие землю, дошли до места погребения П., земля осыпалась и открыла часть гроба, к-рый оказался совершенно целым. Размышляя о том, можно ли открыть гроб и осмотреть мощи святого, игумен пришел в келью и задремал. Во сне он увидел преподобного, к-рый гневно произнес: «Почто помышляеши смотрити мощей моих. Да не огнь выидет и пожжет вас. И вели гроб мои оделати вскоре». Испугавшись, игумен призвал мастера Григория и, рассказав ему о своем страшном видении, повелел как можно скорее исполнить волю святого.

В наст. время в Обнорском мон-ре находятся святыни, связанные с подвигами П.: камень, на к-ром он молился, и ископанный им источник. В 2002 г. по благословению архиепископа Вологодского и Великоустюжского Максимилиана (Лазаренко; ныне архиепископ Песоченский и Юхновский) было обнаружено место погребения святого. Над ним построили деревянную часовню, в к-рой установили новое надгробие.

Ист.:АИ. Т. 1. № 257. С. 485-486; Суворов Н. И. Опись Павло-Обнорского мон-ря Вологодской епархии 1683 г. // ИИАО. 1864. Т. 5. Вып. 3. Стб. 162-190; Вып. 4. Стб. 260-308; Розанов С. П. Отрывки из неизв. древнейшей редакции Жития Авраамия Галичско-Городецко-Чухломского // РФВ. 1912. Т. 68. № 3. С. 226-236; Жития Павла Обнорского и Сергия Нуромского: Тексты и словоуказ. / Под ред. А. С. Герда. СПб., 2005; Житие Дионисия Глушицкого // Святые подвижники и обители Рус. Севера: Усть-Шехонский Троицкий, Спасо-Каменный, Дионисьев Глушицкий, Александров Куштский мон-ри и их обитатели / Подгот.: Г. М. Прохоров, С. А. Семячко. СПб., 2005. С. 110-111; ПСРЛ. Т. 26, 37; Дорофеева К. В. Житие прп. Авраамия Галичского // ВЦИ. 2011. № 1/2(21/22). С. 5-55.
Лит.: Ключевский. Древнерусские жития; Верюжский. Вологодские святые; Кадлубовский А. П. Очерки по истории древнерус. лит-ры житий святых. Варшава, 1902; Голубинский. Канонизация святых; Воскресенский А. Свято-Троицкий Павло-Обнорский 3-кл. общежит. муж. мон-рь. Вологда, 1914; Будовниц И. У. Мон-ри на Руси и борьба с ними крестьян в XIV-XVI вв. М., 1966; Каган М. Д. Житие Павла Обнорского // СККДР. 1988. Вып. 2. Ч. 1. С. 313-317; Пигин А. В. К изучению Жития Павла Обнорского // Рус. ист. филология: Проблемы и перспективы. Петрозаводск, 2001. С. 322-330; Захарова М. В. Житие Павла Обнорского в списках XVI-XVII вв. // Жития Павла Обнорского и Сергия Нуромского. СПб., 2005. С. 5-16, 35; Егорова М. С. Житие Павла Комельского и Соборник Нила Сорского: «чужой» текст в агиографии // ТОДРЛ. 2016. Т. 64. С. 260-277.
И. Н. Шамина

Иконография

Иконография П. разнообразна, представлена в иконописи, монументальной живописи и декоративно-прикладном искусстве, отражает широкое почитание святого на Русском Севере. Иконы П. появились к сер. XVI в., когда над его гробницей в 1546 г. построили церковь (Жития Павла Обнорского и Сергия Нуромского: Тексты и словоуказ. / Под ред. А. С. Герда. СПб., 2005. С. 137-138). Достоверность поздних сведений о хранившемся в Павловом Обнорском мон-ре до пожара 1909 г. небольшом поясном образе П., созданном, по местному преданию, прп. Дионисием Глушицким, вызывает сомнения у исследователей (Иконы Вологды. 2017. С. 472).

В иконописных подлинниках 2-й четв. XVII в.- 40-х гг. XIX в. под 10 янв. П. описывается как старец, часто сравнивается с прп. Сергием Радонежским: «…сед, брада Сергиевы покороче маленко, ряска вохра з белилом, в обеих руках свиток, а во свитце писано: «Не скорбите, братия»»; «…сед, брада Сергия покороче, риза преподобническая, во обеих руках свиток…» (ИРЛИ (ПД), БАН); «…подобием сед, брада аки Сергиева покороче, риза преподобническая, испод вохра с белилом; в руках в обеих свиток, а в нем написано: «Не скорбите братие, аще кто в месте сем претерпит, то надейся на милость Божию: не оставит его, аще и грешен будет, отдастся ему»» (Филимонов. Иконописный подлинник. С. 247; Большаков. Подлинник иконописный. С. 64). Иногда при описании внешности даются отсылки к иконографии свт. Василия Великого, др. Вологодских преподобных: «…брада менши Василия Кесарийскаго»; «…подобием сед, брада аки Дмитриева Прилуцкаго, во обеих руках свиток, а на нем писано: «Не скорбите убо, братия, но на Сотворшаго уповайте»» и др. (ИРЛИ (ПД), РНБ; др. варианты текста на свитке см.: Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 148). На иконах, как правило, П. именуется Обнорским.

