(† посл. четв. XIII в., Ростов), прп. (пам. 30 июня, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), ордынский царевич, чингисид, племянник хана Берке. Главным источником сведений о П. является его Житие, дошедшее не менее чем в 126 списках, наиболее ранние из к-рых относятся к кон. XV в. (РНБ. Соф. 1389; РГБ. Никифоров. 421); о бытовании в Ростове датированного 1478/79 г. списка Жития известно и из грамоты царя Михаила Феодоровича 1645 г. ростовскому Петровскому мужскому монастырю (Белякова. 2009. С. 45-47; Мельник. 2003. С. 627). В рукописях чаще всего встречается название «Житие блаженного Петра, братанича царева Беркина…», однако в научном обиходе закрепился вариант «Повесть о Петре» («Повесть о Петре, царевиче Ордынском»), отражающий специфику памятника, далеко отстоящего от агиографического канона. К наиболее часто встречающейся Основной редакции принадлежат и самые ранние списки - по мнению исследователей, она является первоначальной. Датировка появления этой редакции колеблется между сер. XIV в. (последние описываемые события относятся к 1322) и посл. четв. XV в. На ее основе при работе над ВМЧ митр. всея Руси свт. Макария (см. Минеи-Четьи) возникает не получившая широкого распространения в рукописной традиции Минейная редакция Жития П. (1541), для к-рой характерно отсутствие нек-рых эпизодов (возможно, из-за дефекта протографа). При подготовке печатного Пролога 1661-1662 гг. с использованием Минейной редакции и службы П. создается краткая Проложная редакция, а для Четьих-Миней митр. Ростовского свт. Димитрия (Савича (Туптало)) - Житийная редакция 1705 г. Помимо этого в единственном списке известна Особая редакция Жития П. 1642 г., также восходящая к Основной, распространяющая и поясняющая ее содержание, но не включающая новых эпизодов или сведений (Белякова. 2009. С. 47-66). Поминание П. и его рода встречается в ряде синодиков XVI-XVII вв.
Согласно Житию, юный племянник хана Берке (1256/57-1266), «брата царева сын» и, следов., правнук Чингисхана, проникся рассказом приезжавшего к ханскому двору «за дом святыа Богородица» Ростовского еп. свт. Кирилла II (1231-1262) о крестившем Ростов епископе свт. Леонтии и о творящихся «и до сего дни» чудесах от его мощей и вместе с владыкой отправился в Ростов. Там после смерти хана Берке юноша принял крещение, получив имя Петр. Во время святительства преемника Кирилла св. еп. Игнатия (1262-1288) уснувший после охоты у Ростовского оз. П. удостоился чудесного явления св. апостолов Петра и Павла, давших ему золото и серебро и повелевших приобрести иконы и устроить на месте, где он спал, церковь. С иконами П. отправился к ростовскому князю и к владыке Игнатию и получил разрешение на строительство храма, причем данных ему серебра и золота хватило на уплату названной князем в шутку огромной цены за землю под церковь. Чтобы царевич остался в их городе, князь и еп. Игнатий устроили брак П. с дочерью одного из живших в Ростове ордынских «великих велмож». Кроме того, князь дал П. обширные земли, воды и леса у Ростовского оз. и заключил с ним в храме союз побратимства. В глубокой старости П. умер в монашеском чине и был погребен у храма Петра и Павла, где впосл. возник мон-рь (см. Ростовский Петровский мужской монастырь).
Внуки и правнуки старого ростовского князя впосл. начали посягать на земли детей и внуков П., однако те дважды обращались в Орду, и приезжающие в Ростов ханские послы защищали права потомков П. (его не названного по имени сына и внука Юрия), основываясь на грамотах, данных П. еще старым князем. Последний эпизод Жития происходит во время известной летописанию и Житию прп. Сергия Радонежского т. н. Ахмыловой рати (карательных акций прибывшего на Русь с войском посла Ахмыла в 1322). Когда татар. войско подошло к Ростову, то его князья бежали, а хотевшего последовать их примеру Ростовского еп. свт. Прохора правнук П. Игнат остановил с обнаженным мечом в руках, призвав вместе с ним пойти навстречу ордынцам, т. к. те соплеменники и сродники Игната. Владыка Прохор с соборным клиром и Игнат с дарами торжественно встретили Ахмыла. Заболевший сын последнего по молитве Прохора чудесным образом исцелился, благодаря чему город был спасен, а Игнат и еп. Прохор удостоены высоких почестей.
