Иоаннович Скипетров (4.06.1863, с. Станки Вязниковского у. Владимирской губ.- 19.01(1.02). 1918, Петроград), сщмч. (пам. 19 янв., в Соборе святых С.-Петербургской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), прот. Один из первых новомучеников РПЦ. Из семьи сельского священника. В 1877 г. окончил по 2-му разряду Шуйское ДУ и поступил во Владимирскую ДС. 8 февр. 1884 г. вступил в брак с дочерью иподиакона Исаакиевского кафедрального собора С.-Петербурга Антониной Николаевной Заозерской и 18 февр. того же года был рукоположен во диакона и определен на вакансию иподиакона в Исаакиевский собор (вероятно, брак и переезд в столицу П. были устроены его старшим братом, М. И. Скипетровым, высокопоставленным чиновником центральных органов гос. контроля). В 1886 г. поступил в СПбДА. Одновременно с учебой в академии преподавал Закон Божий в начальных городских уч-щах С.-Петербурга. Окончил академию в 1890 г. со степенью кандидата богословия за соч. «Нравственное мировоззрение Иннокентия, архиепископа Херсонского и Таврического». 14 сент. 1892 г. рукоположен во иерея и назначен настоятелем домового храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» при детском приюте принца П. Г. Ольденбургского, также исполнял обязанности приютского законоучителя. Кроме того, с 1894 по 1900 г. преподавал Закон Божий в приюте вел. кнг. Александры Николаевны, а с 1 окт. 1900 г.- в Громовском детском приюте прп. Сергия.
30 июня 1898 г. получил место 4-го священника новопостроенного храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость (с грошиками)» в Стеклянном городке (на левом берегу Невы, южнее Александро-Невской лавры). 1 февр. 1912 г. стал настоятелем Скорбященского храма. Был возведен в сан протоиерея. Участвовал в работе многочисленных епархиальных комиссий: был членом попечительства ц. св. мц. царицы Александры при детском приюте вел. кнг. Александры Николаевны (1895-1897), членом комиссии для точного определения границ существующих приходов в С.-Петербурге, казначеем Об-ва владимирцев в столице (с 1903), членом ревизионных комиссий Об-ва распространения религиозно-нравственного просвещения в духе православной Церкви и епархиального миссионерского комитета, следователем 5-го столичного благочиннического округа (с 1907), членом комиссии для подготовки плана и сметы 2-го ДУ епархии, следователем по поводу неправильных метрических записей отдельных приходов епархии, членом комиссии для проверки, исполнения и составления общей ведомости о штатных и нештатных членах причтов епархии, делопроизводителем комиссии по постройке причтового дома при Скорбященской ц. и каменной часовни при ней, членом правления Петроградской ДС (с 1914).
18(31) янв. 1918 г. П. вместе с прот. В. Покровским был вызван на следующий день к 3 ч. дня в Александро-Невскую лавру к Петроградскому митр. сщмч. Вениамину (Казанскому). 19 янв. (1 февр.) в 13 ч. в лавру прибыл отряд из 17 матросов и красногвардейцев с постановлением за подписью народного комиссара гос. призрения А. М. Коллонтай о реквизиции лаврских помещений. Возглавлявший отряд М. С. Иловайский прошел к митр. Вениамину с требованием очистить митрополичьи покои. Затем Иловайский в сопровождении красногвардейцев отправился в собрание Духовного Собора, где потребовал от наместника лавры еп. сщмч. Прокопия (Титова; впосл. архиепископ) сдать все лаврское имущество, а после отказа арестовал его и членов Духовного Собора. Между тем с колокольни раздался набат. К лавре стали стекаться многочисленные верующие. Красногвардейцы и матросы попытались разогнать народ, но сами были разоружены. Сбитого толпой с ног Иловайского монахи спасли от самосуда и вывели из лавры. Через некоторое время Иловайский вернулся с новым, более многочисленным отрядом, приехали 2 грузовика с пулеметами. Вооруженные красногвардейцы и матросы, стреляя в воздух, стали вытеснять верующих из лавры.
