(Кон. III - 1-я пол. IV в.), свт., исп. (пам. 23 дек.), еп. Неокесарийский. П. подвергся гонениям при имп. Лицинии (308-324), который поначалу поддерживал Миланский эдикт о веротерпимости, изданный равноап. имп. Константином I Великим (313), и даже издал в том же году собственный эдикт в поддержку христиан, но затем в 320 г. изменил свое отношение к христианам и начал преследовать их. Услышав о добродетельном архипастыре П., император призвал его к себе и стал требовать отречения от веры. Когда святой отказался, его по приказу императора подвергли бичеванию, а затем сковали ему руки раскаленными металлическими скобами так, что кисти обуглились, а пальцы святого утратили возможность сгибаться.
В 324 г. Лициний был побежден имп. Константином I Великим и преследования христиан прекратились. В 325 г. П. принял участие во Вселенском I Соборе в числе многих др. архиереев-исповедников, проявивших твердость в приверженности правосл. веры,- у кого-то по приказу императоров-язычников были отрезаны нос или уши, кому-то выкололи глаза. П. же предстал на соборе с руками, изуродованными раскаленным железом, они были почти неподвижны. По преданию, имп. Константин поцеловал руки П. и приложил их к глазам со словами, что он рад целовать руки, «омертвевшие за Христа».
Упоминая о присутствии П. на Соборе, Феодорит, еп. Кирский († 428), сообщает, что Неокесария (ныне Никсар, Турция) - это крепость на берегу р. Евфрат, хотя на самом деле она не расположена на берегу этой реки. В некоторых более поздних агиографических источниках сказано, что П. был сослан в крепость на берегу Евфрата; возможно, это неточно переданные сведения из «Церковной истории» Феодорита или имелось в виду, что П. был подвергнут пыткам в Никомидии, где находилась резиденция Лициния, а затем отправлен на берега Евфрата и там посажен в темницу. В некоторых греческих источниках П. назван архиепископом, что не совсем корректно, как замечает архиеп. Сергий (Спасский), т. к. Неокесария в то время не была митрополией (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 518).
После многолетних трудов на благо Церкви и противостояния ересям П. мирно скончался.
Сказание о П. было включено в славянские стишные Прологи (Петков, Спасова. Стиш. Пролог. Т. 4. С. 90-91).