Сообщаемые Житием сведения оцениваются как в значительной степени достоверные. Последовательность упоминаемых событий и лиц (правление Берке, епископство Кирилла, Игнатия и Прохора, приход Ахмыла) в целом верна, а описываемые реалии (тесные отношения ростовских князей 2-й пол. XIII в. с татарами, поездки Ростовских епископов в Орду, присутствие в Ростове высокопоставленных ордынских вельмож) находят подтверждение в источниках. При этом заимствования из летописей если и имеются, то единичные (упоминание об устройстве в Успенском соборе мраморного пола и свинцовой кровли свт. Игнатием). Не называемые по именам ростовские князья также достаточно уверенно устанавливаются по приведенному в Житии поколенному счету: князем, при котором во времена еп. Кирилла и хана Берке П. приезжает в Ростов, мог быть только Борис Василькович (1237-1277), а его внуки и правнуки, нарушающие братские отношения с родом Петра,- это, очевидно, Александр и Василий Константиновичи и их сыновья Юрий, Федор и Константин, при к-рых в Ростове обостряются междоусобные конфликты. Отдельные хронологические несообразности в тексте Жития зафиксированы исследователями, но их появление объяснимо ретроспективным характером памятника. Так, скончавшийся еще в 1262 г. свт. Кирилл не мог крестить П. после смерти хана Берке. Как вторичное чтение оценивается и появляющаяся в заглавии нек-рых списков дата прихода П. в Ростов - 1253 г., поскольку в это время Берке еще не был ханом. Еще менее достоверным выглядит отнесение Проложной редакцией к тому же году кончины П. (Там же. С. 48, 56).
Археологические исследования в ростовском Петровском мон-ре выявили возникновение там во 2-й пол. XIII в. некрополя, чрезвычайно высокий социальный статус к-рого маркирован неск. погребениями в резных белокаменных саркофагах (Леонтьев А. Е., Самойлович Н. Г., Яганов А. В. Исследования в Петровском мон-ре Ростова Великого в 2009 г. // Археология: История и перспективы: 5-я межрегион. конф. Ярославль, 2012. С. 127-129), что также подтверждает данные Жития и его хронологию.
Определение приблизительной даты и возможных причин создания Жития традиционно основывается на предположениях о складывающихся в тот момент обстоятельствах политической истории Ростовского княжества, а само появление памятника связывается с Петровским мон-рем и со стремлением его братии сохранить свое недвижимое имущество. Согласно преобладающей ныне т. зр., провоцирующими факторами могли стать окончательное присоединение Ростова к Москве в 1474 г. и последующие вмешательства московских властей в права собственности местных землевладельцев, что должно было подтолкнуть монахов обратиться для защиты своих владений к памяти об основателе обители. Однако упомянутый в Житии лишь дважды мон-рь трудно рассматривать в качестве центральной темы произведения: П. не называется прямо основателем или пострижеником этой обители; ни ее дальнейшая история, ни настоятели, ни братия не интересуют автора Жития. При этом данные П. земли, споры из-за к-рых составляют один из главных мотивов повествования, принадлежат не мон-рю, а здравствующим во время написания текста потомкам П., торжественным пожеланием «съблюдения и умножения животу» к-рых завершается памятник. Апелляция к давним решениям ханских послов по поводу спорных земель в обстановке посл. четв. XV в. не могла быть актуальной, а появление памятника, где носителями власти являются ханы, ростовские князья и Ростовские епископы, но не упоминаются великие князья и митрополиты, для 70-х гг. XV в., к к-рым его принято относить, выглядит анахронизмом. Ожидаемая в обстоятельствах, с которыми связывается написание Жития П., и весьма важная для посл. четв. XV в. тема неотчуждаемости церковных имуществ также не затронута в его тексте. Вместе с тем ряд называемых там реалий (ордынский «выход» из Ростова, особые оброки, установленные ханом Берке для ярославских князей, княжение к-рых прекратилось в 1463, куны как именование денежных средств), а также последовательное использование автором Жития архаичного для 2-й пол. XV в. двойственного числа заставляют со вниманием отнестись к высказывавшемуся еще со времен В. О. Ключевского предположению о значительно более раннем появлении памятника.
В рукописных памятниках XV - 1-й трети XVI в. отсутствуют упоминания о праздновании памяти П., его Житие не встречается в сборниках, посвященных Ростовским святым (т. н. Ростовские патерики), вплоть до сер. XVI в., когда появляется и служба П. (Мельник. 2017. С. 22-25). Специфика предшествующего почитания П. отражена и в его Житии: как отмечалось, «Житие Петра - это семейная хроника рода, основанного Петром» (Дмитриев. 1970. С. 245). С учетом того, что святость самого П. не манифестируется в тексте Жития, являющегося по сути повестью о происходивших с ним и с его потомками чудесных и реальных событиях, и что в памятнике ничего не сообщается о посмертных чудесах П., вероятно, на протяжении первых полутора веков после кончины царевич поминался как усопший во благоверии его потомством и клиром основанной им ц. св. апостолов Петра и Павла, вокруг к-рой позднее возникает патронируемый родом П. мон-рь. Примечательно, что в «Синодик в неделю православия» новгородского Софийского собора в число поминаемых там благоверных и св. князей П. в отличие от всех прочих вписан не один, а вместе со всем своим родом - с названными по именам сыном, внуком и правнуками («Синодик в неделю православия». С. 54). Память П. до кон. XVII в. праздновалась в день св. апостолов Петра и Павла - 29 июня (очевидно, точная дата смерти преподобного не была известна). В издании Житий святых свт. Ростовского Димитрия (Савича (Туптало)) Житие помещено под 30 июня, но в московских изданиях Прологов, в частности в изданиях 1702 и 1718 гг.,- под 29 июня. Память П. имелась и под др. датами. Так, в месяцеслове рукописи РНБ. Погод. № 1962 - под 16 янв. (Бычков И. А. Описание слав. и рус. рукописных сборников Имп. Публ. б-ки. СПб., 1880. Вып. 2. С. 310).