Наиболее ранние изображения П. относятся к сер.- 2-й пол. XVI в.: он представлен со святителями Стефаном Сурожским и Саввой Сербским на двусторонней иконе-таблетке сер. XVI в. из новгородского Софийского собора (НГОМЗ; наименован Комельским), со свт. Петром Московским и преподобными Феодосием Великим и Михаилом Клопским - на иконе-таблетке сер. XVI в. (ГТГ). В это время П. нередко писали на многочастных сев. и среднерус. иконах, включавших образы рус. святых: икона сер. XVI в. из ц. вмц. Параскевы Пятницы в Каргополе (ВГИАХМЗ; в правой руке П.- свиток на уровне груди, левая - под мантией); 3-рядная икона «Воздвижение Креста. Покров Богородицы. Избранные святые» 1565 г. письма Д. И. Усова (ГТГ); образ Господа Вседержителя со Св. Троицей и святыми на полях 50-60-х гг. XVI в. (собрание В. Н. Набокова-Алексеева; П. представлен в ряду Вологодских преподобных). Образ П. помещен на минейной иконе 1-й четв. XVII в. из вологодской ц. прп. Димитрия Прилуцкого на Наволоке под 10 янв. (во 2-м ряду сверху, рядом со свт. Григорием Нисским): в рост, фронтально, правая рука - перед грудью в двуперстном благословении; надпись: «того ж днï павла ωбнорьскаго».

Единоличные образы П. создавались преимущественно в вологодском и соседних регионах. Упоминания о них содержатся в описях сев. мон-рей кон. XVI - XVIII в., особенно в описях Павлова Обнорского мон-ря, где иконография святого представлена в различных изводах. В царской Образной палате при царе Алексее Михайловиче хранилось более 100 икон П., в разное время поднесенных государю (Церковно-археол. хранилище при Московском дворце в XVII в. // ЧОИДР. 1902. Кн. 3. Отд. 1. С. 15, 32, 33, 35). Т. о., можно заключить, что Павлова Обнорский мон-рь заказывал большие партии икон основателя, к-рые, очевидно, писали гл. обр. вологодские мастера (Иконы Вологды. 2017. С. 475).

Прп. Павел Обнорский. (?) Икона. Сер.— 3-я четв. XVI в. (Патриарший музей церковного искусства при храме Христа Спасителя)
Прп. Павел Обнорский. (?) Икона. Сер.— 3-я четв. XVI в. (Патриарший музей церковного искусства при храме Христа Спасителя)

Прп. Павел Обнорский. (?) Икона. Сер.— 3-я четв. XVI в. (Патриарший музей церковного искусства при храме Христа Спасителя)
Возможно, шитый покров 50-х гг. XVII в. из Павло-Обнорского мон-ря (ВГИАХМЗ) восходит к написанной на гробницу П. к его прославлению ростовой иконе (ок. 1547, не сохр.). П.- старец с окладистой седой бородой, недлинные волнистые седые волосы открывают высокий морщинистый лоб. На святом - монашеское облачение (охристая ряса, коричневая мантия, темно-голубая схима с куколем на плечах), в левой руке - опущенный вниз свиток, на первоначальное изображение правой руки с двуперстным перстосложением наложена выполненная из ткани рука с раскрытой ладонью. На кайме вышит общий тропарь преподобному с обращением «отче Павле», в верхней части над нимбом - образ Св. Троицы. Совр. икона, находящаяся на раке святого в Павло-Обнорском мон-ре, отличается жестом рук П. (ладонь правой руки раскрыта) и рисунком свитка. Чеканное ростовое изображение помещено в клейме на серебряной прорезной «рубашке» водосвятной чаши сер. XIX в. (1850 г.?, вологодский пробирный мастер), вероятно из Павло-Обнорского мон-ря (ВГИАХМЗ; опубл: Житие прп. Павла Обнорского чудотворца. Вологда, 2008. С. 39. Ил.). П. представлен прямолично, правой рукой благословляет, в левой - развернутый свиток; особенности внешности (длинные волнистые волосы, короткая челка, небольшая узкая борода) не характерны для большинства изображений святого, созданных в Вологде. Над входом в часовню, стоящую близ мон-ря, в кон. XIX в. находилась ростовая икона, на к-рой святой был показан со свитком в руках на фоне лесного пейзажа (известна по фотографии, ВГИАХМЗ). На небольших скорописных образках, предназначавшихся для паломников (икона кон. XIX в., собрание Л. Л. Полушкиной), святого писали тоже фронтально в рост, на фоне мон-ря.

