Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ПЕТР
55, С. 657-660 опубликовано: 25 марта 2024г.


ПЕТР

Петр (Гасилов), еп. Сызранский. Фотография. 1934 г.
Петр (Гасилов), еп. Сызранский. Фотография. 1934 г.

Петр (Гасилов), еп. Сызранский. Фотография. 1934 г.
(Гасилов Федор Степанович; 20.04.1869, с. Казаковка Сызранского у. Симбирской губ. (ныне Кузнецкого р-на Пензенской обл.) - 19.01.1938, Семипалатинск Казахской ССР), еп. Сызранский. Из крестьянской семьи. В 1883 г. окончил 4-классную сельскую народную школу. В 1884 г. направлен для продолжения образования в Казанскую учительскую семинарию, где обучался на казенный счет. Окончил семинарию со званием учителя начального уч-ща и 6 июня 1888 г. получил направление на работу в родное село. Однако вскоре в семинарию поступил запрос от начальника народных уч-щ Стерлитамакского и Белебеевского уездов Уфимской губернии о кандидате на должность учителя в Николаевское земское русское начальное уч-ще Резановской вол. Стерлитамакского у. 15 июня директор семинарии рекомендовал на эту должность «кончившего ныне курс воспитанника Федора Гасилова, как вполне благонадежного по своей нравственности и умственному развитию при удовлетворительном знании церковного пения» (НАРТ. Ф. 93. Оп. 1. Д. 291. Л. 11-11 об.). С этого времени в течение 13 лет он работал учителем в школах Стерлитамакского у. Уфимской губ.; к 1901 г. заведовал 2-классным уч-щем в с. Зирган Стерлитамакского у.

9 июля 1901 г. определен псаломщиком к Успенской ц. Уфы, 24 дек. Уфимским еп. Антонием (Храповицким; впосл. митрополит) рукоположен во диакона с оставлением в должности псаломщика при той же церкви. 27 марта 1906 г. перемещен на диаконское место к Никольской ц. Уфы. В дальнейшем продолжал служить диаконом в храмах Уфы: с 3 июня 1909 г.- в Спасской ц., с 27 мая 1914 г.- в Пророко-Ильинской ц. В июне 1914 г. Уфимским еп. Андреем (Ухтомским) рукоположен во иерея с оставлением на диаконской вакансии в Пророко-Ильинской ц. Одновременно со служением в церкви продолжал педагогическую и духовно-просветительную деятельность. Состоял законоучителем в церковноприходских школах и уч-щах Уфы, а также преподавателем общеобразовательных предметов и не раз получал благодарности от священноначалия. Так, в 1903 г. ему было преподано «архипастырское благословение за труды по преподаванию всех предметов в градо-уфимской Успенской школе и, в частности, Закона Божия в среднем отделении школы» (Уфимские ЕВ. 1903. № 20. Отд. офиц. С. 1357). В «Отчете о состоянии церковных школ Уфимской епархии за 1906-7 учебный год» имя диак. Феодора Гасилова указано среди законоучителей Уфы, к-рые «по преподаванию Закона Божия достойны поощрения за свои труды, при выдающихся успехах». Весной 1916 г. ему была объявлена архипастырская благодарность (с внесением в формуляр) «за устройство воскресных чтений и произнесение поучений в земском арестном доме в г. Уфе, а также за совершение там в большие праздники и накануне их молебнов и всенощных бдений при общем пении арестованных» (Там же. 1916. № 7. С. 228). В февр. 1917 г. назначен 2-м священником Крестовоздвиженской ц. в Нижегородской слободе в юж. части Уфы (называемой в народе Нижегородка); слобода дала впосл. название викарной епископской кафедре. Не ранее 1918 г. овдовел и принял монашеский постриг с именем Петр; продолжал служить в Крестовоздвиженской ц. Уфы.

