(Празд. 8 июля, 22 окт.), чудотворный образ, явленный в сер. XVIII в.
В 1754 г. свт. Иоасаф (Горленко; 1705-1754), еп. Белгородский и Обоянский, совершал поездку по Белгородской епархии. Согласно преданию, «будто бы основанному на словах самого святителя», перед выездом из Белгорода ему приснился сон, в котором при входе в церковь в притворе он увидел кучу навоза и на ней лежащую икону Божией Матери с исходящим от нее сиянием, от к-рой услышал глас: «Смотри, что сделали с ликом Моим служители сего храма. Образ Мой назначен для страны сей источником благодати, а они повергли его в навоз» (А. А. Н. 1881. С. 11-12). Смущенный сновидением, свт. Иоасаф тщательно осматривал посещаемые им храмы в надежде обрести эту икону. Посетив Вознесенскую ц. в предместье Изюма Замостье на Слобожанщине, он обнаружил в углу притвора большую икону Божией Матери, служившую загородкой для церковного угля (от кадил), и был поражен ее сходством с образом, явленным во сне. Преклонившись перед иконой, свт. Иоасаф воскликнул: «Царица Небесная! Прости небрежность Твоих недостойных служителей, не ведят бо, что творят!» Сделав замечание благочинному за небрежное отношение к святыне, он сказал: «Почему этот образ не поставлен в лучшем месте? В сем образе преизобилует особенная благодать Божия, в нем Пресвятая Владычица являет особое знамение Своего заступничества для сей веси и целой страны» (Там же. С. 10). По настоянию святителя образ Божией Матери был поставлен в указанном им киоте позади левого клироса. В 1792 г. в связи с переносом церкви из Замостья в слободу Пески икона оказалась там в деревянной Вознесенской ц. После сооружения в Песках каменного храма (1826) икона по-прежнему находилась в киоте, выбранном для нее свт. Иоасафом, слева от иконостаса, за левым клиросом. Икона была написана «иконописью (не масляными, а лаковыми красками) на дереве» (ее размер без ризы составлял 251/2 × 151/2 вершка, т. е. 113,4×69 см) (Там же. С. 7). Одна из серебряных позолоченных риз на икону была изготовлена ок. 1819 г. усердием Е. Тимашенко, жены помещика А. Ф. Тимашенко.
В воспоминаниях обер-прокурора Синода кн. Н. Д. Жевахова подробно изложены связанные с П. и. события первой мировой войны. Так, в авг. 1914 г. старцу, жителю слободы Пески, и полковнику О. было видение свт. Иоасафа, к-рый предрек, что теперь только Матерь Божия может спасти Россию, поэтому нужно немедленно доставить на фронт Владимирскую икону Божией Матери от раки святителя и П. и. из слободы Пески: «Матери Божией угодно пройти по линиям фронта и покрыть его Своим омофором от нападений вражеских… В иконах сих источник благодати, и тогда смилуется Господь по молитвам Матери Своей» (Жевахов. 1923. Т. 1. С. 5-6).
Только через год с большим трудом удалось добиться привоза П. и. в Ставку Главнокомандующего на фронт. 2 окт. 1915 г. П. и. доставили из Песков в Харьков. Образ сопровождал свящ. Александр Яковлев. К прибытию образа, в 17 ч., на вокзале собралось все харьковское духовенство во главе с архиеп. Антонием, гражданские власти с губернатором Н. А. Протасовым, многотысячная толпа заполнила привокзальную площадь и окрестные улицы. К полуночи крестный ход дошел до ближайшего к вокзалу храма, где перед П. и. всю ночь служили молебны о ниспослании победы на фронте. 3 окт. образ так же торжественно, с крестным ходом, перенесли на вокзал и установили в засыпанном цветами салоне-вагоне.
В сопровождении свящ. А. Яковлева и кн. Жевахова П. и. проследовала в Могилёв, в Ставку Верховного главнокомандующего, куда прибыла 4 окт. Ее перевезли в автомобиле в собор, где по распоряжению протопр. Г. И. Шавельского поставили на пол, прислонив к стене у правого клироса. Там икона простояла 2,5 месяца, никем не замеченная. Вплоть до момента встречи кн. Жевахова с имп. Николаем II государь не был поставлен в известность о прибытии чудотворной П. и. Однако, пока икона находилась в Ставке, не было ни одного отступления или поражения на фронте. Ок. 15 дек. свящ. А. Яковлев и кн. Жевахов вынесли святыню из храма и на автомобиле, никем не провожаемые, отвезли ее на вокзал, а затем поездом доставили в Изюм. Там П. и. встретило множество богомольцев со свечами и с хоругвями, и крестный ход морозной ночью шел до утра, сопровождая икону в слободу Пески.
