Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ОСТИЙСКИЕ МУЧЕНИКИ
53, С. 455-458 опубликовано: 7 августа 2023г.


Содержание

ОСТИЙСКИЕ МУЧЕНИКИ

[Лат. Martyres ad Ostia Tiberina] (III в. ?) (пам. 30 янв.; пам. греч. 30 янв.; пам. зап. 5 сент., 22, 23, 24 авг., 20 мая), пострадали в эпоху гонений на христиан в г. Остия близ Рима. Сведения об О. м. содержатся в 2 созданных примерно в одно время агиографических циклах, первый из к-рых посвящен мч. Кенсорину (Кенсурину, Цензорину), второй - мц. Аврее (греч. Χρυσῆ (Хрисе)). А. Дюфурк отметил, что эти святые не связаны между собой (Dufourcq. 1907. Vol. 2. P. 118). Мученичество Кенсорина сохранилось в 2 редакциях (BHL, N 1722-1723); не позднее кон. IX в. одна из них (BHL, N 1722) была переведена на греч. язык (BHG, N 466) с заглавием «Мученичество святых Кириака, Ипполита, Максима, Хрисы и прочих». Мученичество Авреи имеет более многочисленные редакции (BHL, N 808-813d), что указывает на его большую популярность по сравнению с Мученичеством Кенсорина. По мнению большинства исследователей, оба Мученичества были созданы в Риме не ранее IV в. и не позднее VI в. Так, Дюфурк пришел к выводу, что Мученичество Кенсорина было составлено в 1-й пол. VI в., Мученичество Авреи - немного позднее (Dufourcq. 1900. Vol. 1. P. 246-247; 1907. Vol. 2. P. 113-119). К VI в. относил время создания обоих произведений и Ф. Ланцони (Lanzoni. Diocesi. P. 101), а Э. Фольери датировал этим периодом Мученичество Кенсорина (Follieri. 1977. P. 39). Однако В. Саксер считал, что Мученичество Кенсорина было создано в кон. IV - нач. V в., а Мученичество Авреи - в 1-й пол. V в. (Saxer. 1978. P. 120). Также в одной из рукописей XV в. «Большого австрийского легендария» содержится Мученичество еп. Кириака (BHL, N 2055 b; ActaSS. Aug. T. 4. P. 757. Not. 10).