Точное время установления празднования П. неизвестно. Первые убедительные свидетельства распространения его почитания как святого относятся к сер. XVI в. По предположению Е. Е. Голубинского, празднование дня памяти П. было установлено в 1553 г. одновременно с празднованием дней памяти преподобных Мартиниана (Стомонахова) и Ферапонта Белозерских (Голубинский. Канонизация святых. С. 110-111). Однако уже в 1541 г. Житие П. включается в Софийский список ВМЧ, в 1549 г. написана служба П., где он именуется св. целителем и чудотворцем, этим же периодом датируется и 1-е изображение чудес из Жития П. в клеймах новгородской иконы «Изведение апостола Петра из темницы» (сер. XVI в.) из ц. св. апостолов Петра и Павла в Кожевниках (Мельник. 2012. С. 100).
Распространение почитания П. в это время может быть связано с деятельностью митр. свт. Макария и царя Иоанна IV Васильевича Грозного, неоднократно посещавшего Ростов для поклонения Ростовским чудотворцам, а в 1563 г. назвавшего П. в послании свт. Макарию в числе святых, покровительству к-рых приписывалось взятие рус. войсками Полоцка (АИ. Т. 1. С. 320).
Характерные для сер.- 2-й пол. XVI в. особенности почитания П. отражены чудом 1572 г., появляющимся в 1591 г. в редакции Ионы (Думина) Жития св. блгв. кн. Александра Ярославича Невского, где святые Борис и Глеб и Александр Невский во время похода к Москве Девлет-Гирея I встают из гробов и обращаются друг к другу: «...поидем в Ростов къ споборнику нашему Петру царевичю, да и той с нами споможет на безбожных Измаилтян сроднику нашему царю и великому князю Ивану Василиевичю».
С сер. XVI в. П. почитается в Ростовской епархии вместе со святителями Леонтием, Исаией, Игнатием и Иаковом, а также с прп. Авраамием Ростовским и блж. Исидором Твердисловом. В «Уставе церковных обрядов, совершавшихся в московском Успенском соборе» (ок. 1634) под 30 июня указывалось: «Петра царевича ростовскаго чюдотворца; благовесть в лебедь, трезвон средней»; под 3 июля: «Выпевати Андрею, или Афонасию Афонскому, или Петру царевичу» (РИБ. Т. 3. Стб. 84-85).
В печатных московских Месяцесловах 1639, 1646, 1648, 1659, 1662 гг. под 29 июня была отмечена память П. («и святаго благовернаго и преподобнаго Петра царевича, Ростовского чюдотворца... Петр царевичь бысть от земли Великия Орды, преставися в лето 6761-е» - Карбасова Т. Б. Святцы 1646 г.: Памяти рус. святых // Рус. агиография: Исслед. Мат-лы. Публикации. СПб., 2011. Т. 2. С. 294; далее приводился тропарь и кондак святому - Там же. С. 295).
Имя П. присутствует в 7-й песни «Канона всем святым» Сергия(Шелонина) - памятника, созданного, по предположению О. В. Панченко, в кон. 40-х гг. XVII в. (Панченко О. В. Из археогр. разысканий в области соловецкой книжности: II. «Канон всем святым, иже в Велицей Росии в посте просиявшим» - сочинение Сергия Шелонина // ТОДРЛ. 2004. Т. 56. С. 478).
Издание службы П. под 29 июня имеется в Минее служебной на июнь 1627 и 1646 гг. Несмотря на это, в работе Ф. Г. Спасского служба П. помещена в разд. «Службы вне Миней» (Спасский Ф. Г. Русское литургическое творчество. М., 2008. С. 309, 386). В месяцеслове Псалтири с восследованием память П. с краткой службой ему присутствует в изданиях 1625, 1640, 1642, 1651 гг.
П. почитался старообрядцами, прежде всего на Выге,- имя П. фигурирует в «Слове воспоминательном о святых чудотворцах, в России воссиявших» Семена Денисова (Юхименко Е. М. «Слово воспоминательное о святых чудотворцах в России воссиявших» Семена Денисова как отражение культурно-агиологических начинаний Выга // ТОДРЛ. 2010. Т. 61. С. 335); память П. под 29 июня помещена в старообрядческом издании святцев (Супрасль, 1786).
Поддержание почитания П. в дальнейшем связано с деятельностью Ростовской кафедры и с историей Петровского мон-ря. В 1608 г. обитель была разорена. В 1684 г. в Петровском мон-ре был построен новый каменный собор во имя св. апостолов Петра и Павла, в котором, по местному монастырскому преданию, под спудом у юж. стены покоились мощи П. Над гробницей находилась икона преподобного (Зверинский. Вып. 2. С. 266). В 1803 г. на средства П. Чирикова была сооружена серебряная гробница святого.
Акафист П. был составлен иером. Петровского мон-ря Павлином к марту 1882 г. и 7 марта 1885 г. разрешен к печати Синодом.