После ареста в мае 1922 г. патриарха Московского и всея России свт. Тихона (Беллавина) и организации в Москве при поддержке властей обновленческого Высшего церковного управления (ВЦУ) П. сохранил верность канонической Патриаршей Церкви. Чтобы не допустить захвата епархиальной власти обновленцами, в нояб. того же года экстренное собрание духовенства и мирян в Уфе одобрило решение о временном самостоятельном управлении епархии - т. н. автокефалии (имелось в виду не отделение Уфимской епархии от РПЦ, а непризнание епархиальными органами управления решений неканоничного ВЦУ). Совещание избрало временно управляющим Уфимской епархией Томского еп. Андрея (Ухтомского), к-рый прибыл в Уфу по приглашению местного Союза приходов в связи с арестом правящего Уфимского архиерея еп. Бориса (Шипулина; впосл. архиепископ). Для сохранения правосл. иерархии еп. Андрей принял решение об учреждении новых викарных епископских кафедр и совершении на них архиерейских хиротоний. В нояб.-дек. 1922 г. в Уфе были хиротонисаны викарные епископы Трофим (Якобчук) - на Бирскую кафедру, Марк (Боголюбов) - на Стерлитамакскую, Аввакум (Боровков) - на Староуфимскую и Иоанн (Поярков; впосл. архиепископ) - на Давлекановскую кафедру.

27 дек. 1922 г. постановлением Совета Союза приходов в Уфе управление Уфимской епархией до возвращения из заключения епископов Бориса (Шипулина) и арестованного в нач. дек. Андрея (Ухтомского) было временно поручено Собору викарных архиереев. В тот же день был арестован Староуфимский еп. Аввакум. В связи с этим Собор епископов принял решение об учреждении викариатства Нижегородской слободы и избрал П. кандидатом на замещение новой кафедры. 3 янв. 1923 г. епископы Трофим (Якобчук) и Иоанн (Поярков) хиротонисали его во епископа Нижегородской слободы. Кафедральной для П. стала Крестовоздвиженская ц. Уфы.

Деятельность правосл. епископов Уфимской епархии находилась под пристальным надзором ГПУ и обновленцев, усилиями к-рых в янв. 1923 г. был ликвидирован Совет Союза приходов, а затем прекратила существование и епархиальная канцелярия. Тем не менее противостояние правосл. архиереев расколу продолжилось. Их присутствие в Уфе дало возможность соседним епархиям присылать туда кандидатов для рукоположения. По просьбам приходов г. Н. Тагила и единоверческих приходов Екатеринбургской епархии уфимский Собор епископов дал согласие на хиротонию 2 викариев для Екатеринбургской епархии, получивших благословение находившегося в заключении Екатеринбургского архиеп. Григория (Яцковского). П. участвовал в совершении обеих хиротоний. 8 февр. 1923 г. вместе с еп. Давлекановским Иоанном он рукоположил во епископа Нижнетагильского иером. Льва (Черепанова), а 9 февр. вместе с еп. Львом совершил хиротонию во епископа единоверческого Кушвинского архим. Иринея (Шульмина).

П., как и др. викарии Уфимской епархии, имел огромное влияние на верующих. Захваченные в Уфе при поддержке гос. властей обновленцами храмы пустовали, в то время как Крестовоздвиженская, Никольская и неск. др. церквей, где служили правосл. епископы, были переполнены молящимися. В связи с прибытием в Уфу обновленческого Уфимского «епископа» Николая Орлова П. вместе с епископами Бирским Трофимом, Давлекановским Иоанном и Стерлитамакским Марком 27 марта 1923 г. обратились к верующим с соборным посланием, в к-ром архиереи дали оценку обновленческому расколу с догматической, канонической и нравственной точек зрения, предупредили духовенство и мирян о незаконности общения со лжеепископом Уфимским и призвали всех верных чад Церкви к подвигу исповедничества. Послание многократно переписывалось от руки верующими и получило широкое распространение в Уфимской, а также в соседних епархиях. Это вызвало новую волну репрессий против уфимских правосл. епископов. В апр. 1923 г. П., проходивший по документам ГПУ как «самый заядлый» архиерей, был арестован и выслан за пределы Башкирской АССР. Он стал проживать в пос. Сатка Златоустовского у. Челябинской губ. По решению уфимского Собора епископов П. было поручено управление новооткрытым единоверческим Саткинским викариатством Уфимской епархии. Несмотря на неоднократные ходатайства уфимских православных об отмене высылки, ГПУ не допустило возвращения П. в Башкирию, хотя не возражало при этом против изменения места его проживания.

