Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ПОЛОЖЕНИЕ ВО ГРОБ
57, С. 169-173 опубликовано: 29 июля 2024г. 


ПОЛОЖЕНИЕ ВО ГРОБ

Положение во гроб. Миниатюра из Четвероевангелия мон-ря Дионисиат. Ок. 1059 г. (Ath. Dionys. gr. 587. Fol. 16r)
Положение во гроб. Миниатюра из Четвероевангелия мон-ря Дионисиат. Ок. 1059 г. (Ath. Dionys. gr. 587. Fol. 16r)

Положение во гроб. Миниатюра из Четвероевангелия мон-ря Дионисиат. Ок. 1059 г. (Ath. Dionys. gr. 587. Fol. 16r)
В христ. искусстве композиция, иллюстрирующая эпизод, описанный во всех 4 Евангелиях, но с разной степенью подробности (Мф 27. 57-66; Мк 15. 42-47; Лк 23. 50-56; Ин 19. 38-42). Иконография сформировалась к XI в. под влиянием не столько канонических евангельских, сколько апокрифических, гомилетических и богослужебных текстов, позволивших конкретизировать обстоятельства действия и постепенно увеличить число участников погребальной церемонии. Определенное влияние на композиционную схему оказали др. сцены Страстного цикла - «Распятие Господне» и «Снятие с Креста». Так, сама обстановка напоминала о месте Распятия - горе Голгофа; изображались орудие истязания - крест - и лестница, с помощью к-рой Тело Господне было снято с креста.

В древнейшем изводе композиции, известном по миниатюрам греч. рукописей, получил отражение евр. обряд погребения усопшего, а сама сцена представляла момент перенесения повитого пеленами Тела Христа в направлении пещеры. В церемонии погребения участвовали член синедриона и один из тайных учеников Христа, Иосиф из Аримафеи, испросивший Тело Господне у Пилата, купивший погребальные пелены и лично совершивший обряд (Мф, Мк, Лк и Ин), и др. ученик - Никодим (Ин). Примеры подобной композиции были впервые систематизированы Н. В. Покровским, указавшим на миниатюру в рукописи Гомилий Григория Назианзина (Paris. gr. 510, между 879 и 883 гг.), на иллюстрацию к Пс 86 в Барбериниевой Псалтири (Vat. Barber. gr. 372, ок. 1092 г.), на иллюстрации в Парижском Евангелии (Paris. gr. 74, 3-я четв. XI в.) и др. Этот ряд можно расширить за счет миниатюры в Псалтири из мон-ря Пантократор на Афоне (Ath. Pantokr. gr. 61, IX в.), где изображение внесения Тела Господня в пещеру Иосифом и Никодимом сопоставлено с текстом Пс 87. 7 (Fol. 122r), иллюстрации к тексту Мк 15. 42-47 в Четвероевангелии мон-ря Дионисиат (Ath. Dionys. gr. 587, ок. 1059 г.), на которой участниками церемонии являются также Богоматерь и равноап. Мария Магдалина (Fol. 16r). Дальнейшее усложнение иконографии отражает цикл миниатюр Гелатского Евангелия (НЦРГ. Q 908, XII в.), на к-рых в процессию перенесения Тела Спасителя были включены Пресв. Богородица, следующая за Телом Сына или поддерживающая Его (Л. 85 об., 217, 272 об.), и парящие ангелы (Л. 85 об.).

Положение во гроб. Фреска Спасо-Преображенского собора Мирожского мон-ря. Рубеж 30-х и 40-х гг. XII в.
Положение во гроб. Фреска Спасо-Преображенского собора Мирожского мон-ря. Рубеж 30-х и 40-х гг. XII в.