В 1676 г. образ П. упоминается в описи Корнилиева Комельского мон-ря в составе деисусных чинов, находившихся в приделе прп. Корнилия Комельского Введенского собора (напротив прп. Корнилий Комельский) и в теплой ц. прп. Антония Великого (Переписные книги. 2011. С. 315, 317).

Известен др. вариант ростовой иконографии святого: П. представлен в молении перед десницей Господней (икона сер. XVI в., Национальная галерея в Праге). Образы «моление» П. (один - «ко Пречистей Богородицы») в басменных окладах упоминаются в описи главного храма Павлова Обнорского мон-ря 1654 г. (Там же. С. 273). Фигура молящегося святого встречается на иконах П. с видом обители в XIX - нач. XX в. (ок. 1910, ВГИАХМЗ) - др. популярный извод небольших, т. н. раздаточных, икон. Святой изображался в правой части композиции стоящим в потоке света (символ нисходящей благодати и напоминание о чудесном видении святому с указанием места буд. обители) на берегу реки, на противоположной стороне к-рой располагалась основанная им обитель с белыми каменными постройками. На более профессиональной по исполнению иконе кон. XIX - нач. XX в. (собрание Ф. Р. Комарова) П. стоит слева на фоне пейзажа с обителью, облачен в схиму поверх мантии, обеими руками держит развернутый свиток. Вид обновленного мон-ря восходит к литографиям кон. XIX в.: слева расположена колокольня с Успенской ц., примыкающими жилым корпусом и угловой башней, в центре ансамбля - Троицкий собор с ц. во имя П., справа, в глубине леса,- Воскресенская ц. в Голгофском скиту. Судя по изображению пейзажа и хозяйственных построек на дальнем плане, скорее всего образ исполнен вологодским мастером (по предположению Н. И. Комашко, в мастерской обители). Вариант этой иконографии представлен в надвратной композиции нач. XXI в. при входе в Павлов Обнорский мон-рь: святой - справа на пейзажном фоне, правая рука простерта в сторону монастырского комплекса. В совр. иконописи известны другие по иконографии образы П. как основателя мон-ря, напр., на иконе, созданной в мастерской во имя прп. Алипия Печерского, святой изображен в небольшом повороте вправо, с благословляющим жестом правой руки и моделью обители с 5-главым храмом и колокольней на левой руке.

Поясной вариант единоличных икон П. также возник в раннее время: образ нач. XVII в. (частное собрание; см.: Бенчев И. Иконы св. покровителей. М., 2007. С. 45), пядница XVII в. (КБМЗ) и ее точный список, выполненный в мастерской при МДА в нач. XXI в. для Павлова Обнорского мон-ря. Полуфигура П., с крупной головой, легкой проседью в волосах, узкими плечами и относительно небольшими кистями рук (правая - в двуперстном благословении, в левой - развернутый свиток), узнаваема даже в случае утраты именующей надписи, как на иконе сер.- 3-й четв. XVI в. из Патриаршего музея церковного искусства при храме Христа Спасителя.

Отмеченная в иконописных подлинниках особенность иконографии П. (свиток в обеих руках) часто использовалась в позднее время: 2-сторонняя выносная икона XVIII в. (?) под записью (ВГИАХМЗ), иконы кон. XIX в. (ЦМиАР) и посл. трети XIX в. (ц. Рождества Пресв. Богородицы в Вологде) и др. Тексты наставления П. братии на свитке варьируются: «Аще кто потрудитс и претерпитъ въ семъ пустынномъ местѣ то хот бы и грѣшенъ былъ получитъ отъ Св. и Живоначальны Троицы оставленiе грѣховъ только бы не ослабѣвалъ въ своемъ подвигѣ»; «Не скорбите братï но посем разме[и]те аще» и т. п. Необычен текст в свитке на иконе, вероятно, 2-й пол. XVIII в. (ВГИАХМЗ; с прп. Авраамием и мц. Александрой на полях): «терпите братïе трды болѣзни». Подобные иконы лежат в основе образов святого, созданных вологодскими эмальерами нач. XXI в. и иконописцами Сергиева Посада. Образ 1-й пол. XIX в. (?) (Павлов Обнорский мон-рь) - пример иконографии П. со свернутым свитком в руке, его также воспроизводили совр. мастера из Сергиева Посада. В произведениях XIX - нач. XX в. и на иконах рубежа XX и XXI вв. изредка встречаются изображения святого в схиме, в т. ч. в составе избранных святых («Комельские преподобные» (Сергий Нуромский, П., Лаврентий Комельский, Корнилий Комельский), ок. 2000, иконописная школа при МДА).

