О П., как и о большинстве святых Дальних пещер, сохранились только краткие поздние сведения. Он не упоминается в комплексе ранних источников, повествующих о Киево-Печерском мон-ре (см. Киево-Печерская лавра) и его насельниках до 30-х гг. XIII в.,- в Киево-Печерском патерике, «Повести временных лет» (см. Летописание) и Житии прп. Феодосия Печерского. Указание на XIII-XIV вв. как на время жизни П. (Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 24, 28-29 и др.) следует признать необоснованным.
Имя П. не указано в «Тератургиме» мон. Афанасия Кальнофойского (К., 1638) в перечне святых, чьи мощи находятся в Дальних пещерах (см.: Описание Киево-Печерской лавры. С. 286-289; Модест (Стрельбицкий). 1885. С. 79-81), а также в составленном по благословению митрополита Киевского св. Петра (Могилы) ок. 1643 г. «Каноне преподобным отцам Печерским», автором к-рого считается протосинкелл и экзарх патриарха К-польского Мелетий Сириг. В рукописном сборнике из б-ки Дальних пещер, послуживший источником архиеп. Модесту (Стрельбицкому) при написании «Кратких сказаний о святых отцах Дальних пещер» (1-е изд.- 1862), сообщалось, что П. принял постриг в Киево-Печерском мон-ре, безропотно выполнял все послушания, какие требовал от него настоятель, и никогда не пребывал в праздности: в свободное от послушаний время молился Богу или молол муку в жерновах «розмашисто, изнуряя тело свое всегда, и проводя живот свой, побожно скончася» (Модест (Стрельбицкий). 1885. С. 55).
Местная канонизация П. совершена при архим. Варлааме (Ясинском), настоятеле Киево-Печерской лавры в 1684-1690 гг. (впосл. митрополит Киевский), когда был установлен Собор преподобных отцов Дальних пещер. Тогда же, вероятно, была составлена «Служба Собору преподобных отцов Печерских, ихже нетленные мощи в Дальней пещере почивают», в к-рой П. прославляется как блаженный «воздержания рачитель» в 3-м тропаре 5-й песни канона. Общецерковное почитание П. установлено указами Синода 1762, 1775 и 1784 гг., в соответствии с которыми было разрешено печатать службы Печерским преподобным и вносить их имена (в т. ч. П.) в общецерковные месяцесловы.
В 1843 г. установлено празднование Собору всех Киево-Печерских святых и Собору всех святых, в Малой России просиявших. Святому имеются тропарь и кондак (опубл. в кн.: Там же. С. 55-56). День памяти П., как и мн. др. святым отцам Дальних пещер, установлен между 1868 и 1875 гг.
Описание облика П. содержится в Строгановском толковом иконописном подлиннике кон. XVIII в. (среди 130 Киево-Печерских преподобных; все без указания дней памяти): «Сед, брада и власы Сергиевы (прп. Сергия Радонежского.- Авт.), на плечах клабук черн, риза преподобническая дичь, испод бакан, руки накрест держит у сердца» (БАН. Строг. № 66. Л. 317, «левыя страны», 32-й; то же в т. н. Клинцовском подлиннике - РНБ. Тит. № 4765, кон. XVIII в.; см.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. № 386. С. 190). Крестообразное сложение рук у преподобных в «соборной» композиции Киево-Печерских чудотворцев (формировалась в 80-х гг. XVII в.), к-рую отражает Строгановский подлинник, встречается сравнительно редко (напр., отмечается у прп. Елладия Затворника в Ближних пещерах, прп. Зинона Постника в Дальних пещерах) и не связано с характеристикой определенного монашеского подвига, а скорее отражает духовный облик святого, в данном случае - его смирение, «послушливость». Этот жест был перенесен в иконографию единоличного изображения П. Таковым стала написанная в 40-х гг. XIX в. в мастерской Киево-Печерской лавры (иером. Иринарх с учениками) в ходе масштабных работ по созданию галереи иконных образов преподобных в Дальних и Ближних пещерах обители икона при мощах святого. П. представлен мужем средних лет с тонкими чертами лица, у него спадающие до плеч светлые вьющиеся волосы и разделенная надвое борода средней длины; он показан по пояс, в легком 3/4-ном повороте влево, в мантии, с непокрытой головой, кисти рук прижаты к груди крест-накрест, левая поверх правой.