В это время П. вместе с прот. В. Покровским подходил к лавре, откуда уже доносились звуки выстрелов. У входа со стороны ДА их встретил сын П., семинарист Николай Скипетров. Он предупредил отца об опасности и просил не ходить дальше. Однако протоиереи все-таки пошли в Троицкий собор, где совершал молебен еп. Прокопий, помолились у мощей св. блгв. кн. Александра Невского и по прямой аллее из собора направились к покоям митрополита. Войдя в коридор главного подъезда, протоиереи увидели несколько красногвардейцев, которые пререкались с женщинами и угрожали им винтовками и револьверами. П. обратился к вооруженным людям с пастырским увещанием не совершать насилия над верующими, не издеваться над народными святынями. Через неск. секунд один из красногвардейцев выстрелил в П. из револьвера, после чего выбежал из митрополичьего корпуса, скрывшись от толпы. Потерявшего сознание П. прот. В. Покровский, Н. Скипетров, семинарист Климович и лекарский помощник Хмыров перенесли на руках в лаврскую больницу. Сюда был вызван по телефону сын П., врач П. П. Скипетров, к-рый застал отца в крайне тяжелом состоянии. Пуля прошла через нижнюю челюсть и осталась в области шеи. На краткий момент П. пришел в сознание, попросил воды, а затем отрывисто сказал: «Маму... детей... благословить... умираю... Владыку митрополита...» (Петроградский церк.-епарх. вестн. 1918. № 1. С. 4-5). Пытался благословить подошедших детей, но это ему не удалось, т. к. он уже не мог поднять руку. П. был перенесен в лазарет Союза городов № 246 (Невский проспект, 135). Дежурный врач лазарета Любовский наложил повязку и шину, затем раненого поместили в отдельную палату. Вскоре прибыл митр. Вениамин и благословил П., тот открыл глаза, но не произнес ни слова. Ок. 22 ч. того же дня состояние пастыря резко ухудшилось, и в 22 ч. 45 мин. он скончался. О ревности пророка напомнила та порывистость П., с к-рой он вступился за женщин, притесняемых вооруженными солдатами. «Менее чуткий, более теплохладный человек мог бы промолчать и тем самым сохранить свою жизнь, но не таков был о. Петр - энергичнейший пастырь с его смелою христианскою душою, с его «Илииною» ревностию»,- писал о нем проф. СПбДА А. Бронзов (ПрибЦВед. 1918. № 2. С. 88). После смерти П. с целью защиты лавры было образовано Александро-Невское братство.
22 янв. 1918 г. митр. Вениамин в сослужении викарных епископов Прокопия (Титова) и Артемия (Ильинского; впосл. архиепископ) в присутствии 25 священников совершил заупокойную литургию по П., в тот же день его похоронили на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры, за алтарем Тихвинского кладбищенского храма. 31 марта 1918 г. патриарх Московский и всея России свт. Тихон (Беллавин) совершил в храме Московской ДС заупокойную литургию по первым мученикам, в числе которых был П. В 1934 г., при преобразовании лаврского Тихвинского кладбища в музейный некрополь, было решено ликвидировать большую часть прежних захоронений, в т. ч. могилу П. Антонине Николаевне, вдове пастыря, было предложено перенести прах мужа на др. кладбище, но она отказалась. В сер. 30-х гг. ХХ в. крест на могиле был уничтожен. 27 сент. 1994 г. стараниями внучки П., Галины Михайловны Скипетровой, и редакции ж. «Санкт-Петербургские епархиальные ведомости» на могиле был вновь установлен крест с неугасимой лампадой.
26 дек. 2001 г. определением Синода РПЦ имя П. было внесено в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской. 4 июня 2015 г. в Митрополичьем корпусе Александро-Невской лавры состоялось открытие и освящение мемориальной гранитной доски П. в виде креста с бронзовой иконой в центре. Чин освящения возглавил наместник обители Кронштадтский еп. Назарий (Лавриненко). Это была первая в С.-Петербурге мемориальная доска одному из новомучеников. В янв. 2015 г. была написана икона П., с которой ежегодно 1 февр. члены Александро-Невского братства совершают крестный ход к его могиле.