Сохранившихся житийных композиций с образом П. немного. По описям Павлова Обнорского мон-ря, в его храмах было неск. житийных икон: в алтаре Троицкого собора «носящей» (выносной) образ «Павла чюдотворца в киоте, около жытие его писано, а по полям тропарь»; «образ, местной, преподобных чюдотворцов Сергия Радонежского да Павла Обнорского с чюдесы… во облаце Святая Троица»; храмовая икона ц. во имя П.- «образ, местной, преподобнаго Павла чюдотворца в деянии со всеми чюдесы в киоте»; в том же храме «образ, местной, преподобнаго Павла чюдотворца с жытием на красках» (Переписные книги. 2011. С. 272-273, 277). Поскольку они упоминаются в самой ранней описи - 1654 г., разработку житийного цикла П. относят ко времени не позднее 1-й пол. XVII в. (возможно, ко 2-й пол. XVI в.).

Единственная известная житийная икона П. сер. XVII в. (ВГИАХМЗ) происходит из вологодской ц. апостолов Петра и Павла в Новинках (один из ее приделов был освящен во имя П.), но скорее всего воспроизводит утраченный образ из Павловой Обнорской обители. В среднике помещено фронтальное ростовое изображение святого в традиционном монашеском одеянии (схима немного смещена влево), правая рука приподнята в жесте благословения, в левой, слегка отведенной в сторону,- развернутый свиток; П. назван Обнорским и Вологодским чудотворцем «иже на Нурме реце». Состав клейм (справа и слева расположены в 2 ряда): 1) постриг П.; 2) П. раздает милостыню неимущим; 3) П. получает у прп. Сергия Радонежского благословение на уединенное житие; 4) П. испрашивает у прп. Сергия Радонежского благословение удалиться в пустынь; 5) прп. Сергий Радонежский благословляет П. и вручает ему крест; 6) к П. приходит братия; 7) П. в Комельском лесу подвизается в дупле липы; 8) П. устраивает келью и роет колодец недалеко от буд. мон-ря; 9) к П. приходит братия; 10) прп. Сергий Нуромский видит, как П. кормит птиц и зверей; 11) видение П. в пасхальную ночь и основание обители; 12) П. просит у свт. Фотия в Москве благословение на строительство Троицкой ц.; 13) после ночного видения свт. Фотий, не давший благословения П., повелевает разыскать его; 14) свт. Фотий испрашивает прощение у П. и благословляет его на строительство церкви; 15) П. с братией молятся в монастырском храме; 16) П. в праздник Богоявления сообщает братии о набеге татар на Кострому; 17) П. перед смертью завещает братии хранить общежительный устав; 18) преставление и погребение П.; 19-22) чудо о разбойниках, хотевших ограбить мон-рь; 23) исцеление жителя Вологды (согласно надписи, исцеление Симона из «веси Кубена»); 24) исцеление бесноватого Феодора, сына боярина Мелентия; 25) вразумление 2 иноков Павловой обители за нарушение правил общежития; 26) наказание инока, тайно делавшего в келье квас; 27) наказание др. инока, пораженного расслаблением у гробницы П.; 28) Феодор Фрязин просит прощения у игумена за то, что без его благословения выпил воды из колодца П. (?); 29) наказание расслаблением инока Митрофана за тайноядение; 30) исцеление бесноватого юноши (отрока из «веси Ухтома»?); 31-32) исцеление Симона из «веси Кубена»; 33) спасение Симеона-двинянина и корабельников от бури; 34) исцеление боярина Симеона-литвина, наказанного за неверие к П.

Основным источником для житийного цикла послужила Пространная редакция Жития П., включающая описания 19 посмертных чудес (кроме клейма 28). В клейме 10 использован эпизод из Жития прп. Сергия Нуромского. В ряде случаев нарушен хронологический порядок сюжетов, детали изображения не всегда точно соответствуют тексту Жития. В цикл включено неск. оригинальных композиций (изображение преподобного в дупле, чудеса о грабителях и др.). В ряде случаев иконописец конкретизирует место действия, помещая на фасад храма соответствующий образ (Пуцко В. Г. Древние иконы в Павло-Обнорском мон-ре // Русская культура на пороге 3-го тысячелетия: Христианство и культура. Вологда, 2001. С. 116-125). В клейме 5 представлена одна из святынь мон-ря - крест, к-рым прп. Сергий Радонежский благословил П. на отшельническую жизнь.

На иконе П. с сюжетами жития XVIII в. (?) (ВГИАХМЗ) святой изображен фронтально в рост, его руки разведены в стороны (правая с жестом благословения, в левой - развернутый вверх свиток с уникальным пространным текстом). Вверху Св. Троица, по сторонам свободно расположены сцены из Жития П. в неск. регистрах (состав сюжетов не определяется из-за плохой сохранности живописи). Вероятно, П. представлен в житийном цикле на иконе «Преподобные Дионисий и Амфилохий Глушицкие, с 18 клеймами жития» посл. четв. XVII в. из Покровского Глушицкого мон-ря Кадниковского у. Вологодской губ. (ВГИАХМЗ): в клейме 11 показано, как некий монах Павел приходит к прп. Дионисию «на благословение».