Жители Изюма неоднократно обращались к церковному начальству с просьбой о принесении чудотворной П. и. из церкви в Песках в городской собор. Архиеп. Харьковский Смарагд (Крыжановский; 6 апр. 1840 - 31 дек. 1841) дал согласие на ежегодное перенесение иконы в собор Изюма и решил сам совершить там первую литургию по перенесении П. и. Икона была торжественно перенесена и встречена архиепископом. Неожиданно икона «вдруг упала на грудь пред нею стоявшего архиерея» (Снессорева. С. 226). Это происшествие так поразило архиеп. Смарагда, что он тут же высказался о неблаговолении Пресв. Богородицы к переносу Ее иконы в Изюм. Вопрос о совершении крестных ходов с П. и. был отложен до 1883 г., когда ходатайство жителей Изюма удовлетворили. 14 мая 1884 г. ок. 7 ч. утра, накануне дня коронования имп. Александра III, при большом стечении народа совершилось перенесение иконы из Песков в Изюм (Известия и заметки. 1884).
Специально для крестного хода из Песков в Белгород с П. и. к мощам свт. Иоасафа Белгородского, к-рый планировалось совершить 2-9 июня 1913 г., был разработан маршрут паломничества (опубл. в «Известиях и заметках по Харьковской епархии»). Он начинался в Вознесенской ц. в Песках 2 июня с богослужения с величанием Божией Матери, которое продолжалось на следующий день. Затем богомольцы направлялись на ст. Изюм, откуда на специальном поезде отбывали в Харьков. Во время пути перед П. и. горел фонарь и священники по очереди читали акафисты Казанской иконе Божией Матери и Покрову Пресв. Богородицы. В Харькове крестный ход двигался от вокзала к кафедральному собору. В течение неск. дней П. и. крестным ходом несли по городу в сопровождении харьковских святынь. При выходе из города святыни возвращались в Харьков, священнослужители по одному, сменяя другу друга, в облачении, с крестом и кадилом, сопровождали П. и., остальные шли как простые богомольцы. Проходя через множество селений и совершая богослужения, крестный ход 7 июня прибывал в Белгород в обитель свт. Иоасафа Белгородского, где П. и. устанавливалась на специально приготовленном месте. Во время пребывания в Белгороде было зафиксировано неск. случаев исцеления от П. и. и мощей свт. Иоасафа. 9 июня по новому маршруту совершался крестный ход в обратном направлении, из Белгорода в Харьков, 12 июня богомольцы с П. и. отбывали по железной дороге из Харькова в Изюм.
После начала первой мировой войны традиция перенесения иконы из слободы Пески в Изюм не прервалась. В 1915 г. архиеп. Харьковский и Ахтырский Антоний (Храповицкий) накануне крестного хода прибыл в Пески, где в Вознесенской ц. 12 мая совершил всенощное бдение, на следующий день - литургию. Торжественное перенесение П. и. из Песков в Изюм сопровождали представители городских властей, сословий и оркестр духовой музыки, исполнивший в пути гимн «Коль славен наш Господь в Сионе». В крестном ходе, возглавляемом архипастырем, приняло участие более 15 тыс. чел. По прибытии в Изюм чудотворный образ был установлен посреди городского Преображенского собора. Торжества продолжились архиерейскими богослужениями. 14 мая на соборной площади перед П. и. архиеп. Антоний совершил молебен по случаю коронационных торжеств. После этого архиепископ посетил местное духовенство и лазарет для раненых воинов.
Обретение иконы состоялось в 1998 г., когда стало известно, что она находится (до наст. времени) в Вознесенском кафедральном соборе Изюма Харьковской обл. В 1999 г. по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II самолет МЧС со списком П. и. и др. святынями на борту 43 часа облетал границы России. Этот необычный крестный ход начинался и заканчивался чтением акафиста П. и. В 2001 г. в Москве освятили новый храм в честь Песчанской Казанской иконы Божией Матери в Измайлове. В 2008 г. со 2 по 5 окт. вокруг Харькова прошел многотысячный крестный ход с чудотворной П. и. В марте 2014 г. один из списков П. и., написанный в Харьковской епархии, был передан в подмосковный воинский храм блгв. кн. Александра Невского на территории Софринской бригады Внутренних войск МВД России. В 2015 г., 27-28 июля, в дни мероприятий, приуроченных к 1000-летию преставления равноап. кн. Владимира, П. и. пребывала в Киеве наряду с др. чудотворными иконами.
исцеление благочинного протоиерея Изюмской соборной церкви Иоасафа Погорлевского от непрекращавшихся судорог (1783); воскрешение младенца, сына уездного учителя Стефана Гелевского (ок. 1800); спасение от моровой язвы близлежащих населенных пунктов (1830).