Мон-рь был закрыт в 1928 г., собор разобран в 1933-1934 гг. В 2005 г. обитель начала восстанавливаться; считается, что в процессе реставрационных работ было обнаружено место захоронения П., над к-рым был установлен памятный деревянный крест.
В «Повести о Петре, царевиче Ордынском» отмечено о внешности П. в молодые годы: «Бе бо Петр възрастом (ростом.- Авт.) велик, а лицем красен» (БЛДР. 2000. Т. 9. С. 78). Изображения П. встречаются в иконописи, лицевом шитье, настенных росписях, резьбе по дереву, чеканке по серебру, книжной миниатюре и графике, ростовской финифти. Особенности иконографии П.- небольшая борода, округлая или заостренная, волосы с проседью или седые. Одеяния преподобного: ряса, мантия и схима, спущенный на плечи куколь (или без схимы); нередко в руке П. держит свиток. На др. памятниках он представлен молодым, в княжеских одеждах, на голове царский венец.
Иконописные подлинники посл. четв. XVII - 40-х гг. XIX в. под 29 июня предписывают изображать П. «в схиме» (ИРЛИ (ПД). Перетц. № 524. Л. 178 об.), «в венце царском, сед, аки Никола брадою, мантия и схима на плечах» (ИРЛИ (ПД). Ф. Отд. поступления. Оп. 23. № 294. Л. 203 об.); «подобием стар, власы надсед, брада поострее Николины, в схиме, ризы преподобническия; преставися в старости мастистей» (Филимонов. Иконописный подлинник. С. 375); «надсед, брада поостряя Николины, в схиме, ризы преподобническия» (БАН. Строг. № 66. Л. 119; см. также: Большаков. Подлинник иконописный. С. 111); «млад, на главе венец царский, на плечах схима, в левой руке свиток, риза преподобническая» (РНБ. Погод. № 1931. Л. 176). Иногда (под 16 янв.) по внешности он уподоблялся не свт. Николаю Чудотворцу, а др. святым: «…подобием аки Сергий Радонежский, риза преподобническая» (ИРЛИ (ПД). Бобк. № 4. Л. 66); «…образом подобен Петру Муромскому, в схиме, брада кругла, что у Богоотца Иоакима, надсед» (БАН. Строг. № 66. Л. 73 об.; см.: Большаков. Подлинник иконописный. С. 66); «…в схиме, брада кругла Иоакимова, надсед» (ИРЛИ (ПД). Перетц. № 524. Л. 112). В рукописи «Полный месяцеслов всего лета…» 1850 г., составленной диаконом ростовской Лазаревской ц. Василием Поникаровским с древнего подлинника 1658 г., под 29 июня написано: «…сед, брада долга, в схиме голубой, ризы монашеские, в правой руке лествицы, в левой книга. Иные же без схимы, власы круглы, и без епитрахили, ризы монашеские, на главе венец царский или в схиме, спущенной на плечи. А иногда млад, ризы княжеские, и пред ним Апостолы Петр и Павел, дающие ему мешцы, вдали вид на град или монастырь» (Архив ГМЗРК. Р-58. Л. 55 об.). В пособии для иконописцев В. Д. Фартусова 1910 г. об облике П. сказано: «…типа монгольского из орды, глубокий старец, борода невелика и немного островата, с большой сединой; одежды монашеския, в схиме» (Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 329). На «хартии» рекомендуется писать изречения: «Господие мои, аз возлюбих веру сию стую…», «Вся нивочтоже вменяше, едино токмо в души своей имея желание…».
В 1564-1565 гг. сюжет «Явление апостолов Петра и Павла прп. Петру, царевичу ордынскому» был представлен в 2 композициях нижнего яруса сев. стены (в ряду «портретов» рус. князей) в Архангельском соборе Московского Кремля (программа росписи повторена в 1652-1666). В 1-й сцене П. изображен спящим, над ним склонились апостолы Петр и Павел, держащие в руках мешочки с монетами. Во 2-й сцене апостолы вручают благоговейно стоящему перед ними П. 2 мешочка с деньгами (выделены белым цветом) на покупку икон для будущего храма.