Положение во гроб. Фреска Спасо-Преображенского собора Мирожского мон-ря. Рубеж 30-х и 40-х гг. XII в.
Изменения в сторону большей эмоциональности в передаче события показывает миниатюра Ватиканского Евангелия с Синаксарем (Vat. gr. 1156, посл. четв. XI в.): Богоматерь приникает к лику Спасителя, над погребальной пещерой заламывают руки 2 скорбящие жены, изображены 3 рыдающих ангела и кровавое солнце; Покровский относил подобные изображения к т. н. 1-му типу композиции. Характерными признаками 2-го типа он считал появление в композиции каменного гроба с лежащим в нем Телом Спасителя, с фигурами предстоящих у Его изголовья Божией Матери и ап. Иоанна Богослова, у ног - Иосифа Аримафейского и Никодима с лестницей, а также 3 плачущих жен - как на миниатюре в Евангелии из Ватопедского мон-ря (Ath. Vatop. gr. 735. Fol. 17v, XIII в.). Вариантом, объединяющим обе композиции, можно считать миниатюру Карахисарского Евангелия (РНБ. Греч. 105, 80-е гг. XIII в.).

Стремление показать момент погребения Иисуса Христа в контексте повествования о Страстях Господних отражено в иллюстрациях рукописей кон. XIII в. из придворной мастерской Киликийской Армении. В миниатюре Чашоца (избранные чтения на праздники), исполненного для принца Хетума (Матен. № 979, 1286 г.), на одном листе соединены 3 эпизода: «Иосиф Аримафейский перед Пилатом» (Испрошение Тела Господня), «Снятие с креста» и «Положение во гроб» в варианте несения Тела к пещере. В последней сцене, занимающей нижнюю часть миниатюры, Иосиф и Никодим переносят повитое пеленами Тело Иисуса Христа, в глубине показан склоняющийся к Учителю ап. Иоанн Богослов, слева, у ног Спасителя,- 2 жены поддерживают упавшую на колени Пресв. Богородицу (Л. 193 об.). В Евангелии 8 художников (Матен. № 7651) эпизоды «Испрошение Тела у Пилата» и «Несение ко гробу», близкие по схемам, даны на страницах единого разворота (Л. 80 об.- 81).

Один из ранних вариантов с каменным гробом-саркофагом, в к-рый полагается Тело Спасителя в пеленах, представлен на фреске в крипте кафоликона мон-ря Осиос Лукас (30-40-е гг. XI в.). Композиция включена в Страстной цикл; в погребении участвуют Пресв. Богородица, Иосиф Аримафейский и Никодим.

При классификации композиций, иллюстрирующих последовательность событий между «Снятием с креста» и «Воскресением-Сошествием во ад», наряду с «Положением во гроб» как самостоятельный сюжет нередко выделяют «Оплакивание». Однако такая градация для средневизант. периода не представляется оправданной, поскольку оба события мыслятся в едином пространственно-временном измерении, а сама сцена может быть трактована как внезапная остановка при перенесении Тела к пещере гроба. Широкое распространение композиция «Оплакивание-Положение во гроб» получила в монументальной живописи 2-й пол. XII в., особенно в памятниках 3-й четв. XII в., ввиду особого внимания визант. богословия и гимнографии к теме Страстей Господних. Это новое развитие было подготовлено изменениями в богослужебных текстах Страстной седмицы, дававших более драматическое и эмоциональное прочтение событий Свящ. истории в целом и последних дней жизни Спасителя в частности. Проявление новой образности в росписях выразилось в усилении мимики, в языке жестов, в беспокойном характере драпировок, в сложных позах и ракурсах. Этим изменениям отвечали приемы личного письма с резкими светотеневыми контрастами и экспрессивный, порой утрированный рисунок складок одежд.

Акцент на жертвенной природе Иисуса Христа способствовал появлению в композициях новых нюансов: изображение повитого пеленами Тела Господня (ср. фреску крипты кафоликона мон-ря Осиос Лукас) было заменено фигурой обнаженного Спасителя, препоясанного по чреслам; каменный саркофаг уступил место растянутому полотнищу плащаницы; на переднем плане у края композиции появились орудия Страстей (копие, трость) и положенные в корзину молоток, клещи, гвозди (см. фреску ц. вмч. Пантелеимона в Нерези, Македония, ок. 1164).

