Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ПОЛЬСКИЙ
57, С. 285-287 опубликовано: 16 августа 2024г. 


ПОЛЬСКИЙ

Протопр. М. А. Польский. Фотография. Сер. XX в.
Протопр. М. А. Польский. Фотография. Сер. XX в.

Протопр. М. А. Польский. Фотография. Сер. XX в.
Михаил Афанасьевич (6.11.1891, ст-ца Новотроицкая Лабинского отдела Кубанской обл.- 21.05.1960, г. Сан-Франциско, шт. Калифорния, США), протопр. Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ), церковный писатель, публицист. Род. в семье псаломщика Афанасия Ивановича Польского и Любови Григорьевны (урожд. Толстова). Со стороны отца в его роду были церковнослужители, со стороны матери - казаки. Учился в Ставропольском ДУ и в Ставропольской ДС, к-рую окончил в июне 1914 г. по 1-му разряду. Большое влияние на П. во время учебы оказал преподаватель сектоведения Д. И. Боголюбов. 15 июля 1914 г. П. был назначен и. о. уездного миссионера 2-го района Ставропольской епархии. В 1916 г. призван на военную службу, произведен в чин поручика. Служил в 492-м Барнаульском пехотном полку. В февр. 1917 г. уволен с военной службы. 14 сент. 1918 г. назначен уездным миссионером в Кубанской обл. 29 июля 1920 г. рукоположен Кубанским еп. Сергием (Лавровым) во диакона, 1 сент. того же года - во иерея к Архангельско-Михайловскому собору г. Темрюка Кубано-Черноморской обл. Из-за преследования со стороны советских властей за миссионерскую деятельность переехал в Москву, где с сент. 1921 г. учился у профессоров МДА до окончательного закрытия академии. В 1923 г. посетил Саровскую в честь Успения Пресв. Богородицы и Оптину в честь Введения во храм Пресв. Богородицы пустыни. Стал духовным сыном прп. Алексия (Соловьёва), старца Зосимовской в честь Смоленской иконы Божией Матери пуст. В февр. 1922 г. получил от Верейского еп. сщмч. Илариона (Троицкого) разрешение на миссионерскую проповедь в храмах Московской епархии. 2 марта 1922 г. назначен 3-м священником к Преображенскому храму на Преображенской заставе в Москве.

В нач. 1923 г. был арестован и 4 месяца находился в Бутырской тюрьме за противодействие обновленчеству. 16 июля того же года вновь арестован. 7 дек. 1923 г. приговорен Комиссией при НКВД по административным высылкам к 3 годам заключения в Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН). В лагере работал сетевязальщиком и рыбаком в Филимоновой тоне вместе с еп. Иларионом (Троицким). В 1926 г. еп. Иларион наградил П. одновременно камилавкой и наперсным крестом. 19 нояб. того же года решением Особого совещания при Коллегии ОГПУ по отбытии срока заключения в лагере приговорен к 3 годам ссылки в Усть-Сысольск (ныне Сыктывкар). Находился в ссылке вместе с Богородским еп. Платоном (Рудневым). К концу отбывания срока заключения перешел на нелегальное положение. Поддерживал связь с деятелями движения иосифлян (см. Иосифлянство). При содействии архит. В. Н. Максимова в марте 1930 г. П. перешел советско-иран. границу. В то время, когда П. находился в заключении на Соловках, скончалась его супруга, Татьяна Васильевна (1897-1925); дочь Лидия (род. в 1915) подвергалась гонениям за деятельность отца и умерла в 30-х гг. ХХ в.

С 1 авг. 1930 г. П. служил сверхштатным клириком Николаевского храма РПЦЗ в Тегеране. При помощи брит. чиновников 23 окт. того же года прибыл в Русскую духовную миссию (в юрисдикции РПЦЗ) на Св. земле. В 1931 г. в Иерусалиме был издан очерк П. «Положение Церкви в Советской России», к-рый получил широкую известность в русской эмиграции и вызвал полемику таких видных деятелей, как Литовский митр. Елевферий (Богоявленский), И. А. Ильин, П. Н. Милюков и А. В. Карташёв. 30 июня 1934 г. П. решением главы Русской духовной миссии на Св. земле архиеп. Анастасия (Грибановского; впосл. митрополит, с 1936 первоиерарх РПЦЗ), назначен настоятелем правосл. общины в Бейруте. В апр. 1935 г. постановлением Архиерейского Синода РПЦЗ возведен в сан протоиерея.

