Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ПОХВАЛЫ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
57, С. 638-640 опубликовано: 24 сентября 2024г. 


ПОХВАЛЫ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Храм во имя свт. Николая Чудотворца. 1863–1872 гг. Фотография. 2007 г.
Храм во имя свт. Николая Чудотворца. 1863–1872 гг. Фотография. 2007 г.

Храм во имя свт. Николая Чудотворца. 1863–1872 гг. Фотография. 2007 г.
(Шадринской и Далматовской епархии Курганской митрополии), находится в с. Боровском Катайского р-на Курганской обл. Основан по прошению еп. Курганского и Шадринского Михаила (Расковалова) решением Синода РПЦ от 7 окт. 2000 г. при приходском храме во имя свт. Николая Чудотворца (1863-1872).

До 60-х гг. XIX в. с. Боровское Камышловского у. Пермской губ., располагавшееся на левом берегу р. Исети, относилось к приходу Богоявленской ц. (освящена 31 мая 1791) с. Катайского (ныне г. Катайск). 8 окт. 1863 г. в Боровском, насчитывавшем к этому времени более 1600 жителей, был заложен кирпичный храм (1863-1872), зимний придел к-рого освящен 10 мая 1869 г. во имя вмч. Димитрия Солунского, а летний, главный престол - 26 окт. 1872 г. во имя свт. Николая Чудотворца. Основной объем церкви - кубический 5-главый четверик с небольшой трапезной и ярусной шатровой колокольней. К 1902 г. насчитывалось 816 прихожан муж. пола и 790 - женского, которые занимались «хлебопашеством». При храме было построено 3 церковных дома, в с. Боровском имелись земское уч-ще и школа грамоты (Приходы и церкви. 1902. С. 441).

Крестильная церковь в честь св. прав. Иоанна Крон-штадтского. 2002–2003 гг. Фотография. 2007 г.
Крестильная церковь в честь св. прав. Иоанна Крон-штадтского. 2002–2003 гг. Фотография. 2007 г.

Крестильная церковь в честь св. прав. Иоанна Крон-штадтского. 2002–2003 гг. Фотография. 2007 г.
В 20-50-х гг. XX в. Никольский храм не закрывался. Рядом с ним селились монахи Далматовского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря, на клиросе пели сестры из разоренных обителей, в т. ч. из Верхнетеченского в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы женского монастыря и колчеданского Покровского жен. мон-ря Камышловского у. С сент. 1946 г. в Никольской ц. служил прот. Николай Павлович Рождественский (1890-1953), пригласивший московских художников для обновления настенных росписей. Он похоронен на сельском кладбище с. Боровского.

В 60-70-х гг. XX в. Никольский приход «среди сельских церквей» Курганской обл. имел «наиболее высокие доходы», помимо местных жителей его посещали верующие из Свердловска, Каменска-Уральского, Сухого Лога, Камышлова, Богдановича, Далматово; самый высокий доход зафиксирован в 1976 г.- 67 115 р. В это время община располагала 5 небольшими жилыми домами. Здесь служили 2 священника (в т. ч. с 1959 - свящ. П. Н. Ездаков, в 1947 подвергшийся аресту, с 1961 - свящ. Александр Фомичёв) и диакон. Причем в 1961 г. священники Никольского прихода получали «самую высокую месячную зарплату» - 400 р., диакон - 200 р. (Федорченко. 2006. С. 76). Во время антицерковной кампании 60-х гг. XX в. власти регулярно «приостанавливали» службы в храме «под видом карантина». Причем Свердловский и Курганский еп. Климент (Перестюк) выражал по этому поводу обеспокоенность, в т. ч. в 1966 г. перед уполномоченным Совета по делам религий по Курганской обл. Е. А. Машнюком. В 60-70-х гг. XX в. настоятелем служил прот. Иоанн Левко, награжденный вместе с Никольской общиной Патриаршей грамотой. Власти неск. раз пытались привлечь его к уголовной ответственности, в т. ч. по обвинению в хищении денежных средств во время ремонта церкви. Однако прихожане в письме (2 марта 1975) уполномоченному Совета по делам религий заступились за пастыря, засвидетельствовав безупречность его служения (см. подробнее: Там же. С. 26-28).

Ок. 1992 г., при настоятеле (с 1989) свящ. Александре Никулине, при храме сложилась жен. монашеская община, после официального учреждения мон-ря ее возглавила игум. Васса (Ляпина).

В обители возведены деревянные рубленая крестильная ц. св. прав. Иоанна Кронштадтского (2002-2003), 5-главая (с крещатым завершением и шатровой звонницей) церковь-часовня Св. Троицы (2000-2001; уникальный иконостас сплетен из лозы), кирпичная ограда со св. вратами и с башенками, кельи, трапезная, гостиница. При П. м. имеются иконописная и швейная мастерские, скотный двор, действует воскресная школа.

Церковь-часовня Св. Троицы. 2000–2001 гг. Фотография. 2007 г.
Церковь-часовня Св. Троицы. 2000–2001 гг. Фотография. 2007 г.

