Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ПОЛОЖЕНИЯ РИЗЫ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
57, С. 194-195 опубликовано: 7 августа 2024г. 


ПОЛОЖЕНИЯ РИЗЫ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Свято-Богородицкий монастырь в с. Люк. Фотография. 2006 г.
Свято-Богородицкий монастырь в с. Люк. Фотография. 2006 г.

Свято-Богородицкий монастырь в с. Люк. Фотография. 2006 г.
(Ижевской епархии Удмуртской митрополии), находится в с. Люк Завьяловского р-на Республики Удмуртии. Основан решением Синода от 15 июля 2016 г. при храме во имя апостолов Петра и Павла (1901-1912). Приход в с. Люк (Петропавловское) был открыт указом Синода от 13 дек. 1849 г. по представлению еп. Вятского и Слободского Неофита (Соснина; † 1868). В его состав вошли селения, ранее относившиеся к приходу Александро-Невского собора (1818-1823) Ижевского завода (ныне Ижевск): с. Люк, деревни и починки Шашур, Кияик, Нов. Сентег, Ст. Сентег, Вукочудзя, Тлочудзя и Динтем-Вамья. Первоначально причт состоял из священника, диакона и дьячка, проживавших в собственных домах. В деревянной Петропавловской ц. (1850), построенной на средства прихожан, в 1852 г. служили свящ. Павел Луппов, диак. Павел Дрягин и дьячок Н. Княгин, а позже - свящ. Константин Трапицын, родственник художников В. М. и А. М. Васнецовых. В 1863 г. храм был перестроен и расширен, в 1867 г. при нем учреждено церковноприходское попечительство, в 1873 г. открыта церковноприходская школа, в 1876 г. в починке Кияик построена часовня. К 1873 г. в с. Люк насчитывалось 1214 прихожан мужского пола и 1300 женского (Вятские ЕВ. 1873. Ч. неофиц. № 22. С. 734-735; 1909. № 51/52. С. 1316). Среди прихожан известны местные уроженцы - буд. экзарх Грузии архиеп. Карталинский Алексий (Молчанов) и этнограф акад. Д. К. Зеленин (1878-1954).

К нач. ХХ в. в Петропавловской ц. служил свящ. Владимир Устюгов, уроженец Глазовского у., выпускник (1887) Вятской ДС. 5 июня 1901 г. по указу Сарапульского духовного правления на средства свящ. Владимира и прихожан по проекту вятского архит. И. А. Чарушина (1862-1945) вместо деревянного был возведен и 11 дек. 1912 г. освящен каменный храм в русско-визант. стиле: основной его объем завершается пятиглавием, массивная трапезная увенчана шатровой колокольней с центральной и 4 боковыми главками. При этом обветшавшая деревянная Петропавловская ц. (1850) весной 1916 г. была продана (за 900 р.) в дер. Забегалово для новоучрежденной жен. Покровской общины, где собрана и освящена 1 окт. того же года еп. Вятским и Слободским Никандром (Феноменовым; впосл. митрополит).

В 1912 г. причт по штату состоял из 2 священников и 2 псаломщиков; среди служителей 10-х гг. XX в. упоминаются священники В. Устюгов, Александр Руфин († 1912), Илия Филимонов (до 1917), с янв. по авг. 1914 г.- Павел Томилов, с сент. 1914 по 1919 г.- Роман Поторочин (выпускник Казанской инородческой учительской семинарии), в 1917 г.- Александр Овчинников, окружной инородческий миссионер. К 1912 г. насчитывалось 1683 прихожанина муж. пола и 1722 женского; на клиросе пел смешанный хор из 12 чел. При храме имелись 1 дес. 1177 кв. саж. усадебной земли. В одноклассной церковноприходской школе, по данным на 1914 г., обучались 81 мальчик и 36 девочек (Там же. 1914. № 17. Ч. офиц. С. 23; 1916. № 22/23. С. 569).

В 1919 г. свящ. Роман Поторочин подал в Волостной комитет бедноты прошение, в к-ром заявил, что «в силу своих личных убеждений» оставляет «духовное звание», и просил принять его учителем в местную школу или «предоставить другое какое-либо место по совет. службе». По нек-рым сведениям, позже Поторочин работал в Ижевском педагогическом уч-ще.

