Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ПЕТР
55, С. 655-656 опубликовано: 23 марта 2024г.


ПЕТР

Патриарх Иерусалимский (524-544, по др. данным, 552). В «Краткой хронике» К-польского патриарха свт. Никифора I (1-я треть IX в.) указано, что П. был 43-м епископом Иерусалима и занимал кафедру 20 лет (Niceph. Const. Chronogr. P. 126). Родом из г. Элевтерополя на юге Палестины (ныне Бет-Гуврин), П. был преемником Иоанна III (516-524) и, как и его предшественник, опирался на поддержку палестинского монашества, в первую очередь прп. Саввы Освященного и прп. Феодосия Великого (Киновиарха), к-рых патриарх многократно навещал в их келлиях. Кирилл Скифопольский писал, что, когда сестра П. была смертельно больна, он послал за прп. Саввой, и тот прибыл и трижды осенил больную крестным знамением, после чего она стала поправляться (Schwartz. 1939. S. 170-171). П. присутствовал на погребении прп. Феодосия (янв. 529). В 529 г. в Палестине вспыхнуло восстание самаритян, причиной к-рого стала жесткая политика имп. св. Юстиниана I (527-565) по отношению к иноверцам, а непосредственным поводом - бесчинства христиан в Неаполе (ныне Наблус), к-рые стали в субботу закидывать камнями дома и синагоги самаритян. Восстание через год было подавлено, но причиненные им разрушения были значительны (Кулаковский. История. Т. 2. С. 51-53). П. отправил в К-поль прп. Савву, чтобы тот в связи с разрушениями в Неаполе ходатайствовал об облегчении налогового бремени для христиан Палестины (Schwartz. 1939. S. 172-173). Миссия увенчалась успехом, и по возвращении в Иерусалим святой был с ликованием принят патриархом. Вскоре патриарх посетил прп. Савву в его келлии и нашел его тяжелобольным. П. перевез прп. Савву в свою резиденцию в Иерусалиме и обеспечил ему наилучший уход. Однако, едва болезнь стала отступать, прп. Савва попросил сопроводить его в лавру, где он жил и вскоре там скончался. Прп. Савва был торжественно погребен П. (Ibid. S. 182-184).

19 сент. 536 г. П. созвал в Иерусалиме Собор палестинских епископов, на котором одобрил послание папы Римского свт. Агапита I (535-536) и К-польского Собора, состоявшегося весной-летом 536 г. в столице под председательством свт. Мины, патриарха К-польского (см. ст. Константинопольские Соборы). Этим Собором были осуждены за монофизитство бывш. К-польский патриарх Анфим I (535-536), Севир Антиохийский и мон. Зоора (ACO. T. 3. P. 123-189).

При П. в среде палестинского монашества разгорелся спор об учении Оригена. Сторонники оригенизма имели сильных защитников при дворе в лице Домициана, еп. Анкирского, и Феодора Аскиды, еп. Кесарии Каппадокийской. В среде монахов произошел раскол, мн. мон-ри порвали отношения друг с другом, несогласных изгоняли (Evagr. Schol. Hist. eccl. IV 38). П. был убежденным противником учения Оригена и считал, что имп. Юстиниан недооценивает опасность оригенизма. Поэтому в 542 г. он направил в К-поль делегацию из игуменов Геласия и Софрония. В переданном через них послании П. излагал заблуждения Оригена и описывал бесчинства, чинимые монахами-оригенистами в палестинских монастырях. Патриарх требовал осуждения оригенизма как ереси и принятия репрессивных мер против оригенистов. Делегаты П. были поддержаны папским апокрисиарием диак. Пелагием (впосл. папа Римский Пелагий I). Вопрос решался в 543 г. на Поместном К-польском Соборе под председательством патриарха Мины (см. ст. Константинопольские Соборы). Собор осудил учение Оригена и ввел в качестве условия для кандидата на рукоположение наряду с осуждением проч. ересей также и осуждение оригенизма. Решение Собора было утверждено имп. указом. Однако основные защитники оригенизма при дворе, в первую очередь Феодор Аскида, не пострадали, так как согласились с постановлениями Собора. Феодор начал оказывать давление на П., угрожая добиться от императора его низложения, если тот не примет изгнанных из палестинских мон-рей монахов-оригенистов (Schwartz. 1939. S. 191-192; Liberat. Breviar. 23 // ACO. T. 2. Vol. 5. P. 138-140).