Церковь-часовня Св. Троицы. 2000–2001 гг. Фотография. 2007 г.
В П. м. почитается сщмч. Аркадий Николаевич Гаряев. С 27 февр. 1914 г. он служил в Никольском храме с. Боровского, являлся законоучителем земского уч-ща и известным миссионером Пермской губ. За «усердную миссионерскую деятельность среди вогул Верхотурского края» он был награжден правом ношения набедренника (о нем см., напр.: Миссионерская поездка священника походной церкви, инородческого миссионера А. Гаряева // Екатеринб. ЕВ. 1910. № 29. Отд. неофиц. С. 597-602; Извлечение из отчета инородческого миссионера Екатеринбургской епархии, священника походной церкви Верхотурского у. Аркадия Гаряева // Там же. 1911. № 11. Отд. неофиц. С. 270-279; Извлечение из отчета инородческого миссионера свящ. Аркадия Гаряева за 1911 г. // Там же. 1912. № 9. Отд. неофиц. С. 199-206). В годы настоятельства свящ. Аркадия церковь была украшена иконами, написанными на Афоне.

14 июля 1918 г., когда свящ. Аркадий совершал венчание 2 пар молодоженов, в церковь ворвались пьяные красноармейцы-венгры (представители 1-го Уральского рабоче-крестьянского полка т. н. Красных орлов). Они отвели 39-летнего пастыря к оврагу ближайшего леса, заставили вырыть себе могилу и закололи штыками. С тех пор это место жители называли Поповскими Ямами. Неск. дней о судьбе батюшки ничего не было известно, а требы совершал свящ. Александр Ромулов, клирик из соседнего с. Черемисского. Позже останки свящ. Аркадия были обнаружены местными жителями и погребены близ Никольской ц. В похоронах принимали участие священники А. Ромулов и Аркадий Бирюков из с. Катайского. Спустя месяц еп. Екатеринбургский и Ирбитский Григорий (Яцковский) посетил все «места страданий и смерти мучеников-иереев», в т. ч. и с. Боровское (Изв. Екатеринб. Церкви. 1918. № 16. С. 306). После гибели сщмч. Аркадия его вдова, Агрипина Евгеньевна (род. ок. 1883), работала в местной школе, воспитывала 2 сыновей: Михаила (род. в 1903) и Николая (род. в 1905).

17 июля 2002 г. решением Синода РПЦ свящ. Аркадий Гаряев был причислен к лику святых в Соборе новомучеников и исповедников Российских (с 2013 Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской). 14 июля, в день памяти священномученика, в монастыре совершаются праздничная служба и крестный ход к месту его убиения. 10 июня 2007 г., в день Всех святых, в земле Российской просиявших, состоялось обретение мощей сщмч. Аркадия Боровского, к-рое возглавил еп. Курганский Михаил (Расковалов). Рака с мощами святого находится в Никольском храме, справа от алтаря. Обретенные иерейский крест, напрестольный крест и Евангелие, с к-рыми похоронили сщмч. Аркадия, хранятся в монастырском музее. В обители над местом его погребения поставлена деревянная часовня с гробницей (2007). 13-14 июля 2018 г. в П. м. проходили мероприятия, посвященные 100-летию подвига сщмч. Аркадия, к-рые возглавили митр. Курганский и Белозерский Иосиф (Балабанов), епископы Шадринский и Далматовский Владимир (Маштанов) и Златоустовский и Саткинский Викентий (Брылеев). Рядом с Никольским храмом, в доме, где проживал новомученик, открыт музей.

Среди др. святынь в П. м. хранятся ковчег с частицей мощей свт. Николая Чудотворца (в алтаре Никольской ц.), почитаемые иконы Божией Матери «Отрада и Утешение», «Споручница грешных», а также образ св. прав. Симеона Верхотурского с частицей его мощей, переданный в храм сщмч. Аркадием.

К дек. 2019 г. в П. м. проживали ок. 30 сестер, в клире мон-ря - 3 священника. Ежедневно совершается т. н. Богородичное правило, к-рое насельницы творят, проходя, как по Дивеевской канавке, по особой тропинке, окружающей монастырский Богородичный садик. В храме читается неусыпаемая Псалтирь, по воскресным дням перед Божественной литургией служится Параклис Божией Матери по чину Серафимова Дивеевского во имя Святой Троицы женского монастыря.

Арх.: Архив ЦНЦ.
Лит.: Приходы и церкви Екатеринбургской епархии. Екат., 1902. С. 441, 445; Епарх. известия // Екатеринб. ЕВ. 1914. № 10. Отд. офиц. С. 94; Лавринов В., прот. Екатеринбургская епархия: События. Люди. Храмы. Екат., 2001. С. 176-177; Печёрин А. В. «И след твой не угаснет»: (Сщмч. о. Аркадий Гаряев) // Чупинские краевед. чт., 3-и: Мат-лы конф. (Екатеринбург, 16-17 февр. 2006 г.). Екат., 2006. С. 210-215; он же. Зауральские новомученики: Жизнь и страдания. Далматово, 2018. С. 6, 89-175, 280-287; Федорченко М. Н. РПЦ на территории Курганской обл.: (1943 - нач. 2000-х гг.). Курган, 2006; Житие сщмч. Аркадия Гаряева, пресвитера Боровского. Екат., 2007; Похвалы Божией Матери жен. мон-рь // Рус. мон-ри: Юж. Урал и Зауралье. М., 2007. С. 422-439; Сщмч. Аркадий Гаряев и Боровской жен. мон-рь Похвалы Пресв. Богородицы: (К 10-летию канонизации и 5-летию обретения честных мощей сщмч. Аркадия пресвитера). Курган, 2012; Константин (Горянов), архиеп. Православие в Зауралье: К 20-летию образования Курганской и Шадринской епархии // Вестн. Екатеринб. ДС. 2013. Вып. 2(6). С. 12-53; Дамаскин (Орловский), игум. Жития новомучеников и исповедников Церкви Русской. Тверь, 2016. Июль. Ч. 1. С. 4-9.
Д. Б. К.