В качестве самостоятельной композиции в монументальной живописи иллюстрировался сюжет встречи преподобных П. и Сергия Нуромского (Павлов Обнорский мон-рь, фотография сделана между 1879 и 10-ми гг. XX в., ВГИАХМЗ). В совр. иконописи он получил распространение в кратком варианте - пребывание П. в лесу среди зверей и птиц (ростовые иконы мастерской «Православная икона» в Сергиевом Посаде, мастерской во имя прп. Алипия Печерского; образ из местного ряда иконостаса Троицкого собора Павло-Обнорского мон-ря). Известны изображения П. в дупле: роспись на столбе возле раки П. (фотография после 1909, ВГИАХМЗ), совр. графические иллюстрации. Вологодскими мастерами создавались иконы с редким, не связанным с Житием, сюжетом моления П. перед Богородицей (выносная икона XVII в. под записью, ВГИАХМЗ; ср. аналогичные изображения преподобных Корнилия Комельского и Иосифа Волоцкого): П.- справа в коленопреклоненной молитве с простертыми к Божией Матери руками.

В монументальной живописи П. обычно писали в рост, рядом с др. Вологодскими преподобными. В Софийском соборе в Вологде (1686-1688, артель Д. Г. Плеханова) он представлен между преподобными Димитрием Прилуцким и Корнилием Комельским в традиц. типе изображения (благословение именословное, свиток свернут). Образ святого с расположенным диагонально свитком в руках помещен на стене алтаря в Троицком соборе Павлова Обнорского мон-ря (кон. XIX - нач. XX в.). По иконографии он близок к храмовой иконе, находившейся в местном ряду ц. во имя П. в кон. XIX - нач. XX в. (запечатлена на фотографии, сделанной до пожара 1909 г.). Образцы современных настенных изображений П.: на фасаде ц. прп. Корнилия Комельского в Грязовце Вологодской обл., в нижнем ряду на юж. стене вологодской ц. Покрова Пресв. Богородицы на Козлене (1998-2000, худож. А. Ю. Демидов), поясные образы в одном из медальонов в Троицком соборе Пахомиева Нерехтского жен. мон-ря (2000-2005, А. В. Алёшин) и в стенописи ц. в честь Державной иконы Божией Матери в С.-Петербурге (артель с.-петербургских иконописцев).

Изображение Св. Троицы, указывающее на посвящение собора Павлова Обнорского мон-ря, часто дополняет иконы П. разных иконографических изводов. Об этом свидетельствуют также тексты сохранившихся документов: образ П. «чюдотворца, во облаце Троица Живоначалная, писаны на золоте на глади» упоминается в описи Спасо-Каменного мон-ря 1670 г.; шитая хоругвь - образ П. «чюдотворца носящей большей, по голубой тафте, шит розными шелками с Троицею, подписи шиты золотом» - в описи Павлова Обнорского мон-ря 1654 г. (Переписные книги. 2011. С. 115, 276). Реже встречаются иконы с образом Спасителя в верхней части композиции, как в местном ряду Троицкого собора Павлова Обнорского мон-ря (Там же. С. 272).

Господь Вседержитель. с преподобными Сергием Нуромским и Павлом Обнорским. Икона. Кон. XIX в. (ц. прав. Лазаря в Вологде)
Господь Вседержитель. с преподобными Сергием Нуромским и Павлом Обнорским. Икона. Кон. XIX в. (ц. прав. Лазаря в Вологде)

