Георгий Атанасов (род. 15.07.1943, г. Асеновград, Болгария), болг. филолог-медиевист, лингвист, текстолог и археограф, основатель древнеслав. гимнологии как научной дисциплины. Род. в потомственной семье правосл. священника, старший брат прот. Кирилла Попова. В 1963 г. окончил ДС в Софии, в 1970 г.- филологический фак-т Софийского ун-та по специальности «болгарская филология» (2-я специальность - рус. язык). Духовное образование оказало значительное влияние на круг научных интересов П., чему немало способствовало хорошее знание им богослужебных книг и греч. языка. В 1970-1974 гг. П. преподавал в гимназии в Пловдиве. С 1973 г. учился в заочной аспирантуре Ин-та болг. языка Болгарской АН по специальности «История болгарского языка», с 1974 г.- сотрудник этого ин-та в должности филолога-специалиста, затем научного сотрудника (с 1976) и старшего научного сотрудника 2-й степени (с 1989). Стажировался в МГУ и ЛГУ (1977, 1980), одновременно изучал церковнослав. богослужебные рукописи в древлехранилищах Москвы и Ленинграда. В 1976-1988 гг. преподавал старослав. язык и историю болг. языка в Пловдивском ун-те. В 1987 г. удостоен степени д-ра филологических наук за монографию «Произведения Константина Преславского в составе Триоди» (Триодни произведения на Константин Преславски. София, 1985). В 1988-1992 гг.- лектор в Ин-те славистики Ун-та в Зальцбурге (Австрия), читал лекции по старослав. грамматике, истории болг. языка, совр. болг. языку и болг. диалектологии, вел семинары по древней слав. поэзии. Преподавал церковнослав. язык и древнеболг. лит-ру на Богословском фак-те Софийского ун-та (1999-2012), церковнослав. язык в Новом болг. ун-те в Софии (1999-2012). Старший научный сотрудник 2-й степени (1993) и 1-й степени (2001) в Кирилло-Мефодиевском научном центре Болгарской АН. Действительный профессор Богословского факультета Софийского ун-та (2002). Является членом редколлегий журналов «Palaeobulgarica» (София, с 2000) и «Богословская мысль» (Богословска мисъл. София; с 2001). В 2012 г. вышел на пенсию, но продолжает заниматься научной деятельностью.
Уже в своих первых публикациях, в 1977 и 1979 гг., П. обратился к теме особенностей развития разговорного болг. языка в связи с комментированием примеров из среднеболг. рукописей богослужебного содержания. Во время работы в Ин-те болг. языка исследователь вошел в группу, занимавшуюся подготовкой издания «Староболгарского словаря» (София, 1999. Т. 1-2), для к-рого выполнил свыше 800 статей.
Предметом кандидатской диссертации П. первоначально являлся язык среднеболг. Битольской Триоди 2-й пол. XII - нач. XIII в., отличающейся архаичностью (в частности, мн. строки рукописи написаны округлой глаголицей). В ходе исследования внимание диссертанта привлек дополнительный цикл трипеснцев и четверопеснцев, отсутствующий в греч. традиции и не представленный в такой полноте в др. древних списках Триоди Постной. Цикл был известен (по той же Битольской Триоди) еще в нач. XX в. И. А. Карабинову, к-рый предполагал, что это переводное сочинение, созданное подражателем Феодора Студита (Карабинов А. И. Постная Триодь: Ист. обзор ее плана, состава, редакций и слав. переводов. СПб., 1910. С. 148, 290). Вопреки авторитетному мнению П. сложил начальные буквы песнопений цикла и прочитал огромный (ок. 400 букв) слав. акростих, по размерам не имеющий аналогов в средневек. христ. гимнографии и представляющий отдельное поэтическое произведение с указанием имени автора «КОНСТАНТИН», к-рый надежно отождествляется с соименным епископом Преславским. По причине утраты конца текста Битольской Триоди исследователь привлек для реконструкции цикла и акростиха др. южнославянские рукописи XIII-XIV вв. (в древнерус. рукописях цикл не встречается), в т. ч. «Шафарикову Триодь» и сохранившуюся в отрывках Жеравненскую Триодь. Тем самым П. заложил основы изучения древнейшей слав. гимнографии и продемонстрировал возможности использования древнеслав. акростиха как исследовательского инструмента. Константин, еп. Преславский, в результате изысканий П. предстал в неизвестном ранее качестве крупнейшего слав. гимнографа.
Научное значение открытия П. сразу же оценили палеослависты разных стран. В 1978 г., комментируя доклад исследователя на конференции в Велико-Тырново, серб. акад. Д. Богданович заметил, что является свидетелем крупнейшего открытия XX в. в области кирилло-мефодиевистики и старослав. лит-ры. Открытие П. стимулировало выявление акростихов в более поздних гимнографических произведениях - в конце того же года А. А. Турилов прочел акростихи с именем Ф. Скорины в 2 акафистах «Малой подорожной книжки» (ок. 1522) и установил факт занятий белорус. просветителя гимнографией (Турилов. 1981). В сфере изучения древнейшей славянской гимнографии и ее рукописной традиции последователи у П. появились лишь в кон. 90-х гг. ХХ в. (Нововыявленные оригинальные произведения… 2003. С. 109-111); в России стимулом работы в этом направлении стала подготовка к изданию «Сводного каталога рукописей XIV в.».