Наиболее ранний пример иконографии «Оплакивание-Положение во гроб» представлен фреской в люнете сев. стены ц. Спаса Преображения Мирожского мон-ря в Пскове (рубеж 30-х и 40-х гг. XII в.). На смысловую и композиционную связь «Оплакивания» и «Распятия Господня» (на зап. склоне сев. свода) указывает большой крест на заднем плане, фланкированный фигурами 2 ангелов, еще 2 ангела слетают к Пресв. Богородице, Которая приникла к Сыну. Среди участников - ап. Иоанн Богослов, лобзающий левую руку Учителя, Иосиф и Никодим, припадающие к Его ногам, и группа жен, сидящих перед входом в пещеру, у изголовья. Общая схема повторена в росписи ц. вмч. Пантелеимона в Нерези (фреска на сев. стене), однако крест на заднем плане отсутствует, а изображения жен перенесены в правую часть композиции. Особый драматизм сцене придают неестественные положение фигуры и поза Богоматери, в изнеможении падающей и прижимающей Сына к породившему Его лону. Фрагменты аналогичных композиций сохранились в росписях пещерного храма мон-ря прп. Неофита в Пафосе на Кипре (кон. XII в.) и верхней церкви Бачковской костницы в Болгарии (кон. XII в., датировка Е. Бакаловой), однако руинированное состояние живописи не дает возможности говорить о деталях композиции.

Наиболее экспрессивный вариант композиции представлен в стенописях церквей св. Врачей в Кастории (80-е гг. XII в.) и вмч. Георгия в Курбинове (1191), в к-рых мотив стремительного движения к пещере усилен беспокойным ритмом драпировок, позами подавшихся вперед Пресв. Богородицы, ап. Иоанна Богослова, Иосифа, ангелов и «подвижным» рисунком горок; фигуры 2 св. жен отнесены на 2-й план. К перечисленным композициям близка сцена в одном из люнетов базилики Санта-Мария-Ассунта в Аквилее (ок. 1180, датировка Тавано; включена в тематический Страстной цикл, состоящий из сцен «Распятие», «Снятие с креста» и «Оплакивание - Положение во гроб»). Как и в случае с балканскими фресками, композиция может быть трактована как внезапная остановка погребальной процессии перед внесением Тела Господня в пещеру (изображена в левой части). В композиции сохранены позы и жесты Богоматери, в исступлении приникшей к Сыну и сжимающей Его правую руку, ап. Иоанна Богослова и Иосифа Аримафейского, припадающего к ногам Христа, 2 ангелов, парящих над горкой. Фигура Никодима, в скорби подносящего руки к лицу, возвышается над фигурой Иосифа. В левой части, над пещерой гроба, изображена группа из 4 жен (2-я слева - равноап. Мария Магдалина - показана с воздетыми над головой руками; об античных источниках подобных композиций см.: Weitzmann. 1961; Maguire. 1977; idem. 1981; Этингоф. 2000).

Положение во гроб. Фреска базилики Санта-Мария-Ассунта в Аквилее. Ок. 1180 г. Фото: Н. В. Пивоварова
Положение во гроб. Фреска базилики Санта-Мария-Ассунта в Аквилее. Ок. 1180 г. Фото: Н. В. Пивоварова

Положение во гроб. Фреска базилики Санта-Мария-Ассунта в Аквилее. Ок. 1180 г. Фото: Н. В. Пивоварова
Общая схема расположения фигур сохраняется в визант. фресках кон. XIII - XIV в. (церквей свт. Николая Чудотворца в Прилепе, 1298-1299, вмч. Никиты в Чучере, 1307-1308, свт. Николая Орфаноса в Фессалонике, 1310-1320, и др.), однако мотив перенесения Тела Христа нивелируется, поскольку вместо пещеры в центре появляется каменное ложе, ассоциирующееся как с гробницей, так и с камнем помазания. В некоторых случаях стенки и верхняя плита гробницы расписаны прожилками «под мрамор», как в ц. Богоматери (Спаса) в Кучевиште (ок. 1330); надпись на фреске - название сцены: «Погребение Христово». В композициях заметна тенденция к увеличению числа жен и к усилению роли жестов в передаче эмоционального восприятия ими происходящего.