Господь Вседержитель. с преподобными Сергием Нуромским и Павлом Обнорским. Икона. Кон. XIX в. (ц. прав. Лазаря в Вологде)
С сер. XVII в. образ П. традиционно включался в сонм предстоящих и припадающих местных святых в композициях «Господь Вседержитель (Спас Смоленский), с Вологодскими чудотворцами». Нек-рые из икон этого типа стояли в местном ряду справа от царских врат, состав святых варьировался, зависел от изменений границ Вологодской епархии. В 1656 г. впервые упоминается о подобной иконе как вкладе игум. Иоасафа в Арсениев Комельский мон-рь (Шамина И. Н. Вкладная книга Арсениева Комельского мон-ря Вологодского у. // ВЦИ. 2007. № 3(7). С. 28). В описи Софийского собора в Вологде 1663 г. указан находившийся напротив архиепископского места «образ Всемилостивый Спас Смоленский… со святыми вологодскими» (27 святых), к-рый, вероятно, был устроен вологодскими посадскими людьми в память об избавлении города от моровой язвы в 1654 г. Образ П. наряду с преподобными Димитрием Прилуцким и Дионисием Глушицким включен в программу иконы «Господь Вседержитель, с 12 святыми» 40-50-х гг. XVII в. из ц. вмч. Георгия в Вологде (ВГИАХМЗ; П. припадает к стопам Спасителя справа). На самой ранней сохранившейся иконе с расширенным сонмом предстоящих «Господь Вседержитель, с Вологодскими святыми» сер.- 3-й четв. XVII в. из Троицкой (Герасимовской) ц. на Кайсаровом ручье в Вологде (ВГИАХМЗ) из 30 святых как наиболее чтимые выделены преподобные Димитрий Прилуцкий и П. (справа, припадает к стопам Спасителя). Это расположение 2 святых повторяется на вологодских иконах 2-й пол. XVII в. из Димитриева Прилуцкого мон-ря, XVIII в. из Троицкой (Герасимовской) ц., 1-й пол. XVIII в. из ц. Преображения на Болоте в Вологде (все в собрании ВГИАХМЗ) и др. Иногда фигуру П. помещали в др. местах композиции: на иконе XVIII в. (?) под записью из ц. Рождества Пресв. Богородицы на Верхнем долу в Вологде (ВГИАХМЗ) П. представлен в правой нижней части композиции, в ряду коленопреклоненных преподобных; в аналогичном месте (между Комельскими святыми) - на иконе 1778 г., написанной для кафедрального Троицкого собора в Архангельске по заказу вологодского купца Н. И. Бовыкина в московской мастерской Л. К. Ершева (АМИИ), и на ее копии, выполненной для ц. свт. Николая Чудотворца во Владычной слободе Вологды на средства того же вкладчика в 1779 г. вологодскими иконописцами Д. В. и И. Д. Сумароковыми, а также на списке (дополненном 2 патрональными святыми) нач. XIX в. из семинарской ц. прп. Кирилла Белозерского в Вологде (обе во ВГИАХМЗ). На иконе 2-й пол. ХVIII в. из ц. Владимирской иконы Божией Матери в Вологде (ВГИАХМЗ) П. показан в правой части композиции в ряду с др. Комельскими преподобными - Сергием Нуромским, Корнилием и Иннокентием. Возле Спасителя справа П. предстоит на 2 иконах XVIII в. (ВУИАХМЗ). Гораздо реже образ П. размещали в левой части композиции, напр., на иконе XVII в. (?) (с поздними записями, ВГИАХМЗ) - в верхнем ряду предстоящих, рядом со свт. Антонием Вологодским, и на иконе 1-й пол. XIX в. с поновлениями из вологодской ц. прав. Лазаря (П. припадает к стопам Иисуса Христа слева - возможно, неточность поновителя иконы).

Уникален по иконографии образ кон. XIX в. в академической манере (ц. прав. Лазаря в Вологде): стоящему на облаке Спасителю предстоят 2 Вологодских преподобных - Сергий Нуромский и П. (справа, со скрещенными на груди руками, с длинными четками). Обнорский святой изображен с длинной клинообразной седой бородой и волнистыми волосами до плеч, разделенными на прямой пробор. В совр. иконописи появился «Образ Пресвятой Богородицы Вологодской» (ок. 2002, вологодский иконописец А. М. Зубов), находящийся в приделе прп. Кирилла Новоезерского ц. блгв. кн. Александра Невского в Вологде (П. слева, со свитком в правой руке).

Образ П. изредка вводился в иконописные и монументальные ансамбли, посвященные последователям прп. Сергия Радонежского, напр. на иконе «Прп. Сергий Радонежский, с учениками» посл. трети XVII в. из ризницы Троице-Сергиева мон-ря (СПГИАХМЗ); на 2 иконах «Собор св. учеников прп. Сергия Радонежского» в Успенском соборе ТСЛ (1881-1882, московский иконописец М. А. Рогожкин); в росписи ц. прп. Сергия Радонежского (1845-1847, поновления и реставрации - 1883, 1948, 1966) и др.

П. и подвизавшийся поблизости его «собеседник», прп. Сергий Нуромский, часто изображались вместе, как в сюжетных циклах, так и на отдельных иконах и среди избранных святых. В описи Димитриева Прилуцкого мон-ря 1688 г. упоминается образ Св. Троицы «невелик ветох» с прп. Сергием и П. на полях; судя по описи Спасо-Нуромского мон-ря 1615 г., там имелась икона «на одной дске три образа Спас во облаце, Сергий чудотворец, Павел Обнорский на празелени, пядница большая»; в описи 1678 г. той же обители отмечен перевезенный в часовню на большую дорогу «образ, местной, Сергия и Павла преподобных чудотворцов», находившийся ранее в теплой ц. Рождества Христова (Переписные книги. 2011. С. 70, 263, 266). В 1701-1702 гг. упомянуто изображение святых вместе в ц. свт. Николая Чудотворца с. Никольского, хоругвь с их образами «на белом железе» у правого клироса в холодной ц. в честь иконы Божией Матери «Знамение» в с. Фроловском - в вотчинах Павлова Обнорского мон-ря (Шамина. 2010. С. 23, 35). К этому изводу относится образ 1-й пол. XVIII в. (собрание Ф. Р. Комарова), на к-ром прп. Сергий Нуромский и П. изображены в молении Господу Вседержителю. Святые представлены вместе в клейме на вертикальной перекладине бронзового памятного креста (1997, скульптор А. В. Климков), установленного на месте разрушенного Спасо-Всеградского собора в Вологде.

