(Переславской епархии Ярославской митрополии), находится в г. Переславле-Залесском Ярославской обл. Основан в 1508 г. прп. Даниилом Переславским по благословению настоятеля Горицкой обители (см. Переславль-Залесский Горицкий в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской монастырь), рядом с к-рой находилось Божедомье. На 1-м этапе деятельность прп. Даниила была поддержана Челядниными, духовником которых он являлся. Это была одна из самых влиятельных старомосковских боярских семей, состоявшая со 2-й пол. XV в. через родство с князьями Патрикеевыми в свойстве с Московским вел. кн. Иоанном III Васильевичем и его детьми. Предки Челядниных были потомками легендарного боярина Ратши; их владения располагались на Переславль-Залесской земле еще с кон. XIII в. Это обстоятельство объясняет многочисленные вклады Челядниных в пользу местных обителей в кон. XIV - сер. XVI в., хорошую осведомленность об их монашеской жизни и внимание к замыслам прп. Даниила. Будучи членами великокняжеской думы, Челяднины помогли Даниилу - постриженику Пафнутиева Боровского в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужского монастыря - получить прием при московском дворе, а также заручиться поддержкой митр. Московского и всея Руси Симона.
Согласно Житию прп. Даниила, основанию мон-ря предшествовал длительный период его заботы о погребении на Божедомье умерших без покаяния и причастия. Даниилу и настоятелю Никольской обители (см. Переславль-Залесский во имя святителя Николая Чудотворца женский монастырь) игум. Никифору было видение - множество горящих свечей на скудельнице. После этого преподобный решил основать в Божедомье храм для поминовения усопших. Но по совету 3 пустынников из Заволжья на 3 года отложил исполнение этого замысла. Со временем прп. Даниил решил основать мон-рь.
Деревянная ц. во имя Всех святых в Божедомье, положившая начало П.-З. Д. м., была освящена в присутствии горожан в 1508 г. Постепенно рядом с храмом стали селиться миряне, по благословению преподобного принимавшие постриг; была построена трапезная с ц. Похвалы Пресв. Богородицы. Первоначально обитель называлась Всехсвятской и только после строительства кирпичного Троицкого собора получила свое нынешнее посвящение.
Прп. Даниил собирал средства на строительство П.-З. Д. м. разными путями. Во-первых, использовал наследство, доставшееся ему после кончины отца и ухода матери в мон-рь. Во-вторых, преподобный сумел привлечь крупные денежные пожертвования состоятельных жителей Переславльского посада, родители и родственники к-рых были похоронены в Божедомье и нуждались в поминовении. В-третьих, прп. Даниил получил значительные средства от местного купца Феодора, решившего постричься в новой обители и построить в ней для себя келью. Благодаря этим вкладам и был основан П.-З. Д. м. Тем не менее прп. Даниил не спешил стать игуменом новой обители. В первое время он продолжал проживать в Горицком мон-ре, поставив в Троицкую обитель игум. Иова. Основу монашеской братии составили местные жители и привлеченные со стороны представители духовенства, «жили они фактически на келлиотском уставе, занимаясь каждый своим делом» (Будовниц. 1966. С. 338).
В первые годы существования обители прп. Даниил пытался установить в ней правила жизни, характерные скорее для жития в скиту. Он, «наказуя игумена и братию по Бозе хранити чин монастырский и богоугодно подвизатися, кождо же их рукоделием пищу и одежду приобретая себе, сел же тогда не имяху, нищету же и скудость Бога ради терпяху». К сожалению, Житие прп. Даниила не сообщает, имел ли на него к.-л. влияние ближайший родственник бояр Челядниных старец Вассиан (Патрикеев), к-рый после опалы приобрел большое влияние при дворе Московского вел. кн. Василия III Иоанновича. Подобные условия монашеской жизни не в дальнем заволжском ските, а вблизи богатого торгового великокняжеского города не устраивали основную часть иноков П.-З. Д. м., и они стали роптать. Прп. Даниил за счет собственных средств был вынужден улучшить жизнь в монастыре, чтобы прекратить недовольство монахов (РГБ. Ф. 304/I. № 694. Л. 181-181 об.).