Сведения о чудесах от П. и. были собраны составителем 1-го «Сказания о Песчанской чудотворной иконе Богоматери…» (Харьков, 1881), в его основе текст из 2 рукописей, переданных автору в 1880 г. настоятелем Вознесенской ц. слободы Пески, а также насельником Святогорского Успенского мон-ря мон. Пименом (в миру П. А. Маликов, в течение 15 лет был старостой Вознесенской ц. в Песках). Наиболее полное описание исцелений от П. и. со времени ее явления до нач. ХХ в. подготовил к изданию в 1911 г. свящ. Александр Яковлев.
П. и. имеет двойное название - «Песчанская Казанская», что является причиной ошибочного мнения о ней, как об одном из списков Казанской иконы Божией Матери, хотя иконографически они не имеют ничего общего. По мнению составителя 1-го издания, посвященного П. и. (Харьков, 1881), двойное название иконы объясняется тем, что в Вознесенской ц. в слободе Пески один из приделов был посвящен Казанской иконе Божией Матери и 8 июля и 8 нояб. (дни празднования Казанской иконы Божией Матери) отмечались как храмовые престольные праздники, на к-рые собиралось множество богомольцев, служивших молебны Казанской иконе перед чудотворной П. и.
Иконографический тип П. и.- Одигитрия. Богоматерь изображена поколенно, облачена в мафорий с шитой каймой по краю и тунику с зарукавьями. Правая рука поднята на уровне груди, левой рукой Она снизу придерживает сидящего Младенца, голова Богородицы немного наклонена к Сыну. Богомладенец облачен в препоясанную рубашечку, из-под которой видны обнаженные стопы, и гиматий. Левой рукой Он держит книгу, правая поднята перед грудью в именословном благословении, голова склонена влево, к Матери.
На фотографии 1-й трети ХХ в. отчетливо видно, что икона была вставлена в доску большего размера, очевидно под форму и размер киота. П. и. имела полукруглое завершение, фон украшал рельефный растительный орнамент с 2 прямоугольными картушами, нимбы гладкие, с плоской рельефной окантовкой. Размер и форма иконы характерны для икон местного ряда иконостаса. Косвенное подтверждение этому содержится в оправданиях протоиерея-благочинного на замечание свт. Иоасафа Белгородского о ненадлежащем содержании образа: «...от прежнего старого иконостаса осталось много икон, для которых нет места в самой церкви», а по словам местных жителей, вероятнее, что «все эти старые иконы были перенесены после пожара старой церкви» в Изюме, возле горы Кременец (Кремянец) (А. А. Н. 1881. С. 10).
Еще одна особенность - благословляющая ручка Христа перед грудью - характерна не только для северных и сев.-вост. земель Украины. Подобные изображения отмечены в нек-рых памятниках Могилёвщины и Брестчины 1-й пол.- сер. XVII в. (икона «Богоматерь Одигитрия», 2-я пол. XVII в., с. Городок Могилёвской обл., НХМ).
Наиболее близкими по иконографии к П. и. (Христос держит благословляющую десницу перед грудью, склоняя голову к Матери) являются иконы: 2 - из г. Лебедин Сумской обл., кон. XVIII - нач. XIX в., НХМУ, и известная по фото 1913 г. (см.: Таранушенко. Iконостаси. 2011. С. 94); из Крестовоздвиженской ц. Изюма, известна по фотографии 1916 г. (см.: Там же. С. 78); из ц. Рождества Богородицы с. Двуречный Кут Харьковской обл., известна по фотографии 1916 г. (см.: Там же. С. 67); из с. Спеваковка близ Изюма, известна по фотографии 1916 г. (см.: Там же. Табл. 16. Ил. 61, 67); икона с ростовым образом Богоматери с Младенцем из Ахтырского р-на Сумской обл., ошибочно названная «Сухо-Калигорская».
Отмечается несомненное сходство и в технике декорирования золоченых фонов: резной или лепной барочный растительный орнамент, заполняющий все свободное пространство вокруг фигур, рельефные прямоугольные картуши с теонимограммами и гладкие сплошные нимбы с плоской рельефной окантовкой. Иконы этой иконографии, близкие по технике декорирования, бытовали на географически локальной территории - землях Слобожанщины (современные Харьковская и Сумская области, Украина).
«Прекрасная икона Песчанской Божией Матери, список чудотворной», перед к-рой теплилась неугасимая лампада, находился в главном зале дома свт. Иоасафа Белгородского (Никодим (Кононов). 1915. С. 44).
Еще одна икона находилась в соборном храме белгородского Троицкого мон-ря за правым клиросом в особом киоте с неугасимой лампадой перед ним. Образ был принесен паломниками во время крестного хода 1913 г. Этот же список упоминался в лит-ре в связи с посещением обители и поклонением мощам свт. Иоасафа Белгородского 5 дек. 1914 г. имп. Александры Феодоровны и вел. княжон Ольги и Татианы, к-рые молились перед ним.