[Лат. Pius] (II в.), св. (пам. зап. 11 июля), еп. (папа) Римский (традиц. даты понтификата: 142 или 146 - 157 или 161; см.: An. Pont. 2014. P. 8*). Сщмч. Ириней Лионский упоминал П. среди пресвитеров, стоявших во главе Римской Церкви, после Гигина и перед Аникетом (Iren. Adv. haer. 3. 3. 3). В послании к Римскому еп. (папе) Виктору I (186 или 189 - 197 или 201) сщмч. Ириней называл П. в числе предшественников Виктора, к-рые не настаивали на обрядовом единообразии среди христиан (Euseb. Hist. eccl. 5. 24. 14). Евсевий Кесарийский, опираясь в т. ч. на свидетельство Иринея, называл П. 9-м епископом Рима, занимавшим кафедру в период между правлениями Гигина и Аникета. По мнению Евсевия, понтификат П. длился 15 лет, с 142 по 157 г. (Ibid. 4. 11. 6-7; Eusebius. Werke. Bd. 7: Die Chronik des Hieronymus / Hrsg. R. Helm. B., 1956. S. 202-203). В Каталоге Либерия (сер. IV в.) при перечислении Римских епископов II в. допущены ошибки, в результате к-рых предшественником П. назван Аникет, а преемником - Сотер. Согласно этому источнику, П. занимал кафедру 20 лет 4 месяца 21 день, со 146 по 161 г. (Das Kalenderhandbuch. 2014). Более поздние авторы в перечислении епископов Рима обычно следовали Иринею и Евсевию (напр.: Optat. Contr. Parmen. 2. 3; Epiph. Adv. haer. [Panarion]. 2. 27. 6-7), но некоторые считали, что П. занимал кафедру в период между Аникетом и Сотером, как в Каталоге Либерия (Aug. Еp. 53. 2). В Liber Pontificalis П. также назван преемником Аникета и предшественником Сотера, занимавшим кафедру 19 лет 4 месяца 3 дня начиная со 146 г. (LP. T. 1. P. 58-59, 150-153). Исследователи чаще всего датировали понтификат П. 40-50-ми гг. II в. (между 140 и 155 - LP. T. 3. P. 73). При этом даты правления Римских епископов II в., основанные на сочинениях Евсевия Кесарийского и на Каталоге Либерия, являются условными, т. к. надежность этих источников остается под сомнением. Кроме того, традиц. представления о преемственности раннехрист. руководителей Римской Церкви не являются общепризнанными в совр. историографии. По мнению многих исследователей, единоличное епископское правление утвердилось в Риме лишь в кон. II в. (Дж. Ла Пьяна, П. Лампе) или в 1-й пол. III в. (А. Брент). Т. о., «епископы» II в. могли быть руководителями отдельных римских христианских общин (Brent A. Hippolytus and the Roman Church in the Third Cent. Leiden, 1995. P. 409-412, 455-456) или председателями совета римских пресвитеров (Ziegler. 2007. S. 296-297; Green. 2010. P. 92-97).
Сведения о положении Римской Церкви при П. немногочисленны. Свидетельства сщмч. Иринея Лионского, Тертуллиана и более поздних авторов указывают на то, что в сер. II в. среди рим. христиан были последователи различных учений, иногда сильно расходившихся с церковной ортодоксией. При П. в Риме проповедовал гностик Валентин (Iren. Adv. haer. 3. 4. 3). Очевидно, тогда же в столице империи действовал и его современник Маркион (Tertull. De praescript. haer. 30). Согласно Тертуллиану, Маркион начал свою проповедь в 144 или 145 г. (Tertull. Adv. Marcion. 1. 19. 2); вероятно, это дата его прибытия в Рим (Moll S. The Arch-Heretic Marcion. Tüb., 2010. P. 32-41, 160; ср.: Lieu J. Marcion and the Making of a Heretic. Camb., 2015. P. 296). По мнению свт. Епифания Кипрского, Маркион появился в Риме после смерти еп. Гигина, т. е. при П. (Epiph. Adv. haer. [Panarion]. 42. 1. 7). Одновременно с Валентином и Маркионом проповедовал Кердон, к-рый прибыл в Рим при Гигине. К периоду после смерти П. относится деятельность в Риме последователей Карпократа, монархиан разных направлений, монтанистов и др. Данные об их отношениях с Церковью противоречивы. Маркион был отлучен от Церкви, возможно, при П., но гностиков-валентиниан, по-видимому, отлучение не коснулось. По мнению совр. исследователей, «богословский плюрализм» был связан с организационной структурой Римской Церкви: до кон. II в. она состояла из автономных общин, которые поддерживали взаимное общение; нек-рые общины (маркиониты) были исключены из системы общения и не рассматривались как относящиеся к Церкви (Lampe. 2003. P. 381-396; Thomassen E. Orthodoxy and Heresy in Second-Century Rome // HarvTR. 2004. Vol. 97. P. 241-256; Thompson G. Bauer's Early Christian Rome and the Development of «Orthodoxy» // Orthodoxy and Heresy in Early Christian Contexts: Reconsidering the Bauer Thesis / Ed. P. A. Hartog. Camb., 2015. P. 213-234).