Вероятно, в кон. 1937 г. храм был закрыт, свящ. Константин Орлов († 17 нояб. 1941) арестован 9 окт. 1937 г. и тройкой при НКВД Удмуртской АССР 5 нояб. осужден на 10 лет и сослан в Севвостлаг. Ок. 1945 г. церковь была открыта, настоятелем назначен свящ. Василий Домрачев, затем прот. Александр Абашев (1880-1967), ранее, в 1937 и 1949 гг., подвергавшийся арестам и ссылкам. В дек. 1959 г. прот. Александр ушел за штат и переехал в г. Пензу, где похоронен рядом с храмом свт. Митрофана Воронежского. Архиеп. Ижевский Михаил (Воскресенский; † 1976) собирался назначить в Петропавловскую ц. (числилось 260 прихожан) нового настоятеля, но уполномоченный Совета по делам религии в Удмуртской АССР Д. М. Шестаков «всячески препятствовал этому и прямо заявил архиерею, что регистрацию новому священнику не даст». С нач. 1960 г. нерегулярные богослужения в Петропавловской ц. совершали клирики др. храмов, командированные еп. Михаилом, причем архиерей «каждый раз заранее договаривался с уполномоченным, который выписывал священнику особое регистрационное удостоверение сроком на 2-3 дня» (Зонов. 2013. С. 63). В сент. того же года приход с. Люк был приписан к Свято-Троицкому собору Ижевска, 24 нояб. решением Совета министров УАССР закрыт, о чем жителям села объявили 21 дек. Здание передали для нужд местной школы. Впосл. в нем разместился Дом культуры. 5 дек. 1979 г. постановлением Совета министров УАССР Петропавловской ц. был присвоен статус памятника республиканского значения. Осенью 1997 г. храм был официально передан Ижевской епархии и впосл. отремонтирован.

В кон. 80-х гг. XX в. Вениамин Глухих (впосл. протоиерей; иеросхим. Кукша; † 2007) организовал перенесение ветхой часовни из своей родной дер. Б. Кияик в с. Люк. На средства местных жителей часовня была расширена каменными пристройками и освящена как домовая ц. в честь Положения ризы Пресв. Богородицы во Влахерне. В 1991 г. при ней открыт приход; здесь служили священники Петр Белоногов, с окт. 1992 г.- Игорь Зорин († 2015). 26 февр. 1994 г. Синод благословил строительство в с. Люк жен. мон-ря. Общину стал окормлять Вениамин Глухих, рукоположенный в том же году в сан иерея. 31 марта 2016 г. был совершен 1-й монашеский постриг. Торжественное открытие монастыря 14 авг. 2016 г. возглавил митр. Ижевский и Удмуртский Викторин (Костенков).

В обители имеются каменные 2-этажный келейный корпус, 2-этажная гостиница, дом священника, ограда, разбиты цветники, организованы хозяйство, скотный двор, пасека; действует воскресная школа; по благословению митр. Ижевского Викторина ведется строительство кризисного центра для женщин. Близ П. м. находится почитаемый Свято-Троицкий источник, на к-ром установлен крест (2017).

Среди святынь П. м.- ковчег с частицами Древа Креста Господня, мощей сщмч. Ермогена, патриарха Московского и всея Руси, мч. Ореста, святителей Спиридона Тримифунтского, Саввы Сербского, Иннокентия (Кульчицкого), Иоанна (Максимовича) Тобольского, Тихона (Соколова) Задонского, преподобных Евфимия Великого, Афанасия Афонского, Павла Ксиропотамского, Ангелины (Бранкович) Сербской, Лаврентия Киево-Печерского, Серафима Саровского, прав. Симеона Верхотурского и др., образ Оптинских старцев с частицами мощей, икона прп. Моисея Оптинского с частицей мощей. Почитаются иконы Божией Матери «Скоропослушница», «Умягчение злых сердец» и Тихвинская.

К нояб. 2019 г. в П. м. проживали настоятельница игум. Глафира (Сергеева), 7 насельниц, духовник иером. Фотий (Осетров) и прот. Сергий Шкляев.

Лит.: Вятская епархия: Ист.-геогр. и стат. описание. Вятка, 1912. С. 457-458; Памятники истории и культуры Удмуртской АССР: Кат. Ижевск, 1979. № 80. С. 75; Памятники истории и культуры Удмуртии: Кат. Ижевск, 1990. № 776. С. 78; Правосл. храмы Удмуртии: Справ.-указ. по док-там ЦГА УР / Сост.: И. Н. Зайцева, Г. И. Самарцева. Ижевск, 2000. С. 171-172; Завьяловский р-н: Природа, история, экономика. Ижевск, 2001. С. 365-367; Шумилов Е. Ф. Православные села района // Завьяловский р-н: Природа, история, экономика. Ижевск, 2001. С. 171-178; Смирнов С. В. Свято-Богородицкий жен. мон-рь // Русские мон-ри: Приуралье. М., 2006. С. 186-189; Малых А., свящ. История Ижевской и Удмуртской епархии в ХХ в. Ижевск, 2010; Зонов О. Хрущовские гонения в Удмуртии // Вестн. ПСТГУ. Сер. 2: История. История РПЦ. 2013. Вып. 2(51). С. 54-68.
Д. Б. К.