С 3 янв. 1938 г.- настоятель лондонского прихода в честь Успения Пресв. Богородицы. В июле того же года вместе с архиеп. Нестором (Анисимовым; впосл. митрополит) и архим. Нафанаилом (Львовым; впосл. архиепископ) принял в Лондоне участие в торжествах, посвященных 950-летию Крещения Руси. В авг. 1938 г. на II Всезарубежном Соборе в Сремски-Карловци выступил с докладом «О духовном состоянии русского народа под властью безбожников». Во время второй мировой войны при налетах на Лондон нем. авиации храм рус. общины на Бакингем-Палас-роуд получил повреждения от бомб, неск. прихожан были убиты; П. тогда продолжал усердно духовно окормлять паству, уделяя особое внимание молодежи. 11 сент. 1939 г. награжден Архиерейским Синодом РПЦЗ палицей, 26 нояб. 1945 г.- наперсным крестом с украшениями и 25 июня 1947 г.- митрой. В 1946-1947 гг. редактировал ж. «Церковная летопись». Будучи в Лондоне духовником вел. кнг. Ксении Александровны, П. получил от нее вещи св. Царственных страстотерпцев, переданные впоследствии в Джорданвиллский во имя Святой Троицы монастырь.

Решением Сан-Францисского архиеп. Тихона (Троицкого) от 1 мая 1948 г. принят в причт Богородице-Скорбященского собора Сан-Франциско. Отстаивал в печати и при посещении приходов в Сиэтле и Ванкувере обязательность канонического подчинения Митрополичьего округа в Северной Америке Архиерейскому Собору РПЦЗ. Принял активное участие как эксперт-канонист в судебном процессе за право собственности на Преображенский храм в Лос-Анджелесе, завершившемся в пользу РПЦЗ. 14 дек. 1948 г. в признательность за труды Архиерейский Синод РПЦЗ возвел П. в сан протопресвитера. В изданной в том же году в Джорданвилле кн. «Каноническое положение высшей церковной власти в СССР и заграницей» П. обосновывал позицию, согласно к-рой «продолжателем, преемником и защитником принципов прежней до подсоветской церковной власти является Заграничный Синод». Книга повторяла структуру и аргументацию составленного в 1929 г. и переданного за границу членами иосифлянского течения машинописного сб. «Дело митрополита Сергия», но перенесла внутрироссийскую церковную полемику кон. 20-х гг. на проблемы Зарубежной Церкви сер. ХХ в. Книга П. инициировала в печати дискуссию о принципах канонического устройства церковной жизни в диаспоре. В ответ на ряд статей принадлежавшего тогда к Западноевропейскому Экзархату русских приходов Константинопольского Патриархата свящ. А. Д. Шмемана (впосл. протопресвитер Православной Церкви в Америке), считавшего, что территориальный принцип церковной организации доминирует над национальным, П. в 1952 г. опубликовал работу «Очерк положения русского экзархата Вселенской юрисдикции», в к-рой отстаивал принцип единства иерархии и управления для национальной Церкви. В данной работе П. определял иерархов РПЦ, находившихся в общении с митр. Сергием (Страгородским; с 1943 патриарх Московский и всея Руси), «падшими во время гонений» (Каноническое положение. 1948. С. 160-168). При этом П. указывал на 34-е апостольское правило как на основополагающее для осуществления принципа соборности в жизни. Ответом на книгу П. «Каноническое положение высшей церковной власти в СССР и заграницей» стала выпущенная в Париже в 1960 г. в защиту РПЦ книга С. В. Троицкого «О неправде Карловацкого раскола».