Согласно Каталогу Либерия и Муратори Канону, братом П. был Герма (см. Ерма), автор нравоучительного трактата «Пастырь». В Каноне Муратори сообщается, что трактат был написан «недавно... когда на кафедре города Рима восседал епископ Пий» (nuperrime temporibus nostris... sedente cathedra urbis Romae ecclesiae Pio episcopo fratre eius). Хотя в «Пастыре» нет упоминаний о П., совр. исследователи признают, что трактат был написан в 1-й пол. II в. в Риме. Т. о., данные о связи его автора с П. вполне могут быть достоверными.
Сведения о П., приведенные в Liber Pontificalis (1-я пол. VI в.), отчасти восходят к Каталогу Либерия, отчасти вымышлены. Согласно этому источнику, П. был уроженцем Аквилеи, его отца звали Руфин, брата - Пастор (т. е. «Пастырь», название трактата Гермы; далее брат П. назван Гермой). П. приписываются распоряжение крестить иудеев, принимавших христианство, и некое «постановление относительно Церкви» (constitutum de ecclesia), а также рукоположение 19 пресвитеров, 21 диакона и 12 епископов. П. был похоронен якобы 11 июля в Ватикане рядом с ап. Петром. В рим. «Деяниях Пуденцианы и Пракседы», составленных приблизительно на рубеже V и VI вв. (BHL, N 6898-6899), П. представлен как епископ Рима, живший при имп. Антонине Пии (138-161); П. приписывается участие в строительстве «титульных» храмов (впосл. церкви Санта-Прасседе и Санта-Пуденциана) (ActaSS. Mai. T. 4. P. 299-301; Lapidge M. The Roman Martyrs: Introd., transl., and comment. Oxf., 2018. P. 307-315). В более позднем сказании о мч. Конкордии Сполетийском (BHL, N 1906) П. упоминается как епископ Рима, современник имп. Антонина Пия, назначивший Конкордия субдиаконом (ActaSS. Ian. T. 1. P. 9).
В Лжеисидоровых декреталиях (IX в.) П. приписываются 2 послания о неприкосновенности церковных владений, о повиновении клириков епископу, о праздновании Пасхи в воскресенье и т. д. (Decretales Pseudo-Isidorianae et Capitula Angilramni / Ed. P. Hinschius. Lpz., 1863. P. 116-120). Среди подложных папских декреталий, составленных во Вьенне, есть 2 кратких послания П. к епископам Веру и Иусту, в которых упоминаются реальные и вымышленные лица (ересиарх Керинф, будущие преемники П. пресвитеры Сотер и Элевтерий, пресв. Пастор) (MGH. Epp. T. 3. P. 86-87). Неск. постановлений, приписанных П. (напр., запрещение посвящать Богу девушек моложе 25 лет), включены в канонический свод Иво Шартрского и в Декрет Грациана (см.: Jaffé. RPR. 20163. T. 1. P. 23-24).
Самое раннее свидетельство почитания П.- Мартиролог Адона Вьеннского, в к-ром память святого со сведениями, заимствованными из Liber Pontificalis, указана под 11 июля (Quentin H. Les martyrologes historiques du Haut Moyen Âge. P., 1908. P. 472). Под этой датой поминовение П. было включено в Римский Мартиролог с добавлением о его мученической смерти «в гонение Антонина» (эти сведения кард. Цезарь Бароний, по его утверждению, заимствовал из неких старинных текстов - Martyrologium Romanum. Venetiis, 1587. P. 307-308). Из календаря Римско-католической Церкви память П. изъяли в 1969 г. из-за недостоверности сведений о его мученичестве и почитании (Calendarium Romanum. Vat., 1969. P. 71, 129), но в Римском Мартирологе была сохранена отредактированная запись о его поминовении (MartRom. (Vat.). P. 362).