14 мая 1923 г. съезд духовенства и мирян приходов г. Осы и уезда Пермской губ. (с нояб. 1923 Уральской обл.) при участии делегатов от г. Оханска подтвердил свое отделение от обновленческого ВЦУ и заявил о переходе к временному самоуправлению («автокефалии»). Съезд уполномочил новоизбранный Осинский церковный совет просить правосл. епископов соседних епархий санкционировать открытие Осинской викарной кафедры и обеспечить ее возглавление каноничным архиереем. 10 июня 1923 г. Осинскую «автокефалию» временно принял в свое ведение Нижнетагильский еп. Лев (Черепанов), управлявший приходами Екатеринбургской епархии. При этом он предложил Осинскому церковному совету позаботиться о том, чтобы у них появился собственный епископ, для чего посоветовал обратиться к уфимским автокефальным архиереям. 29 июня 1923 г. уфимский Собор епископов, еще не зная об освобождении накануне в Москве патриарха Тихона, одобрил открытие в Пермской епархии Осинской викарной кафедры и назначил на нее П. «для временного управления всеми общинами верных православию Пермской епархии» (РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 209. Л. 4 об.). П. предполагал прибыть в Осу в сер. июля. В его ведение должны были поступить до 60 правосл. приходов Осы и Оханска, Осинского, Оханского и Кунгурского уездов Пермской губ. Однако в ночь на 14 июля почти все члены Осинского церковного совета были арестованы по обвинению в проведении «незаконного съезда» и в «будировании массы», в связи с чем П. сообщили, чтобы он «воздержался с выездом в Осу впредь до особого извещения».

В авг. 1923 г. патриарх Тихон, вернувшийся к управлению Русской Церковью, назначил Давлекановского еп. Иоанна (Пояркова) временно управляющим Уфимской епархией, признав законными все хиротонии, совершённые в период существования Уфимской автокефалии. В кон. авг.- нач. сент. 1923 г. у патриарха побывало неск. делегаций от пермских православных. По ходатайству одной из делегаций временно управляющим Пермской епархией был назначен еп. Иоанн (Поярков), к-рый 12 сент. сделал распоряжение возносить свое имя во всех правосл. приходах епархии, «имя же Петра епископа возносить лишь в Осинском уезде (без титула) впредь до соответствующего утверждения». Однако ходатайство уполномоченных от Оханской общины, написанное позже, стало следствием открытия по решению патриарха от 6 сент. викарной кафедры в г. Оханске с назначением на нее еп. Никона (Соловьёва) и поручением ему временного управления правосл. приходами Пермской епархии. По получении этого известия еп. Иоанн (Поярков) сложил с себя обязанности временного управления Пермской епархией, сообщил в Патриархию, что П. мог бы остаться на Саткинской кафедре, и получил на это согласие патриарха Тихона.

В окт. 1923 г. Оханский еп. Никон (Соловьёв) был арестован. В связи с этим Осинский церковный совет обсуждал с временно управляющим Уфимской епархией еп. Иоанном (Поярковым) вопрос об архиерейском попечении православных Пермской епархии. По согласованию с ним 1 февр. 1924 г. Осинский совет ходатайствовал перед патриархом Тихоном об открытии в г. Осе полусамостоятельной викарной кафедры и о назначении на нее епископа, «поскольку переживаемое время настоятельно требует увеличения православных епископов по епархиям вообще и в Пермской в частности». При этом на рассмотрение патриарху совет представил 4 кандидатов, предложенных еп. Иоанном. Первым в списке был указан П., «который был прежде назначаем в Осу Собором Уфимских епископов, и как уже раз назначаемого, Совет его особенно оттеняет». При этом Совет не скрывал, что П. болен и находится в положении высланного из Уфы гражданской властью, «хотя ему будто бы запрещен только въезд в г. Уфу, а в остальном он свободен».

