[Греч. Ποταμίαινα (Ποταμίνα), Μαρκέλλα κα Βασιλείδης; лат. Potamiaena, Marcella et Basilides] († нач. III в.), мученики Александрийские (пам. греч. 7 июня; пам. зап. 28 июня). Согласно «Церковной истории» Евсевия Кесарийского, во время правления имп. Септимия Севера (193-211) в Александрии была арестована дева-христианка П., отличавшаяся красотой и добродетелью, к-рая, оберегая девственную чистоту, отвергала ухаживания мн. юношей. Префект Египта Аквила подверг П. ужасным пыткам и угрожал отдать на поругание гладиаторам, но не смог добиться, чтобы она отступила от христ. веры. П. дала ответ, который показался римским магистратам нечестивым, и была приговорена к смерти. Воин В., сопровождавший П. к месту казни, проявил к ней сочувствие и отгонял оскорблявшую ее толпу. Тронутая такой заботой, П. обещала, что заступится за него пред Господом и вскоре отплатит за сделанное для нее. Она мужественно приняла мучительную смерть - ее тело медленно поливали кипящей смолой. Вместе с П. была казнена и ее мать, М.
Спустя несколько дней В. отказался принести клятву богам, которую от него требовали сослуживцы, и объявил себя христианином. Его отвели к судье, где он повторил исповедание, и был заключен в тюрьму. На вопрос посетивших его христиан о причинах внезапного обращения к вере, В. ответил, что через 3 дня после своего мученичества ему во сне явилась П., возложила на его голову венок и сказала, что по ее молитве он будет вскоре взят ко Господу. Пришедшие крестили воина, а на следующий день он был обезглавлен. Евсевий Кесарийский сообщает, что благодаря явлениям П. во сне мн. александрийцы приняли христианство (Euseb. Hist. eccl. VI 5).
Палладий, еп. Еленопольский, поместил в «Лавсаике» несколько иной рассказ о П., который он услышал от прп. Исидора Странноприимца, а ему в свою очередь поведал о мученице прп. Антоний Великий († ок. 356). П. была рабыней во время правления имп. Максимиана (вероятно, Галерий Максимиан (293-305); согласно др. рукописи - Максимин (235-238)). Ее хозяин, не добившись благосклонности рабыни, передал ее префекту Египта, заявив, что она христианка и хулит Рим и правителей. П., не испугавшись при виде орудий казни, заявила, что судья не должен понуждать к распутству. За эти слова ее бросили в котел с кипящей смолой (Pallad. Hist. Laus. 3).
Высказывалось мнение о том, что в «Церковной истории» и в «Лавсаике» речь идет о разных святых (см., напр.: Holweck. 1924. P. 827). Однако более вероятно, что в обоих сочинениях говорится об одной и той же мученице; об этом свидетельствуют, в частности, способ казни и указания на красоту и дерзкий ответ П. судье. В таком случае казнь П., М. и В. датируется скорее всего 206/7 г., т. к. Евсевий упоминает префекта Египта Аквилу, под которым следует понимать Тиберия Клавдия Субациана Аквилу, занимавшего эту должность в 206-210/11 гг. (PIR2 S. 937). Еп. Палладий, писавший в нач. V в., возможно, на основе упоминания о прп. Антонии отнес мученичество П. к более позднему времени. Х. Баккер считает, что источником для Евсевия Кесарийского мог послужить гимн в честь П., написанный александрийскими христианами: на это указывают метрический размер нек-рых пассажей в тексте и слова Евсевия о «воспеваемой деве» (Euseb. Hist. eccl. VI 5. 1; Bakker. 2005. P. 331-350). Способ казни необычен для этого времени, но достоверность сообщения о нем признаётся всеми историками, особенно если учесть, что П. была рабыней (Barnes. 1968. P. 525-526).
История В. была заимствована Евсевием, вероятно, из устного александрийского предания; подлинность этого рассказа иногда ставится под сомнение из-за неожиданного сочувствия, проявленного воином к христианке (Musurillo. 1972. P. XXVIII; Bakker. 2005. P. 344). Однако известно, что солдаты, арестовавшие сщмч. Поликарпа Смирнского (Martyr. Polyc. 7. 3) или мч. Пуденса (Pass. Perp. 9. 21), поступили так же. Из рассказа Евсевия очевидно, что В. не проявлял интереса к христианству до встречи с П., иначе об этом знали бы его сослуживцы и александрийские верующие. Кроме того, П. говорит, обращаясь к В., не о «нашем» Боге, а о «своем» (Euseb. Hist. eccl. VI 5. 3). Следует отметить, что это одно из первых указаний на заступничество мучеников за людей пред Господом.
История мученичества П., М. и В. примыкает к рассказу Евсевия об Александрийских мучениках Плутархе, Серене, Ираклиде, Ироне, Серене и Ираиде - учениках Оригена (Euseb. Hist. eccl. VI 3-4), но их связывает только единство времени и места происходящих событий. Возможно, В. в тюрьме был крещен учениками Оригена, однако нет к.-л. сведений о том, что он был катехуменом. Вероятно, для того, чтобы объяснить появление П., М. и В. в одном ряду со слушателями Оригена, Руфин в лат. переводе «Церковной истории» называет П. его ученицей (Rufin. Hist. eccl. VI 5. 7).
В визант. стишных Синаксарях (напр.: Paris. Coisl. 223, 1301 г.- SynCP. Col. 735-736) под 7 июня обозначена память только П. Краткое сказание о мученице составлено на основе «Лавсаика». Под этим же числом сказание о П. вошло в слав. стишные Прологи (Петков, Спасова. Стиш. Пролог. Т. 10. С. 21-22). Иером. Макарий Симонопетрский, основываясь на «Церковной истории» Евсевия Кесарийского, объединил в составленном им «Новом Синаксаристе» сказание о П., М. и В. с рассказом об Александрийских мучениках - учениках Оригена (Μακαρ. Σιμων. Νέος Συναξ. Τ. 10. Σ. 84-85; рус. пер.: Макар. Симон. Синаксарь. Т. 5. С. 498-500).
В Иеронимовом Мартирологе память П., М. и В. содержится под 28 июня: они упоминаются среди учеников Оригена, казненных вместе с Плутархом (MartHieron. P. 340). Под этим же числом память мучеников вошла в зап. «исторические» мартирологи IX в.: в кратком сказании В. не упоминается, о П. и М. говорится, что они пострадали от огня (Quentin H. Les martyrologes historiques du Moyen Âge. P., 1908. P. 294, 482; MartUsuard. P. 256; MartAdon. P. 209). В Римском Мартирологе Цезаря Барония (80-е гг. XVI в.) П. и М. упоминаются под 28 июня; память В. обозначена под 30 июня, вероятно, из-за того, что, согласно Евсевию Кесарийскому, мученик пострадал через 3 дня после казни П. (MartRom. P. 260, 263). В современной редакции Римского Мартиролога под 28 июня указано, что П. и М. также были ученицами Оригена; память В., как и в Мартирологе Цезаря Барония, содержится под 30 июня (MartRom (Vat.). P. 338, 341).