Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ПЕТРУШЕВСКИЙ
56, С. 318-320 опубликовано: 20 мая 2024г. 


ПЕТРУШЕВСКИЙ

Василий Григорьевич (9.12.1864 или 1869, с. Косара Каменской вол. Чигиринского у. Киевской губ., ныне Косари Каменского р-на Черкасской обл., Украина - 1928 или позже), педагог, критик, регент, церковный композитор, издатель. Род. в семье священника, окончил Черкасское ДУ и КДС. Брал частные уроки музыки у Л. Д. Малашкина, Н. А. Тутковского, Е. А. Рыба. В 1887-1891 гг. учился в КДА (канд. дис.: Сальвиан, пресвитер Массилийский, и его сочинения, 1891; изд.: К., 1893). Будучи регентом хора академии, в 1888-1891 гг. исполнял также обязанности библиотекаря муз. фондов (переписывал и проверял партитуры). Позднее уже как издатель предоставлял в распоряжение хора новые (в т. ч. собственные) сочинения. В этот период он написал «Милость мира», «Честнейшую херувим», ектению (почти все произведения П., в т. ч. названные, хранятся в фонде хора КДА). Параллельно с учебой в КДА преподавал основное и нравственное богословие, а также пение в КДС. В 1891/92 уч. г. состоял профессором-стипендиатом при КДА. В 1893 г., после возвращения из Астраханской ДС, где преподавал гомилетику, снова получил назначение в КДС как учитель основного и нравственного богословия, с 1908 г. преподавал также дидактику, церковное пение и франц. язык.

В 90-х гг. XIX в. П. начал работать в ж. «Руководство для сельских пастырей» как автор, критик и редактор. Занимался популяризацией достижений церковномуз. творчества, разъяснением особенностей церковного пения. Издал значительное количество произведений авторов классического периода (в т. ч. в своей редакции, с адаптацией сложной муз. техники для любительских хоров) и современников (в т. ч. А. А. Кошица и К. Г. Стеценко), а также переложений старинных напевов.

Особое внимание П. уделял изучению киевской церковнопевч. традиции, развивавшейся во взаимовлиянии монастырской (наряду с Киево-Печерской лаврой он выделял значение Братского мон-ря) и соборной практик (см., напр., в ст.: О личности и церковно-музыкальном творчестве А. Л. Веделя // РукСП. 1901. Т. 3. Прил. С. 177). Он находил признаки этой традиции и в источниках из др. регионов (напр., из Глинской в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужской пустыни).

П. сосредоточился на изучении творчества композиторов, связанных с Украиной. Его работы о А. Л. Веделе, Д. С. Бортнянском и П. И. Чайковском повлияли на формирование историко-стилевой ветви литургического музыковедения. Своим докладом о Веделе П. не только внес заметный вклад в изучение истоков, контекста и значения творчества композитора, но и способствовал привлечению внимания исследователей к певч. традиции КДА. В стилистических особенностях творчества Веделя П. проследил проявления национального мышления. В изучении наследия Бортнянского он предложил дифференцировать критерии стилистики произведений в соответствии с ведущими жанрами разных периодов творчества композитора (наиболее высоко он оценил его переложения). Как критик рецензировал произведения мн. совр. композиторов (прот. Д. В. Аллеманова, Д. М. Яичкова, А. И. Рубца, В. С. Орлова и др.) и работы молодых ученых (протоиереев В. М. Металлова и М. А. Лисицына). Значительное внимание уделял вопросам церковнопевческой (в т. ч. регентской) практики и специального образования.