Согласно Д. А. Ровинскому, наиболее ранние изображения композиции «Собор Киево-Печерских чудотворцев» расширенного извода отмечаются в гравюрах (кон. XVII и 1-й пол. XVIII в., см.: Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. С. 623. № 1507, 1507). Местоположение П. в большинстве случаев неизменно: в левой группе чудотворцев, почивающих в Дальних пещерах, в верхней части композиции, обычно в 5-м снизу ряду, 2-м в «пятерице» святых, после прп. Ипатия Целебника и перед преподобными Кассианом, Руфом и Мардарием Затворниками. Фигура П., как правило, показана в развороте к центру композиции, оплечно, жест рук не просматривается; в мантии (иногда в схиме), голова не покрыта. В нимбе при имени обычно указано прозвание Послушливый (варианты: Послуш., Послушлив. и др.). Примеры эстампов традиц. иконографии «Собор Киево-Печерских чудотворцев»: киевская гравюра Василия Белецкого (1751, 1756 - РГБ), гравюра почаевского мастера 2-й пол. XVIII в. Иосифа Гочемского, гравюра 1771/74 г. работы Иоанна Кончаковского и ее копия 1821 г. работы Герасима Проценко (Там же. Кн. 3. С. 621-633. № 1505-1518; Кн. 4. С. 761-763. № 1505а, 1517), раскрашенная гравюра 1-й трети XIX в. (ГЛМ), офорт 1-й четв. XIX в. (РГБ), тонолитография 1893 г. (ГЛМ), хромолитография 1894 г. (ГЛМ, РГБ) и мн. др. В иконописи наиболее ранней соответствующей традиц. схеме иконографии «Собор Киево-Печерских чудотворцев» расширенного извода является икона 1766 г. (Харьков (частное собрание)); примеры икон: 2-й пол. XVIII в. из Киево-Печерской лавры (НКПИКЗ; см.: Правосл. икона России, Украины, Беларуси: Кат. выст. М., 2008. С. 116-117); 1-й трети XIX в. (КБМЗ); сер. XIX в. предположительно из мастерской Киево-Печерской лавры (Троицкий собор Успенского жен. мон-ря в Александрове); 2-й пол. XIX в., ЦМиАР, в т. ч. на эмалевом образке 3-й четв. XIX в. (Нововалаамский монастырь, Финляндия). Вариант изображения П. в данной композиции: с покрытой клобуком головой, устремленным вверх взором святой представлен на иконе посл. трети XVIII в. (1771?, ИркОХМ - Иркутские иконы: Кат. / ИркОХМ; сост.: Т. А. Крючкова. М., 1991. С. 62. Кат. 28).
В полноте лет, с легкой проседью в бороде, с куколем на голове (просматривается схима) П. показан на иконе «Собор преподобных отцов, нетленно почивающих в пещере прп. Феодосия» (1890), созданной в мастерской Киево-Печерской лавры и находящейся при нижнем входе в Дальние пещеры; полуфигура - в легком развороте влево.
В монументальной живописи образ П. включен в роспись галереи, ведущей в пещерную ц. прп. Иова Почаевского в Почаевской Успенской лавре (художники иеродиаконы Паисий и Анатолий, кон. 60-х - 70-х гг. XIX в., поновление - 70-е гг. XX в., ок. 2010): в группе Киево-Печерских святых XIV в. (расположены в алфавитном порядке. П.- между преподобными Нестором некнижным и Паисием), видна лишь покрытая куколем опущенная голова, у святого - темно-каштановая борода без проседи.