Архиерейское подворье (Переславской епархии Ярославской митрополии), находится в г. Переславле-Залесском Ярославской обл.
Основан не позднее кон. XIII в. Установить более точное время основания обители, выяснить обстоятельства ее создания не представляется возможным. Однако при 1-м упоминании в источниках П.-З. Г. м. уже имел статус архимандритии. Получить его обитель могла либо во 2-й пол. XIII в., т. е. в период существования Переяславского княжения, либо в нач.- 1-й пол. XIV в., когда его некоторые бывшие земли, включая мон-ри и села, вошли в состав Митрополичьей области. Первыми известными по источникам настоятелями мон-ря были архимандриты Филимон и Пимен, буд. митр. Киевский и всея Руси. О значимости переславских архимандритов в политической жизни Сев.-Вост. Руси свидетельствуют следующие факты. В 1348 г. архим. Филимон был одним из посредников и свидетелей при заключении важного «докончания» Владимирского, Московского и Новгородского вел. кн. Симеона Иоанновича Гордого с родными братьями удельными князьями Иоанном II Иоанновичем Красным и Андреем Иоанновичем после произошедшего между ними конфликта (ДДГ. № 2. С. 13). В 1353 г. в Москве настоятель П.-З. Г. м. «сидел» у духовной грамоты умиравшего правителя Москвы (Там же. № 3. С. 14), а ок. 1360 г. стал епископом Коломенским (Строев. Стб. 696, 1029).
В 1353-1354 гг. и позднее П.-З. Г. м., вероятно, посещал митрополичий местоблюститель Афанасий. В 1354 г. в Преображенском соборе Переяславля (ныне Переславль-Залесский) он поставил во игумена Троицкого на Маковце монастыря прп. Сергия Радонежского. Его пребывание в городе должно было сопровождаться посещением местных обителей, главную роль среди к-рых играл П.-З. Г. м.
В кон. 1382-1383 г. митр. Пимен провел много времени в Переяславле, поставляя здесь кандидатов на архиерейство, а также имея наибольшую поддержку своей деятельности. Несомненно, в эти годы он вновь посещал П.-З. Г. м. Горицкий мон-рь входил в число обителей, к-рые неоднократно упоминаются в летописях в связи с разорением захватчиками г. Переяславля и соседних с ним земель в 1372, 1382, 1408, 1608, 1611 и 1618 гг. По этим причинам, а также из-за большого пожара 1722 г. П.-З. Г. м. утратил многие из древних документов. Так, в столбцах Поместного приказа за период 1420-1578 гг. архивистами найдены копии и списки XVII в. всего 15 монастырских актов. В связи с этим большую ценность для реконструкции истории землевладения обители приобретают ее поздние описи архива - за 1686 и 1701 гг., а также описание монастырских вотчин, выполненное в 1701-1702 и 1764 гг. (Антонов. 2003. С. 3).
Уже в период настоятельства архим. Пимена заметна широкая поддержка его деятельности со стороны представителей влиятельных родов старомосковского боярства, что имело решающее значение, когда в 1380 г., после смерти Михаила (Митяя), именно митр. Пимен стал новым кандидатом на Киевскую и всея Руси кафедру, а в кон. 1382 г. был приглашен из Твери в Москву после кратковременной опалы и ссылки.
В кон. XV - нач. XVI в., как свидетельствует Житие прп. Даниила Переяславского, от настоятеля П.-З. Г. м. по-прежнему зависело устройство монашеской жизни и в других переславль-залесских мон-рях.
От многих переяславских мон-рей П.-З. Г. м. отличался большим числом вкладов и привилегированных вкладчиков, начиная по крайней мере с сер. XIV в. Наряду с представителями правившей в Москве династии особое внимание обители уделяли потомки легендарного боярина Гаврилы Олексича (Алексич; из рода Ратшичи) и выехавшего на службу в Москву смоленского кн. Александра Всеволодовича (Всеволожи и Заболоцкие). Основная часть небольших вкладов образовывалась за счет присылки в обитель денег на помин души от представителей боярской думы и государева двора. Так, напр., в 1534/35 г. кн. Михаил Васильевич Горбатый-Суздальский завещал «к Пречистои на Горицу три рубли» (Акты Суздальского Спасо-Евфимьева монастыря 1506-1608 гг. / Сост.: С. Н. Кистерева, Л. А. Тимошина. М., 1998. № 35. С. 92). Др. часть составляли вклады в П.-З. Г. м. от представителей купечества и жителей посада Переяславля, а также его уезда.
Полученные средства шли не только на жизнеобеспечение монахов, поддержание в должном порядке строений П.-З. Г. м., но и на содержание монастырских работников, нищих и столичных приказных, к-рые в Приказе Большого Дворца ведали делами обители, а также гостиниц для паломников.