Исследовательские предпочтения П. отразились в его композиторском творчестве, в к-ром представлены авторские сочинения, переложения старинных напевов и редакции произведений др. авторов (напр., «Мати милосерда» и «Похвалу принесу» свт. Димитрия (Ростовского)). П. издал наиболее полное к нач. ХХ в. авторское собрание песнопений всенощной. П. использовал стилистические приемы, доступные любительским хорам и хорам среднего уровня: значительная часть его произведений написана для 3-голосного состава, напев размещен преимущественно во 2-м голосе (особенно это типично для переложений). К характерным для региональной церковнопевческой традиции фактурно-тембральным приемам принадлежат: пение с канонархом («Да исправится молитва моя» из цикла «Песнопения на Литургии Преждеосвященных Даров»), соединение разных типов распевов («Отче наш» и причастен «Вкусите и видите»), терцово-секстовые вторы, подголосочность (вкрапление «комплементарного» голосоведения позволяет преодолевать «немецкий» тип простой прозрачной фактуры с унифицированной ритмической вертикалью), ладовая переменность при тяготении к диатоничности, балансирование между псалмодированием и разными типами вокализации, гибкость партий с частичной мелодизацией даже нижнего голоса. Прот. М. Лисицын характеризует лучшие произведения П. (в частности, сб. «Пение на часах во Святую Четыредесятницу», Блаженны 6-го гласа, «Да исправится молитва моя» и «Вкусите и видите» киевского распева, Ектении и «Ныне силы», «Отче наш» 2-го гласа) как «сделанные умелою рукою - стильно и более или менее доступно» (Лисицын. Обзор. 1902. С. 264). Однако сохранение типа распевности в этих произведениях усложняет их исполнение среднестатистическими хорами. Существенно проще техника 22 переложений мелодий из публикаций «Богогласника» (Почаев, 1825; Львов, 1886), переизданных Училищным советом при Синоде. Будучи одним из первых композиторов, обратившихся к этому материалу, П., по оценке рецензента, удалось достичь «изящной, полной жизненности и вместе с тем простой гармонии», соответствующей красоте напевов (П. К. 1901). Творчество П., доступное для непрофессиональных исполнителей, легкое для восприятия и усвоения, существенно обогатило репертуар любительских хоров и одновременно способствовало подъему общего уровня богослужебно-певч. культуры.

В 1921-1923 гг. П. преподавал в Музыкально-драматическом ин-те им. Н. В. Лысенко. С 1922 г. член Всеукраинского музыкального об-ва им. Н. Д. Леонтовича, в котором с июля 1922 по июнь 1924 г. работал директором б-ки. В 1924 г. был делегатом совещания научного комитета консерватории по вопросам основания Центрального библиотечного бюро музыкальной научной литературы. В 1924-1926 гг. библиотекарь и зав. отделом, с 1928 г. научный сотрудник Всенародной б-ки Украины при Всеукраинской АН в Киеве. Информация о более поздних годах жизни и деятельности П. не найдена.