Осмысление композиции как сцены оплакивания, что явствует и из сопроводительной греч. надписи: Ο Επιτάφιος θρήνος (Надгробный плач), традиционно для поздневизантийской и итало-критской иконописи. Действие на иконах разворачивается на фоне высокого креста и фланкирующих его горок (в нек-рых композициях опущены). В отдельных случаях в глубине изображена условно трактованная стена Иерусалима. Тело Спасителя, снятое с креста, покоится не на растянутой плащанице, а на собранном складками полотнище ткани (или без него), лежащем на каменном ложе. Сидящая у изголовья Богоматерь поддерживает голову Сына, склоняющийся Иосиф Аримафейский - ноги; ап. Иоанн Богослов, стоящий за ложем, лобзает или сжимает в руках левую кисть Спасителя. Группа из 5 и более жен вместе с держащим лестницу Никодимом образует средний план. Характерные приметы композиций составляют ярко-красный плащ равноап. Марии Магдалины и скорбный жест ее воздетых рук: фрагмент распиленной иконы-эпистилия XIV в. из мон-ря Ватопед на Афоне; греч. икона ок. 1700 г. (ГТГ); более лаконичный вариант - на иконе Теодороса Пулакиса (?) 2-й пол. XVII в. (Музей Греческого ин-та византийских исследований в Венеции). Впосл. эта схема будет заимствована для печатных греч. антиминсов.

Положение во гроб. Икона XIV в. (мон-рь Ватопед, Афон)
Положение во гроб. Икона XIV в. (мон-рь Ватопед, Афон)

Положение во гроб. Икона XIV в. (мон-рь Ватопед, Афон)
Аналогичные композиция и надпись воспроизводились на шитых греч. плащаницах. Крест на заднем плане мог заменяться киворием, а свободные участки фона заполнялись многочисленными изображениями ангелов и Небесных сил, личинами солнца и луны (плащаница из мон-ря Ксиропотам на Афоне, XVII в.; плащаница из собрания Г. Н. Гамон-Гамана, ГРМ, и др.). Иной вариант сопроводительной надписи: Ενταφιαμός (Погребение) - использован на плащанице Василия Лупу из мон-ря Ватопед (1651/52), лишенной изображения креста или кивория, но дополненной по углам 4 символами евангелистов (более ранний пример использования той же надписи - на плащанице XIV-XV вв. из монастыря Ставроникита на Афоне, где Христос изображен лежащим на растянутом полотнище в окружении 2 ангелов с рипидами, Небесных сил и символов евангелистов по углам, без фигур земных участников церемонии).

В рус. традиции получили распространение 2 основных варианта композиции. Первый восходит к схеме поздневизант. периода - с восседающей в изголовье гробницы Богоматерью, приникающей к лику Сына, с фигурами ап. Иоанна Богослова (в центре), Иосифа и Никодима (справа) и с женами позади Богоматери (как и в визант. памятниках, фоном служили высокий крест, 2 горки и стена Иерусалима: иконы из праздничных рядов Благовещенского собора Московского Кремля, нач. XV в., и из Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры, ок. 1425-1427). Второй вариант, вероятно местный извод, получил распространение на новгородских и сев. землях: лежащий в гробнице спеленатый Спаситель, участники церемонии расположены позади гроба в 2 ряда, причем Пресв. Богородица, ап. Иоанн Богослов и Иосиф Аримафейский, склоняясь над гробом, припадают к Телу Христа; 3 жены и Никодим представлены позади них в полный рост; одна из жен - равноап. Мария Магдалина изображена со скорбно воздетыми руками. Наиболее известные примеры - иконы из праздничных рядов Успенского собора Кириллова Белозерского мон-ря (ок. 1497) и из т. н. каргопольского чина (кон. XV в., ГТГ, бывш. собрание И. С. Остроухова), подписной образ Якова Иеля (ГТГ, бывш. собрание А. В. Морозова), а также икона-таблетка из новгородского Софийского собора (кон. XV в., НГОМЗ). Наименование сюжета в соответствии с надписями - «Положение во гроб». Зеркальный извод той же композиции использован на новгородской праздничной иконе неизвестного происхождения (1-я треть XVI в., ГРМ), которая поступила из поморского храма в честь иконы Божией Матери «Знамение» на Тверской ул. в С.-Петербурге.