В рукописи «Ростовский патерик» 1762 г. (РНБ ОР. Тит. (Ф. 775). № 43. Л. 279 об.) на одной из миниатюр П. изображен отроком в шубе с горностаевым подбоем; приложив руку к груди, он принимает у апостолов Петра и Павла красный и зеленый мешочки с монетами. Вверху слева - отрок П. стоит с молитвенно сложенными на груди руками перед ансамблем Петровского мон-ря; над изображением - образ Спаса Нерукотворного. На гравюре кон. XVIII в. (один из экземпляров - ЦАК МДА; см.: Ровинский. Народные картинки. Кн. 3. С. 664. № 1616; «новейшее издание 1830 г.») П. изображен трижды: на переднем плане в центре - традиц. «Явление апостолов Петра и Павла прп. Петру, царевичу ордынскому» (правой рукой П. берет мешочек с деньгами у ап. Павла); справа поодаль - апостолы перед спящим отроком; на заднем плане П. стоит на стене мон-ря в молении к благословляющему с небес Спасителю. Под изображением и по сторонам от него напечатаны тропарь, кондак и молитва П. Возможно, тиражи этой гравюры закупались мон-рем для раздачи богомольцам. На литографии «Краткая летопись ростовского Петровского монастыря» (1837, ГИМ), напечатанной в мастерской М. А. Тюлева по рис. Р. Жуковского, слева представлено «Явление апостолов Петра и Павла прп. Петру, царевичу ордынскому» на фоне пейзажа с Петровским мон-рем; на облаках - Спаситель, благословляющий обитель. П. изображен отроком в горностаевой мантии, с городчатым венцом на голове, левая рука протянута к апостолам. С этой литографии был выполнен эстамп с изображением фрагмента для кн. Н. Чуфаровского «Ростовский Петровский монастырь и его основатель прп. Петр царевич» (Ярославль, 1891). Аналогичные особенности изображения апостолов и П. (указывающий на Спасителя жест ап. Павла, одежды св. царевича) встречаются во мн. произведениях графики и финифти. На упрощенной по письму небольшой иконе кон. XIX в. (частное собрание) ап. Петр указывает перстом на 3 иконы в верхней части композиции.
На покрове кон. XVII в. (ГМЗРК) преподобный изображен в рост, прямолично, правая рука возле груди, в опущенной левой - свиток. Монашеские одежды (ряса, мантия) выполнены золотными нитями, схима - серебряными; лик слегка монголоидного типа вышит шелком телесного цвета; глаза, волосы и борода выделены коричневым. Первоначально покров возлежал на раке П. (описание надгробного комплекса по описи 1748 см.: Мельник. 2007. С. 106, 113), во 2-й пол. XIX в. он был размещен рядом с ней на стене. На гробнице находилась икона П. в серебряном позолоченном окладе (Ростовский Петровский мон-рь. 1891. С. 10-11).
Икона «Прп. Петр, царевич ордынский, с житием» кон. XVII - 1-й четв. XVIII в. (из ц. Похвалы Пресв. Богородицы Петровского мон-ря в Ростове, ГМЗРК) - единственная известная житийная икона П. В описи имущества Петровского монастыря 1929 г. сообщается, что ко времени его закрытия в обители находилось 246 икон, в т. ч. 6 житийных образов П. (Архив ГМЗРК. Р-928. Л. 5, 8 об., 12 об.). В среднике иконы П. изображен в рост, в монашеской одежде, куколь на плечах, правая рука с раскрытой ладонью перед грудью, в левой - развернутый свиток с текстом: «Молю вы братие имети чистоту душевную и телесную и любовь нелицемерну…». Лик П. выполнен в соответствии с иконописными подлинниками (в волосах и бороде - легкая проседь), близок по общим чертам к изображению на покрове. Центральный образ окружен 18 клеймами, иллюстрирующими текст «Повести о Петре, царевиче Ордынском»: свт. Кирилл, еп. Ростовский, в Орде исцеляет сына хана Берке; П. размышляет в уединении о Боге; П. приходит со свт. Кириллом в Ростов; П. раздает свое богатство бедным; П. в Ростове молит свт. Кирилла о крещении; крещение П.; П. охотится в окрестностях Ростова; явление апостолов Петра и Павла П.; свт. Игнатий, еп. Ростовский, благословляет П., принесшего иконы; явление апостолов Петра и Павла во сне свт. Игнатию; свт. Игнатий и П. увозят иконы к месту буд. обители; П. получает от князя грамоту на владение землями; постриг П.; преставление П.; погребение П. в основанной им обители; рыбаки наследников П. ловят рыбу в Ростовском оз.; блгв. князья Борис и Глеб; крестный ход вместе со свт. Прохором, еп. Ростовским, останавливает татар. рать Ахмыла. Икона была написана местным мастером, знакомым с «живоподобными» традициями искусства Оружейной палаты.
Шесть литографий с сюжетами жития П. (худож. Н. Осташов) помещены в книге о Петровской обители (Чуфаровский. 1902). Одна из них по иконографии восходит к эстампу 1837 г. и стилистически отличается от других. Под каждым изображением имеется краткое пояснение сюжета: «…епископ Кирилл окропил отрока освященной водой…»; «…царевич ордынский со слезами умолял взять его с собой…»; «…ему явились св. апостолы Петр и Павел…»; «…Петр нашел на торгу указанные апостолами иконы…» (в центре стоит отрок П. с иконой в руках, рядом торговец с образом Пресв. Богородицы, на невысоком столе - образ свт. Николая); «…разговор их был прерван неожиданным появлением Петра, шедшего с иконами…» (П. изображен слева с иконой Пресв. Богородицы в руках); «…иконы принесены были на место явления Петру св. апостолов…» (слева изображено начало строительства деревянного храма на берегу озера, справа отрок П. преклонил колени перед 3 священниками с иконами в руках, стоящими впереди многолюдного крестного хода). П. одет в княжеские одежды или в горностаевую мантию и венец. На рисунке акварелью и тушью из собрания по иконографии рус. святых кн. М. А. Оболенского (сер. XIX в., Красноярский краевой КМ; см.: Госкаталог РФ. № 14245829) П. показан фронтально в рост, с развернутым свитком в руке (надпись: «Молю вы, братия, имети чистоту душевную и телесную…»), волосы под островерхим куколем.