В XIV-XVI вв. складывался основной комплекс владений П.-З. Г. м., к-рый включал в свой состав вотчины, расположенные во Владимирском, Дмитровском, Костромском, Ростовском, Переславль-Залесском и Юрьев-Польском уездах. В 20-х гг. XVI в. в мон-ре велось каменное строительство на средства вел. кн. Василия III Иоанновича (Воронин. 1948. С. 47).
Обитель посещали и делали в ее пользу вклады Московский вел. кн. Василий III Иоаннович, его сын царь Иоанн IV Васильевич Грозный и Феодор Иоаннович. Покровительство монастырю оказывал и царь Борис Феодорович Годунов.
В XVII в. П.-З. Г. м., имевшему в то время статус лавры, уделяли внимание первые Романовы. В кон. 90-х гг. XVII в. в связи с поездками на Плещеево оз. обитель посещал царь Петр I Алексеевич. В то время П.-З. Г. м. являлся крупным вотчинником, на землях к-рого трудилось ок. 5 тыс. крестьян. Обитель располагала осадными дворами в Переславле-Залесском и Москве. В сер. XVII в. на территории мон-ря был выкопан пожарный пруд, к к-рому шли трубы из водоема, находившегося за монастырскими стенами. Берега пруда были укреплены бревнами. В посл. десятилетия XVII в. на территории мон-ря велось большое строительство на средства монастырских вкладчиков, среди к-рых, судя по монастырским синодикам, встречались представители знати, богатейшего купечества. Вкладчиком был и царский изограф Симон Ушаков, писавший иконы для монастырского собора (Сукина Л. Б. К биографии Симона Ушакова // ПКНО, 1993. М., 1994. С. 152-154).
В 1720-1727 гг. настоятелем П.-З. Г. м. был архим. Лев (Юрлов), бывш. комнатный стольник царицы Марфы Матвеевны Апраксиной, вдовы государя Феодора Алексеевича, сохранивший, несмотря на постриг, связи при дворе. В 1720 г. в числе др. настоятелей он подписал «Духовный регламент». В 1724 г. архим. Лев попал под суд за растрату в астраханском во имя Святой Троицы монастыре, в к-ром прежде был строителем; он сумел оправдаться и продолжил игуменствовать в П.-З. Г. м. До конца своего пребывания в мон-ре он энергично боролся с руководством Монастырского приказа за право распоряжения крупными земельными вотчинами и хлебными запасами. В 1725 г. архим. Лев участвовал в погребении имп. Петра I. В 1727 г. был назначен на епископскую Воронежскую кафедру.
Указом Синода от 8 нояб. 1744 г. П.-З. Г. м. стал кафедральной обителью Переславской и Дмитровской епархии. Большая часть братии была переведена в другие обители, а монастырские здания приспособлены под архиерейскую резиденцию. В сер. XVIII в., при архиеп. Амвросии (Зертис-Каменском), монастырский комплекс был существенно перестроен, причем уничтожено неск. старинных зданий, в т. ч. упоминаемая в документах 3-главая ц. св. Иоанна Предтечи. Строительными работами руководили молодые архитекторы И. И. Жуков, К. И. Бланк, И. Я. Яковлев, И. Ф. Метлин из «команды» московского зодчего Д. В. Ухтомского, в мастерской которого, вероятно, и был создан новый облик монастырского ансамбля. После упразднения Переславской епархии, в 1788 г., монастырские храмы стали приходскими, богатая ризница отправлена в Москву, остальное имущество обители передано в Московскую, С.-Петербургскую и Владимирскую епархии.
В «Описании монастырей...» 1817 г. упомянут «Горицкий Успенский, уничтоженный, близ города Переславля-Залесского». Нек-рое время на территории П.-З. Г. м. находились суд и другие казенные учреждения, а также богадельня. В кон. XIX в. здания мон-ря были выставлены на продажу. Их выкупило местное купечество и передало Переславскому ДУ, занимавшему территорию обители в 1881-1918 гг. Долгое время смотрителем уч-ща был видный церковный историк прот. А. И. Свирелин. В 1887 г. большой урон строениям П.-З. Г. м. нанес ураган. В 1904 г. монастырь пребывал в запустении: «...громадное пространство, обнесенное стенами, представляет пустырь, поросший травою, с грудами мусора и заросшим прудом; в одной стороне стоят две церкви и несколько незначительных новых построек, затерявшихся среди громадного пустыря; ограда, ворота и башни ветхи и полуразрушены» (Потапов. 1904).