Содержание опубликованной монографии П. о результатах его изысканий произведений Константина Преславского в составе Триоди (Произведения Константина Преславского в составе Триоди. 1985), за к-рую он получил степень д-ра наук, много шире ее заглавия и по сути представляет программу дальнейшей работы ученого. В ней П. предложил классификацию редакций слав. Триоди Постной кон. IX - сер. XIV в. на основании наличия или отсутствия великопостного цикла еп. Константина. В связи с обнаружением слав. гимнографических циклов на Рождество Христово и Богоявление Господне с акростихами Константина и Климента Охридского П. пришел к выводу, что эти авторы совместно занимались гимнографическим творчеством во время их пребывания в столице Болгарии, Плиске, до 886 г. (позднее эту мысль он развил в целом ряде статей). В приложении опубликован (набором и фототипически) цикл песнопений еп. Константина по всем выявленным на тот момент спискам. Публикацию сопровождает словарь. За эту книгу П. был удостоен награды Болгарской АН и Софийского ун-та.
Параллельно исследователь продолжал изыскания в области древнейшей слав. гимнографии. В соавторстве с К. Станчевым (им были написаны 2 первые главы - биография и исследование гомилетических сочинений книжника) П. выпустил кн. «Климент Охридский: Жизнь и творчество» (Климент Охридски: Живот и творчество. София, 1988), к к-рой написал 3-ю главу, посвященную его гимнографическим открытиям, связанным с творчеством равноап. Климента. В ней автор доказал достоверность известий пространного греч. Жития святителя о его занятиях гимнографией, хотя слав. тексты Климента в составе Триоди Цветной к тому моменту еще не были найдены (см. ниже). Исследователь обнаружил текстовой акростих с именем Климента в цикле трипеснцев на предпразднство Рождества Христова (и предположил авторство того же книжника в отношении аналогичного цикла на предпразднство Богоявления Господня с анонимным текстовым акростихом), «подпись» КЛИМЕНТ в 8-9-й песнях канона на Положение ризы и пояса Пресв. Богородицы и сохранившийся частично текстовой акростих в каноне прп. Евфимию Великому с именем КЛИМ в 9-й песни, обосновав (используя аналоги в греч. гимнографии) возможность употребления подобной краткой формы имени. Исследователь подтвердил раннюю гипотезу Б. С. Ангелова о Величском епископе как авторе цикла общих служб святым, прочитав в службах апостолу и святителю акростих-подпись КЛИМЕНТ, а также высказал предположение о принадлежности этому же автору канонов прав. Симеону Богоприимцу (ранее предположительно атрибутированных С. Кожухаровым равноап. Науму Охридскому) и на перенесение мощей свт. Иоанна Златоуста. В 4-й главе книги П. поместил по спискам XI-XIV вв. (в оригинале и в переводе на совр. болг. язык) цикл предпраздничных трипеснцев на Рождество Христово, каноны прп. Евфимию Великому (в оригинале и в переработке для службы прп. Иоакиму Осоговскому (Сарандапорскому)) и на Положение ризы и пояса Пресв. Богородицы, цикл общих служб по древнейшему списку в составе Ганкенштейна кодекса. Эта публикация позволила с уверенностью говорить о создании учениками равноапостольных Кирилла и Мефодия оригинальной слав. Минеи праздничной, возможно, не дошедшей в полном объеме. За эту работу в 1989 г. авторы были удостоены Кирилло-Мефодиевской премии.
Продолжая изыскания памятников древнейшей слав. гимнографии на минейном материале и демонстрируя размах поэтического творчества учеников равноапостольных Кирилла и Мефодия, П. опубликовал единственный сохранившийся трипеснец Константина Преславского на Успение Пресв. Богородицы с именным акростихом (Попов Г. Из химнографското наследство на Константин Преславски: Новооткрит трипеснец за предпразненство на Успение Богородично // Palaeobulgarica. 1995. № 3. С. 3-31), канон того же автора на Рождество Христово со сложным постишным краегранесием, неизвестным до этого в слав. гимнографии (Он же. Новооткрит канон на Константин Преславски с тайнописно поетическо послание // Там же. 1997. № 4. С. 3-17; он же. Канон за Рождество Христово от Константин Преславски // Там же. 1998. № 4. С. 3-26), и его же цикл богоявленских предпраздничных стихир (Он же. : Богоявленски предпразнични стихири на Константин Преславски в руски миней от XII-XIII в. // Старобълг. лит-ра. София, 1999. Т. 31. С. 3-23). Особая сложность исследования канона на Рождество Христово заключалась в его текстологической близости к канону прп. Иоанна Дамаскина на тот же праздник. По этой причине Е. М. Верещагин, работавший с памятником одновременно с П. (Верещагин Е. М. Особый парафраз канона на Рождество Христово в Декабрьской служебной минее кон. XII - нач. XIII в. // Palaeobulgarica. 1997. № 4. С. 18-36), счел первый «парафразом» второго (к тому же ирмосы канона Константина заимствованы из перевода канона прп. Иоанна). В то же время П. обращается к изучению рукописной традиции канона ап. Андрею Первозванному, написанного равноап. Наумом Охридским и ранее опубликованного Кожухаровым по единственному списку (Попов Г. Следи от разпространението на Наумовия Канон за св. апостол Андрей // Старобълг. лит-ра. 1994. Т. 28/29. С. 10-22; он же. Канонът за св. апостол Андрей от Наум Охридски в Хлудовия празничен миней № 166 // Пѣти достоитъ: Сб. в памет на С. Кожухаров. София, 2003. С. 15-24). П. реконструирует акростих в каноне первоучителю Мефодию, опубликованном в 1998 г. Л. В. Мошковой и Туриловым, уверенно атрибутируя его Клименту Охридскому (Попов Г. Службата за слав. първоучител Методий в Хлудовия миней 156 // Старобълг. лит-ра. 2001. Т. 32. С. 3-20).