Определением патриарха Тихона и Временного Синода от 11 февр. 1924 г. в г. Осе была открыта кафедра викарного епископа Пермской епархии, на к-рую был назначен П., выехавший к новому месту служения 4 марта 1924 г. В Осе он служил в Троицком и Успенском соборах. П. участвовал в Архиерейском совещании Русской Православной Церкви 12 апреля 1925 г. На нем он подписал акт о передаче высшей церковной власти Крутицкому митр. сщмч. Петру (Полянскому) как местоблюстителю Патриаршего престола. Сообщения обновленцев об объявлении осенью 1925 г. Осинским и Оханским округами автокефалии от митр. Петра (Церк. вестник. Иркутск, 1925. № 12. С. 4) подтверждения не находят. Впосл. П. признал права на управление Русской Церковью заместителя патриаршего местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского; впосл. патриарх Московский и всея Руси). Однако в отношении «Декларации» 1927 г. митр. Сергия и его церковно-гос. политики П. занимал двойственную позицию. На допросе в 1932 г. П. заявил, что признаёт митр. Сергия «только лишь по линии канонической, а в отношениях к существующему строю имею свои убеждения» (ПермГАСПИ. Ф. 641/1. Оп. 1. Д. 8789. Л. 79-79 об.).

14 марта 1929 г. П. был определен митр. Сергием и Временным Синодом на Курганскую кафедру, но назначение не принял и вскоре был возвращен на Осинскую кафедру. В связи с приведением границ епархий в соответствие с гражданским административно-территориальным делением по указу митр. Сергия от 16 окт. 1929 г. Осинский и смежные с ним районы, входившие в состав Сарапульского округа Уральской обл., были выделены из Пермской епархии и вошли в состав Сарапульской епархии. При этом Осинское вик-ство осталось в ведении П., но уже как викария Сарапульской епархии. 12 марта 1932 г. по причине ареста правящего архиерея Сарапульского архиеп. Алексия (Кузнецова) П. был назначен временно управляющим Сарапульской епархией, однако уже 30 мая того же года был сам арестован Осинским райотделом ОГПУ по поручению Сарапульского оперсектора ОГПУ по обвинению в контрреволюционной деятельности. С 4 июля содержался в Сарапуле в арестном помещении ОГПУ со строгой изоляцией. Виновным себя не признал. 10 янв. 1933 г. особым совещанием при Коллегии ОГПУ приговорен к высылке на Урал сроком на 3 года. Через год и 5 месяцев досрочно освобожден с правом жительства на родине, в с. Казаковка, где проживали его брат и сестра.

26 июня 1934 г. назначен епископом Сызранским, викарием Куйбышевской епархии. Его кафедральным храмом являлась Троицкая ц. г. Сызрани. Помимо Сызранского вик-ства П. управлял значительной частью приходов в правобережной части Ульяновской епархии, ранее входивших в состав упраздненного в 1928 г. Сызранского окр. Средневолжского края. К ним относились, в частности, приходы Барышского и Кузоватовского районов. Под окормлением П. находились и приходы Карсунского р-на, ранее не входившие в ведение Сызранских викариев. Во всех этих приходах, так же как и в церквах своего вик-ства в Куйбышевской епархии, П. определял на приходские места священнослужителей, рассылал по храмам циркулярные постановления и собирал взносы на содержание своего викариатского и Куйбышевского епархиального управлений, а также Московской Патриархии. Незначительная часть правобережных приходов находилась в непосредственном подчинении Куйбышевскому архиеп. Иринею (Шульмину) или Ульяновскому еп. Владимиру (Горьковскому), власть к-рого в основном распространялась на приходы левобережной части его епархии.

18 окт. 1936 г. П. был арестован. Содержался в тюрьме в Сызрани. Обвинялся в том, что «являлся организатором и руководителем контрреволюционной группировки церковников, вел контрреволюционную пропаганду среди молодежи, призывал к борьбе против Советской власти, выступал с контрреволюционными обращениями к населению в церкви». 27 марта 1937 г. приговорен особым совещанием при НКВД СССР к 5 годам ссылки в Казахстан. Отбывал ссылку в с. Новошульба Восточно-Казахстанской обл. Арестован 17 нояб. 1937 г. Новошульбинским райотделом НКВД по обвинению в контрреволюционной деятельности, переведен в тюрьму в Семипалатинске. Расстрелян по приговору Особой тройки УКНВД по Восточно-Казахстанской обл. от 1 дек. 1937 г.

Арх.: РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Д. 262; НАРТ. Ф. 93. Оп. 1. Д. 291. Л. 11-12 об.; ПермГАСПИ. Ф. 641/1. Оп. 1. Д. 8789; Архив УФСБ РФ по Самарской обл. Д. П-12537; Архив ДКНБ Респ. Казахстан по Вост.-Казахстанской обл. Д. 3125.
Лит.: Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 5. С. 373; Русские правосл. иерархи исповедники и мученики: Фотоальбом. П., 1986. С. 59; Акты свт. Тихона. С. 415-416, 930, 938, 944, 987; Регельсон Л. Трагедия Русской Церкви. М., 1996. С. 551, 555; Королев А. Исповедники. 1999. С. 130-132; Лавринов В., прот. Екатеринбургская епархия: События. Люди. Храмы. Екат., 2001. С. 123, 160; Материалы по истории русской иерархии: Ст. и док-ты. М., 2002. С. 198; Белкина Л. Епископ Петр (Гасилов) // Благовест: Газ. Самара, 2004. 21 мая; Губонин. История иерархии. С. 258-259, 358, 436-437, 477, 762, 882; Скала А., прот. Церковь в узах. История Симбирской-Ульяновской епархии в сов. период: (1917-1991 гг.). Ульяновск, 2007. С. 528, 548; Зимина Н. П. Стояние в вере: Временная автокефалия Уфимской правосл. епархии в период заключения Святейшего Патриарха Тихона (ноябрь 1922 г.- август 1923 г.) // Вестн. ПСТГУ. Сер. 2: История. История РПЦ. 2007. № 3. С. 79-117; она же. «Полуобновленчество» в РПЦ в сер. 1920-х гг.: К вопросу об оценке церк. политики еп. Елабужского Иринея (Шульмина) и еп. Сарапульского Алексия (Кузнецова) // Там же. 2013. № 3. С. 17-39; она же. Нижнетагильская автокефалия: (Канонические основания, тактика, ист. значение) // Государство, общество, Церковь в истории России XX в.: Мат-лы XII Междунар. науч. конф. Иваново, 2013. Ч. 1. С. 164-171; Малых А., свящ. История Ижевской и Удмуртской епархии в ХХ в. Ижевск, 2010. С. 85-86.
Н. П. Зимина
Ключевые слова:
Епископы Русской Православной Церкви Петр (Гасилов Федор Степанович; 1869 - 1938), епископ Сызранский
См.также:
ААРОН (Еропкин Афанасий Владимирович, в схиме Алипий [Олимпий]; ок.1663 – 1740), еп. Карельский и Ладожский, викарий Новгородской епархии
ААРОН (Нарциссов Алексей Захарович; 1781 - 1842), еп. Архангельский и Холмогорский
АВВАКУМ (Боровков Григорий Антонович; 1892 - 1937), еп. Староуфимский, викарий Уфимской епархии
АВГУСТИН (Анисимов), еп. Городецкий и Ветлужский