Вместе с тем на нек-рых рус. иконах XV-XVI вв. сохраняется архаичный извод сцены, восходящей к миниатюрам греческих рукописей. Вариант такой иконографии был использован на 25-частной иконе «Евангельские сцены» («Земная жизнь Христа») 1-й пол.- сер. XV в. (НГОМЗ). Композиция завершает сцены, рассказывающие о Распятии Спасителя: «Крестный путь», «Возведение на крест», «Распятие с двумя разбойниками», «Снятие с креста». Движение в клейме разворачивается слева направо. В перенесении спеленатого Тела Господня в направлении слева направо, к пещере, участвуют Богоматерь, поддерживающая Сына за плечи и приникающая к Его лику, Никодим, держащий ноги Христа, и ап. Иоанн Богослов, идущий рядом с Никодимом. У входа в гробницу шествие встречает Иосиф Аримафейский. Две жены-мироносицы показаны в глубине, между горками. Особенностью композиции является отсутствие сударя на голове Иисуса Христа.

Снятие со креста и Положение во гроб. Миниатюра из Сборника житий и слов. Нач. XVII в. (РГБ. ОР. Ф. 299. № 258. Л. 258)
Снятие со креста и Положение во гроб. Миниатюра из Сборника житий и слов. Нач. XVII в. (РГБ. ОР. Ф. 299. № 258. Л. 258)

Снятие со креста и Положение во гроб. Миниатюра из Сборника житий и слов. Нач. XVII в. (РГБ. ОР. Ф. 299. № 258. Л. 258)
Перенесение Тела Господня ко гробу как заключительный эпизод Страстного цикла представлено на иконе «Лицевое Евангелие» («Земная жизнь Христа») 2-й пол. XVI в., происходящей из церкви в с. Заборовье Тверской губ. (ГРМ). Композиция включена в повествование из 73 сцен и следует за сценой «Снятие с креста». В ней представлены Иосиф Аримафейский, Пресв. Богородица и ап. Иоанн Богослов, несущие повитое Тело Спасителя (движение слева направо) к гробнице, высеченной в скале.

В изобразительном искусстве XVII в. используются разные изводы сцены «Положение во гроб». Повторением московской схемы нач. XV в. в монументальной живописи сер. XVII в. можно считать композицию в росписи Троицкого собора Калязина мон-ря 1654 г. (мастера Симеон Авраамов, Василий Ильин, Иван Феофилактов и др.), однако на ней, как в новгородских памятниках, Христос изображен в пеленах. К кон. XVII в. сцена «Положение во гроб» претерпевает изменения под влиянием западноевроп. гравюр: растет число предстоящих, усложняются ракурсы фигур, способы их драпировки, используются бытовые детали, меняются архитектурные фоны, призванные напомнить о постройках Иерусалима. В росписи Воскресенской ц. в Ростове (ок. 1675, Гурий Никитин, Сила Савин с артелью) использованы мотивы диагонально поставленной гробницы, 2 лестниц, прислоненных к кресту, развитый архитектурный фон.

Для XVI-XVII вв. характерно включение сюжета «Положение во гроб» в сложные, многосоставные композиции, напр. на иконах «Символ веры», в которых «Положение во гроб» служит иллюстрацией к 4-му члену Символа. В композициях XVII в., восходящих к иконографической традиции XVI в. (икона из Соловецкого мон-ря, кон. XVII в., МГОМЗ), использована классическая московская схема, с сидящей у изголовья Христа Богородицей. Впосл. такой иконографический вариант был воспринят и адаптирован в старообрядческой иконописи. Вариант и с диагонально поставленным гробом, 2 приставными к кресту лестницами и с иным расположением персонажей вокруг гробницы использован на иконе «Символ веры» из ц. свт. Григория Неокесарийского на Б. Полянке в Москве (1668/69, ГРМ).

В старообрядческой иконописи наряду с древними вариантами сцены «Положение во гроб» получили распространение иллюстрации к тексту сб. «Страсти Христовы». Повествование, составленное на основе апокрифических источников, включает подробный рассказ о положении Христа во гроб, о погребении и плаче Пресв. Богородицы над гробом (Страсти Христовы. М., 1901). Известны лицевые списки «Страстей Христовых» и многочастные иконы, на к-рых каждый эпизод снабжен пространными выдержками из текста. На одной из подобных икон (ГРМ) в средник врезан большой медный крест с предстоящими и клеймами праздников, по сторонам написаны сцены: «Испрошение Тела Господня у Пилата», «Снятие с креста», «Плач Богородицы с женами-мироносицами», «Положение во гроб».