После окончания строительства церквей и трапезной, когда обитель приобрела завершенный вид, прп. Даниил столкнулся с трудностями, связанными с расширением монастырских владений (Будовниц. 1966. С. 338-339). Возможно, он учитывал обстановку во внутрицерковной жизни, изменившуюся в 1517 г. Городскому посаду принадлежало далеко не все Божедомье, достаточно большая часть территории была собственностью влиятельного дворового сына боярского Григория Иванова-Изъединова; он «возбраняющу» преподобному начать хозяйственное освоение своих земель. Кроме того, на р. Воргуше подвижника заинтересовали земли, входившие в состав поместья служилого Ивана Немчина и его жены Наталии. Эти дети боярские «на старца роптаху и брань воздвизаху, глаголюще»: «...на нашей земли манастырь поставил, и пашню строит, и хощет обладети и нашими землями и селы, иже близ манастыря есть». Позднее автор Жития признает, что «еже глаголаху, сице и збыся последи», несмотря на то что ранее землевладельцы «отгоняху самого Данила и братию от пашни, и не дадуще из манастыря изыти» (Смирнов С. И. 1908. С. 13, 32-33). Такими уверенными действия монахов могли быть только в том случае, если прп. Даниил знал, что он сможет рассчитывать на поддержку покровителей в Москве.
После того как горицкий архим. Исаия ушел на покой в Пафнутиев Боровский мон-рь, прп. Даниил приобрел большой авторитет среди монахов мон-ря. Житие не сообщает точную дату этого события. Обращает на себя внимание тот факт, что в февр. 1516 г. данная старицы Варсонофии, вдовы А. Ф. Челяднина, а также ее снохи Аграфены (Агриппины), вдовы В. А. Челяднина, на с. Юрьевское с деревнями в Ростовском у. была пожалована в «Переславль в мон-рь в дом к Успению Пречистые на Гору архимандриту з братьею» без указания имени настоятеля (Антонов А. В., Баранов К. В. Акты XV-XVI вв. из архивов русских мон-рей и церквей // РД. 1998. Вып. 3. С. 11-12. № 3). По-видимому, к этому времени архим. Исаия уже покинул Горицкий мон-рь, а прп. Даниил еще не был утвержден на его место. Став вскоре горицким архимандритом, прп. Даниил развернул активную деятельность по строительству П.-З. Д. м. Его настоятельство продолжалось ок. 10 месяцев, но за этот срок преподобный успел много сделать для новой обители. В Горицком мон-ре его сменил архим. Иона, который упоминается в 1521 г. (Строев. Списки иерархов. Стб. 697).
Во время своих поездок в Александровскую слободу и в Кириллов Белозерский в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырь Московский вел. кн. Василий III Иоаннович и его окружение неоднократно посещали Переславль-Залесский и его обители. Их внимание привлекал и новый П.-З. Д. м., где к этому времени прп. Даниил закончил строительство и, будучи горицким архимандритом, укрепил дисциплину среди братии. Строгое монашеское житие понравилось вел. кн. Василию III и его брату, угличскому кн. Димитрию Иоанновичу Жилке. В 1521 г., после смерти последнего, с разрешения правителя Москвы в состав владений П.-З. Д. м. было включено с. Будовское. В нач. 1525 г. по повелению вел. кн. Василия III Иоанновича прп. Даниил переселился из Горицкого мон-ря в П.-З. Д. м.
Духовный и политический авторитет позволил прп. Даниилу с одобрения и при поддержке вел. князя начать ввод общежительного устава в П.-З. Д. м. В 1525 г. настоятель поддержал решение правителя Москвы развестись с 1-й женой. Будучи великокняжеским духовником, в 1530 г. прп. Даниил участвовал в крещении буд. царя Иоанна IV Васильевича Грозного, а в 1532 г.- его младшего брата, Георгия (Юрия) Васильевича Глухого.