В 1949 г. в Джорданвилле вышел 1-й том труда П.- «Новые мученики Российские», в к-ром автор впервые объединил в одном сборнике сведения из печати и присланные ему свидетельства жизни и смерти пострадавших за веру. Часть сведений была собрана П. во время пребывания на нелегальном положении в СССР. С 1955 г. П. состоял протопресвитером кафедрального собора в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Сан-Франциско, был избран зам. председателя епископального совета Западноамериканской епархии РПЦЗ; рассматривался Архиерейским Синодом РПЦЗ в качестве кандидата во епископы. 19 марта 1956 г. Архиерейский Синод РПЦЗ поставил П. на вид «невнимательное отношение к данному ему поручению по председательствованию на приходском собрании Сеаттльского [букв.] прихода и за допущенные там отступления от Приходского устава» и вынес «строгий выговор за непозволительные и соблазнительные слова о Восточных Патриархах, сказанные при выполнении поручения от Высшей Церковной власти...». 3 окт. 1957 г. П. вышел за штат, был причислен сверхштатным священником к клиру Богородице-Скорбященского собора в Сан-Франциско. В том же году был опубликован 2-й том главного агиографического труда П.- «Новомученики и исповедники Российские». Впосл. материалы обоих томов легли в основу именослова прославленного РПЦЗ в 1981 г. Собора новомучеников и исповедников Российских. В 1959 г. к печати был подготовлен 3-й том собрания, который, однако, не был издан. П. работал над так и не увидевшим свет монументальным трудом «Связь земной и небесной Церкви».

Похоронен на Сербском кладбище в г. Колма (шт. Калифорния).

