Чинопоследование или отдельные песнопения и обряды, связанные с праздником Успения Пресв. Богородицы (15 авг.). Чин может совершаться в день праздника на утрене в составе всенощного бдения, накануне праздника (напр., в Гефсимании) или после праздника на 2-й или 3-й день. П. Б. М. не упоминается в Типиконе, принятом ныне в Русской Церкви, но совершается по традиции, зафиксированной в отдельных изданиях службы празднику Успения Пресв. Богородицы.
Редактирование цикла припевов на 17-й кафизме и составление более развернутого чинопоследования на греч. языке, включающего тропари «Благообразных ученик лик» (по образцу тропарей Великой субботы), а впосл. и дополнительный цикл стихир, относятся к XVIII-XIX вв. (печатные издания его выходили в 1836, 1885 и в др. годы, см.: Дмитриевский. 1905). Поздняя иерусалимская практика совершения П. Б. М. накануне праздника известна по описанию А. А. Дмитриевского (Там же): 12 авг. совершается торжественный крестный ход, во время к-рого плащаница с изображением композиции «Успение Пресв. Богородицы», хранящаяся в часовне на подворье Гефсиманского мон-ря в Иерусалиме, переносится в Гефсиманию и полагается на особом месте («ложе Богоматери») в пещере; днем 14 авг. (после 9 ч. утра) патриарх и др. священнослужители совершают отдельный чин П. Б. М., включающий 17-ю кафизму с припевами, тропари по 17-й кафизме, ексапостиларий, стихиры на хвалитех, славословие и Трисвятое, при пении к-рого плащаницу переносят в центр Гефсиманской базилики, поются особые стихиры и после них - отпуст.
В России свт. Филарет (Дроздов) установил праздник Воскресения и Вознесения Божией Матери 17 авг. (3-й день Успения; в палестинской практике это воспоминание связано с самим днем праздника - 15 авг., см.: Там же. С. 396). На всенощном бдении накануне этого дня служба совершалась с добавлением песнопений из греч. последования, к-рое было переведено на церковнослав. язык в 1845-1846 гг. М. С. Холмогоровым и отредактировано свт. Филаретом (Письма митр. Московского Филарета к наместнику Свято-Троицкой Сергиевой лавры архим. Антонию, 1831-1867 гг. М., 1878. Ч. 2: 1842-1849 гг. С. 272-275). Печатные издания слав. перевода выходили в 1872 и 1913 гг., затем публиковались в составе «Богослужебных указаний на 1950 год», в издании службы Успения отдельной книгой (Церковная служба на Успение Божией Матери. М., 1950) и в приложениях к совр. изданиям богослужебной Минеи. В «Богослужебных указаниях...» помещен «Чин погребения», но в нем вместо великой вечерни перед утреней указано последование малого повечерия (по подобию службы в Великую пятницу). Последование утрени с припевами на 17-й кафизме в «Богослужебных указаниях...» напечатано полностью, согласно славянскому переводу XIX в. В Киево-Печерской лавре полный чин П. Б. М. совершается на утрене под 17 авг., при этом на всенощном бдении праздника Успения бывает пение непорочнов с припевами перед полиелеем.