Основная часть вотчин обители была сосредоточена в Переславль-Залесском и Владимирском уездах. Начиная с 1525 г. большинство жертвователей в П.-З. Д. м. происходили из числа детей боярских Государева двора, местных землевладельцев и купцов. Средства на расширение монастырского землевладения складывались из денежных вкладов и крупных сумм, полученных прп. Даниилом от торговых операций и др. источников (Будовниц. 1966. С. 340).
В 1539 г. прп. Даниил инициировал обретение мощей блгв. кн. Андрея Переяславского в ц. свт. Николая Чудотворца, расположенной перед городскими воротами, а также убедил присланную из Москвы духовную комиссию в необходимости его прославления. Позднее к святыне съезжались многочисленные паломники.
В 1539 г., перед кончиной, прп. Даниил оставил настоятельство в обители. 17 июня того же года новым настоятелем стал его ученик Иларион (1539-1543). Др. ученик прп. Даниила, прп. Герасим Болдинский, прославился подвижнической деятельностью за пределами обители, а также основанием новых монастырей. Среди других настоятелей (1589-1609/10) был и Иона (Архангельский), который в 1613 г. был поставлен в митрополита Сарского и Подонского. В сер. XVI в. большую роль в церковной и культурной жизни страны сыграл ученик прп. Даниила - чудовский книжник и царский духовник Андрей, впосл. Афанасий, митр. Московский и всея Руси. Он был автором и редактором «Книги Степенной» царского родословия и Жития прп. Даниила. Списки этих произведений находились в монастырской б-ке.
Большое внимание обители уделяли цари Иоанн Грозный, Феодор Иоаннович и шурин последнего Борис Феодорович Годунов. В этот период времени П.-З. Д. м. сформировал свой основной земельный фонд.
В 1-й пол. XVII в. власти П.-З. Д. м. занимались восстановлением пострадавшего во время Смуты (особенно в 1608, 1611 и 1618) монастырского хозяйства. По данным 1646 г., за обителью числилось 335 дворов и 792 крестьянина. Из-за действий отряда пана Я. П. Сапеги были утрачены многие подлинные грамоты монастырского архива. В дек. 1652 г. по повелению патриарха Московского и всея Руси Никона (Минова) митр. Ростовский Иона (Сысоевич) освидетельствовал обнаруженные в обители мощи прп. Даниила. В 1653 г. Даниил был канонизирован. Благодаря этому возросло значение П.-З. Д. м., из него в 60-х гг. XVII в. в московский Чудов мон-рь были переведены его игум. Никита (1659-1664) и келарь Савва. Место первого из них после краткого настоятельства Германа (1664-1665) и Авраамия (1667-1668) в обители занял раскаявшийся старообрядец Иоанн Неронов, в монашестве Григорий (1667-1669). Он был похоронен справа от главного входа в Троицкий собор.
2-я пол. XVII - 1-я четв. XVIII в.- новый этап развития обители, связанный с княжеским родом Барятинских. Главным попечителем монастыря стал дипломат, боярин и воевода кн. И. П. Барятинский (в монашестве Ефрем), принявший в конце жизни здесь постриг. Общая сумма его вкладов составила свыше 20 тыс. р. В 1701 г. князь был похоронен у сев. стены настоятельских покоев. К этому времени за обителью числились 751 двор и ок. 3 тыс. крестьян, среди к-рых были ремесленники разных специальностей.
В 1687-1764 гг. к П.-З. Д. м. была приписана Вепрева в честь Успения Пресв. Богородицы муж. пуст. на оз. Вепрь и р. Рюжма. Решение об этом было принято 12 окт. 1687 г., когда цари Иоанн V Алексеевич, Петр I Алексеевич и их сестра София Алексеевна, будучи в Переславле-Залесском на богомолье, посетили мон-рь и его архим. Варфоломея. При этом государи «пожаловали Вепреву пустынь землями и вотчинами» (Тихонравов К. Н. Вепрева пуст. // Владимирские ГВ. 1855. Ч. неофиц. № 29. С. 226).