Соч.: Положение Церкви в советской России: Очерк бежавшего из России священника. Иерус., 1931. СПб., 1995; О духовном состоянии рус. народа под властью безбожников: (Докл. Собору Правосл. Рус. Зарубежной Церкви с участием клира и мирян 7/20 авг. 1938 г.). Белград, 1938; Число зверя // Правосл. Русь. Ладомирова, 1939. № 1. С. 5-6; Познание Бога // На страже Православия. Лондон, 1939. № 1. С. 1-16; Современное состояние Правосл. Церкви в СССР. [Б. м.], 1946; Каноническое положение высшей церк. власти в СССР и заграницей. Джорд., 1948; Американская митрополия и процесс в Лос-Анжелосе. Джорд., 1949; Новые мученики Российские. Джорд., 1949, 1957. Кн. 1, 2 (сокр. англ. пер.: The New Martyrs of Russia. Montreal, 1972. Willwood, 20002); Соловецкий лагерь: Первые впечатления // День рус. ребёнка. Сан-Франциско, 1951. Вып. 18. С. 252-260; Американская митрополия и дело Лос-Анджелесского прихода. Джорд., 1952; Очерк положения Рус. Экзархата вселенской юрисдикции. Джорд., 1952; Книга Песнь Песней Соломоновых // ПрПуть. 1953. С. 84-95; «Муж по сердцу Божию»: К 80-летию высокопреосв. митр. Анастасия // Правосл. Русь. 1953. № 17. С. 3-6; Наука о жизни: О преподавании Закона Божия // Там же. 1954. № 19. С. 4-7; «Христос Воскресе!: Пасха - Христос, Избавитель» // Церковность. Сан-Франциско, 1954. № 4. С. 1-4; Троице Святая, слава Тебе! // Там же. № 5. С. 1-4; Спасительный путь // Там же. № 6. С. 1-5; Почитание святых // Там же. С. 6-7; Американский раскол // Правосл. Русь. 1955. № 11. С. 8-12; Мат-лы по истории Рус. Заруб. Церкви: Рус. епископат с 1920 г. // Церковность. 1955. № 3. С. 9-12; Теософия и христианство. Сан-Франциско, 1956; Церковная и личная политика: По поводу рец. еп. Иоанна (Шаховского) // Владимирский Правосл. Рус. календарь на 1957 г. Н.-Й., [1956]. С. 119-123; Мученическая кончина архиеп. Иоанна: К 25-летию её // Правосл. Русь. 1959. № 19. С. 5-6; Патр. Тихон: // Владимирский Правосл. Рус. календарь на 1975 г. Н.-Й., [1974]. С. 1-42; Les Nouveaux martyrs de la terre russe: Traduction abregée et adaptée. Montsurs, 1976; О Церкви в СССР. Монреаль, 1993.
Арх.: ГАРФ. Ф. 10035. Оп. 2. Д. 52484; Архив Архиерейского Синода РПЦЗ в Нью-Йорке. Д. 60/45; Архив Сан-Францисской и Западно-Американской епархии РПЦЗ [Личн. дело]; Архив Свято-Троицкой духовной семинарии. Ф. протопр. М. Польского.
Лит.: Шмеман А., свящ. Церковь и церк. устройство: По поводу кн. прот. Польского «Каноническое положение высшей церковной власти в СССР и заграницей». П., 1949; Романова М. И., кнг. К юбилею о. Михаила Польского // Правосл. Русь. 1955. №. 19. С. 6; Андреев И. М. Светлой памяти друга и соузника по Соловецкому концлагерю протопресв. о. Михаила Польского // Там же. 1960. № 11. С. 4-7; Рус. писатели эмиграции: Биогр. сведения и библиография их книг по богословию, религ. философии, церк. истории и правосл. культуре, 1921-1972 / Сост.: Н. М. Зернов. Boston, 1973. С. 104, 154-155; Гордиенко Н. С. и др. Политиканы от религии. М., 1975. С. 136; Шкаровский М. В. Иосифлянство: Течение в РПЦ. СПб., 1999. С. 75; Покаяние: Коми респ. мартиролог жертв массовых полит. репрессий. Сыктывкар, 2000. Т. 3. С. 263; Ильин И. А. Мученичество Рус. Церкви и его значение для христ. Церквей других стран // Он же. Собр. соч.: Статьи. Лекции. Выступления. Рецензии (1906-1954). М., 2001. С. 397; Нивьер. Деятели рус. эмиграции. С. 372-373; Косик В. И. Рус. церк. зарубежье: XX в. в биографиях духовенства от Америки до Японии: Мат-лы к слов.-справ. М., 2008. С. 294-295; Косик О. В. Голоса из России: Очерки истории сбора и передачи за границу информации о положении Церкви в СССР: (1920-е - нач. 1930-х). М., 2011. С. 199-201; Шкаровский М. В., Анашкин Д. П. Правосл. церк. сопротивление в СССР: Биогр. справ., 1927-1988 гг. М., 2013. С. 234; Ианнуарий (Недачин), архим. Протопресв. Михаил Польский - исповедник и свидетель мученического и исповеднического подвига правосл. духовенства на Соловках // Восп. соловецких узников, 1925-1928. Соловки, 2014. [Т. 2.] С. 44-54; он же. Соловецкий узник протопресв. Михаил Польский // Соловецкий сб. Архангельск, 2014. Вып. 10. С. 161-169; Birchall C., protodeac. Embassy, Emigrants and Englishmen: the Three Hundred Year History of a Russian Orthodox Church in London. Jord., 2014. P. 291-320; Суворов В. Г., прот. Церковно-канонич. и экклезиологические взгляды протопресв. Михаила Польского и их роль в юрисдикционных спорах рус. церк. эмиграции // Совр. наука: Актуальные проблемы теории и практики. Сер.: Гуманит. науки. М., 2016. № 3. С. 51-55; Псарев А., диак. Порядок прославления святых в РПЦЗ: (1920-2007) // ЕжБК, 27-я. 2017. С. 175.
Диак. Андрей Псарев
Ключевые слова:
Русская Православная Церковь Заграницей (1921/23 -2007) Церковные писатели русские Польский Михаил Афанасьевич (1891 - 1960), протопресвитер Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ), церковный писатель, публицист
См.также:
АВРААМИЙ (Палицын Аверкий Иванович; ок. 1550–1626), келарь Троице-Сергиева монастыря, писатель
АЛИПИЙ (Гаманович Николай Михайлович ; род. в 1926), архиеп. Чикагский и Средне-Американский РПЦЗ
АМВРОСИЙ (Погодин Алексей Александрович; 1925–2004), архим. Православной Церкви в Америке, богослов, церк. писатель
АНАСТАСИЙ (Грибановский Александр Алексеевич; 1873-1965), митр. Восточноамериканский и Нью-Йоркский, Первоиерарх РПЦЗ
АНТОНИЙ (Храповицкий; 1863-1936), митр. Киевский и Галицкий, первоиерарх РПЦЗ
АРСЕНЬЕВ Николай Сергеевич (1888-1977), русский религиозный писатель, публицист, культуролог