Согласно Мученичеству Кенсорина (BHL, N 1722), при имп. Клавдии (вероятно, Клавдий II Готский (268-270)) и викарии Ульпии Ромуле началось жестокое гонение на христиан в окрестностях Рима. Кенсорин занимал важный пост при имп. дворе (praepositus magisteriae potestatis) и был тайным христианином. Он не уклонялся от выполнения приказов Клавдия, но при этом помогал единоверцам в темнице и укреплял их перед казнью. По доносу Кенсорин был доставлен на суд к императору и открыто исповедовал Христа, после чего его заключили в темницу близ Остии. В том городе находилась дева Аврея (Авра) из царского рода, к-рая пережила мн. гонения, была осуждена, но затем отпущена в свое небольшое имение, где пребывала с верующими мужами и благочестивыми девами. Аврея служила Кенсорину и приносила ему в тюрьму пропитание. В Остии проживали пресв. Максим и диак. Архелай, которые ежедневно совершали богослужения. Всякий раз, когда Максим приходил к Кенсорину, оковы с его рук и ног спадали. Пресвитер призвал тюремных стражников оставить идольское служение, познать Истинного Бога, креститься и принести покаяние в совершённых беззакониях, в т. ч. и в убийствах христиан. Тогда 17 воинов - Феликс, Максим, Таврин, Геркулан, Невин, Гисторакин, Мина, Коммодий, Гермес, Мавр, Евсевий, Рустик, Монаксий, Амандин, Олимпий, Кипр и трибун Феодор - приняли крещение от Максима, а Кириак, еп. Остии, совершил над ними миропомазание и наставил в христ. вере. В то время в Остии у некоего сапожника внезапно умер сын. Еп. Кириак, пресв. Максим и Аврея прониклись его горем. Максим обратил сапожника в христианство и крестил. После этого еп. Кириак, придя с пресвитером в дом к новообращенному, помолился и воскресил его сына Фаустина, к-рому было 10 лет. Отрок уверовал во Христа и крестился. Узнав об этом чуде, император решил, что умерший был оживлен с помощью магии. Он приказал викарию Рима Ульпию Ромулу подвергнуть наказанию Аврею за то, что она занимается магией, не почитает богов, а вместе с ней и других, поступающих подобным образом. В Остии Ульпиан заключил всех христиан в темницу. Первой на допрос была вызвана Аврея, она исповедовала Христа и порицала идолов, после чего ее приговорили к пытке на дыбе. Когда по молитвам святой это орудие пыток рухнуло, деву стали бить палками, опалять ее ребра огнем, но она лишь непрестанно восхваляла Бога. Аврею вновь бросили в темницу, а Ульпий велел доставить к себе пресв. Максима и диак. Архелая. Викарий обвинил их в том, что они отвращают жителей города от древней религии, и приказал обезглавить у триумфальной арки перед театром вместе с уверовавшими воинами, а тела - бросить в море. Некий христианин Евсевий похоронил останки мучеников в гроте на Остийской дороге. Тела Таврина и Геркулана он перенес в Римский Порт (ныне Порто), трибуна Феодора похоронил в его гробнице, остальных мучеников - около еп. Кириака и пресв. Максима. Через 5 дней викарий приказал привести Аврею, вновь подверг ее пыткам, а затем велел утопить в море, привязав к ее шее большой камень. Тело святой волны вынесли на берег. Нонн похоронил ее 24 авг. в имении Авреи, за пределами Остии. После этого викарий потребовал от земледельца Сабиниана, знавшего Аврею, выдать ее имущество и принести жертвы богам. Вместо этого Сабиниан исповедовал Христа, заявив, что единственное известное ему сокровище - Бог христиан. Разгневанный Ульпиан, так и не узнав, где спрятаны богатства Авреи, приказал бить земледельца свинцовыми палками по спине. Об этом стало известно старцу Ипполиту (см. ст. Ипполит, сщмч.), он добровольно пришел к викарию, обличил его в бесчестии и призвал к истинной вере. Ульпиан приказал связать Ипполита по рукам и ногам и живым бросить в яму перед городскими стенами Римского Порта. Когда Ипполит пребывал в яме, послышался голос, восхваляющий Господа. Викарий приписал это чудо магии, которую якобы практиковал Сабиниан. Он приказал избить земледельца дубинками, затем растянуть его на дыбе и опалять ребра огнем. Под этими пытками Сабиниан скончался, а его тело бросили в колодец. Ночью 28 дек. пресв. Конкордий достал тело мученика и похоронил его рядом с Авреей.

Греч. перевод лат. Мученичества Кенсорина несколько отличается от оригинала: Аврея здесь названа Хрисой (Хрисией); имена нек-рых из уверовавших стражников переданы иначе: Геркулиан вместо Геркулана, Неверий вместо Невина, Сторакин вместо Гисторакина, Монакрий вместо Монаксия. Воскрешенному Фаустину было 12 лет; перед театром был обезглавлен только Архелай, а Максима бросили в темницу. Евсевий, названный пресвитером, похоронил Архелая на некой равнине. Воины, уверовавшие во Христа и принявшие крещение от пресв. Максима, вместе с ним и с еп. Кириаком были обезглавлены в темнице, а их тела брошены в море. Пресв. Евсевий похоронил Максима и Кириака 8 авг. в крипте на равнине близ Остии. Через 4 дня Евсевий нашел на морском берегу останки воинов и похоронил их вместе с трибуном Феодором. В этом Мученичестве говорится, что Нонн, предавший земле Хрисию, получил др. имя - Ипполит, он был пресвитером и скончался 22 авг. Савиниан, названный главой Остии, был похоронен 27 янв. пресв. Кордием (вместо лат. Конкордия).

В др. лат. редакции Мученичества Кенсорина (BHL, N 1723) говорится, что О. м. пострадали во время гонений имп. Требониана Галла (251-253). Кенсорин назван префектом Рима. В остийской тюрьме его посещали пресв. Максим, диак. Архелай и Аврея (здесь не названная девой), по молитвам к-рых совершалось множество чудес. Имена некоторых стражников в этой редакции переданы иначе: Невин носит имя Венерий, Гисторакин - Сторокин, Коммодий - Коммод, Монаксий - Монахий, Олимпий - Олиппий. Прибыв в Остию, Ульпиан сразу призвал на суд еп. Кириака, пресв. Максима, диак. Архелая, Аврею, Кенсорина и обращенных в христианство стражников. Их подвергли допросу, заключили в темницу, повторно допросили и пытали, после чего казнили 5 сент. у арки перед театром в Остии. Пресв. Евсевий собрал тела казненных христиан и похоронил Таврия и Геркулана в Римском Порте, Феодора - в его гробнице, а еп. Кириака с прочими близ Остии.

В нек-рых редакциях Мученичества Авреи (BHL, N 808-810) время страданий святых датируется периодом правления имп. Клавдия, в других (BHL, N 811-813) - правлением имп. Александра Севера (222-235). Редакция BHL, N 810 по рукописи Brux. lat. 18653-57 (XV-XVI вв.) не содержит эпизода с Сабинианом. В начале Мученичества Аврея представлена как дева благородного происхождения, «дочь императоров», с младенчества христианка. После ареста и пыток император сослал ее вместе с семьей и подданными в Остию, в пригороде которой она пребывала в своем имении Эвпаристи. В дальнейшем повествовании Аврея названа знатной жительницей Остии. В этом городе жили еп. Кириак с пресвитерами Максимом, Евсевием, Конкордием и с диак. Архелаем, к-рые силой молитвы исцеляли больных и изгоняли бесов. Кенсорин выступает как важный чиновник при имп. дворе, которого заключили в остийскую тюрьму, т. к. он был тайным христианином. Согласно данному тексту, пресв. Евсевий похоронил стражников 8 авг. в гроте около Остии; нек-рых др. мучеников он похоронил 23 авг. рядом с Кириаком и Максимом, а Аврею 29 авг. предал земле Нонозий, к-рый также назывался Ипполитом и Нонном. Далее в Мученичестве содержатся хронологические неточности: Нонн был казнен и похоронен 23 авг., Сабиниан похоронен 28 авг. рядом с Аврией.

Историческую основу сказаний об О. м. определить трудно. Противоречивые сообщения об их гибели в различных редакциях Мученичеств не соответствуют данным о гонениях III в., во время к-рых христиане подвергались массовым преследованиям. Болландист Ж. Стилтинг, основываясь на сведениях из «Церковной истории» Евсевия Кесарийского (Euseb. Hist. eccl. VII 1) и нек-рых писем сщмч. Киприана Карфагенского, датировал кончину О. м. 252 г., когда правил имп. Требониан Галл (ActaSS. Sept. T. 2. P. 519). В «Синаксаристе» прп. Никодима Святогорца указано, что святые пострадали в 269 г. (Νικόδημος. Συναξαριστής. Τ. 3. Σ. 191-193).

В описанных выше агиографических сказаниях соединены отрывочные сведения о мучениках, почитавшихся в Остии и в Римском Порте и пострадавших, вероятно, в разное время. Нек-рые упомянутые в Мученичествах персонажи являются вымышленными (Dufourcq. 1907. Vol. 2. P. 118; Lanzoni. Diocesi. P. 101). О низком уровне лит. обработки текстов свидетельствуют допущенные агиографами оплошности: в Мученичестве Кенсорина главный герой внезапно исчезает из повествования и о его кончине ничего не сообщается; в Мученичестве Авреи героиня появляется дважды: как дочь императора, высланная из Рима в Остию, и как благочестивая матрона, жительница Остии (Dufourcq. 1907. Vol. 2. P. 117-119). Сюжеты сказаний об О. м. отличаются шаблонностью и типичны для римских агиографических произведений V-VII вв. Особое внимание, к-рое агиографы уделили обстоятельствам захоронений мучеников, вероятно, было связано с местным почитанием их гробниц (Bauer. 2003. S. 51-52). Т. о., вопреки мнению Стилтинга, к-рый считал Мученичества Кенсорина и Авреи достоверными источниками сведений о гонениях на христиан (ActaSS. Sept. T. 2. P. 519-520), исследователи обычно рассматривают их как лит. произведения, не имеющие исторической ценности (Delehaye. Origines. P. 294).

Почитание

Базилика св. Авреи в Остии-Антике. 1483. Фото: D. Jarvis
Базилика св. Авреи в Остии-Антике. 1483. Фото: D. Jarvis

Базилика св. Авреи в Остии-Антике. 1483. Фото: D. Jarvis
В древнейшем рим. календаре «Depositio martyrum» (сер. IV в.) упомянуты только те О. м., которые были похоронены в Римском Порте: под 5 сент. помещены имена Аконция, Нонна, Геркулана и Таврина (MGH. SS. AA. T. 9. P. 72). Дни памяти почти всех О. м. указаны в Иеронимовом Мартирологе (V-VI вв.): кроме дня памяти мучеников, похороненных в Римском Порте (5 сент.) (MartHieron. P. 489), здесь приведены 2 дня памяти Авреи - под 20 мая с указанием «в Остии» и под 22 авг. с указанием «в Римском Порте» (Ibid. P. 264, 456). Под 23 авг. помещены имена Кириака и Архелая, пострадавших в Остии, а также Ипполита, названного Нонном и казненного в Римском Порте (Ibid. P. 459). В Мартирологе Беды Достопочтенного (1-я пол. VIII в.) память О. м. не обозначена (Quentin H. Les martyrologes historiques du Moyen Âge. P., 1908. P. 47-48), а в королингских «исторических» Мартирологах приведены лишь отдельные дни памяти этих святых. Так, в Мартирологе Флора Лионского (сер. IX в.) под 22 авг. содержатся имена Ипполита, Кириака и Архелая в Римском Порте (Ibid. P. 339). В Мартирологах Адона Вьеннского и Узуарда (2-я пол. IX в.) память этих мучеников обозначена под 23 авг. (MartAdon. P. 281; MartUsuard. P. 288). В Римском Мартирологе кард. Ц. Барония (80-е гг. XVI в.) под 23 авг. указаны имена еп. Кириака, пресв. Максима, диак. Архелая и прочих пострадавших в Остии при префекте Ульпиане во время правления имп. Александра Севера; под 24 авг. помещено имя девы Авреи, под 5 сент.- Геркулана в Римском Порте (MartRom. P. 354, 356, 381). В совр. редакции Римского Мартиролога восстановлены дни памяти О. м., указанные в древнейших источниках: имя мц. Авреи содержится под 20 мая, имена Кириака и Архелая, не названных ни епископом, ни диаконом,- под 22 авг., память Геркулана и Таврина вместе с Нонном и Аконцием - под 5 сент. (MartRom (Vat.). P. 278, 447, 471).

Гробницы О. м. находились в базиликах, возведенных в IV-V вв. на пригородных некрополях Остии и Римского Порта. Почти все эти базилики в средние века пришли в упадок и были разрушены, в связи с чем их остатки трудно идентифицировать. О почитании О. м. в эпоху поздней античности свидетельствуют фрагменты надписей с упоминанием мучеников Хрисы, Таврина и Геркулана. В оратории рядом с театром в 1910 г. был обнаружен саркофаг некоего Кириака, однако этот Кириак не был ни епископом, ни мучеником, упомянутым в Мученичестве, но христианином, жившим в IV или V в. (Février. 1958. P. 299, 302).

Среди немн. остийских церквей, которые действовали в средние века, была базилика св. Авреи (Сант-Ауреа), построенная, вероятно, в кон. IV в. Об этой базилике упоминается в источниках VII-IX вв. и затем XII в., в то время в ней хранились мощи св. Астерия и 12 др. мучеников (ActaSS. Mai. T. 1. P. 489). В Liber Pontificalis говорится, что папа Сергий I (687-701) заново отстроил и покрыл крышей разрушенную базилику св. Авреи (LP. T. 1. P. 376). Также базилика была полностью отреставрирована при Льве III (795-816), она упоминается и в описаниях деяний Льва IV (847-855) (LP. T. 2. P. 14, 118). К XV в. древняя базилика обветшала, поэтому кард. Г. д' Эстутвиль велел построить на ее месте новую небольшую церковь. Строительство было завершено в 1483 г. по указанию кард. Дж. делла Ровере (впосл. папа Юлий II) (см.: Mastrorilli. 2008). Работы возглавлял архитектор Б. Понтелли. В 1430 г. в базилике были обретены мощи мц. Авреи и св. Моники, матери блж. Августина (ActaSS. Mai. T. 1. P. 490). В наст. время мощи Авреи хранятся в мон-ре облаток Иисуса и Марии в Альбано-Лациале. Возможно, мощи нек-рых из О. м. хранились в Парме - ее кафедральный собор был освящен 26 сент. 1104 г. папой Пасхалием II в честь Геркулана (ActaSS. Sept. T. 2. P. 519).

В греч. церковной традиции память О. м. отмечается 30 янв. вместе с памятью Ипполита, сщмч. Римского. В Патмосском списке Типикона Великой ц. (IX-X вв.) под этим числом содержится имя сщмч. Ипполита и сообщается о 16 не названных по именам мучеников, пострадавших с ним (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 46). В Синаксаре К-польской ц. (архетип кон. X в.) под 30 янв. перечислены имена 23 мучеников, пострадавших вместе с Ипполитом при имп. Клавдии; подробно говорится о мученичестве Кенсурина, члена сената, Авры, Савина и Ипполита (SynCP. Col. 431-434). В Минологии имп. Василия II (1-я четв. XI в.) память Ипполита и пострадавших с ним помещена под 29 янв.; за исключением мучеников Кенсорина, Хрисы и Савина (PG. 117. Col. 285), число пострадавших и их имена не уточняются.

При переводе в XI-XII вв. греч. синаксарей на славянский язык память сщмч. Ипполита и пострадавших с ним О. м. вошла под 30 янв. в состав краткого слав. нестишного Пролога (греч. и слав. текст см.: Славяно-русский Пролог по древнейшим спискам: Синаксарь за сент.-февр. / Изд. подгот.: Л. В. Прокопенко и др. М., 2010. Т. 1. С. 686-688). В стишном Прологе, созданном в Болгарии в XIV в., под этим же числом помещены двустишия и Жития Ипполита и О. м., из к-рых по именам названы Кенсорин, Хрисия и Савин (Петков, Спасова. Стиш. Пролог. 2010. Т. 5. С. 136-137). В ВМЧ митр. Макария под 30 янв. приводится краткое сказание о мучениках (Хриса здесь названа Златой) (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 437-438 (1-я паг.)). Впосл. свт. Димитрий Ростовский поместил под 30 янв. сказание, основанное на сведениях греч. синаксарей, об Ипполите, о Кенсорине, Савине, Хрисии деве и 20 пострадавших с ними (Книга житий святых. К., 1764. Кн. 2. Л. 444). В календаре РПЦ память Кенсорина (Кенсурина), Савина, Хрисии (Авреи) и 20 др. мучеников отмечается под 30 янв. вместе с памятью сщмч. Ипполита.

Ист.: BHG, N 466; BHL, N 808-809 [Passio Aureae seu Chryses, Censurini et soc.], 1722-1723 [Passio Censurini et soc. mm.]; Acta martyrum ad Ostia Tiberina. R., 1795. P. XLV-LXXIV; ActaSS. Aug. T. 4. P. 755-761; Sept. T. 2. P. 518-524; MartHieron. P. 264, 456; MartRom. P. 357; ЖСв. Янв. С. 436-439; Μακαρ. Σιμων. Νέος Συναξ. Τ. 5. Σ. 378-380.
Лит.: Dufourcq A. Étude sur les «Gesta martyrum» romains. P., 1900. Vol. 1. P. 246-249; 1907. Vol. 2. P. 113-120; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 28-29; Т. 3. С. 44-46; Lanzoni. Diocesi. P. 98-116; Bonnard F. Aurea // DHGE. 1931. Vol. 5. Col. 709; Delehaye. Origines. P. 293-294; Février P. A. Ostie et Porto à la fin de l'antiquité: Topographie religieuse et vie sociale // MArHist. 1958. Vol. 70. P. 295-330; Brandi M. V. Asterio // BiblSS. 1962. Vol. 2. Col. 516-518; Proja G. B. Aurea // Ibid. Col. 595-596; Balboni D. Censorino // Ibid. 1963. Vol. 3. Col. 1124; Follieri E. Sant' Ippolito nell'agiografia e nella liturgia bizantina // Ricerche su Ippolito. R., 1977. P. 31-43; eadem. Sant' Ippolito nell'agiografia bizantina: Ricerche recenti // Nuove Ricerche su Ippolito. R., 1989. P. 131-135; Saxer V. Note di agiografia critica: Porto, l'Isola Sacra e Ippolito a proposito di studi recenti // Miscellanea A. P. Frutaz. R., 1978. P. 97-122; Bauer F. A. Stadtbild und Heiligenlegenden: Die Christianisierung Ostias in der spätantiken Gedankenwelt // Die spätantike Stadt und ihre Christianisierung / Hrsg. G. Bauer, H.-G. Severin. Wiesbaden, 2003. S. 43-61; Mastrorilli D. Considerazioni sul cimitero paleocristiano di S Aurea ad Ostia. Vat., 2008; Amore A. I martiri di Roma. R., 2013. P. 222-225.
А. Н. Крюкова
Ключевые слова:
Почитание православных святых Святые Римско-католической Церкви Святые Греческих Православных Церквей Почитание святых в Римско-католической Церкви Остийские мученики (III в. ?) (пам. 30 янв.; пам. греч. 30 янв.; пам. зап. 5 сент., 22, 23, 24 авг., 20 мая), пострадали в эпоху гонений на христиан в г. Остия близ Рима
См.также:
ГЕОРГИЙ [Победоносец] († 303), вмч. (пам. 23 апр., 3 нояб., пам. рус. 26 нояб., пам. груз. 10 нояб.)
ЕКАТЕРИНА († 305?), вмц. Александрийская (пам. 24 нояб.; пам. греч., пам. зап. 25 нояб.)
ИАННУАРИЙ († между 303 и 305, сщмч., еп. (пам. зап. 19 сент.; пам. греч. и РПЦ 21 апр.)
ИУЛИЙ И ИУЛИАН (IV-V вв.?), преподобные (пам. 21 июня; пам. греч. 19 мая, пам. зап. 7, 9 и 31 янв.)
МАРИЯ МАГДАЛИНА (I в.), равноап., ученица Господа Иисуса Христа, одна из жен-мироносиц (пам. 22 июля и в Жен-мироносиц Неделю; пам. визант. 22 июля и 4 авг.; пам. греч. 4 мая; пам. зап. 22 июля)
АФАНАСИЙ I ВЕЛИКИЙ (ок. 295 - 373), еп. Александрийский (с 328 г.), свт. ( пам. 18 янв., 2 мая)
ВАРВАРА († ок. 306), вмц. (пам. 4 дек., пам. зап. 15, 17 дек.)
ВЯЧЕСЛАВ (ок. 907 - 28.09.935), блгв. кн. Чешский, (пам. 4 марта и 28 сент.)
ГРИГОРИЙ I ВЕЛИКИЙ [Двоеслов] папа Римский, отец и учитель Церкви (ок. 540 - 604), свт. (пам. 12 марта; в совр. католич. Церкви 3 сент.- день интронизации)
ГРИГОРИЙ ЧУДОТВОРЕЦ (ок. 213), еп. Неокесарийский. свт., (пам. 17 нояб)