[Гетадарц; арм. Պետրռս Ա Գետադարձ] († 1058, Севастия (ныне Сивас, Турция)), католикос Армянской Апостольской Церкви (с 1019). Род. в Аршаруникской обл. Вел. Армении. Возведен в сан католикоса своим предшественником, Саргисом I Севанци. Пребывание П. Г. на престоле совпало с периодом кризиса и падения династии Багратидов в Анийском царстве. После смерти царя Гагика I (1020) в борьбе за престол между его сыновьями, Ованнесом Смбатом и Ашотом IV, П. Г. поддержал первого, к к-рому перешел Ани с его окрестностями. Для предотвращения вторжения визант. войск в Багратидскую Армению в 1022 г. в Трапезунде католикос от имени царя Ованнеса Смбата заключил с визант. имп. Василием II Болгаробойцей договор, по к-рому Анийское царство после смерти Ованнеса Смбата должно было перейти во владение Византийской империи (RegImp, N 811b). Трапезундское соглашение вызвало в Ани бурное негодование. П. Г. был вынужден переехать в Севастию и вернулся в Ани только в 1026 г. Арм. историк Маттеос Урхаеци († 1144) пересказывает народную легенду, согласно к-рой на праздник Богоявления в Трапезунде П. Г., совершая обряд водоосвящения в присутствии имп. Василия II и его двора, чудесным образом повернул вспять течение реки. В результате пораженный император отпустил П. Г. обратно с богатыми дарами, а сам впосл. тайно прибыл в Антиохию и на Чёрной Горе принял «крещение» (очевидно, имеется в виду, что принял арм. вероисповедание) и стал покровителем армян. Так в народной среде сложился образ П. Г. как чудотворца и возникло его прозвище Гетадардз («повернувший реку»).
Провизант. политическая ориентация П. Г. в 1031 г. вызвала новую бурную критику со стороны царя и князей-нахараров. На этот раз католикос был вынужден переехать в обл. Васпуракан, где ранее на о-ве Ахтамар находился центр арм. Католикосата. В 1037 г. Ованнес Смбат заключил П. Г. в крепость Бжни, а на престол католикоса возвел настоятеля Санаинского мон-ря Диоскора. Однако уже в 1039 г. усилиями католикоса Алуанка (Албании Кавказской) Овсепа, духовенства и знати (ишханов и азатов) П. Г. был восстановлен на престоле.
После смерти Ованнеса Смбата и его брата, Ашота (1041), П. Г. короновал сына последнего, Гагика II. Верный трапезундскому договору, П. Г. совместно с кн. Вест-Саргисом в 1045 г. уговорил Гагика II отправиться в К-поль и встретиться с визант. имп. Константином IX Мономахом, к-рый заставил царя сдать Ани империи (RegImp, N 863a). Поступок П. Г. в арм. исторических источниках осуждается и расценивается в качестве попытки укрепления собственной власти под покровительством Византии. В 1046 г. П. Г. переехал в Арцн, а в 1047 г. вместе с племянником Хачиком Анеци был арестован и отправлен в К-поль, но вскоре оба были освобождены. В 1049 г. в ожидании новых гонений П. Г. перед отъездом в К-поль назначил Хачика своим преемником (Хачик II). После 4-летнего пребывания в Византии в качестве «почетного ссыльного» П. Г. переселился в Севастию, где оставался до самой смерти.
По заказу П. Г. арм. богослов Анания Санаинеци написал трактат «Слово возражения против дифизитов» в ответ на очередную попытку Византии склонить Армянскую Церковь к принятию Халкидонского Собора и составил толкования на Послания ап. Павла, арм. историк Ованнес Козерн Таронаци - «Историю Багратидов» (не сохр.). В списках средневек. авторов шараканов (церковных гимнов) П. Г. приписывается ряд стихов из канонов мученикам и по усопшим.