Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

КОЖУХАРОВ
36, С. 243-245 опубликовано: 12 июля 2019г.


КОЖУХАРОВ

С. Кожухаров. Фотография. XX в.
С. Кожухаров. Фотография. XX в.

С. Кожухаров. Фотография. XX в.
Стефан Емануилов (13.11.1934, Петырч, близ Софии - 25.01.2000, София), болг. филолог, литературовед, гимнолог, археограф, музыковед. Род. в семье священника. В 1953 г. окончил ДС в Софии, в 1957 г.- ДА. Второе, филологическое высшее образование получил в Софийском ун-те (1965). Работал учителем в Софии (1966-1967), в справочно-библиографическом отделе НБКМ (1968), с кон. 1968 г.- специалистом в Секции истории болгарского языка Ин-та болгарского языка Болгарской АН. В 1968-1971 гг. учился в аспирантуре Ин-та болг. лит-ры Болгарской АН, с 1972 г. там же работал филологом-специалистом, старшим научным сотрудником (1988), руководителем Секции древней болгарской лит-ры (1989), директором (1992-1999). С 1976 г. преподавал в Софийской ДА курс «Церковнославянский язык в связи с древнеболгарским». В 1978-1979 гг. стажировался в Отделе древнерус. лит-ры Ин-та русской лит-ры АН СССР (Пушкинский Дом), в 1981 г. читал лекции в ун-те г. Колумбус (шт. Огайо, США).

Как филолог К. сформировался в период обучения в аспирантуре под рук. П. Динекова, а как археограф - под влиянием Х. Кодова. К. поддерживал общение с российскими учеными: Д. С. Лихачёвым (выделявшим его из числа болг. исследователей), А. И. Роговым, Н. Б. Тихомировым, А. А. Туриловым и др.

Происхождение, образование и религиозность К. органически соединились в его выборе в качестве области исследований болг. гимнографии от времени равноапостольных Кирилла и Мефодия и их учеников до кон. XVIII в. Неизученность рукописной традиции гимнографических памятников и необходимость разыскания материалов в древлехранилищах (как болгарских, так и зарубежных) предопределили его многочисленные археографические открытия как лит. памятников, так и списков уже известных произведений.

Во вступительной части обобщающего труда, незавершенного и опубликованного посмертно (Проблеми на старобълг. поезия. 2004), К. на основе стилистических и структурных особенностей выделил 4 школы в развитии болг. гимнографии, к-рые могут определяться и как локальные центры, и как хронологические периоды: 1) преславско-охридскую (кон. IX-X в.); 2) тырновскую (XIII-XIV вв.) с ее продолжением в творчестве митр. Тырновского Киприана и митр. Киевского Григория Цамблака; 3) рильскую (60-70-е гг. XV в.) и 4) софийскую (XVI в.). Во 2-й пол. 70-х гг. XX в. параллельно и одновременно с Г. Поповым К. выявил и исследовал памятники древнейшей слав. гимнографии, созданные учениками равноапостольных Кирилла и Мефодия. Ему принадлежит открытие и введение в научный оборот канона арх. Михаилу Константина, еп. Преславского («Пети достоит архистратига»: Новооткрито произведение на Константин Преславки // Литературознание и фолклористика: В чест на 70-годишнината на П. Динеков. София, 1983. С. 59-62), канона ап. Андрею Первозванному (Химнописец Наум Охридски // Проблеми на старобълг. поезия. 2004. С. 33-44) - единственного бесспорного произведения равноап. Наума Охридского и канона на Введение во храм Пресв. Богородицы, снабженного анонимным славянским акростихом (Преславски канон за Въведение Богородично: (Към проблема «акростих - реконструкция на състава») // Старобългаристика. 1991. Год. 15. № 4. С. 28-38). К. также существенно расширил сведения о произведениях тырновской и софийской книжных школ. Им были открыты (на основании акростихов) неизвестные ранее авторы: иноки XIV в. Макарий (канон прп. Параскеве-Петке) и Симеон (канон архангелам) и инок XVI в. Андрей (служба мч. Николаю Софийскому). В творчестве авторов тырновской школы К. отметил особую популярность жанра параклиса (канона-молебна).

В 1978 и 1979 гг. вместе с Кодовым и Б. Райковым К. участвовал в научных экспедициях в болг. Зографский мон-рь на Афоне (см.: Райков. 1994), результатом к-рых стали подробное описание рукописей библейского содержания (Кожухаров С., Кодов Х., Райков Б. Опис на слав. ръкописи в б-ката на Зографския манастир в Света гора. София, 1985. Т. 1) и краткий каталог всего собрания (Кожухаров С., Райков Б., Миклас Х. Каталог на слав. ръкописи в б-ката на Зографския манастир в Света гора. София, 1994). Он также участвовал в составлении описи рукописей б-ки Троянского мон-ря (Кожухаров Е., Велчева Б., Кочева Е. Ръкописната сбирка на Троянския манастир // Старобългарска лит-ра. София, 1971. Кн. 1. С. 461-497).