На иконах П., как правило, изображали среди Ростовских чудотворцев, именовали преподобным и царевичем. Так, на монументальном образе «Богоматерь с Младенцем на престоле, с Ростовскими святыми» кон. XVI в. (КБМЗ) П. представлен крайним справа, безбородым юношей с короткими волосами, в красном плаще. На строгановской «Молебной» («Моление о народе») иконе Божией Матери, с Ростовскими святыми кон. XVI - нач. XVII в. (ГРМ) образ П. расположен во 2-м ряду за свт. Иаковом; царевич - средовек в монашеской одежде, куколь лежит на плечах, у него русые волосы и небольшая борода с проседью. Несколько икон посл. четв. XVII в. представляют Богородицу с Младенцем, с группой предстоящих и припадающих Ростовских чудотворцев: П. изображен в верхнем или во 2-м снизу ряду, за прп. Сергием Радонежским (уподобляется ему по внешности) или за прп. Иоанном Милостивым. На иконе «Богоматерь на престоле, с молящимися Ростовскими святыми» 2-й пол. XVIII в. (собрание И. В. Возякова) П. написан в 1-м ряду коленопреклоненным, в традиц. монашеской иконографии. Неск. подобных икон с образом П. среди Ростовских святых хранятся в собрании ГМИР. На 2 прорисях с икон XVII в. с изображением Богоматери с Младенцем «в молении» Ростовских чудотворцев (из собрания Г. Д. Филимонова, ГРМ) П. представлен в верхней части группы святых, у него небольшая округлая борода.
Икона «Спас Нерукотворный, с предстоящими святыми» (1644/45, из ц. Всех святых в Ростове, ГМЗРК) находилась над въездными вратами сооруженной в 1632 г. башни земляной крепости Ростова. В сер. XVIII в. в композиции были приписаны Ростовские святые, в т. ч. П. (крайний слева); на нем монашеское облачение, куколь спущен на плечи, в левой руке - свиток. В ростовской ц. Толгской иконы Божией Матери над ракой блж. Иоанна Милостивого установлен образ «Блж. Иоанн Милостивый, с деисусом и клеймами чудес» 3-й четв. XVII в.; П. представлен в молении справа в деисусном чине. На иконе «Ростовские чудотворцы» 1685/86 г. (ц. Толгской иконы Божией Матери в Ростове) святые представлены в 2 ряда, П.- в верхнем ряду среди преподобных и блаженных. В XIX в. такая икона хранилась в ростовской ц. св. Иоанна Предтечи (Израилев А. А., прот. Ростовская, Ярославской губ., церковь в честь Толгской иконы Божией Матери, называемая также церковью Иоанна Милостивого // Прот. Аристарх Израилев (1817-1901): Тр., публ., исслед. М., 2001. С. 507-508). Существовали иконы, на к-рых вокруг центрального образа свт. Николая Чудотворца были объединены фигуры Московских и Ростовских святых. В подобном изображении кон. XVII в. (из ц. Воскресения Христова в с. Демьяны Ростовского р-на Ярославской обл., СПГИАХМЗ) П.- крайний слева в верхнем ряду, правая рука возле груди. Иногда образ П. сопоставляли с изображением св. царевича Димитрия Угличского (икона-спилок «Избранные святые», 1-я пол. XVII в., частное собрание; П. в куколе). В числе Ростовских чудотворцев П. представлен также на иконе с подписью московского мастера В. П. Гурьянова (1902, ГМЗРК): 1-й ряд состоит из святителей, над ними - прп. Авраамий и П. (у него заостренная, слегка раздвоенная борода, мантия и схима на плечах покрыты золотым ассистом).
Относительно рано появился извод «Ростовские святые в молении чудотворной Владимирской иконе Божией Матери». На иконе посл. трети XVII в. (из собрания А. А. Титова, ГМЗРК) избранные святые (среди них большинство Ростовских, но есть также Новгородские, Московские, Ярославские) представлены молящимися прославленной святыне Ростова. Под ней внизу - сюжет «Явление апостолов Петра и Павла прп. Петру, царевичу ордынскому» (П. изображен коленопреклоненным отроком). Место П. среди святых варьировалось. На иконе 2-й пол. XVIII в. (ГРМ) в центре стоит свт. Николай Чудотворец, П.- в правой группе, старец в схиме, надетой поверх мантии, со свитком в руке. На иконе 1-й четв. XIX в. (ГМЗРК) редкий по иконографии образ П. помещен в левой группе, его голову покрывает схимнический куколь. Подобный образ П. в куколе - в правой группе на иконе сер.- 2-й пол. XIX в. (Петровский мон-рь в Ростове; в центре - св. Иоанн Предтеча).