В сер. XVII - нач. XVIII в. в Павловой Обнорской обители и ее вотчинах было неск. икон П. и прп. Сергия Радонежского: в местном ряду иконостаса Троицкого собора (Переписные книги. 2011. С. 273); «месной образ Пресвятые Богородицы с превечным Младенцем, моление преподобных чюдотворцов, Сергия, Радонежского чюдотворца, и Павла, Обнорского чюдотворца, на красках» в паперти ц. во имя П. и образы «преподобных чюдотворцев, Сергия Радонежского и Павла, Обнорского чюдотворца, во облаце Святая Троица» в Успенской ц. и трапезной (Шамина. 2010. С. 57, 58). Известно парное изображение П. с прп. Корнилием Комельским (на покровце 2-й пол. XIX в. (до 1884), ВГИАХМЗ). В 1654 г. в приделе прп. Сергия Радонежского Троицкого собора Павлова Обнорского мон-ря находилась запрестольная икона, на одной стороне к-рой был написан образ Божией Матери «Одигитрия», а на другой - П. и свт. Николай Чудотворец (Переписные книги. 2011. С. 273). Известны парные изображения П. и прп. Макария Писемского, напр. на иконе XVIII в. (собрание А. Д. Липницкого), на образках кон. XIX - нач. XX в. К памятникам редкой иконографии относится изображение П. (слева, сравнительно молод) и прп. Феодосия Тотемского у раки со св. мощами последнего на пейзажном фоне с видом Тотьмы (кон. XVIII - нач. XIX в., ВГИАХМЗ). В качестве патронального святого заказчика П. представлен вместе с прп. Марией Египетской или с вмц. Варварой на иконах 2-й пол. XIX в. (частные собрания). Известны многочисленные изображения П. среди избранных и местных святых: напр., на иконах на столбиках царских врат сер.- 3-й четв. XVII в. из ц. сщмч. Климента в посаде Уна Архангельской губ. (ГРМ), на иконе посл. трети XIX в. из Борисоглебского мон-ря на Устье под Ростовом. Создатели подобных икон не всегда следовали получившей распространение на вологодских землях иконографии П. (иногда его голову покрывает куколь).

На редкой иконе (не ранее 1912, собрание С. В. Гнутовой) запечатлены рака с сенью для мощей П., сооруженная по заказу имп. Николая II после пожара 1909 г. в Павловом Обнорском мон-ре (фирма П. И. Оловянишникова по эскизу С. И. Вашкова), а также чудесным образом уцелевшие в пожаре рельефные металлические надгробные изображения лика святого (в куколе, глаза закрыты) и его десницы; на облаке - образ прор. Илии (возможно, связан с местом первоначального бытования иконы).

Образ коленопреклоненного П. (на голове - клобук) на облаке в молении образу Св. Троицы помещен на гравюре 1850 г. А. Афанасьева с видом Павлова Обнорского мон-ря с юго-зап. стороны (ВГИАХМЗ). Акварельный эскиз с ростовым образом П. входит в подборку иконографии рус. святых сер. XIX в. из собрания кн. М. А. Оболенского (Красноярский краевой КМ). На пороге кельи в потоке света П. запечатлен на книжной иллюстрации, там же есть сюжет со спасением утопающих в Сев. Двине (Воскресенский А. Свято-Троицкий Павло-Обнорский 3-классный общежительный муж. мон-рь Вологодской епархии: Ист. очерк. Вологда, 1914. С. 18, 21).

Образ П. встречается также в композиции «Собор русских святых» на иконах поморского извода кон. XVIII - 1-й пол. XIX в. (МИИРК, ГТГ, ГИМ, ГРМ) и в группе Вологодских чудотворцев на иконах «Все святые, в земле Русской просиявшие» письма мон. Иулиании (Соколовой) (ок. 1934, 50-е гг. XX в., ТСЛ, СДМ) и в их совр. повторениях.