В 1710-1726 гг. настоятелем П.-З. Д. м. был игум. Варлаам (Высоцкий) - духовник сестры царя Петра I Алексеевича царевны Наталии Алексеевны, а затем - русских императриц Екатерины I Алексеевны и Анны Иоанновны. В 1720 г. Варлаам возобновил каменное строительство в обители, прерванное во время Северной войны. В 1753-1788 гг. в П.-З. Д. м. размещалась Переславская ДС (обучалось свыше 90 учеников), а с 1788 г.- Переславское ДУ. В 1764 г. П.-З. Д. м. получил статус второклассной обители Владимирской епархии. С 1797 г. настоятелями П.-З. Д. м. были ректоры Владимирской семинарии. С одной стороны, это подчеркивало высокий статус обители, с другой - затрудняло эффективную хозяйственную деятельность.
Церковная реформа 1764 г. подорвала экономическое положение мон-ря. Пожалованные властями в последующее время рыбные ловли, мельница и лесные угодья немного улучшили, но не исправили его положение. Одной из важнейших статей дохода П.-З. Д. м. в кон. XVIII-XIX в. оставались пожертвования многочисленных паломников, приходивших к мощам прп. Даниила. В это время также возросло почитание находившегося в обители чудотворного Тихвинского образа Божией Матери, по преданию принесенного прп. Даниилом из Пафнутиева Боровского мон-ря. С разрешения Синода с этой иконой и образом св. Даниила Переславского совершалось ежегодное хождение по селам Переславль-Залесского и Александровского уездов Владимирской губ. (местонахождение этих икон неизвестно). Не оставляли своим вниманием монастырь и богатые покровители. В 1816 г. московский фабрикант К. В. Крестовников, предки которого были бобылями монастырской Луговой слободки, изготовил новую серебряную золоченую раку для мощей прп. Даниила. На средства других благотворителей из московского и местного купечества осуществлялся ремонт зданий. С середины до конца столетия монастырь находился на попечении сестер В. В. и Т. В. Гладковых - незамужних бездетных владелиц красильной фабрики. Они завещали обители капитал в 100 тыс. р. К 1908 г. при П.-З. Д. м. имелись церковноприходская школа на 26 мальчиков, странноприимный дом для богомольцев (ежегодно посещали до 5 тыс. чел.). Мон-рь получал из казны 1249 р. 7 к. В нем проживали архимандрит, 12 монахов и 12 послушников.
В 1923 г. П.-З. Д. м. был закрыт, а его постройки переданы Переславль-Залесскому художественно-историческому и краеведческому музею. Первый его директор М. И. Смирнов попытался организовать в зданиях обители экспозиции отдела «церковных ценностей». Но вскоре уездный исполком отобрал монастырский комплекс у музея. В кельях поселились местные жители, а ограду разобрали на кирпич. В части помещений была размещена машинно-тракторная станция. В конце Великой Отечественной войны и в первые послевоенные годы здесь был лагерь для нем. военнопленных, а затем учебная воинская часть. В 1958-1961 гг. в Троицком соборе была проведена частичная реставрация. В 70-80-х гг. XX в. настоятельские покои использовались как склад, в келейном корпусе были жилые квартиры и мастерские художников. В кон. 80-х гг. началась общественная дискуссия по вопросу о возвращении обители в пользование РПЦ. В 1993 г. П.-З. Д. м. был возобновлен. С 1995 г. восстановлены постоянные церковные службы. Настоятелем стал еп. Переславский и Угличский Феоктист (Игумнов).
Первые постройки П.-З. Д. м. были деревянными. Каменное строительство началось благодаря участию прп. Даниила в крещении сыновей вел. кн. Василия III. В 1530-1532 гг., вероятно московскими зодчими, был построен крестово-купольный Троицкий собор. Его невысокие алтарные апсиды имеют редкую для древнерус. архитектуры граненую форму. Барабан главы украшен архитектурно-колончатым пояском - подобный декор ранее был использован итал. зодчими в постройках Московского Кремля. В кон. XVII - нач. XVIII в. собор подвергся частичным переделкам. Его древнее позакомарное покрытие и килевидные кокошники в основании барабана скрыла 4-скатная кровля. Шлемовидная глава была заменена луковичной. В стенах прорублены большие окна. С самого начала в юж. апсиде был устроен внутренний придел св. Иоанна Предтечи - покровителя буд. царя Иоанна Грозного. В сер. XVII в. с севера к собору был пристроен придел прп. Даниила Переславского, а в 1689 г. на средства Барятинских к нему добавлена шатровая колокольня. В XVIII в. ее украсили башенные часы (помещение для часового механизма и место циферблата сохранились).