На рубеже XX и XXI вв. П. сосредоточился на обобщающих работах, связанных с различными аспектами древнейшей слав. гимнографии в контексте визант. традиции, с творчеством учеников Кирилла и Мефодия и историей слав. Триоди. В 2003 г. он выступил на XIII Международном съезде славистов в Любляне с докладом, посвященным анализу и классификации всех известных акростихов в памятниках древнейшей слав. гимнографии (Попов. Акростих… 2003), причем свыше трети этих открытий (13 из 34, как правило, наиболее крупные) принадлежат самому автору (Нововыявленные оригинальные произведения. 2003); опубликовал в том же году в «Кирилло-Мефодиевской энциклопедии» (КМЕ. 2003. Т. 3, 4) обобщающие статьи «Службы Кириллу и Мефодию - древнеболгарские», «Триодь», «Гимнография древнеболгарская в IX-X вв.» (в связи с последней следует отметить, что П. подобно большинству болг. исследователей не рассматривает возможности славянского гимнографического творчества в Вел. Моравии).
Среди открытых и опубликованных П. памятников важны статьи, посвященные частично сохранившемуся канону на Неделю Пятидесятницы, к-рый входит в нек-рые южнослав. списки Триоди Цветной XIII-XIV вв. Этот канон имеет постишной анонимный акростих, который впервые прочла докторантка Богословского фак-та Софийского ун-та схим. Ципора (Цачева), но опубликован он был ее научным руководителем (Попов Г. Новооткритият старобълг. канон за Неделя Петдесетница и неговият визант. образец // Palaeobulgarica. 2006. № 3. С. 3-48). На основании стилистического сходства П. предположил, что авторами канона могли быть Константин Преславский или Наум Охридский, причем слав. гимнограф последовательно ориентировался на аналогичный канон Иоанна Дамаскина. Новый текст был рассмотрен с максимальным привлечением рукописной традиции в контексте классификации слав. списков Триоди Цветной и фиксации текстов, не отраженных в греч. традиции, но не имеющих акростихов (каноны в Недели жен-мироносиц, о расслабленном, о самаряныне, о слепом, на Вознесение). Вклад Климента Охридского в создание слав. версии Цветной Триоди исследователь (до решения вопроса об оригинальном или переводном характере названных канонов) склонен видеть в его работе с переводом гимнографических творений Иосифа Песнописца.
В те же годы П. приступил к масштабной публикации, предполагающей издание не менее 3 томов, по всем известным спискам центрального для Минеи праздничной Рождественско-Богоявленского гимнографического цикла (стихиры, трипеснцы, каноны), созданного совместно Климентом Охридским и Константином Преславским. Уже увидевший свет 1-й том (Он же. Старобългарската църк. поезия за Рождество Христово и Богоявление. София, 2013. Кн. 1: Климента псни) включил предпраздничные трипеснцы на Рождество Христово, написанные Климентом Охридским. Публикация сопровождается обширным исследованием, посвященным как самим представленным песнопениям, так и истории гимнографии этих празднований в визант. и слав. традициях.
Для популяризации своих открытий П. выполнил, в частности, переводы на современный болгарский язык (помимо опубликованных совместно со Станчевым) трипеснцев Климента Охридского на Рождество Христово (Слова на светлината: Творби на старобълг. писатели от епохата на св. княз Борис, цар Симеон и св. цар Петър. София, 1995. С. 100-109) и предпраздничных рождественских трипеснцев (Климент Охридски, св. Слова и служби. София, 2008. С. 445-459). К предстоящей канонизации Болгарской Православной Церковью Константина Преславского П. написал тропарь этому гимнографу.
За научные труды П. также удостоен грамоты и юбилейной медали Общенационального юбилейного комитета «1300 лет Болгарии» (1981), значка Болгарской АН (1982), медали св. Климента Охридского (1985), награды Национального фонда «Научные исследования» (1998), почетного знака Софийского ун-та (1998), церковных орденов св. Климента Охридского 1-й степени (2013) и святых Кирилла и Мефодия 1-й степени (2016).