Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ПОТУЛОВ
57, С. 628-630 опубликовано: 23 сентября 2024г.


ПОТУЛОВ

Н. М. Потулов. Гравюра Ю. Кондена. 1876 г.
Н. М. Потулов. Гравюра Ю. Кондена. 1876 г.

Н. М. Потулов. Гравюра Ю. Кондена. 1876 г.
Николай Михайлович (1810, с. Потуловка (Елизино) Моршанского у. Пензенской губ. (ныне деревня Инсарского р-на Мордовии) - 18.05.1873, Москва), рус. муз. деятель, регент, автор гармонизаций древних церковных напевов, исследователь церковного пения. Первые опыты гармонизации П. были исполнены в с. Потуловка его собственным хором певчих (хор достиг высокого уровня еще при дяде П., Григории Александровиче Потулове). Ок. 1857 г. еп. Пензенский Варлаам (Успенский; впосл. архиепископ Тобольский и Сибирский) отметил отличное состояние хора и церковность исполняемых им переложений.

Переезд в Москву способствовал расширению круга деятельности П. в сотрудничестве с В. Ф. Одоевским и прот. Д. В. Разумовским: П. участвовал в работе Об-ва древнерусского искусства, привлекался к редакции синодальных певч. изданий на основе крюковых рукописей, хранившихся в б-ках Московской епархиальной, Синодальной, МДА, Публичной Императорской, некоторых московских мон-рей, частных лиц. П. проводил текстологическую работу, сравнивая («сличая») песнопения знаменного распева в нотных изданиях Синода 1772 г. с безлинейными рукописями, исправляя «отступления и неверности», с целью «сохранения напева в той же цельности и чистоте, в какой пели его наши праотцы». В киевский и греч. распевы П. изменения не вносил, «не имея на то основания в древних рукописях». Впосл. т. о. отредактированные напевы он использовал в своих переложениях. П. А. Бессонов свидетельствует о том, что П. неоднократно бывал в Зап. Европе «для сравнительного исследования тамошней церковной музыки и особенно для сопоставления с православным пением славян южных», посещал мон-ри, б-ки, изучал «живучие предания сербов» (Бессонов. 1872. С. 4).

Член-сотрудник РМО, действительный член Об-ва древнерусского искусства. Заведовал старообрядческим Преображенским домом-богадельней в Москве. Умер в чине коллежского советника.

Принципы многоголосной обработки одноголосных церковных распевов, разработанные П. в тесном контакте с Одоевским, получили название «строгого стиля гармонии». Основная черта и главное достоинство переложений П.- точное следование мелодиям, заимствованным из синодальных изданий и в нек-рых случаях измененным («справленным») согласно безлинейным рукописям. П. не транспонировал мелодии, изложенные в синодальных изданиях в альтовом ключе, но при этом помещал их в верхнем голосе (дисканте), тесситура к-рого становится низкой. Важная особенность стиля П.- опора на диатонику, отсутствие хроматических ходов, отклонений, модуляций. Кроме того, П. следовал правилу «нота против ноты», гармонизуя каждый звук напева к.-л. консонирующим аккордом, преимущественно трезвучием («гармония в прямом трезвучном аккорде»), избегал септаккордов (хотя это не всегда осуществляется на практике).

Впервые теоретические постулаты П. нашли воплощение в многоголосной обработке литургии киевского распева для 4-голосного хора. 19 янв. 1864 г. по благословению митр. Московского Филарета (Дроздова) она была исполнена хором синодальных певчих в московской ц. св. Георгия на Всполье (где настоятелем был прот. Д. Разумовский), 24 февр.- в зале митрополита, 15 марта - в Успенском соборе Кремля. В дальнейшем П. работал над переложениями всего годового круга церковного пения, подготовил «Сборник церковных песнопений», содержащий гармонизации песнопений из синодальных изданий 1772 г. и с изменениями по крюковым рукописям. Вышло 5 выпусков этого издания; Разумовский сообщал также о составленном П. воскресном Октоихе (1870), содержащем воскресные стихиры, тропари и ирмосы на 8 гласов разных распевов (греческого, обычного, знаменного, по 1 стихире малого знаменного распева).

Характер переложений П.- строгий, суровый. Они неоднократно подвергались критике за то, что, «будучи заключены в узкую рамку аккордовой гармонии, страдают недостатком плавности, свободы и красоты голосоведения и лишены художественной стороны» (Биографии композиторов IV-XX в. / Ред.: А. Ильинский, Г. Пахульский. М., 1904. С. 465). Однообразие аккордового склада, ограниченный выбор гармонических последований позволяли сделать вывод о том, что «автор был более теоретиком, чем художником, и не обладал той силой таланта, которая создает новые направления в искусстве». Вместе с тем обработки П. имеют большое историческое значение, т. к. в них была впервые поставлена задача сохранить церковные распевы без к.-л. изменений и создать многоголосную обработку исходя из особенностей самого распева.