Заметный вклад К. внес в изучение средневек. болг. муз. культуры, собрав максимальное количество сведений об использовании т. н. фитной нотации в рукописях XIII-XIV вв. (Нотни начертания в Орбелския триод, среднобълг. книжовен паметник от XIII в. // Бълг. език. София, 1974. Год. 24. № 4. С. 324-343; Палеографски проблеми на Ѳ-нотацията в среднобълг. ръкописи от XII-XIII в. // Слав. палеография и дипломатика: Докл. и съобщ. от семинара (София, септ. 1979). София, 1980. С. 228-246).

К. опубликовал совместный канон-молебен (параклис) святым Симеону и Савве Сербским по молдав. списку XVI в. (Един рядък случай на химнографска компилация в неизвестен параклис за Симеон Неман и Сава Сръбски // Зб. историjе књижевности. Београд, 1976. Књ. 10: Стара српска књижевност. С. 41-52) и определил влияние канона мч. Иоанну Новому митр. Григория Цамблака на творчество рус. книжников XVI-XVII вв.

Также К. принадлежит исследование и публикация болг. летописной повести 2-й четв. XIII в. о перенесении мощей прп. Параскевы-Петки из Каликратии в Тырнов (Неизвестен летописен разказ от времето на Иван Асен II // Литературна мисъл. София, 1974. Год. 18. № 2. С. 123-136) и очерк о болг. лит-ре этого столетия (Българската лит-ра и книжнина през XIII в.: Агиография, химнография, историко-летописни съчинения, белетристика, апокрифи из сборниците на XIII в., писма, грамоти, приписки, надписи. София, 1987; Българската лит-ра през XIII в.: Встъпителна статия // Там же. С. 25-37).

Ряд положений по истории древнеболг. гимнографии XIII в., к-рые К. развивал, следуя предшествующей исследовательской традиции, в наст. время пересмотрены: напр., доказано, что службы прп. Иоанну Рильскому и св. Михаилу Воину из Потуки являются переводами с греческого, а не оригинальными болг. произведениями (см.: Добрев И. Каноните за св. Иван Рилски от Георги Скилица // Старобългаристика. 2002. № 3. С. 3-12; Йовчева М. Оригинална слав. творба ли е Службата за св. Михаил Воин? // 34 науч. конференциjа на 40 меѓунар. семинар за македонски jазик, лит-ра и култура: Лингвистика. Скопjе, 2008. С. 183-197; Темчин С. Ю. О греческом происхождении слав. службы Михаилу Воину из Потуки // Светци и свети места на Балканите: Мат-ли от междунар. конф. София, 2013. Т. 1: Филология. Археология. Текстология. С. 211-221. (Старобългарска лит-ра; Кн. 47)). Это, однако, не умаляет его исследовательских заслуг в целом.

К. входил в состав редколлегий «Кирилло-Мефодиевской энциклопедии» (КМЕ. 1985-1995. Т. 1-2), изданий «Болгарские распевы» (Български роспев. София, 1971), «Святогорская обитель Зограф» (Светогорска обител Зограф. София, 1995. Т. 1), «Монастырь Большой скит - школа болгарского распева: Скитские болгарские ирмологии XVII-XVIII вв.» (Тончева Е. Манастир Голям Скит - школа на «Българский роспев»: Скитски «Български» ирмолози от XVII-XVIII вв. София, 1981. Ч. 1-2), хрестоматий «Древнеболгарская литература» (Стара българска лит-ра. София, 1981-1992. Т. 1-5) и «Золотой ключ классической болгарской художественной литературы» (Златен ключ на класическата бълг. художествена лит-ра. София, 2001. Т. 1), а также периодических изданий «История литературы» (Литературна история. София, 1977-1991. Кн. 1-20) и «Староболгаристика» (Старобългаристика. София, 1992-1999. Год. 16-23).

К. написал многочисленные энциклопедические статьи по истории болг. лит-ры для «Кирилло-Мефодиевской энциклопедии» (КМЕ. 1985-1995. Т. 1-2), энциклопедии Болгария (България: Енциклопедия. София, 1978-1986. Т. 1-5), Словаря болгарской литературы (Речник на бълг. лит-ра. София, 1976-1982. Т. 1-3), «Древнеболгарская литература: Энциклопедический словарь» (Старобългарска лит-ра: Енцикл. речник. София, 1992).