Лит.: Кондаков Н. П. История визант. искусства и иконографии по миниатюрам греч. рукописей. Од., 1876. С. 173, 243; он же. Памятники христ. искусства на Афоне. СПб., 1902. С. 258-263; Покровский Н. В. Евангелие в памятниках иконографии, преимущественно визант. и рус. СПб., 1892. С. 386-390; М., 2001. С. 478-481; Millet G. Recherches sur l'iconographie de l'Évangile aux XIVe, XVe et XVIe siècles d'après les monuments de Mistra, de la Macédoine et du Mont-Athos. P., 1916. P. 489-516; idem. Broderies religieuses de style byzantin. P., 1947; Weitzmann K. The Origin of the Threnos // De Artibus Opuscula XL: Essays in Honor of E. Panofsky. N. Y., 1961. Vol. 1. P. 476-490; Aurenhammer H. Lexikon der christlichen Ikonographie. W., 1962. Bd. 1. Lfg. 4. S. 357-374; Kitzinger E. The Hellenistic Heritage in Byzant. Art // DOP. 1963. Vol. 17. P. 95-116; Pallas D. Die Passion und Bestattung Christi im Byzanz: der Ritus - das Bild. Münch., 1965; Тасић Д. Хвостанска плащаница // Старинар. Н. С. Београд, 1965. Т. 13/14. С. 154; LCI. 1968. Bd. 1. Sp. 278-282; 1970. Bd. 2. Sp. 192-196; Maguire H. The Depiction of Sorrow in the Middle Byzant. Art // DOP. 1977. Vol. 31. P. 123-174; idem. Art and Eloquence in Byzantium. Princeton, 1981. P. 101-111; Σωτηρίου Μ. Γ. Ενταφιαμός - Θρῆνος // ΔΧΑΕ. 1979. Τ. 6. Σ. 139-148; Belting H. An Image and its Function in the Liturgy: the Man of Sorrows in Byzantium // DOP. 1980/1981. Vol. 34/35. P. 1-16; Щенникова Л. А. Иконографические особенности праздничного ряда из Благовещенского собора Моск. Кремля // Худож. наследие: Хранение, исслед., реставрация. М., 1990. Вып. 13. С. 57-126; Spatharakis I. The Influence of the Lithos in the Development of the Iconography of the Threnos // Byzantine East, Latin West: Art-Historical Studies in Honor of K. Weitzmann. Princeton, 1995. P. 435-441; Этингоф О. Е. Античные образцы в визант. искусстве кон. XI-XII в.: (Богоматерь «Ласкающая» и Оплакивание) // Она же. Образ Богоматери: Очерки визант. иконографии XI-XIII вв. М., 2000. С. 100-128; Овчарова О. В. Особенности композиции «Оплакивание» в ц. св. Пантелеимона в Нерези / ГММК. М., 2001. Проблемы изучения памятников духовной и материальной культуры. Вып. 4. С. 155-161.
Н. В. Пивоварова
Ключевые слова:
Иконография Нового Завета Положение во гроб, иконография Положение во гроб, в христианском искусстве композиция, иллюстрирующая эпизод, описанный во во всех 4 Евангелиях, но с разной степенью подробности (Мф 27. 57-66; Мк 15. 42-47; Лк 23. 50-56; Ин 19. 38-42)
См.также:
АГАПА в христ. общинах I – V вв. особая совместная трапеза – «вечеря любви»,- имевшая благотворительные цели и первоначально включавшая совершение Евхаристии
«БЕГСТВО В ЕГИПЕТ» рассказ о событии из детства Иисуса Христа, встречающийся только у евангелиста Матфея
«БЕСЕДА ХРИСТА С САМАРЯНКОЙ» название иконографич. сюжета
БИБЛИЯ. III. ИЛЛЮСТРАЦИИ
«БЛАГОРАЗУМНЫЙ РАЗБОЙНИК» название иконографии, в основе к-рой лежит евангельский текст об одном из 2 разбойников, распятом вместе с Иисусом Христом на Голгофе
БРАК В КАНЕ повествование о пребывании Господа Иисуса Христа, Его Матери и учеников на браке в галилейском сел. Кана и о совершении Им там Своего первого знамения - претворения воды в вино