В 1662 и 1668 гг. по заказу келаря Саввы собор был расписан артелью костромского мастера Гурия Никитина. Выразительный купольный образ Спаса Вседержителя предположительно написан самым опытным иконописцем артели Силой Савиным. Композиции на сводах - работа самого Гурия Никитина. Всю зап. стену и отчасти нижние регистры юж. и сев. стен занимает фреска на сюжет Апокалипсиса ап. Иоанна Богослова.
Прочие сохранившиеся каменные постройки мон-ря связаны с благотворительной деятельностью рода князей Барятинских. В 1688 г. на средства боярина и воеводы Ю. Н. Барятинского была построена кирпичная церковь при больничных палатах. По воле донатора храм должны были посвятить вмч. Феодору Стратилату (в память о его сыне - воеводе Ф. Ю. Барятинском, погибшем в сражении с войсками Степана Разина). Но после его смерти по просьбе братии церковь освятили во имя Всех святых, в память о деревянном храме, построенном самим прп. Даниилом. В кон. XVII в. для церкви по заказу братии известными переславскими иконописцами братьями Стефаном и Иаковом Казариновыми был изготовлен иконостас с большим количеством икон их работы (Сукина. 1997). Впосл. Всехсвятская ц. дважды ремонтировалась. Во время «починки» 1882 г. в ней был сооружен новый иконостас с др. иконами. Местонахождение иконостаса Казариновых неизвестно.
Одновременно с Троицким собором сооружалось и новое кирпичное здание трапезной ц. Похвалы Богородицы. В 90-х гг. XVII в. оно было сильно перестроено (от прежней постройки XVI столетия сохранились фундамент и нижние части стен). Церковь составляет единый комплекс с трапезной и настоятельскими покоями, построенными на средства кн. И. П. Барятинского и напоминающими итал. палаццо позднего Ренессанса. Сохранилась порядная запись заказчика с костромскими мастерами, в к-рой князь определял архитектурный облик постройки и его детали (ГАЯО. Ростовский фил. Ф. 329. Оп.1. Ед. хр. 58).
Усердием И. П. Барятинского были построены новые кельи и каменная ограда с хозяйственными воротами. Уже после смерти донатора на завещанные им средства было завершено строительство св. ворот, декорированных по фасаду большими полуколоннами, с надвратной ц. прп. Сергия Радонежского (1700-е гг.). В 1793 г. престол во имя прп. Сергия был перенесен в трапезную Похвальской ц., а освободившееся помещение занял архив Переславского духовного правления. В 1892 г. храм был восстановлен и освящен в честь Тихвинской иконы Божией Матери.
К 2019 г. во всех храмах мон-ря совершаются богослужения, ограда, разобранная в 20-х гг. XX в., восстановлена.
Местонахождение чтимых икон П.-З. Д. м. неизвестно. Из нескольких сохранившихся памятников лицевого шитья наибольший интерес представляет покров на раку прп. Даниила работы мастерской боярыни Екатерины Федоровны Милославской 1658/59 г. (ПЗИХМЗ. Инв. 1203; см.: Братко Ю. П. Лицевое шитье и антиминсы в собр. Переславского музея-заповедника. М., 2015. С. 72-73). Книжное собрание П.-З. Д. м. сохранилось лишь частично и в разных хранилищах. В собрании Переславль-Залесского музея-заповедника имеется рукописное Евангелие кон. XV в. с записью 1520 г. о приобретении его в московском скудельничем Варсонофьевском монастыре (Сукина. 2014). В музейном собрании хранятся также 2 четьих сборника XVI и XVII вв. (Она же. 2017). Из монастырских синодиков наиболее любопытна вкладная рукопись 1672 г., украшенная орнаментами и миниатюрами (ПЗИХМЗ. Инв. 4288).