Данная композиция близка к иконам «Собор Ростовских святых», получившим распространение в кон. XVII - нач. XX в. (напр., образ из костромской ц. Воскресения на Дебре). П. представлен в традиц. «монашеской» иконографии, иногда в схиме. На иконе 1838 г. (ц. Толгской иконы Божией Матери в Ростове) он изображен вверху слева в необычном одеянии: на нем монашеские ризы и царский венец, волосы и борода святого короткие, волнистые, седые. На иконе сер. XIX в. (в т. ч. с избранными святыми, ц. свт. Николая Чудотворца в Ростове) П. также написан слева в верхнем ряду, в островерхом куколе; на образе посл. четв. XIX в. (ц. Толгской иконы Божией Матери в Ростове) - справа в верхнем ряду, с непокрытой головой, в волосах и бороде значительная проседь, правая рука лежит на груди. В коллекции Д. А. Ровинского хранилась «листовая картинка, гравированная на меди; издание на бумаге 1809 года» под названием «Образ ростовских чудотворцев» (Ровинский. Народные картинки. Кн. 4. С. 769. № 1616 А). Икона 1909 г. находится в часовне на месте Обретения главы св. Иоанна Предтечи в рус. Вознесенском мон-ре на Елеоне в Иерусалиме. Согласно надписи на обороте, она была пожертвована в обитель «потомственной почетной гражданкой Александрой Феодоровной Мальгиной из гор. Ростова Яросл. губ. в лето 1909 г. 24 июня». П. представлен во 2-м ряду 2-м справа, он - старец в черной монашеской одежде, на голове проплешины, небольшая седая борода слегка раздваивается на конце.
Образ П. включался в различные по иконографии композиции с Ростовскими чудотворцами. Напр., на иконе с врезанным меднолитым Распятием и избранными святыми 2-й пол. XVII в. (ГМЗРК) изображены в молении апостолы Петр и Павел, коленопреклоненные преподобные Авраамий и П. (волосы и небольшая окладистая борода - русые с проседью). На иконе «Воскресение Христово» (1729, ГМЗРК) в верхней части по сторонам от Св. Троицы (Сопрестолие) представлены избранные и Ростовские святые (П. изображен слева во 2-м ряду, руки сложены крестообразно на груди). «Владимирская икона Божией Матери, с избранными святыми» (ГМЗРК) написана ростовским иконописцем А. Ф. Крыловым «с подлинной чудотворной местной иконы ростовского собора» в 1855 г. по заказу Ростовского градского об-ва для 128-й Ростовской дружины Ярославского подвижного ополчения, участвовавшей в Крымской войне 1853-1856 гг. Среди клейм с образами Ростовских подвижников на полях имеется полуфигура П. (со свитком в руке). Его изображение в сонме визант. и рус. святых вводилось и в более многофигурные иконографические программы, напр. в состав «Походного иконостаса» сер. XVII в. (старообрядческое собрание при Рогожском кладбище в Москве).
Изображения П. встречаются в произведениях лицевого шитья, вышедших из строгановских мастерских во 2-й пол. XVII в. Ок. 1665 г., при митр. Ионе (Сысоевиче), Д. А. и Г. Д. Строгановы вложили в ростовский Успенский собор комплект архиерейского облачения, выполненный в мастерской А. И. Строгановой, куда входил клобук митр. Ионы (ГМЗРК). На затылочной части клобука под изображением Успения Богородицы вышиты образы святых, слева - св. царевич Димитрий Угличский и П. (с небольшой окладистой бородой, в молении, напротив него - прп. Авраамий Ростовский). Одновременно с архиерейским облачением Строгановыми в Успенский собор был дан вкладом орарь с изображением П. и Ангела Господня (ЯИАМЗ). В описи Ростовского архиерейского дома 1691 г. сообщается о наличии в ризнице митры ростовских архиереев, на к-рой были вышиты Московские и Ростовские чудотворцы, среди них назван П. (Архив ГМЗРК. Р-1083. Л. 55-55 об.).
На обороте деревянного запрестольного креста сер. XVI в. на нижнем перекрестии слева в медальоне вырезан поясной прямоличный образ П. в традиц. иконографии (ГМЗРК). На резной иконе «Избранные святые» сер. XVI в. (ГМЗРК) П. представлен в рост 2-м справа, со свитком в руке. На серебряном с позолотой окладе Евангелия 1776 г. московского мастера Я. Фролова (из ц. Толгской иконы Божией Матери, ГМЗРК) на нижней крышке в 16 медальонах помещены чеканные поколенные изображения святых (преобладают Ростовские чудотворцы) и в центре - «Явление Толгской иконы Божией Матери». П. представлен вполоборота вправо, длинные волосы разделены на прямой пробор, борода небольшая, правая рука возле груди, в левой - четки.