В 1872 г. П. подготовил объемное «Руководство к практическому изучению древнего богослужебного пения Православной Российской Церкви», выдержавшее 5 изданий (М., 1872, 1875, 1884, 1888, 1898; рец.: Кишиневские ЕВ. 1874. Отд. неофиц. № 4. С. 179; Моск. ЕВ. 1874. № 2. С. 11-12; Моск. Вед. 1874. № 4; ПО. 1874. № 2; Современность. 1874. № 53; Херсонские ЕВ. 1874. Приб. № 16. С. 313-319; Церк. летопись. 1874. № 30 (мнение Учебного комитета Святейшего Синода)). Первая часть «Руководства...» - нотная азбука, цель к-рой - научить «читать напевы» по т. н. рус. церковной ноте, т. е. квадратной киевской нотации. Вторая часть содержит «сборник песнопений, как древних, так и вообще употреблямых Церковию напевов», включающий литургии св. Иоанна Златоуста знаменного и киевского распевов, литургию св. Василия Великого киевского распева, песнопения служб св. Четыредесятницы (часы, Литургия Преждеосвященных Даров, изобразительны, великое повечерие, Великий канон) разных распевов, всенощные бдения знаменного и разных распевов и приложение - песнопения Великого поста, Страстной седмицы, Пасхи и величания разных распевов. Второй части предпослана значительная теоретическая часть (Руководство. 1888. С. 61-112) из 4 разделов: «О значении песнопений и их названий» (рассмотрены 9 жанровых наименований песнопений: стихиры, тропари, кондаки, икосы, ирмосы, антифоны, прокимны, ипакои, ексапостиларии); «О существующих напевах и о различии их между собою» (рассматриваются гласовая структура песнопений, виды распевов, анализируется структура песнопений различных гласов греч. распева); «О современном исполнении напевов и употреблении их» (о многоголосной обработке напевов); «О некоторых практических приемах, облегчающих изучение простейших напевов». «Руководство...» содержит также методические указания певчим, «Упражнения в пении». В отличие от статей Одоевского, публиковавшихся в периодике, «Руководство...» П. было принято в качестве учебного пособия в духовных уч-щах и семинариях, в средних и низших учебных заведениях Мин-ва народного просвещения, поэтому получило широкое распространение.

Арх.: Литургия св. Иоанна Златоуста древнего киев. расп.: [Для 2 альтов, тенора и баса] / Сост. и положена на голоса в точности по нот. церк. Обиходу, изд. ... в 1772 г. 24 янв. 1865 г. // МГК. Науч. муз. б-ка им. С. И. Танеева. БI-2965. Ркп.
Муз. соч.: Сборник церк. песнопений: Сост. и на голоса положен по нот. церк. книгам, изд. по благословению Св. Синода 1-м тиснением в Москве, в 1772 г., и ныне правленым противу древних безлинейных (крюковых) рукописей до XVIII ст. включительно: Для смеш. хора. М., 1876. Вып. 1: Последование Божественной литургии св. Иоанна Златоуста и левый лик на литургии св. Василия Великого: Расп. древнекиев.; 1882. Вып. 2: Всенощное бдение: Разных распевов; Вып. 3: Пение во Св. Четыредесятницу на утрени, часах, вечерни, повечерии и Литургии Преждеосвященных Даров: Разных распевов и Панихида: Расп. древнекиев.; 1887. Вып. 4: Седмица 1-я Св. и Великого поста; Вып. 5: Пение в Страстную седмицу.
Лит.: Безсонов П. А. Знаменательные годы и знаменитейшие представители последних 2 веков в истории церковного рус. песнопения. М., 1872; Чайковский П. И. Четвертая неделя концертов: (Бортнянский и Потулов) // Рус. ведомости. М., 1874. № 62; Разумовский Д. В., прот. Н. М. Потулов и его труды по разработке древнецерк. рус. пения // Древности: Тр. МАО. 1876. Т. 6. Вып. 2. С. 140-149. Прил.: Потулов Н. М. Последование Божественной литургии св. Иоанна Златоустаго и левый лик на литургии св. Василия Великого: Распев древнекиев. (переизд.: РДМДМ. 2002. Т. 3. С. 127-133); он же. Какое значение имеют гармонизации г. Потулова для пения нашей Правосл. Церкви // Тр. III Археол. съезда. К., 1878. Т. 2. Прил. С. 161-164; Казанский М., свящ. Мысли по поводу исполнения древней церковной мелодии, гармонизованной в чисто диатоническом трезвучии Н. М. Потуловым // Тульские ЕВ. 1877. Приб. № 12. С. 412-423; № 14. С. 68-77; № 15. С. 103-110; Филарет Московский, свт. Собр. мнений. 1886. Т. 4. С. 154-164; Металлов В. М., свящ. Переложения с древних напевов церковных Н. Потулова // Саратовские ЕВ. 1890. Отд. неофиц. № 8. С. 329-332; Плотникова Н. Ю. Многоголосные формы обработки древних распевов в рус. духовной музыке XIX - нач. XX в.: Канд. дис. М., 1996. С. 91-97.
Н. Ю. Плотникова
Ключевые слова:
Регенты церковные Церковное пение русское Потулов Николай Михайлович (1810 - 1873), русский музыкальный деятель, регент, автор гармонизаций древних церковных напевов, исследователь церковного пения
См.также:
ВАРГИН Константин Константинович (1876 - 1912), композитор, регент, педагог
ВАСИЛЬЕВЫ регенты и содержатели церковного хора в Москве
ВИФЛЯЕВ Николай Егорович (1866 - после 1914), преподаватель пения, регент, духовный композитор
ВОЗДВИЖЕНСКИЙ Иван Осипович (1844 - 1900), регент и содержатель церковного хора в Москве
ВСЕСЛАВИНСКИЙ Николай Васильевич (1871 - 1943), псаломщик, регент, издатель, учитель
ГЕОРГИЕВСКИЕ деятели РПЦ