Стремясь отвлечь императора от оригенистского спора, Феодор Аскида обратил его внимание на «несторианство» Феодора, еп. Мопсуестийского, Феодорита, еп. Кирского, и Ивы, еп. Эдесского. Двое последних были оправданы IV Вселенским (Халкидонским) Cобором, однако их высказывания бросали тень на авторитет этого Собора. В результате в 544 г. император издал знаменитый эдикт с осуждением «Трех Глав». Юстиниан потребовал подписать этот эдикт всех вост. патриархов. Однако, когда эдикт был обнародован в Иерусалиме в присутствии большого скопления народа, он вызвал негодование палестинского монашества, традиционно являвшегося оплотом халкидонского вероучения. Сначала П. отказывался подписывать этот документ, однако сделал это под давлением со стороны властей (Facund. Pro defens. cap. IV 4 // PL. 67. Col. 625-628).

П. также принимал участие в Соборе в Газе, на к-ром разбирались многочисленные жалобы на Александрийского патриарха Павла I Тавеннисиота, обвиняемого во мн. преступлениях, вплоть до убийства. Собор был созван непосредственно по указу императора, и в его заседаниях принимали участие мн. видные иерархи Востока, в т. ч. свт. Ефрем, патриарх Антиохийский, Ипатий I, еп. Эфесский, папский апокрисиарий диак. Пелагий. На этом Соборе при участии П. было принято решение о низложении Павла.

Дата кончины П. неизвестна; никаких упоминаний в источниках о том, кто занимал Иерусалимский престол между 544 и 552 гг., нет. Некоторые исследователи утверждают, что Макарий II взошел на престол в окт. 552 г., сразу же после смерти П., другие склонны считать, что престол в эти годы вдовствовал (Grillmeier, Hainthaler, et al. 2013. P. 10). В составе сочинения прп. Иоанна Дамаскина «О священных постах» сохранился фрагмент гомилии П. о посте (CPG, N 7017; Ioan. Damasc. De sacris jejuniis // PG. T. 95. Col. 76). Целиком дошла в переводе на грузинский гомилия П. на Рождество (CPG, N 7017). Согласно анализу М. ван Эсбрука, поддержанному В. М. Лурье, в ней присутствуют черты учения оригенистской группировки «протоктистов» (Esbroeсk. 1985).

Ист.: BHG, N 1608; Schwartz E., ed. Kyrillos von Skythopolis. Lpz., 1939. (TU; 49. 2).
Лит.: Venables E. Petrus (28) // DCB. Vol. 4. P. 343-344; Duchesne L. L'Église au VIe siècle. P., 1925; Vasiliev A. A. Justin the First: An Introd. to the Epoch of Justinian the Great. Camb. (Mass.), 1950. P. 250; Esbroeсk M., van. L'homélie de Pierre de Jérusalem et la fin de l'origénisme paléstinien en 551 // OCP. 1985. Vol. 51. P. 33-59; Fedalto. Hierarchia. Vol. 2. Р. 1001; Кулаковский. История. Т. 2. С. 51-53, 204-205; Лурье В. М. История визант. философии. СПб., 2006. С. 157; Grillmeier A., Hainthaler Th. et al. Christ in Christian Tradition / Transl. M. Ehrhardt. Oxf., 2013. Vol. 2. Pt. 3. P. 10-11, 80-81.
Д. В. Зайцев
Ключевые слова:
Патриархи Иерусалимские Петр, патриарх Иерусалимский (524-544, по др. данным, 552)
См.также:
АВРААМИЙ († 1787), Патриарх Иерусалимский (в 1775 - 1787)
АМОС Патриарх Иерусалимский (594-601)
АНАСТАСИЙ I († 478), Патр. Иерусалимский (с 458)
АНАСТАСИЙ II († ок. 705), Патр. Иерусалимский