В XIX - нач. XX в. образ П. писали в многочисленных произведениях ростовской финифти, использовавшихся, вероятно, в качестве монастырской продукции для паломников. Получили широкое распространение образки с сюжетом «Явление апостолов Петра и Павла прп. Петру, царевичу ордынскому», иконографической основой большинства из них стали литография 1837 г. (эмалевая икона ок. 1860 г., ГМЗРК; см.: Госкаталог РФ. № 4568855) и ее воспроизведения. Ансамбль Петровского мон-ря, как правило, передан одним зданием - колокольней обители. Икона ростовских мастеров финифти была поднесена от жителей Ростова имп. мч. Николаю II и его супруге в день коронации, 14 мая 1896 г. (известна по фотографии из собрания ГМЗРК): образ свт. Николая, мц. Александры и Ростовских святых окружали дробницы с видами местных мон-рей. Изредка встречаются единоличные эмалевые образки П. в виде седовласого старца в монашеской мантии и епитрахили, с четками и со свитком в руках (сер. XIX в., частное собрание). Образ П. неизменно встречается в композициях «Собор Ростовских чудотворцев», «Вид Ростовского кремля», «Вид Спасо-Иаковлевского монастыря» в технике финифти (ГМЗРК, ЦМиАР).
В монументальной живописи П. изображен в росписи 1684 г., выполненной артелью ярославских и троицких мастеров под рук. Д. Г. Плеханова в Успенском соборе ТСЛ (юж. грань сев.-зап. столпа), в росписи 1686-1688 гг. артели Плеханова в Софийском соборе Вологды (на откосе центрального окна сев. стены, напротив прп. Иоасафа, царевича Индийского); в интерьерах храмов Ростовского кремля: в церквах Воскресения (ок. 1670; на откосе окна верхнего яруса сев. стены, вполоборота вправо, в руках П. свиток) и ап. Иоанна Богослова (1683; в алтаре на юж. стене). В ростовских храмах его образ (в виде средовека, позднее преимущественно в облике седовласого старца) имеется в росписях: 90-х гг. XVII в. на алтарной преграде ц. Спаса на Торгу; 1715 г. собора Рождества Пресв. Богородицы Рождественского женского мон-ря (на зап. стене наоса на откосе портала); 1-й пол. XIX в. ц. Толгской иконы Божией Матери (в медальоне на своде придела св. Иоанна Предтечи и сщмч. Власия Севастийского); 1889-1891 гг. ц. Спаса на Песках (исполнены по заказу еп. Амфилохия (Сергиевского-Казанцева) иконописцем К. Я. Леоновым из с. Боголюбова Владимирской губ.; П. на юж. стороне юж. столпа). В окрестностях Ростова: в ц. апостолов Петра и Павла с. Поречье (ныне пос. Поречье-Рыбное) (1782-1785, ярославские иконописцы под рук. А. А. Шустова; образ П. в сев. апсиде); в ц. вмч. Георгия в с. Юрьевском (1-я пол. XIX в.; на сев. стене, в паре с прп. Авраамием Ростовским); в ц. Казанской иконы Божией Матери в с. Козохове-Богородском (1-я пол. XIX в.; на юж. стене). В Борисоглебском р-не: в ц. Св. Троицы с. Вощажникова (кон. XVIII в.; П. представлен на откосе одного из окон на юж. стене); в ц. Богоявления с. Уславцева (нач. XIX в.; на оконном откосе сев. стены); в ц. Смоленской иконы Божией Матери с. Хмельники (1895; на своде трапезной).
На иконах «Образ всех российских чудотворцев», созданных в кон. XVIII - 1-й пол. XIX в. в Выговской пуст. (списки с образа 30-х гг. XVIII в. каргопольского мастера Даниила Матвеева из иконостаса Богоявленской соборной часовни - МИИРК, ГРМ (1814, П. Тимофеев), ГТГ, ГИМ, старообрядческие и частные собрания), П. изображен в правой верхней группе 2-м от центра; на нем монашеские или княжеские одежды и царский венец, волосы кудрявые, борода средней величины. Образ П. присутствует и в других старообрядческих «соборных» и минейных композициях с сонмами русских святых, исполненных в кон. XVIII - XIX в. (ГТГ, ЦМиАР, ГМИИРТ).
На иконе «Все святые, в земле Русской просиявшие», выполненной в 1934 г. мон. Иулианией (Соколовой) (келейный образ свт. Афанасия (Сахарова) - ТСЛ; списки 50-х гг. XX в.- ТСЛ, СДМ), в группе Ростовских чудотворцев П. представлен во 2-м ряду, у него небольшая седая борода, на голове округлый куколь. В совр. иконописи встречаются различные изводы иконографии П. («Ростовские святые», 2012, Т. Дуда; «Явление апостолов Петра и Павла прп. Петру, царевичу ордынскому», ок. 2009, Петровский мон-рь в Ростове), в т. ч. оригинальные по композиции (П. на фоне озера и храма, Ю. В. Филиппов). В Петровском монастыре в ц. Похвалы Пресв. Богородицы хранится миниатюрное воспроизведение житийного образа П. в технике финифти (2018). Созданы совр. композиции «Собор Ростовских чудотворцев» (дипломная работа в иконописной школе при МДА - 2006, А. Полещук, Варницкий Троицкий монастырь в Ростове; см.: Армеева Л. А. Иконописная школа в Троице-Сергиевой лавре: История и современность. М., 2014. С. [173]). Ксилография с изображением явления апостолов Петра и Павла П. (из цикла «Русь») изготовлена в 1967-1970 гг. М. С. Чураковой (ГМИИ; см.: Госкаталог РФ. № 13850434, 16711637).