В мае 1919 г. с целью спасти церковные древности от разорения и конфискации по инициативе начальника милиции М. И. Смирнова, имевшего профессиональное историческое образование и опыт исследовательской работы, в стенах мон-ря был организован краеведческий музей, который Смирнов вскоре возглавил. По его инициативе в обители было начато научное описание древностей, создание коллекций икон XV-XX вв., лицевого и орнаментального шитья XVI-XVIII вв., деревянной скульптуры XVI-XIX вв., портретной живописи XVIII-XIX вв. и др. В музей поступила и значительная часть коллекции рус. искусства купца-мецената И. П. Свешникова. Работа музея, в т. ч. его издательская деятельность, была поддержана местными учеными и краеведами, имевшими широкие связи с московской научной общественностью. Музей смог преобразить и территорию мон-ря, к-рая со времен епархии больше напоминала пустырь: он посадил большой сад из плодовых деревьев и декоративных кустарников. Тем не менее с нач. 20-х гг. XX в. деятельность музея подвергалась нападкам со стороны воинствующих антирелигиозников (М. Смирнов был сыном священника, племянником еп. Митрофана (Загорского; † 1919), родным братом проф. МДА С. И. Смирнова). В нач. 30-х гг. Смирнов и нек-рые его сотрудники были арестованы и репрессированы. Однако музей сохранился, продолжил собирательскую и экспозиционную деятельность, а его новое руководство даже пыталось вновь пригласить на работу Смирнова, к-рый ответил отказом. В 50-80-х гг. в П.-З. Г. м. были проведены комплексные реставрационные работы. На территорию музея перевезены деревянные часовни (XIX в.) из деревень Старово и Фонинское Переславского р-на. К 2019 г. некоторые здания обители переданы РПЦ. Возрождается традиция крестного хода на лодках и плотах в 6-е воскресенье по Пасхе. Он совершался в Переславле-Залесском до 1919 г. и двигался от стен П.-З. Г. м. и из устья р. Трубеж к центру Плещеева оз.
Первоначальные деревянные строения не сохранились. Вероятно, первой каменной постройкой в П.-З. Г. м. стал собор в честь Успения Пресв. Богородицы (1528), первоначальный облик к-рого утрачен.
Во 2-й пол. XVII в. в мон-ре было начато строительство каменных башен и стен с бойницами, которые в большей степени имели декоративно-художественное, чем практическое значение. Тогда же успели возвести одну из 3 башен, 8-гранную юго-восточную. В XVIII в. стены постепенно достроили. В кон. XVII в. был построен комплекс святых и проездных ворот с «палаткой» привратника. Выполненный в стиле рус. узорочья с использованием более десятка видов фигурного кирпича, он является примечательным памятником зодчества своего времени. В этот же период на средства обители была возведена 4-главая кирпичная Всехсвятская ц. с трапезными палатами на подклете. В монастырском синодике упоминается имя строившего ее подмастера Филиппа. Основной объем церкви - высокий бесстолпный 3-апсидный четверик. Над карнизом церковь была украшена резными белокаменными раковинами. После ремонта 1883 г. она являлась домовым храмом ДУ до 1918 г.
Возможно, на рубеже XVII-XVIII вв. при св. воротах была построена ц. свт. Николая Чудотворца (имеет 2-ярусную главку и кокошники). По бокам к церкви примыкают галереи, идущие по нижней границе яруса ворот.
В 1744 г. в связи с созданием Переславской епархии на территории П.-З. Г. м. была задумана перепланировка. Перестроен в стиле барокко и превратился в 5-главую бесстолпную церковь, получившую оригинальные башнеобразные приделы, Успенский собор. Для декорирования его интерьера были приглашены живописцы и лепщики из патриаршего Новоиерусалимского в честь Воскресения Христова мужского монастыря. В кон. 50-х гг. XVIII в. для Успенского собора под рук. известного московского резчика Я. Жукова был выполнен барочный иконостас. Собор и Всехсвятскую ц. соединило здание т. н. Гефсимании, предназначенное для особого культа Гроба Пресв. Богородицы. Т. н. Гефсимания представляла собой 2-этажную галерею, пышно декорированную внутри. Это здание не успели достроить до упразднения епархии. Больше века оно пустовало, пока не было разобрано на кирпич.
В 1768-1777 гг. на средства имп. Екатерины II Алексеевны (после ее посещения обители в 1763) была построена в стиле барокко 4-ярусная колокольня с ц. Богоявления в нижнем ярусе. В XIX в. она использовалась как зимний храм. После упразднения Переславской епархии (1788) колокола с Богоявленской ц. были сняты и перевезены в С.-Петербург на колокольню Петропавловской крепости.
После переезда в П.-З. Г. м. ДУ, в кон. XIX в., из кирпича Гефсимании был построен 2-этажный корпус общежития для учащихся и преподавателей, в к-ром к 2019 г. находится экспозиция художественного отдела Переславского музея. Тогда же появилась и небольшая башенка-звонница в сев.-зап. прясле монастырской стены.
Книжное собрание мон-ря разрознено и рассредоточено по разным хранилищам. Среди немногих книг, хранящихся в Переславль-Залесском музее, наибольший интерес представляет вкладной синодик 1695 г., украшенный орнаментами и 10 миниатюрами (ПЗИХМЗ. № 4284). После упразднения епархии многие чтимые иконы были вывезены из мон-ря. В собрании Переславль-Залесского музея сохранилась большая икона «Успение Богородицы» кон. XVI в. (ПЗИХМЗ. № 1710), к-рая, вероятно, находилась в иконостасе древнего монастырского собора.