Лит.: Суворов Н. И. Опись Павло-Обнорского мон-ря Вологодской епархии // ИИАО. 1864. Т. 5. Вып. 3. Стб. 162-190; Антонова, Мнёва. Каталог. Т. 2. С. 51-53, 460-461. Кат. 397, 399, 979; Hlaváčková J. Russische Ikonen aus den Sammlungen der Tschechoslowakishen Akademie der Wissenschaften und der Nationalgalerie in Prag. B., 1985. Taf. 9; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 189-190; Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 231-239; Гордиенко Э. А. Новгород в XVI в. и его духовная жизнь. СПб., 2001. С. 369-370; Прп. Димитрий Прилуцкий, Вологодский чудотворец: К 500-летию Сретения чудотв. образа 3 июня 1503 г. М., 2004. С. 89, 92, 94-97. Кат. 31, 37, 39-42; Иконы Вологды XIV-XVI вв. М., 2007. С. 484-499. Кат. 78; Шедевры рус. иконописи XIV-XVI вв. из частных собр.: Кат. М., 2009. С. 458-461. Кат. 105; Шамина И. Н. Опись имущества вологодского Павлова Обнорского мон-ря 1701-1702 гг. // ВЦИ. 2010. № 1/2(17/18). С. 17-107; Переписные книги вологодских мон-рей XVI-XVIII вв.: Исслед. и тексты / Отв. ред.: М. С. Черкасова. Вологда, 2011. С. 70, 114-115, 225, 262, 266, 272-273, 276-277, 315, 317; Русские святые: Кат. выст. / Авт.-сост.: М. Н. Шаромазов, О. В. Силина. Ярославль, 2014. С. 92-93, 109, 126-127, 148, 151. Кат. 4, 35, 55, 86, 94; Рыбаков А. А. Икона «Спас Всемилостивый, с 24 вологодскими святыми» 1778 г.: Реликвия Рус. Севера и памятник иконографии вологодских святых XVIII в. / ВХНРЦ. М., 2014. (Исследование и реставрация одного памятника; 9); Художественные сокровища Патриаршего музея церк. искусства при Храме Христа Спасителя. М., 2016. С. 157; Гнутова С. В. Икона с изображением раки с мощами прп. Павла Обнорского: К вопросу о худож. убранстве рак для мощей рус. святых, канонизированных на рубеже XIX-XX вв. // II Деминские чт.: Отчетная науч. конф. ЦМиАР по итогам 2016 г.: Тез. докл. М., 2017. С. 28-32; Иконы Вологды кон. XVI-XVII в. Вологда; М., 2017. С. 154, 168-171, 472-488, 496-506. Кат. 16, 64, 66.
Е. А. Виноградова
Ключевые слова:
Святые Русской Православной Церкви Преподобные Русской Православной Церкви Иконография преподобных Основатели монастырей Русской Православной Церкви Павлов Обнорский во имя Святой Троицы мужской монастырь (Вологодской епархии Вологодской митрополии) Павел (1317 - 1429), основатель Павлова Обнорского во имя Святой Троицы мужского монастыря, преподобный (память 10 янв. и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых)
См.также:
АВРААМИЙ ГАЛИЧСКИЙ [Чухломской, Городецкий] († 1375), прп. (пам. 20 июля, 23 янв. - в Соборе Костромских святых и в Соборе Радонежских святых)
АВРААМИЙ РОСТОВСКИЙ архим., прп. (29 окт. - обретение мощей, 23 мая – в Соборе Ростово–Ярославских святых и в Соборе Карельских святых )
АЛЕКСАНДР ОШЕВЕНСКИЙ (Алексей; 1427–1479), игум., основатель Александрова Ошевенского мон-ря, прп. (пам. 20 апр., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых)
АНТОНИЙ († 1073), прп. Киево-Печерский, основатель Киево-Печерского мон., один из основоположников рус. монашества (пам. 10 июля, 2 сент., в Соборе Афонских преподобных, в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и 28 сент.)
АНТОНИЙ ДЫМСКИЙ прп. (пам. 17 янв., 24 июня, в Соборе Новгородских святых и в Соборе Санкт-Петербургских святых)
АНТОНИЙ ЛЕОХНОВСКИЙ (2-я пол. XVIв. - ок. 1613.), основатель Антониева Леохновского мон-ря, прп. (пам. 17 окт., в Соборе Новгородских святых, в Соборе Тверских святых и во 2-ю пятницу после 29 июня - перенесения мощей)
АНТОНИЙ СИЙСКИЙ (1478-1556), игум., осн. Антониева Сийского мон-ря, прп. (пам. 7 дек., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых)
АРСЕНИЙ КОНЕВСКИЙ (Коневецкий; кон. XIVв. – 1447), прп.(пам. 12 июня, в Соборе Афонских преподобных, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Карельских святых, в святых Санкт-Петербургской митрополии, и в Соборе преподобных отец Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря)
ВАРЛААМ ВАЖСКИЙ ([Пинежский или Шенкурский] Василий Степанович; † 1462), основатель Варлаамиева Важского во имя ап. Иоанна Богослова муж. мон-ря, прп. (пам. 19 июня, в субботу между 31 окт. и 6 нояб.- в Соборе Карельских святых, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых)
ВАРЛААМ ХУТЫНСКИЙ (Алекса Михалевич; † 6.11.1193?,) прп. (пам. 6 нояб., в 1-ю пятницу Петрова поста, в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых)
ГЕРАСИМ [Вологодский] († 1178), прп. (пам. 4 марта и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых)
ГЕРАСИМ (Григорий Михайлович; 1488/89-1554), прп. Болдинский (пам. 1 мая, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых)