Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ОПТИНА В ЧЕСТЬ ВВЕДЕНИЯ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ПУСТЫНЬ
53, С. 61-69 опубликовано: 7 июля 2023г.


ОПТИНА В ЧЕСТЬ ВВЕДЕНИЯ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ПУСТЫНЬ

Панорама Оптиной пустыни. Фотография. 10-е гг. ХХI в. Фото: А. И. Нагаев
Панорама Оптиной пустыни. Фотография. 10-е гг. ХХI в. Фото: А. И. Нагаев

Панорама Оптиной пустыни. Фотография. 10-е гг. ХХI в. Фото: А. И. Нагаев

Ставропигиальный мон-рь, находится в 3 км от г. Козельска Калужской обл., на берегу р. Жиздры. Название О. п., по преданию, восходит к легендарному разбойнику Опте, якобы основавшему мон-рь; сомнения в этой истории высказывали еще дореволюционные авторы (Еразм (Вытропский). 1902. С. 7-8). Более вероятна связь названия с периодом совместного («оптом») проживания в обители монахов и монахинь, что подтверждается наиболее ранним из сохранившихся синодиков мон-ря (1670), в к-ром перечислены для поминовения имена усопших монахов и монахинь (РГБ ОР. Ф. 214. Опт.-327). В документах XVII-XVIII вв. обитель называлась также Макарьевой (Макарьевской) пуст. Согласно «Истории российской иерархии», в монастыре существовал храм прп. Макария (ИРИ. Ч. 5. С. 42), хотя др. сведений о нем не сохранилось. С XIX в. О. п. была известна как Введенская - по посвящению главного собора.

XVI в.- 1918 г.

Основание О. п., по преданию, относится к XV в. Историограф обители архим. Леонид (Кавелин) подкреплял истинность предания следующими аргументами: древностью Козельска (первое летописное упоминание в 1146 г.); необходимостью существования монастыря в городе; устроением большинства соседних обителей в XV-XVI вв.; предполагаемым периодом совместного жития монахов и монахинь в О. п., к-рый должен был закончиться в нач. XVI в. с офиц. запрещением такой практики. Наиболее раннее зафиксированное документальное упоминание обители относится к кон. XVI в.: в козельских писцовых книгах за 1629-1631 гг. есть запись, что после кончины царя Феодора Иоанновича О. п. получила на его поминовение мельничное место на р. Другусна под Козельском (Леонид (Кавелин). 1876. С. 81).

Общий вид Оптиной пустыни. Гравюра. 2-я пол. XIX в.
Общий вид Оптиной пустыни. Гравюра. 2-я пол. XIX в.

Общий вид Оптиной пустыни. Гравюра. 2-я пол. XIX в.

В Смутное время монастырь, очевидно, был разорен вместе с Козельском, но вскоре восстановлен. В «Списках иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви» П. М. Строева под 1625 г. значится 1-й известный настоятель - игум. Сергий (Строев. Списки иерархов. Стб. 584). В писцовых книгах 1629-1631 гг. упоминается «государево, царево и великого князя Михаила Федоровича всея Руссии богомолье монастырь Оптин Макарьевы пустыни» (Леонид (Кавелин). 1876. С. 80). К этому времени в обители стояли деревянные Введенская ц. и 6 келий.

В 1680 г. грамотой царя Феодора Алексеевича О. п. были пожалованы 7 посадских мест в Козельске «под огороды» (Там же. С. 82-84). Судя по наиболее ранней сохранившейся вкладной книге, начатой в 70-х гг. XVII в., вкладчиками обители были царевна София (пожертвовала 20 р.), цари Иоанн V Алексеевич и Петр I Алексеевич (10 пудов меди), царица Прасковья Феодоровна (2 тафты на ризы), а также окольничий И. А. Желябужский, стольники А. П. и И. П. Шепелевы, настоятели окрестных мон-рей и др. (РГБ ОР. Ф. 214. Опт.-326). В 1689 г. началось возведение каменной Введенской ц., завершенное в нач. XVIII в. В это время обитель получала доходы от речной мельницы, рыбных ловель, перевоза через р. Жиздру, огородов, сенных покосов - всего 100 р. в год. У мон-ря имелись скотный двор с лошадьми и коровами и пасека. В 1704 г. мельница, рыбные ловли и перевоз на основании указов имп. Петра I поступили в распоряжение казны, что пошатнуло благосостояние монастыря (впосл. возвращены). В 1717 г. игум. Леонид обратился к вкладчикам с воззванием, в к-ром сообщал, что «святая церковь отгнила кровлею, и ограда опала, и кельи развалилися» (Леонид (Кавелин). 1876. С. 32).

В 1724 г. О. п. как «малобратственная» обитель была упразднена и приписана к белёвскому в честь Преображения Господня монастырю. Введенскую ц. обратили в приходскую, братию перевели в Белёв, деревянные постройки разобрали и вместе с церковной утварью отвезли туда же. Но уже 8 июня 1726 г. указом Синода по прошению А. П. Шепелева и др. благотворителей О. п. была восстановлена, насельники вернулись. В последующие годы вкладчиками обители, не имевшей своих вотчин и крестьян, были генерал-майор и обер-гофмаршал Д. А. Шепелев, генерал-майор Н. М. Желябужский и др. Небольшой доход приносили речная мельница, рыбная ловля, перевоз через р. Жиздру, луга, а также принадлежащая мон-рю часовня в Козельске. В 1741-1761 гг. возводилась деревянная колокольня, в 1769 г. построена каменная; велось строительство нового Введенского собора. В 1764 г. О. п. была определена заштатным мон-рем, ближайшие десятилетия стали периодом упадка обители.

Постепенное возрождение началось со 2-й пол. 90-х гг. XVIII в., когда митрополит Московский и Калужский Платон (Левшин) решил обустроить обитель по образцу общежительного Мефодиева Пешношского (Песношского) во имя святителя Николая Чудотворца монастыря. Он поручил площанскому строителю иером. Макарию (Брюшкову) посещать О. п. и заботиться о ней наряду с др. обителями своей епархии. C 1792 г. настоятелями О. п. становились выходцы из Николо-Пешношского мон-ря. Особенно важную роль сыграл игум. Авраамий (1796-1817), при к-ром братию пополнила группа монахов из Пешношского мон-ря. Большим подспорьем стали 300 р., ежегодно выдававшиеся с 1797 г. каждому заштатному мон-рю по инициативе имп. Павла I (в 1868 эта практика была прекращена). В распоряжении О. п. оказались уже 3 мельницы на реках Другусна, Сосенка и Клютома, приносившие доход. Определенную роль в возвышении О. п. сыграло образование в 1799 г. отдельной Калужской епархии, в к-рой обитель постепенно стала выделяться на фоне других и получила поддержку нек-рых архиереев.

Игум. Авраамий вел масштабное строительство: при нем в нач. XIX в. были возведены каменная колокольня, собор в честь Казанской иконы Божией Матери и больничная ц. в честь Владимирской иконы Божией Матери, 2-этажный настоятельский корпус и др. В дни Отечественной войны 1812 г. монастырские храмы были открыты с утра до поздней ночи и полны молящихся. Поскольку существовала опасность, что франц. войска дойдут до Козельска, игум. Авраамий распорядился уложить церковную утварь, ризницу и б-ку в сундуки и подыскать неприступное место в лесу, куда братия могла удалиться в случае появления врага.

Покровительство обители оказывал свт. Филарет (Амфитеатров), еп. Калужский, к-рый часто приезжал в О. п. и иногда жил в ней неделями во время постов. По его благословению в 1821 г. при обители на расстоянии ок. 350 м от ограды, в глубине леса, был основан Иоанна Предтечи скит. В нем формировалось отдельное братство, с 1829 г. скит был местом пребывания оптинских старцев. Постепенно он стал духовным центром О. п., при этом в адм. отношении скитоначальники подчинялись настоятелям мон-ря.

Игум. Авраамий в 1808 г. писал, что общежитие заведено в О. п. издавна (Насельники Оптиной пуст. 2017. С. 14). 8 сент. 1824 г. еп. Филарет особой грамотой утвердил в О. п. устав Коневского в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря, рекомендованный Синодом в качестве образцового (Леонид (Кавелин). 1876. С. 91-93). В уставе были представлены отдельные правила для общежительного мон-ря и для скита, последние предполагали особое уединение (Устав общежительного мон-ря, писанный для Коневской обители. СПб., 1824). По уставу в мон-ре совершалось ежедневное богослужение, а в скиту - по субботам и воскресеньям. Только в отдельные праздники скитники должны были посещать богослужения в мон-ре, а насельники мон-ря во главе с настоятелем - в скиту. По инициативе старца прп. Макария (Иванова) стало практиковаться пение стихир на подобны. В больничной Владимирской ц. совершалось неусыпное чтение Псалтири с поминовением усопших братьев и благотворителей. Ежегодно в день Преполовения Пятидесятницы - 1 мая, 1 авг. и 14 сент. совершались крестные ходы из мон-ря на водные источники.

В период настоятельства прп. Моисея (Путилова; 1826-1862) О. п. приобрела широкую известность благодаря оптинским старцам, к к-рым устремилось множество паломников, а также вслед. своей лит. деятельности, прежде всего изданию переводов творений святых отцов. При архим. Моисее в мон-ре появились каменная ограда с башнями, храм прп. Марии Египетской и прав. Анны и много др. построек, Введенский собор был расширен. Прп. Моисей принял О. п. с долгом в 12 тыс. р., ему удалось сократить его до 7 тыс. р., к-рые после его кончины были погашены благотворителем из уважения к памяти преподобного.

Материальное положение мон-ря укреплялось при прп. Моисее и в особенности при схиархим. прп. Исаакии (Антимонове; 1862-1894), на время настоятельства к-рого приходится старческое служение самого знаменитого оптинского подвижника иеросхим. прп. Амвросия (Гренкова). Монастырские угодья во 2-й пол. XIX в. существенно расширились за счет покупок и пожертвований: мон-рь получил более 1000 дес. земли (прежде всего леса) в Козельском и Перемышльском уездах Калужской губ. и Болховском у. Орловской губ. Значительно увеличились денежные пожертвования. Была прекращена практика отправки монашествующих за сбором пожертвований. Открыты кирпичный, черепичный, лесопильный, известковый, свечной заводы, бочарная, столярная, переплетная, портняжная, сапожная мастерские, кузница; устроен водопровод; созданы б-ки, книжная лавка и т. д. Больших успехов братия достигла в разведении скота. За оградой появились конный и скотный дворы, у скотниц закрепился общежительный порядок по правилам жен. мон-рей. В хозяйстве О. п. имелись коровы (впосл. известны как «оптинская порода»), жеребцы из мон-ря участвовали в крупных выставках.

В 1891 г. в управлении мон-рем были введены начатки коллегиальности: в помощь настоятелю учрежден совет (собор) старшей братии, стали вестись журналы его заседаний.

Насельник О. п. иером. Даниил (Болотов), окончивший АХ, основал в обители иконописные мастерские, в к-рых обучали по программе художественных училищ, ввел в обиход фотографию. Он работал над росписями монастырских храмов, под его руководством была выполнена стенопись Владимирской ц. Иером. Даниилу принадлежит ряд портретов оптинских старцев, в т. ч. старца Амвросия. В 1890 г. по желанию старца Амвросия в болховском Богородично-Всесвятском жен. мон-ре была написана икона Божией Матери «Спорительница хлебов». На изображении Богоматерь, сидящая на облаках, возвышается над полем с пшеничными снопами. Старец заповедовал молиться перед этим образом об урожае и установил празднование иконе 15 окт. Синод отказался разрешить распространение этого образа, но его почитание вскоре стало народным, известны связанные с иконой чудеса.

О. п. активно занималась благотворительностью, при ней были устроены школа, больница, инвалидный дом, детский приют, богадельня. В течение русско-тур. войны (1877-1878) ок. 40 раненых воинов лечились в монастырской больнице, обитель жертвовала деньги и вещи в действующую армию. В ходе русско-япон. войны (1904-1905) в О. п. собирали церковные предметы на нужды фронта. В годы первой мировой войны (1914-1918) мон-рь не раз жертвовал для армии деньги, создал лазарет на 25 мест для раненых, выделил 10 мест для проживания на полном содержании выздоравливающих или увечных солдат, 50 - мест для беженцев из Польши и Белоруссии и 50 - для эвакуированных монашествующих. Оптинские насельники (прежде всего послушники и рясофорные монахи) призывались в армию во время войн, в т. ч. не менее 105 чел.- во время первой мировой войны (ок. 30% насельников). Военными священниками служили во время русско-япон. войны иеромонахи прп. Варсонофий (Плиханков) и Адриан (Акильев), во время первой мировой - 8 иеромонахов, в т. ч. Адриан и прмч. Пафнутий (Костин).

С кон. 1916 г. в О. п. ощущалась нехватка продуктов, постепенно сокращались ежедневные нормы выдачи хлеба, рыбы.

Настоятели и братия

После первого известного настоятеля - игум. Сергия (1625) - в XVII в. обитель возглавляли строители, а в XVIII - 1-й пол. XIX в. строители чередовались с игуменами. Прп. Моисей (Путилов; 1826-1862) в 1853 г. был первым возведен в сан архимандрита, все последующие настоятели дослужились до этого сана: прп. Исаакий (Антимонов; 1862-1894), Досифей (Силаев; 1894-1899), Ксенофонт (Клюкин; 1899-1914) и прмч. Исаакий (Бобраков; 1914-1923). В XIX - нач. XX в. в соответствии с общежительными принципами настоятели, как правило, избирались братией. В 1862 г. большинство братии высказалось за то, чтобы обитель возглавил иером. Пафнутий (Осмоловский), однако присутствовавший при этом епископ Калужский Григорий (Митькевич), руководствуясь мнением, высказанным старцами Макарием и Амвросием, сделал выбор в пользу иером. Исаакия (Антимонова).

Число монашествующих О. п. в 1680 г. составляло 14 чел., в 1709 г.- 16, в 1724 г.- 12 чел. По штатам 1764 г. братия должна была состоять из 7 чел., но на практике в течение несколько десятилетий не достигала этого числа, зачастую в обители проживали всего 3 насельника. В 1797 г. число монашествующих достигло 12 чел., что уже превышало штатные нормы. В 1809 г. Синод разрешил расширить штат до 30 чел., в 1832 г.- до 30 монахов и 30 послушников, в 1857 г. были добавлены отдельные вакансии для скита на 12 монахов и 12 послушников, в 1865 г. все ограничения по количеству насельников были сняты. В XIX - нач. XX в. число братии быстро увеличивалось, в т. ч. за счет находившихся на добровольном испытании: в 1800 г. здесь жили 18 монашествующих, в 1825 г.- 46, в 1850 г.- 70, в 1875 г.- 211, в 1900 г.- 263, в 1915 г.- 355.

Представители О. п. приглашались на крупные церковные собрания нач. XX в. Настоятель архим. Ксенофонт (Клюкин) и скитоначальник прп. игум. Варсонофий (Плиханков) участвовали в работе Всероссийского съезда монашествующих 1909 г., настоятель архим. Исаакий (Бобраков) и преподобноисп. иерод. Никон (Беляев) - 1-го Всероссийского съезда представителей от мон-рей 1917 г., архим. Исаакий был членом Поместного Собора 1917-1918 гг.

Возрождение пустыни в кон. XVIII в. было связано с переходом в число братии группы монахов из Николо-Пешношского мон-ря. Уже в нач. XIX в. сама О. п. стала направлять настоятелей в др. обители, за ними зачастую отправлялись группы оптинских насельников. Десятки воспитанников О. п. назначались на высокие должности в др. мон-рях, в Калужском архиерейском доме, в Русской духовной миссии в Иерусалиме. В Калужской епархии в XIX - нач. XX в. по традиции настоятелями малоярославецкого Черноостровского во имя святителя Николая Чудотворца монастыря, Тихоновой Калужской в честь Успения Пресвятой Богородицы пустыни, мещовского во имя великомученика Георгия Победоносца монастыря, Перемышльского Троицкого Лютикова мон-ря, Лихвинского Покровского Доброго мон-ря в большинстве случаев ставились монахи, прошедшие через оптинское братство. Эту традицию поддерживали калужские архиереи, многое для ее укрепления сделали еп. Николай (Соколов) и архиеп. Григорий (Митькевич). Архиереями стали жившие в разное время в О. п. еп. Игнатий (Брянчанинов), архиепископы Иувеналий (Половцев) и Михей (Алексеев), митр. Трифон (Туркестанов); все они поддерживали связи с обителью, а архиеп. Михей проживал в ней на покое в 1914-1923 гг. Еп. Игнатий писал, что в О. п. собрано «избранное иноческое общество, которому подобного нет во всей России».

Старцы

Введенский собор (1759–1771) и церковь во имя прп. Марии Египетской и прав. Анны (1858). Фотография. Нач. XXI в. Фото: А. И. Нагаев
Введенский собор (1759–1771) и церковь во имя прп. Марии Египетской и прав. Анны (1858). Фотография. Нач. XXI в. Фото: А. И. Нагаев

Введенский собор (1759–1771) и церковь во имя прп. Марии Египетской и прав. Анны (1858). Фотография. Нач. XXI в. Фото: А. И. Нагаев

С поселением в 1829 г. в О. п. иеросхим. прп. Льва (Наголкина) в обители была установлена традиция старчества, восходящая к ученикам схиархим. прп. Паисия (Величковского) В О. п. удалось обеспечить преемственность и непрерывность старчества на протяжении столетия - вплоть до 20-х гг. XX в. После смерти старца старшая братия выбирала его преемника. Порой служение совершали неск. старцев одновременно, и монашествующие определялись, к кому идти за окормлением. Оптинские старцы жили в Иоанно-Предтеченском скиту и, как правило, имели офиц. статус братских духовников. Стоявшие административно выше их настоятели О. п. советовались с ними.

Наиболее почитаемыми из старцев были иеросхимонахи Лев, Макарий, Амвросий, Иларион (Пономарёв), Анатолий (Копьёв (Зерцалов)), Иосиф (Литовкин), схиархим. Варсонофий (Плиханков), иеросхимонахи Анатолий (Потапов), Нектарий (Тихонов) и иером. Никон (Беляев). Монашествующие регулярно открывали старцам свои помыслы и получали от них духовные наставления. Старцы принимали и окормляли не только братию, но и всех желающих: монахов и монахинь из др. мон-рей, мирян, вели с ними переписку.

По благословению старцев во 2-й пол. XIX в. основаны мн. жен. общины в Калужской и других епархиях, напр. в 1884 г.- Шамординская в 12 км от О. п., получившая в 1901 г. статус мон-ря (см. Шамординский Амвросиев в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы женский монастырь). Старцы духовно окормляли сестер. О. п. получила огромную известность и стала одним из признанных духовных центров России именно благодаря старцам. Среди их многочисленных посетителей были архиереи (митр. свт. Иоанникий (Руднев), архиеп. Никон (Рождественский), митр. свт. Макарий (Невский), мн. Калужские епископы и др.), члены имп. фамилии (вел. кн. Константин Константинович с детьми, вел. кнг. прмц. Елисавета Феодоровна), обер-прокурор Синода гр. А. П. Толстой, главнокомандующий армиями Юго-Западного фронта генерал от артиллерии Н. И. Иванов, ученые, философы, писатели, поэты (Н. В. Гоголь, братья И. В. Киреевский и П. В. Киреевский, К. С. Аксаков и И. С. Аксаков, С. П. Шевырёв, М. А. Максимович, А. Н. Муравьёв, Ф. М. Достоевский, К. Н. Леонтьев, Вл. С. Соловьёв, гр. Л. Н. Толстой, С. А. Нилус, П. А. Флоренский, Е. Н. Погожев, С. Н. Дурылин и др.) и др.

Особенно тесными связи с О. п. были у Леонтьева и Нилуса, к-рые часть своей жизни провели при мон-ре: первый - в 1887-1891 гг. (в 1891 принял тайный постриг), а второй - в 1907-1912 гг. Оба находились под руководством оптинских старцев и способствовали распространению известности обители, рассказывая о ней в лит. работах. По словам Нилуса, О. п. «стала едва ли не важнейшим центром православно-русского духа: совершающееся в ней как в центре неминуемо должно отозваться так или иначе, как на периферии, и на всем организме русского, а с ним и вселенского православия» (Нилус. 2000-2002. Т. 4. С. 22). Свящ. П. Флоренский писал: «Если начать прослеживать мысленно самые разнообразные течения русской жизни в области духа, то непосредственно или посредственно мы всегда приводимся к Оптиной, как духовному фокусу, от соприкосновения с которым возжигается дух… Оптина, выдаваясь не столько отдельными исключительными лицами, сколько гармоническим сочетанием и взаимодействием духовных сил, всегда была и есть… как целое, могучий коллективный возбудитель духовного опыта, я осмелюсь сказать, единственный в России, по крайней мере в таком роде и в такой силе» (Флоренский П. А., свящ. Соч.: В 4 т. М., 1999. Т. 2. С. 412).

Открытость старцев внешнему миру способствовала массовому паломничеству к ним, что было нехарактерно для монастырской традиции и смущало нек-рых священнослужителей (в т. ч. в самой обители), иногда на старцев отправляли доносы в Синод и Духовную консисторию. Ряд калужских архиереев относились к старцам с недоверием. Напр., епископ Калужский Виталий (Иосифов) был возмущен тем, что прп. Амвросий в 1890-1891 гг. временно жил в Шамординской общине, помогая сестрам обустраивать ее. Архиерей собирался приехать в Шамордино и забрать старца, но успел лишь к его похоронам. По воле еп. Виталия прп. Амвросия похоронили в О. п. вопреки просьбам шамординских сестер.

В ходе «оптинской смуты», начавшейся в 1910 г. (после серии доносов ряда монахов и светских лиц на настоятеля мон-ря архим. Ксенофонта и на старца Варсонофия) в О. п. по поручению Синода в дек. 1911 г. приехал сщмч. Серафим (Чичагов), епископ Кишинёвский. После его ревизии в 1912 г. старец был перемещен на должность настоятеля коломенского Старо-Голутвина в честь Богоявления монастыря. Еп. Никон (Рождественский) отмечал в письме к архим. Ксенофонту: «Будто буря какая пронеслась над обителью Вашей и разрушила все отношения к ней» (РГБ ОР. Ф. 213. К. 74. Ед. хр. 22. Л. 288-288 об.). По утверждению И. М. Концевича, в это время был даже поднят вопрос о закрытии скита и о прекращении традиции старчества в О. п.

Однако на съездах монашествующих нач. XX в. и на Поместном Соборе 1917-1918 гг. О. п. многократно отмечалась как одна из образцовых обителей, ее опыт сыграл роль в попытке церковного руководства распространить практику старчества на мн. мон-ри. Для ознакомления с традицией старчества в О. п. в нач. XX в. присылали монахов др. обителей на стажировку.

Территория и постройки

Первое каменное строение в О. п.- 5-главый Введенский храм с приделом прп. Пафнутия Боровского в теплой трапезе начали возводить в 1689 г. В О. п. хранились иконы, пожертвованные в 1689 г. стольниками А. П. и И. П. Шепелевыми для этого храма: Спасителя, Божией Матери «Что Тя наречем», Введения во храм Пресв. Богородицы, прп. Пафнутия Боровского и вмч. Георгия Победоносца.

Колокольня (1802–1805) и церковь в честь Казанской иконы Божией Матери (1805–1811). Фотография. Нач. XXI в. Фото: А. И. Нагаев
Колокольня (1802–1805) и церковь в честь Казанской иконы Божией Матери (1805–1811). Фотография. Нач. XXI в. Фото: А. И. Нагаев

Колокольня (1802–1805) и церковь в честь Казанской иконы Божией Матери (1805–1811). Фотография. Нач. XXI в. Фото: А. И. Нагаев

В 1750 г. на месте старого начали строить новый Введенский собор, в 1759 г. был освящен юж. придел прп. Пафнутия в трапезе, в 1771 г.- главный алтарь и сев. придел вмч. Феодора Стратилата в трапезе. Храм является наиболее ранним сохранившимся в О. п. памятником. Он построен в традициях классицизма, над его средокрестием возвышается куб, увенчанный 5 главами. Куб имеет окна с сев. и юж. сторон, а с восточной и западной окна ложные; барабан центральной главы прорезают 4 узких окна, боковые барабаны глухие. Наружный декор носит аппликативный характер, используются пилястры. В 1837 г. храм был расширен, к нему пристроили 2 придела: южный (свт. Николая Чудотворца) и северный (прп. Пафнутия, перемещенный из трапезной храма), а также крыльцо с зап. входа с приподнятыми на высоких постаментах парными колоннами.

Первая небольшая каменная колокольня в О. п. была возведена в 1769 г., к ней пристроен каменный участок ограды. Остальные постройки - игуменские и братские кельи, поварня, погреб, житница, строения скотного двора до XIX в. оставались деревянными.

Совр. архитектурный ансамбль О. п. сложился в общих чертах в 1-й пол. XIX в. В 1802-1805 гг. возведена 4-ярусная каменная колокольня в стиле классицизма. Кубическое основание 1-го яруса с воротами переходило к цилиндрической форме верхних ярусов, завершением служил аттиковый ярус с часами и высоким шпилем. Колокольня имела ок. 64 м в высоту, эта вертикаль стала определяющим элементом оптинского архитектурного ансамбля. С 2 сторон к ней пристроили братские кельи.

23 окт. 1811 г. епископ Калужский Евлампий (Введенский) освятил собор Казанской иконы Божией Матери (1805-1811) - храм базиликального типа в стиле ампир, увенчанный куполом с небольшой главой без светового барабана, с 2 приделами: южным - в честь Воздвижения Креста Господня и северным - во имя вмч. Георгия Победоносца (освящены в 1815; позже, после упразднения придела вмч. Феодора Стратилата во Введенском соборе, сев. придел Казанского собора получил посвящение во имя великомучеников Георгия и Феодора). Во 2-й пол. XIX в. храм был расширен со стороны паперти, в пристройке сделали помещение для ризницы. В интерьере храма просторный нартекс соединен массивными арками с 3 нефами, пространство центрального нефа притененное. По преданию, образцом для выбора формы собора стала некая дарохранительница. К 2018 г. Казанский храм является самым вместительным в пустыни.

26 авг. 1811 г. еп. Евлампий освятил больничную ц. Владимирской иконы Божией Матери (1809-1811) - крестообразный храм с полукружными концами (в полукружиях устроены 6 келий для больничной братии). В 1854 г. к этому зданию с зап. стороны во всю длину его лицевого фасада сделали пристройку в виде флигеля с мезонином. Середина пристройки стала притвором церкви, над ней поставили особую главку с крестом.

В 1832-1839 гг. мон-рь был окружен каменной оградой с 7 башнями и 2 въездными воротами, территорию расширили на юг и на запад, и она имела в плане форму квадрата. Св. ворота располагались в зап. башне с шатром, увенчанным фигуркой трубящего ангела. Они выходили к р. Жиздре, месту стоянки монастырского парома. Зап. башня находилась на одной оси с колокольней и Введенским собором. Т. о., входя в мон-рь, человек проходил через двое ворот - Св. ворота под башней и ворота под колокольней, к к-рым вела многопролетная лестница, и оказывался перед папертью собора.

В 1858 г. освящен храм прп. Марии Египетской и прав. Анны. Он появился в результате реконструкции старой трапезной, возведенной в 1822-1824 гг., и был выполнен в стиле классицизма. На крещатое здание был водружен восьмерик с одной главой, в 1885 г. устроен придел свт. Амвросия Медиоланского и блгв. кн. Александра Невского (на средства старца Амвросия, в честь его святых покровителей). С появлением новой церкви монастырские храмы вместе с колокольней образовали в плане крест с Введенским собором в центре.

В XIX в. появилось много других построек: корпуса для монахов, новая трапезная, гостиничные корпуса для паломников разных сословий, б-ка, книжная лавка, рухлядная и др. В целом в монастырском ансамбле доминировал белый цвет, Концевич сравнивал О. п. с белым городом-кремлем (Концевич. 2008. С. 91, 93).

Внутри мон-ря в нач. XIX в. был разведен фруктовый сад. На территории мон-ря находилось кладбище, на котором похоронены: И. В. и П. В. Киреевские, тетя и воспитательница Л. Н. Толстого А. И. Остен-Сакен, мон. Андрей (Петровский), в миру генерал-майор - участник Бородинского сражения; благотворители мон-ря: А. С. Ртищева, Е. А. Поливанова, А. И. Желябужский, семья Брюзгиных и др. В основном захоронения располагались вокруг Введенского и Казанского соборов, рядом с Введенским храмом похоронены оптинские старцы: Лев, Макарий, Амвросий, Иларион, Анатолий (Зерцалов), Иосиф, Варсонофий и Анатолий (Потапов), над могилами большинства из них были возведены часовни. Настоятелей погребали непосредственно во Введенском и в Казанском соборах.

На новом кладбище, устроенном в 50-х гг. XIX в. к югу от монастырской ограды, в 1864 г. появилась небольшая одноглавая кубическая церковь во имя Всех святых. У южных ворот в 1874 г. был выстроен 2-этажный больничный корпус с домовой ц. прп. Илариона Великого. На р. Жиздре находился источник прп. Пафнутия Боровского с часовней и купальней. За оградой располагались конный и скотный дворы, сады и огороды.

В скиту сложился отдельный архитектурный ансамбль, окруженный оградой. Большинство строений, в т. ч. храм в честь Собора св. Иоанна Предтечи, были деревянными. В скиту находилось свое кладбище.

Библиотека

Интерьер домовой ц. во имя прп. Илариона Великого. Фотография. 2009 г. Фото: свящ. Игорь Палкин
Интерьер домовой ц. во имя прп. Илариона Великого. Фотография. 2009 г. Фото: свящ. Игорь Палкин

Интерьер домовой ц. во имя прп. Илариона Великого. Фотография. 2009 г. Фото: свящ. Игорь Палкин

Монастырская б-ка с 1854 г. располагалась в отдельном здании, прп. Моисей пожертвовал в нее более 2 тыс. книг; по смерти схиигум. Антония в нее поступило более 2 тыс. книг и 60 рукописей из его келейной б-ки. Пожертвования в б-ку делали и светские почитатели О. п., напр., от кнг. М. А. Мещерской в 1868 г. поступило полное собрание «Греческой патрологии» Ж. П. Миня. По описи 1855 г., в б-ке насчитывалось 3015 книг, в 1876 г.- 8351 книга и 194 рукописи. Среди рукописей были переводы святоотеческих трудов, выполненные схиархим. Паисием (Величковским) и другими монахами. Большинство хранившихся в б-ке рукописей и печатных изданий относилось к XVIII - нач. XX в.

С 40-х гг. XIX в. по инициативе старца Макария (Иванова) наиболее образованные монахи О. п., в т. ч. Леонид (Кавелин), Ювеналий (Половцев) и Климент (Зедергольм), вели лит. деятельность. Они работали с переводами творений святых отцов схиархим. Паисия (Величковского), в т. ч. переписывали их, а также составляли новые переводы на церковнослав. и рус. языки, комментарии. Содействие им оказывали И. В. Киреевский, Т. И. Филиппов и др. Благодаря покровительству ряда иерархов, прежде всего свт. Филарета (Дроздова), митр. Московского, О. п. имела возможность вести издательскую деятельность. Были опубликованы труды святых Варсонофия Великого и Иоанна Пророка, аввы Дорофея, Марка Подвижника, Иоанна Лествичника, Симеона Нового Богослова, Феодора Студита, Максима Исповедника, Исаака Сирина, Иоанна Дамаскина, Нила Сорского и др.

Также обитель публиковала жизнеописания оптинских старцев (автором целого ряда из них стал схиархим. Агапит (Беловидов)) и др. подвижников благочестия, письма старцев и проч. Насельники О. п. составили 2 исторических описания обители. Автор первого - архим. Леонид (Кавелин), род к-рого был связан с Козельским у. Первое издание своего труда (1847) он выпустил, еще будучи мирянином. Историческое описание Иоанно-Предтеченского скита у него отделено от описания мон-ря. Мон. Еразм (Вытропский) стал автором др. исторического описания О. п., вышедшего в 1902 г.

В скиту велась летопись, которая охватывает период с 1820 по 1918 г., за исключением 1861-1864 и 1883-1899 гг. В ней фиксировались состав и перемещения братии, постриги, посвящения в сан, кончины монашествующих, возведение построек в скиту и в мон-ре, приезды известных людей, крупные пожертвования, выход в свет подготовленных монахами книг, различные происшествия, в т. ч. чудесные события, погодные явления, а также «особенно важные и выдающиеся события в церковной и политической жизни России» и др. Войны и революции, согласно летописи, переживали в О. п. с особой болью: одни монахи воспринимали эти события как наступление «апокалипсических времен», а другие - как необходимые для укрепления веры испытания. В 1917 г. распад гос-ва виделся летописцам следствием отхода народа от правосл. Церкви и измены «законному повелителю» - императору: «Поражен пастырь, и рассеялись овцы стада» (РГБ ОР. Ф. Опт.-368. Л. 30 об., 37 об.).

1918-2018 гг.

В 1917 г. начался стихийный захват монастырских угодий. В окт. были усилены меры безопасности: вооружили группу послушников, к-рые должны были оказывать отпор в случае нападения на мон-рь. Во исполнение декрета СНК от 23 янв. 1918 г. «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви» О. п. была официально закрыта, конфисковано все монастырское имущество. Община продолжила существование в качестве сельскохозяйственной артели, к-рая неоднократно переоформлялась под разными названиями. Председателем ее совета был прмч. иером. Пантелеимон (Аржаных), архим. Исаакий (Бобраков) числился членом совета, мн. иноки были вынуждены покинуть обитель. В 1923 г. артель была ликвидирована, почти всех оставшихся монашествующих выселили. 19 авг. 1923 г. отслужена последняя литургия в Казанском соборе, после этого до 1924 г. богослужения периодически проводились старцем Никоном (Беляевым) в неприспособленных для этого помещениях.

Собор Оптинских старцев. Икона. Нач. XXI в.
Собор Оптинских старцев. Икона. Нач. XXI в.

Собор Оптинских старцев. Икона. Нач. XXI в.

Одновременно с мая 1919 г. в монастыре и скиту действовал музей «Оптина пустынь», учрежденный Отделом по делам музеев и охране памятников искусства и старины Народного комиссариата просвещения. Основателями музея стали сотрудники отдела Н. Н. Померанцев и Н. П. Киселёв. На учет были взяты здания мон-ря и скита XVIII-XIX вв., находившиеся в них художественные предметы, в т. ч. утварь, мебель и проч., а также роща между мон-рем и скитом. Фонды музея пополнились предметами из усадьбы Кашкиных в с. Н. Прыски Козельского у. В музее были сформированы отделы монашеского быта и истории О. п., церковно-археологический, стенной живописи, краеведческий, помещичьего быта, кустарного производства, естественно-исторический. Монастырскую б-ку перевезли в скит и присоединили к скитской б-ке.

Обитель по-прежнему привлекала интеллигенцию. В музее работала духовная дочь старца Нектария поэтесса Н. А. Павлович, в 20-30-х гг. XX в. в О. п. часто бывал художник Л. А. Бруни, создавший здесь немало пейзажей. Бывшая в 1919-1924 гг. директором музея Л. В. Защук (прмц. схимон. Августа) пыталась сохранить здания, на к-рые претендовали различные учреждения, церковные ценности, помогала верующим, нек-рых монахов ей удалось устроить на работу сотрудниками музея. Часть территории пустыни была передана детскому дому. После упразднения музея в 1928 г. оптинский архив попал в Государственную б-ку имени В. И. Ленина, ныне он размещен в фондах 213 (собственно архив) и 214 (собрание рукописей) ОР РГБ.

После выселения из обители неск. десятков оптинских монахов, а также монахинь закрытого Шамординского монастыря поселили в частные дома в Козельске и его окрестностях. Они старались поддерживать монашеские порядки, продолжали относиться к архим. Исаакию как к своему настоятелю, совершали богослужения в приходских храмах и в частных домах. Местные власти оказывали давление на монашествующих, побуждая их уехать из города, неоднократно производили аресты. Наиболее масштабный из них датируется 18 авг. 1930 г., когда арестовали ок. 40 чел. из бывш. монашествующих О. п. и Шамординского мон-ря, а также из мирян. Их обвинили в создании «контрреволюционной монашеско-монархической группировки» под рук. игум. Пантелеимона (Аржаных). Мн. монахи были отправлены в концлагеря и в ссылку, они старались сохранить связи друг с другом. Мн. были расстреляны в 1937-1938 гг.

В 1931 г. в О. п. открылся Дом отдыха им. М. Горького, в 1939-1941 гг. здесь размещался концлагерь НКВД, где после начала второй мировой войны содержались пленные польск. военнослужащие. Осенью 1941 г. Козельск и О. п. были недолго заняты немцами. Позже здесь разместили эвакуационный госпиталь (1941-1943), а затем мон-рь стал местом дислокации танкового батальона и пехотного полка. В 1949 г. в О. п. открыли детский дом, в 1959 г.- ПТУ, готовившее сельских механизаторов, а кельи отдали под жилье. В скиту с кон. 60-х гг. XX в. размещался лит. отдел Козельского краеведческого музея.

В ХХ в. архитектурный ансамбль О. п. понес большие утраты. В 1928 г., когда пришло распоряжение увезти из обители весь «металлолом», с колокольни сняли колокола. Большой колокол не прошел в проем колокольни, и проем разломали, а колокол сбросили. Во время Великой Отечественной войны рухнул верхний ярус колокольни, после чего ее окончательно снесли, сохранился лишь нижний ярус. Были разрушены кладбищенская Всехсвятская ц. и больничная Владимирская ц., у сохранившихся храмов снесены главы, от Казанского собора и ц. прп. Марии Египетской остались лишь стены, частично разрушена ограда. Источник прп. Пафнутия Боровского зацементировали, т. к. к нему за водой приходили паломники, но родник пробился на поверхность земли в др. месте. Надгробные памятники с монастырского кладбища были убраны со своих мест, украдены или повреждены, могильные холмики сровняли с землей.

В 70-80-х XX гг. внимание к судьбе обители пытались привлечь представители творческой интеллигенции. В частности, писатель В. А. Солоухин посвятил ей очерк «Время собирать камни» (Москва. 1980. № 2. С. 186-212). В 1974 г. О. п. была взята на гос. охрану, началась медленная реставрация. Удалось восстановить башню со Св. воротами в мон-ре. Однако ансамбль по-прежнему находился в бедственном положении.

17 нояб. 1987 г. постановлением Правительства СССР обитель возвращена Церкви. Мон-рь был открыт и приобрел статус ставропигиального. 1 февр. 1990 г. О. п. передана бoльшая часть построек скита (др. часть до 2005 г. оставалась у лит. отдела Козельского музея). О. п. неоднократно посещали ее настоятели - Святейшие патриархи Алексий II(Ридигер) и Кирилл Наместниками являлись архимандриты Евлогий (Смирнов; 1988-1990) и Венедикт (Пеньков; 1990-2018), епископ Можайский Леонид (Толмачёв; с 2018). Братский духовник 1990-х - 2000-х гг. - схиигум. Илий (Ноздрин).

С 1987 г. реставрационными работами в О. п. занимались строители из Управления по реставрации и строительству Данилова во имя преподобного Даниила Столпника московского монастыря во главе с иером. Иосифом (Братищевым). Первым храмом, в котором проводились богослужения, стала ц. Владимирской иконы Божией Матери, устроенная в зап. надвратной башне в память об одноименной разрушенной больничной церкви. Первая литургия там совершена 3 июня 1988 г.

В 1988 г. освящен Введенский собор, в к-ром появились новые приделы: северный во имя прп. Амвросия Оптинского и южный во имя свт. Николая Чудотворца. В 1996 г. освящен Казанский собор. В 1996-1998 гг. на прежнем месте возведена ц. Владимирской иконы Божией Матери. К 1999 г. восстановили колокольню, впрочем, без строгого соблюдения оригинальных форм. Заметно изменилось завершение: исчез аттиковый ярус с часами, на куполе появился небольшой барабан, шпиль стал короче. Самый большой колокол для звонницы был отлит на Донецком металлургическом заводе, он весит 6,7 т. К 2009 г. закончилось сооружение на прежнем месте Всехсвятской ц. за монастырской оградой. Бывш. больничный корпус за оградой отремонтировали и стали использовать как паломническую трапезную и гостиницу, в домовой ц. прп. Илариона Великого проводятся крещения, венчания, отпевания усопших мирян. Отремонтированы также ц. прп. Марии Египетской (часть помещений занимает иконописная мастерская) и скитские храмы.

В восстановленном мон-ре Св. ворота располагаются не в зап. башне, как до закрытия, а в южной. Под рук. Е. Н. Максимова насельники О. п. при участии преподавателей и студентов иконописных школ МГАХИ им. В. И. Сурикова и ПСТБИ расписали фресками Казанский собор (1996-1998) и Владимирский храм (1998). Точных данных о дореволюционных росписях не сохранилось, и было принято решение выполнить фрески не в духе реалистической церковной живописи XIX в., а в древнерус. традициях. Впосл. производились росписи и в др. церквах.

Появились новые небольшие храмы. Неподалеку от сев. ворот, на монастырском подсобном хозяйстве, находится построенная в 1998-2000 гг. ц. иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» с примыкающей к ней колокольней. На монастырских сельскохозяйственных угодьях в 2006 г. на базе передвижной военной бытовки сооружен храм на колесах в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». В память о последней Божественной литургии, отслуженной в О. п. в день Преображения Господня в 1923 г., патриарх Алексий II в 2005 г. заложил около Св. ворот храм в честь Преображения Господня с колокольней, его строительство завершено в 2007 г. В результате изучения описаний некрополя монахам удалось определить места мн. старых монастырских захоронений, на них были установлены оригинальные или новые надгробные плиты. В юго-вост. части О. п. устроено новое братское кладбище.

Указом Архиерейского Синода РПЦЗ 11 мая 1990 г. канонизированы старцы Лев, Макарий, Иларион, Анатолий (Зерцалов), Иосиф, Варсонофий, Анатолий (Потапов), Нектарий и Никон, а также схиархим. Моисей (Путилов), схиигум. Антоний (Путилов), схиархим. Исаакий (Антимонов) и архим. Исаакий (Бобраков). Всем им дано обобщающее определение «старцы оптинские», хотя не все из них старчествовали. На Поместном Соборе РПЦ 1988 г. канонизирован старец Амвросий. Во Введенском соборе 16 нояб. 1988 г. произошло чудо мироточения Казанской иконы Божией Матери и образа прп. Амвросия. 26 июля 1996 г. состоялась канонизация в лике местночтимых святых старцев Льва, Макария, Илариона, Анатолия (Зерцалова), Иосифа, Варсонофия, Анатолия (Потапова), Нектария и Никона, а также схиархим. Моисея, схиигум. Антония, схиархим. Исаакия (Антимонова) и архим. Исаакия (Бобракова). Все они вошли в состав Собора преподобных отцов и старцев, в Оптиной пустыни просиявших, решением Архиерейского Собора 2000 г. утверждено их общецерковное почитание. Мощи большинства старцев обретены в июле 1998 г. в результате раскопок под рук. археолога С. А. Беляева. Обретенные мощи помещены в саркофаги и выставлены на поклонение в Казанском соборе (мощи преподобных Моисея, Антония и Исаакия (Антимонова)), во Введенском соборе (мощи старцев Амвросия и Нектария) и Владимирском храме-усыпальнице (мощи старцев Льва, Макария, Илариона, Анатолия (Зерцалова), Иосифа, Варсонофия и Анатолия (Потапова)). Дореволюционные часовни на могилах старцев восстанавливать не стали, вместо них установили надгробные плиты.

Кроме того, в разные годы были канонизированы ок. 20 выходцев из О. п., пострадавших от репрессий в ХХ в. Мощи одного из них - преподобноисп. Рафаила (Шейченко), находятся в Преображенском храме. Ряды мучеников пополнили в постсоветскую эпоху оптинские насельники иером. Василий (Росляков), иноки Трофим (Татарников) и Ферапонт (Пушкарёв), убиенные на Пасху 18 апр. 1993 г. В 2008 г. над их могилами в мон-ре воздвигнута часовня, служатся панихиды.

В О. п. создан архив, в к-ром собирается информация по истории мон-ря, особенно XX в. Действует издательство, в котором выпускают дореволюционные работы, посвященные пустыни, а также новые. С 2006 г. в О. п., Москве, Калуге и других городах ежегодно проводится общественно-церковный Оптинский форум. Насельники осуществляют окормление 28-й гвардейской ракетной Краснознаменной дивизии, расположенной в Козельске, и исправительной колонии № 5 в Сухиничах.

При О. п. существует подсобное хозяйство с теплицами, коровником, птичником, конюшней, пасекой; монастырю принадлежат сельскохозяйственные угодья. В 1991 г. обители передано подворье в С.-Петербурге - Успенский храм на набережной Лейтенанта Шмидта, выстроенный в 1895-1897 гг. в рус. стиле, в 1997 г.- подворье в Москве - ц. апостолов Петра и Павла в Ясеневе, сооруженная в сер. XVIII в. в стиле елизаветинского барокко.

Арх.: РГБ ОР. Ф. 213, 214; ГА Калужской обл. Ф. 903; ОПИ ГИМ. Ф. 521.
Ист.: Быков В. П. Тихие приюты для отдыха страдающей души: Лекции-беседы. М., 1913; Шустин В. В., прот. Запись об о. Иоанне Кронштадтском и об оптинских старцах. М., 1991; Цветочки Оптиной пуст.: Восп. о последних оптинских старцах о. Анатолии (Потапове) и о. Нектарии (Тихонове). М., 1995; Оптина пуст.: Рус. правосл. духовность. М., 1997; Благословенная Оптина: Восп. паломников об обители и ее старцах. М.; Козельск, 1998; Письма прп. оптинского старца иеросхим. Илариона. Подольск, 1998; Нилус С. А. ПСС. М., 2000-2002. Т. 2-4; Игнатий (Брянчанинов), еп. Странствие ко вратам вечности: Переписка с оптинскими старцами и П. П. Яковлевым, делопроизводителем свт. Игнатия. М., 2001; Письма великих оптинских старцев: XIX в. / Сост.: А. Д. Червяков. М., 2001; Дневник послушника Николая Беляева (прп. оптинского старца Никона). М., 2004; Прп. Варсонофий Оптинский: Беседы. Келейные записки. Духовные стихотворения. Восп. Письма. «Венок на могилу Батюшки». Козельск, 2005; Собрание писем оптинского старца Иосифа / Сост.: В. В. Каширина. [Козельск], 2005; Амвросия (Оберучева), мон. История одной старушки: Очерки. М., 2006; Летопись скита во имя св. Иоанна Предтечи и Крестителя Господня, находящегося при Козельской Введенской Оптиной пуст. М., 2008. 2 т.; Преподобные оптинские старцы: Жития и наставления. [Козельск], 20082; Жизнеописания почивших скитян: (Скитское кладбище в Оптиной пуст.). [Козельск], 2010; Переписка К. Зедергольма со старцем Макарием Оптинским (1857-1859) / Сост.: Г. В. Бежанидзе. М., 2013; Собр. писем прп. Макария Оптинского к мирским особам / Сост.: С. О. Захарченко, В. В. Каширина, Т. В. Панюкова. Петрозаводск, 2010-2014. Т. 1-3; Собр. писем прп. Макария Оптинского к монахам / Сост.: С. О. Захарченко, Т. В. Панюкова. Петрозаводск, 2014. Т. 1-2; Оптина пуст. в восп. очевидцев. [Козельск], 2016; Прп. Антоний Оптинский: Письма. [Козельск], 2018.
Лит.: Леонид (Кавелин), архим. Обозрение Козельского Оптина мон-ря и бывших в нем до нач. XVIII ст. храмов. Калуга, 1857; он же. Сказание о жизни и подвигах блаженной памяти старца Оптиной пуст. иеросхим. Макария. М., 1861; он же. Ист. описание скита во имя св. Иоанна Предтечи Господня, находящегося при Козельской Введенской Оптиной пуст. СПб., 18622; он же. Ист. описание Козельской Введенской Оптиной пуст. М., 18763, 18854; Климент (Зедергольм), иером. Жизнеописание настоятеля малоярославецкого Николаевского мон-ря игум. Антония. М., 1870; он же. Жизнеописание оптинского старца иером. Леонида (в схиме Льва). М., 1876; Строев. Списки иерархов. Стб. 584-586; Леонтьев К. Н. Отец Климент Зедергольм, иеромон. Оптиной пуст. М., 18822; Ювеналий (Половцев), архим. Жизнеописание настоятеля Козельской Введенской Оптиной пуст. архим. Моисея. М., 1882; Вербицкий В. Козельская Оптина пуст. и ее значение в истории рус. монашества // ЧОЛДП. 1893. № 9. С. 155-208; № 10. С. 328-362; № 11. С. 399-440; Жизнеописание старца Оптиной пуст., иеросхим. Илариона. Калуга, 1897; Соколов Д. Д. К лит. деятельности Оптиной пуст. Калуга, 1898; Агапит (Беловидов), архим. Очерк жизни настоятеля Оптиной пуст. архим. Исаакия. М., 1899; он же. Жизнеописание в Бозе почившего оптинского старца иеросхим. Амвросия. М., 1900. Козельск, 2008; он же. Первый великий старец оптинский иером. Леонид (в схиме Лев). Шамордино, 1917; он же. Жизнеописание оптинского старца иеросхим. Макария. М., 1997; Еразм (Вытропский), иером. Ист. описание Козельской Оптиной пуст. и Предтечева скита (Калужской губ.). Серг. П., 1902. Козельск, 2008; Поселянин Е. Праведник нашего времени оптинский старец Амвросий: Жизнь его и подвиги. СПб., 1907 (то же, изм. загл.: Старец Амвросий: Праведник нашего времени. М., 2009); Никодим (Кононов), архим. Старцы: о. Паисий Величковский и о. Макарий Оптинский и их лит.-аскетическая деятельность. М., 1909; Очерк жизни старца Оптиной пуст. иеросхим. Иосифа. Шамордино, 1911; Четвериков С. И., прот. Описание жизни блаженной памяти оптинского старца иеросхим. Амвросия в связи с историей Оптиной пуст. и ее старчества. [Козельск], 1912; он же. Оптина пуст. П., 19882; Концевич И. М. Иеросхим. Нектарий, последний оптинский старец. Джорд., 1953; он же. Оптина пуст. и ее время. Н.-Й., 1970. Козельск, 2008, 2013; Андроник (Трубачев), игум. Прп. Амвросий Оптинский: Жизнь и творения. М., 1993; Оптина пуст.: Мон-рь и рус. культура. М., 1993. Вып. 1; Гуткина И. С. Оптина пуст. как мифообразующий топос в рус. культуре XIX в. // Russian Studies: Ежекварт. рус. филологии и культуры. СПб., 1994. Т. 1. № 1. С. 60-92; Житие и поучения оптинского старца Анатолия (Зерцалова). Козельск, 1994; Афанасьев В. В. Житие оптинского старца Варсонофия. М., 1995; он же. Житие сщмч. архим. Исаакия. Козельск, 1996; он же. Прп. Антоний старец Оптинский. Козельск, 2003; [Беловолов Г., свящ., Руденко М.] Житие оптинского старца Анатолия (Потапова). М., 1995; Stanton L. J. The Optina Pustyn Monastery in the Russian Literary Imagination: Iconic Vision in Works by Dostoevsky, Gogol, Tolstoy, and Others. N. Y., 1995; Житие оптинского старца Нектария. [Козельск], 1996; Мария (Добромыслова), мон. Житие оптинского старца Никона. М., 1996; Трифон (Туркестанов), митр. Древнехристианские и оптинские старцы. М., 1997; Оптина пуст. // ДСобес. 1998. № 4(16). С. 55-106; Иоанн (Маслов), архим. Прп. Амвросий Оптинский и его эпистолярное наследие. М., 20002; Котельников В. А. Правосл. подвижники и рус. лит-ра: На пути к Оптиной. М., 2002; Правосл. немец: Иером. Климент (Зедергольм). Козельск, 2002; Dunlop J. B. Amvrosij di Optina. Magnano, 2002; Жизнеописание оптинских новомученников иером. Василия, инока Ферапонта, инока Трофима: Благословенно воинство. [Козельск], 2003; У истоков великой Оптины. М., 2003; Optina Pustyn' e la paternità spirituale. Magnano, 2003; Прп. Анатолий (Зерцалов). Козельск, 2005; Каширина В. В. Лит. наследие Оптиной пуст. М., 2006; Оптинский патерик / Сост.: мон. Иулиания (Самсонова). Саратов, 2006; Оптина пуст.: Годы гонений / Сост.: игум. Дамаскин (Орловский). Козельск, 2007. Кн. 1; Оптинский альм. [Козельск], 2007-[2016]. Вып. 1-[5]; Knechten H. M. Starzen in Optina. Waltrop, 2007; Жития новомучеников и исповедников Оптиной пуст. Письма прписп. Рафаила / Сост.: игум. Дамаскин (Орловский). Козельск, 2008; Афанасьева З. М. По этим стертым оптинским ступеням...: Оптина пуст.: люди и судьбы. М., 2009; Запальский Г. М. Оптина пуст. и ее воспитанники в 1825-1917 гг. М., 2009; Взыскующий красоты: Оптинский иером. Даниил (Болотов): Страницы духовного наследия / Сост.: А. Л. Толмачёв, В. В. Каширина. М., 2012; Подвижники благочестия Оптиной пуст. XIX - нач. XX в.: Жизнеописания, очерки, док-ты / Сост.: мон. Платон (Рожков). [Козельск], 2012; Прп. Иларион / Сост.: Д. Трофимова. [Козельск], 2013; Дамаскин (Орловский), архим. Прп. Никон исповедник: [Житие. Письма. Записки]. [Козельск], 2014; он же. Прп. Рафаил исповедник: [Житие. Письма]. [Козельск], 2016; Насельники Оптиной пуст. XVII-XX вв.: Биогр. справ. / Сост., вступ. статья: иером. Платон (Рожков). Козельск, 2017.
Г. М. Запальский
Ключевые слова:
Монастыри Русской Православной Церкви (муж.) Оптина в честь Введения во Храм Пресвятой Богородицы пустынь, ставропигиальный монастырьрь
См.также:
АБАЛАКСКИЙ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЗНАМЕНИЕ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Тобольской и Тюменской епархии), расположен в с. Абалак, на правом берегу Иртыша, в 30 км от Тобольска Тюменской обл.
АВНЕЖСКИЙ В ЧЕСТЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился в Тотемском уезде Вологодской губернии, при впадении р. Авнежи в р. Сухону
АВРААМИЕВ ГОРОДЕЦКИЙ В ЧЕСТЬ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МОНАСТЫРЬ (Костромской и Галичской епархии), в с. Ножкине Чухломского р-на, основан в кон. XIV в.
АВРААМИЕВ НОВОЗАОЗЕРСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ БОЖИЕЙ МАТЕРИ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ в с. Умиление Галичского р-на Костромской обл., первый мон-рь в Галичской земле