Арх.: НБУВ ИР. Ф. 175. Д. 1884. Л. 1-2 об.; Ф. 50. № 100. Л. 61-67; № 56. 58 л.; № 57. 15 л.; № 60. 27 л.; № 61. 22 л.; № 62-109. Ед. хр. 46. 5 л.
Соч.: Утреня в Великий пяток // РукСП. 1896. № 10. С. 256-263; О противодействии со стороны Церкви нек-рым обычаям, связанным с началом года // Там же. 1898. Т. 1. № 1. С. 16-20; Д. С. Бортнянский // Там же. 1900. Т. 3. № 45. С. 237-240; № 46. Прил. С. 259-264; Духовно-муз. перелож. с древних расп. и соч. Г. Ф. Львовского // Церк.-приходская школа. 1900. Кн. 3. С. 211-212; Что петь сельским церк. хорам // РукСП. 1900. Т. 2. № 34. С. 374-381; О личности и церковно-муз. творчестве А. Л. Веделя: (К истории киево-акад. хора и к характеристике церк. пения в Киеве в кон. ХVIII в.) // ТКДА. 1901. Т. 2. № 7. Кн. 5. С. 382-396; то же // РукСП. 1901. Т. 3. Прил. С. 176-180; П. И. Чайковский как церк. композитор // Там же. 1901. № 12. С. 285-288; № 13. С. 306-309; № 15. С. 343-353; № 17. С. 395-399; О богослужебном пении Киево-Печерской лавры // РукСП. 1903. Т. 2. № 33. С. 399-413; рец. и библиогр. заметки: собрания Г. И. Лисянский. Опыт устройства церк. хора по преимуществу из крестьянских мальчиков // Богословский библиогр. листок: Доп. : РукСП. 1898. Т. 1. С. 5–7; Церковно-певч. сборник. Т. 1... СПб., 1898. Песнопения литургии. Ч. 1... перелож. В. Комарова. М., 1898 // Церк.-приходская школа. 1898. Дек. С. 331–335; Лисицын М. Обзор духовно-муз. лит-ры // Там же. 1901. Июль. Кн. 12. С. 421–422; Богородичны... киев. расп. Перелож. А. Фатеева // РукСП. 1901. Т. 3. Прил. С. 262–264; Д. Аллеманов и А. Зверев. Совр. нотописание в Греческой Церкви // Там же. 1907. Т. 2. Приб. С. 470–491; Яичков Д. Напевы на «Господи воззвах», воскр. тропари на «Бог Господь» и ирмосы знам., киев. и греч. расп. // Там же. С. 326–327; Свящ. Д. Аллеманов. Духовно-муз. соч. и перелож. // Там же. С. 468–470; К. К. Варгин. Песнопения Страстной седмицы Великого поста обычного расп. Московской епархии... // Там же. 1914. Т. 1. Прил. С. 60–63; Нотный обиход Киево-Печерской Успенской лавры // Там же. Т. 2. Прил. С. 114–115.
Муз. соч.: Изд-¬во П. И. Юргенсона: Духовно-муз. соч.: Для муж. хора. № 1–8: Пение на часах во Св. Четыредесятницу, Блаженны 6-го гласа, «Да исправится молитва моя», Ектения сугубая, «Ныне силы небесныя», «Отче наш», «Вкусите и видите», По явлении Св. Даров. М., 1897; изд. автора: Духовно-муз. переложения песнопений обычного киев. напева: Для 4-голосного хора. № 1–4: «Вечери Твоея», «Воскресни, Боже», «Плотию уснув», «Ангел вопияше». М., 1898; Сб. духовных песен, избр. из Богогласника и перелож. для хора. М., 1899. Вып. 1; 1901. Вып. 2; Сб. главнейших песнопений Божественной литургии киев. расп.: Перелож. на 3 голоса. СПб., 1900; Главнейшие песнопения всенощного бдения киев. расп. в общедоступном перелож. на 3 голоса. М., 1901; Школьный праздник: В честь свв. первоучителей слав. Кирилла и Мефодия 11-го мая: Для дет./смеш. хора. К., 1902; Песнопения литургии свт. Иоанна Златоуста греч. напева: Для 4-голосн. смеш. хора. М., 1906; беспл. прил. к РукСП: Припевы к акафистам: Старинного напева, «Единородный Сыне», «Приидите, поклонимся»: Из литургии греч. расп., «Тебе поем», Ектении и «Милость мира», Из греч. литургии: соч. Б. Рандхартингера // Сб. духовно муз. произведений: Для смеш. Хора / Сост.: В. Г. Петрушевский. М., 1901. № 4–6, 8, 12–13; «В молитвах неусыпающую»: Напева Киево-Печерской лавры, «Милость мира»: Соч., «Да молчит всякая плоть»: Киев. расп., «Воскресни, Боже»: Перелож., «Ныне силы небесныя»: Киев. расп. // Церковные песнопения: Для хорового исполнения. К., 1907. Вып. 1. № 1, 3, 5, 8, 10; «Архангельский глас»: Знам. расп., «Величит душа Моя Господа»: Напева греч. К-польской церкви, глас 8 // Там же. 1909. Вып. 2. № 1, 2; «Плотию уснув»: Киев. // Сб. духовно-муз. произведений: Для смеш. хора / Сост.: В. Г. Петрушевский. К., 1913. № 6; Пение на литургии Преждеосвященных Даров: Старинного напева // Там же. 1914. [Разд.] А; Трисвятое: Киев. расп., Херувимская песнь: Старинного напева, Херувимская песнь: Перелож. из Обихода 1798 г. // Там же. 1916. № 1–3; «Слава в вышних Богу»: Ангельское славословие, Припевы к евангельским чтениям на утрене в Великий пяток: (Старинный киев. напев), «Кто Бог Велий», «Бог наш на небеси»: Из Обихода Киево-Софийского собора // Там же / Под ред. П. О. Гопцуса. К., 1917; совр. изд.: «Ныне силы небесныя» киев. расп. // Литургия Преждеосвященных Даров: Для смеш. хора / Ред.: А. Буренина, Н. Грызлова. М., 2006. (Триодь церк. пения: Седмичные службы Вел. поста); «Да исправится молитва моя» / Ред.: О. А. Бычков. М., 2005. Ч. 2. № 2.
Лит.: П. К. В. Г. Петрушевский. «Сборник духовных песен, избранных из «Богогласника» и «переложенных для хора» // Церк.-приходская школа. 1901. Окт. Кн. 3. С. 190-191; он же. Петрушевский В. Г. Сб. духовно-муз. произведений // Там же. 1902. Апр. Кн. 9. С. 97-100; Сб. духовных песен, избранных из Богогласника и переложенных для хора В. Г. Петрушевским. Вып. 2 // Киевские ЕВ. 1902. Ч. неофиц. № 2. С. 77-78; Козицький П. Словник украïнських дiячiв муз. мистецтва. К., [1919-1920]; он же. Спiв i музика в Киïвськiй академiï за 300 рокiв ïï iснування. К., 1971; Руденко Л. Роль Києво-Могилянськоï та Духовноï академiй у розвитку хорового мистецтва Украïни (за мат-лами ïх нотозбiрнi): Канд. дис. К., 2010; она же. Постать В. Петрушевського на тлi процесiв розвитку хорового мистецтва в Украïнi кiнця ХIХ - початку ХХ ст. // Молодь i ринок. Дрогобич, 2011. № 10(81); она же. Регенти хору КДА останньоï чвертi XIX - початку XX ст. та ïхнiй внесок у збереження нацiональноï духовно-музичноï спадщини // ТКДА. 2012. № 16. С. 221-240; Костюк Н. В. Петрушевський i лiтургiйна музика в Украïнi наприкiнцi ХIХ - початку ХХ ст. // Укр. музика. 2013. Число 1. С. 25-36; она же. Украïнська богослужбова муз. культура 1801-1916 рокiв (науково-дидактичний, ужитково-спiвочий, концертно-виконавський i композиторський аспекти). К., 2018; Бугаєва О. Музичне товариство iменi М. Д. Леонтовича (1921-1931): Бiогр. словник. К., 2015.
Н. А. Костюк
Ключевые слова:
Педагоги музыкальные Петрушевский Василий Григорьевич (1864 или 1869 - 1928 или позже), педагог, критик, регент, церковный композитор, издатель Композиторы церковные
См.также:
АНДРЕЕВ-ОКСАР (Оксар - псевдоним) Александр Александрович (1883 (?)-после 1945), композитор, автор церковных сочинений для смешанного хора, военный капельмейстер, хоровой дирижер, педагог
АНИСИМОВ Иван Никифорович (нач. 80-х гг. XIX в.-1942), композитор, автор духовно-муз. сочинений, педагог
АРЕНСКИЙ Антон Степанович (1861-1906), русский композитор, дирижер, педагог
АРНОЛЬД Юрий Карлович (1811-1898), русский музыкальный теоретик, критик, композитор, педагог
АРХАНГЕЛЬСКИЙ Александр Андреевич (1846-1924), русский хоровой дирижер, композитор, педагог
АСТАФЬЕВ Алексей Михайлович (1873-1956), автор церковных песнопений, регент, педагог, помощник дирижера Русского хорового общества в Москве