Библиогр.: Ганчева Н. Библиография на С. Кожухаров // Кожухаров С. Проблеми на старобълг. поезия. София, 2004. Т. 1. С. 341-352.
Соч.: Една редакция на поместения в Синайския молитвеник «Чин надъ исповедающимся» в пергаментен препис от края на XIII в. // Константин-Кирил Философ: Юбил. сб. по случай 1100-годишнината от смъртта му. София, 1969. С. 349-367; Неизвестно произведение на старобълг. поезия // Старобългарска лит-ра: Изследвания и мат-ли. София, 1971. Кн. 1. С. 289-322; Търновската книжовна школа и развитието на химничната поезия в старата бълг. лит-ра // Търновска книжовна школа, 1371-1971: Междунар. симпозиум. Вел. Търново, 11-14 окт. 1971 г. София, 1974. С. 277-309; Старобългарски проложни стихове // Лит. история. София, 1977. Т. 1. С. 44-56; Среднебългарски текст на Търновската служба за Петка Епиватска // Изв. на НБКМ. София, 1978. Т. 14. С. 333-348; Служба за успение на Иван Рилски: (Новооткрита най-ранна редакция от XIII в.) // Изследвания върху историята и диалектите на бълг. език: Сб. в памет на К. Мирчев. София, 1979. С. 217-234; Новооткрита поетична творба от XIII в., посветена на Филотея Темнишка: Предв. съобщение // Лит. история. София, 1983. Кн. 10/11. С. 54-59; Песенното творчество на старобългарския книжовник Наум Охридски // Там же. 1984. Кн. 12. С. 3-19; Приносът на Димитър Кантакузин в развитието на химнографския цикъл за Иван Рилски: (Служби за 1.VII) // Старобългарска лит-ра. 1984. Т. 15/16. С. 74-105; Методиевият канон за Димитър Солунски: (Нови данни за историята на текста) // КМС. 1986. Кн. 3. С. 72-78; Мефодий и Наум Охридский и формирование слав. гимнографической традиции // Symposium Methodianum: Beiträge der Intern. Tagung in Regensburg (17-24 April 1985) zum Gedenken an den 1100. Todestag des hl. Method. Neuried, 1988. S. 421-430; Проблеми на старобълг. поезия. София, 2004. Т. 1.
Лит.: Попов Г., Грашева Л. С. Кожухаров на 60 години // Старобългаристика. София, 1994. Год. 18. № 4. С. 119-124; Райков Б. Със С. Кожухаров на Света гора // Старобългарска лит-ра. София, 1994. Кн. 27/29. С. 3-9; Милтенова А. С. Е. Кожухаров // КМЕ. 1995. Т. 2. С. 364-366; Турилов А. А. С. Кожухаров: Заметки к портрету ученого // АЕ за 2000 г. М., 2001. С. 236-239; Николова С. В памет на С. Кожухаров // Кожухаров С. Проблеми на старобълг. поезия. София, 2004. Т. 1. С. 7-10; Попов Г. Проникновен изследовател на старобълг. поетическо наследство // Там же. С. 11-13.
А. А. Турилов
Ключевые слова:
Гимнографы болгарские Археографы болгарские Музыковеды болгарские Кожухаров Стефан Емануилов (13.11.1934 - 25.01.2000), болгарский филолог, литературовед, гимнолог, археограф, музыковед Филологи болгарские
См.также:
ПОПОВ Георгий Атанасов (род. 1943), болг. филолог-медиевист, лингвист, текстолог и археограф, основатель древнеслав. гимнологии как научной дисциплины
АНГЕЛОВ Боню Стоянов (1915-1989), болг. славист, археограф, историк лит-ры, проф.
БАДЕВ Атанас (1860–1908) болг. хорорвой дирижер, композитор
ГРИГОРИЙ Цамблак (ок. 1364-1365 - зима 1419/20), митр. Киевский, дипломат, болг., серб., молдав. и рус. писатель (проповедник, агиограф, гимнограф), представитель тырновской книжной школы
ДЖУРОВА Аксиния (род. 1942), болг. славист и византинист, искусствовед, археограф
ДИНЕВ Петр Константинов (1889 - 1980), болг. композитор и музыковед, протопсалт
ЕФРЕМ болг. гимнограф, работал в 3-й четв. XIV в., возможно, на Афоне или в Сербии
КАРАСТОЯНОВ Божидар Пенев (род. 10.06.1940), болг. музыковед
КОДОВ Христо Николов (15.08. 1901 - 17.07.1982), болг. филолог-медиевист, историк болг. языка и лит-ры, археограф и палеограф
КОНСТАНТИН [Константин Болгарский] (сер. IX - нач. X в.), еп. Преславский, переводчик, проповедник, гимнограф