В синаксарной заметке о П. сообщается, что он был братом Антиоха, мч. Севастийского. Синаксарное сказание, по мнению Ж. М. Соже, является сокращенным вариантом самого древнего несохранившегося Мученичества П. Существует перевод Мученичества (не установлено, какого именно) на арм. язык (BHO, N 996). Из визант. стишных синаксарей память П. с кратким сказанием была включена в слав. стишные Прологи (Петков, Спасова. Стиш. Пролог. Т. 3. С. 65-66), а затем в ВМЧ (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 191. 1-я паг.).
Мощи П. были перенесены в К-поль (время неизв.) и покоились в храме, посвященном П., место к-рого в источниках указывают около форума имп. Константина или возле портиков Домнина. Вероятно, именно этот храм упомянут в нач. V в. в письме прп. Нила Синайского бывш. епарху Тавриану (Nil. Ep. 178). Однако есть сведения о храме, построенном при имп. Анастасии (491-518) и реконструированном при имп. Юстиниане I (527-565). Прокопиий Кесарийский в соч. «О постройках» сообщает, что здание имело величественный вид (Procop. De aedif. I 4); возможно, при Анастасии храм был только реконструирован. 18 нояб. в храме совершалось празднование памяти П. В этой же церкви 23 дек. 562 г. было совершенно всенощное бдение накануне 2-го освящения восстановленного собора Св. Софии (Theoph. Chron. P. 238). При имп. Василии I Македонянине, в IX в., была отреставрирована крыша храма и укреплены стены (Const. Porphyr. Vita Basil. Col. 340). По свидетельству Антония, архиеп. Новгородского, побывавшего в К-поле в 1200 г., в то время церковь была в сохранности (Книга Паломник. С. 30, 33). В нач. XIII в. она, вероятно, была разрушена при захвате К-поля крестоносцами (Janin. Églises et monastères. P. 404, 418).
В Житии прп. Феодора Сикеота (Vita S. Theodori Siceotae. Cap. 8) упоминается молельня во имя П., к-рая в VI-VII вв. располагалась в Анастасиополе в Галатии. В К-поле скорее всего находилась только частица мощей П., т. к., согласно указанию Феодосия - автора итинерария «О расположении Святой земли», мощи П. также хранились в Анкире (Theodos. De situ Terrae sanctae. 15). Есть свидетельство о том, что в 1581 г. частица мощей П. находилась в женском мон-ре св. Лаврентия в Венеции (Sansovino. 1581. P. 25). На VII Вселенском соборе в 787 г. было зачитано послание Нила Анкирского (авторство недостоверно) к силенциарию Илиодору (см. в ст.: Нил Синайский, прп.) (Mansi. T. 13. Col. 32-33; Nil. Ep. IV 62 (в рус. пер. IV 59) // PG. 79. Col. 580-581), в к-ром описывалось чудо, совершённое П.: сын одного синайского инока родом из Галатии был взят в плен варварами. После того как отец помолился о сыне П., тот явился к юноше на коне, ведя за собой еще одного коня, на к-рого он велел тому сесть. Юноша узнал своего спасителя, т. к. именно таким видел его на иконах. Т. о., для защитников иконопочитания текст письма служил доказательством существования икон на протяжении мн. столетий.
На груз. языке под 18 нояб. сохранились метафрастическая (расширенная) версия Мученичества П., нач.: არა უცნაურ არს სახელი გალატელთაჲ... (Не известно имя Галатянин...), в рукописях из коллекции Национального центра рукописей Грузии (НЦРГ. S 385, XI-XII вв. Л. 728-739; S 382, XII-XIII в. Л. 1-2 (отрывок)). Также дошло синаксарное сказание о нем в составе Великого Синаксаря, переведенного в XI в. прп. Георгием Святогорцем, в рукописях XI в. коллекций Национального центра рукописей Грузии, Екатерины великомученицы монастыря на Синае, Иерусалимской Патриархии, афонского Иверского монастыря (НЦРГ. А 97, 193, Н 2211, Hieros. Patr. iver. 24-25, Sinait. iber. 4, Ath. Iver. georg. 30) (Габидзашвили. Переводные памятники. 2004. Т. 1. С. 316).
Во всех литургических памятниках память П. устойчиво отмечается 18 нояб. В Типиконе Великой церкви IX-XI вв., отражающем особенности кафедрального постиконоборческого богослужения К-поля, память П. отмечена без богослужебного последования (Mateos. Typicon. T. 1. P. 106).
Уже в ранних памятниках последование П. объединено в одной службе с последованием мч. Роману диакону с переменным приоритетом обоих святых. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г., представляющем древнейшую сохранившуюся редакцию Студийского синаксаря, описание службы П. включает стихиру и канон (Пентковский. Типикон. С. 296). В Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в.- малоазийской редакции Студийского устава - указана служба с «Аллилуия»; описание последования П. включает 3 стихиры на «Господи, воззвах» плагального 4-го, т. е. 8-го, гласа, канон того же гласа авторства Феофана и седален того же гласа (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 318). В Мессинском Типиконе 1131 г., представляющем южноиталийскую редакцию Студийского устава, указана аллилуйная служба П. (без последования мч. Роману) (Arranz. Typicon. P. 58). В древнейших слав. рукописных Минеях студийской эпохи (XI-XII вв.) последование П. также указано без последования мч. Роману. Служба П. в одной слав. Минее включает седален (иной, чем в печатных Минеях), 3 стихиры и канон; позже был приписан кондак П. (отличающийся от помещенного в печатные Минеи) (Горский, Новоструев. Описание. Т. 3. Ч. 2. С. 30). В другой слав. Минее последование святому составляют: канон 8-го гласа, нач.: , с ирмосом ; 3 стихиры-подобна того же гласа на «Господи, воззвах»; седален того же гласа (Ягич. Служебные Минеи. С. 399-404).
В ранних редакциях Иерусалимского устава XII-XIV вв. указана аллилуйная служба П. и мч. Роману (Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 33). В слав. списках «Аллилуия» указывается в ранних серб. редакциях (Типикон архиеп. Никодима 1319 г.- Миркович. Типикон. Л. 60б), однако в рус. редакциях Иерусалимского устава с нач. XV в., т. н. «Оке церковном», в т. ч. и в первопечатных Типиконах, указывается пение тропаря: в Типиконах 1610, 1634 гг.- 1-го гласа, но уже в Типиконе 1695 г.- . В списках Иерусалимского устава начиная с XV в. в последование П. обычно включен кондак 3-го гласа. В греч. Кондакарии XII-XIII вв. и рус. книгах (напр., в Часослове XIV-XV вв., в Минее 1558 г.) сохранились этот же кондак и икос (Амфилохий. Кондакарий. С. 75-76).
В совр. книгах под 18 нояб. помещена общая служба П. и мч. Роману с приоритетом П. Последование П. включает: тропарь П. и мч. Роману 4-го гласа (общий мученикам; только в рус. Минеях); кондак 3-го гласа ῾Η ἁγία μνήμη σου, τὴν οἰκουμένην εὐφραίνει̇ ( ) с икосом Τῶν ῾Ελλήνων λιπὼν ἅπασαν τὴν ματαιότατα̇ ( ); канон плагального 4-го, т. е. 8-го, гласа с акростихом, содержащим имя автора: Τῶν σῶν ἐπαίνων, ὦ Πλάτων, μέλπω πλάτος. Θεοφάνους ( ), нач.: Τῆς αἰωνίου βασιλείας ῎Ενδοξε̇ ( ), с ирмосом ῾Αρματηλάτην Θαραὼ ἐβύθισε̇ ( :); на «Господи, воззвах» 3 стихиры-подобна плагального 4-го, т. е. 8-го, гласа со славником плагального 2-го, т. е. 6-го, гласа; седален плагального 4-го, т. е. 8-го, гласа Τῶν ἀγώνων τῷ πλάτει Μάρτυς σοφέ̇ ( ); ексапостиларий (разные в греческих и русских Минеях). В гимнографическом материале детально описываются страдания мученика и восхваляются его терпение и мужество; также, согласно греч. поэтической традиции, обыгрывается имя святого, означающее «широкий»: «Вечного Царствия... широту», «райскую широту... достигл еси», «к широте возшел еси Небеснаго Царствия» и др.