[Греч. Οἱ μάρτυρες οἱ ἐν Πέργῃ ἢ οἱ ἐν Σίδῃ τῆς Παμφιλίας] († нач. IV в.), (пам. 1 авг.; пам. греч. 1 авг.). Мученичество святых не сохранилось. Сведения о них содержатся в визант. Синаксарях, при этом имена мучеников и место их кончины указаны по-разному. Так, в Синаксаре К-польской ц. (архетип кон. X в.) сказание о П. м. помещено под 1 авг., где говорится, что Леонтий Атт, Александр, Киндей, Мнисифей, Кириак, Минней, Катун и Евклей жили во время правления имп. Диоклетиана (284-305) и наместника пров. Памфилия Флавия Зоила. От своих предков они восприняли христ. веру. Минней был плотником, остальные - земледельцами. Все они имели общее желание - претерпеть мученичество ради свидетельства о Христе. Оставив свои житейские занятия, как-то ночью 9 христиан вошли в святилище Афродиты и сокрушили находящихся там идолов. За это они были схвачены, допрошены и подвергнуты бичеванию, их тела опаляли горящими факелами, строгали до костей железными когтями, глаза выкололи клинками. Затем мучеников бросили в темницу, лишив их, по приказу правителя, пищи, питья и к.-л. помощи. Спустя некоторое время 9 христиан были отданы на съедение диким зверям, но укротили их и остались невредимыми. Присутствующие на этом зрелище были поражены чудом и единогласно возвеличили Бога христиан. Тотчас после этого раздался гром, засверкали молнии и хлынул дождь с градом. Затем с небес послышался глас, призывающий мучеников в Царство Небесное. По приказу правителя им отрубили головы в г. Сида в Памфилии. В Минологии имп. Василия II (1-я четв. XI в.) сказание о мучениках содержится под тем же числом, но в более лаконичной форме: по имени названы только Леонтий и Александр, к-рые, как и пострадавшие с ними, происходили из разных областей пров. Памфилия; наместник Флавий Зоил не упоминается, также ничего не сказано о многочисленных уверовавших и о чуде с небес; мученики были казнены после многодневного пребывания в темнице; место кончины не уточняется. В «Синаксаристе» прп. Никодима Святогорца кончина мучеников датирована 300 г., местом казни указана Пергия в Памфилии.
Сказание о П. м., составленное на основе заметки из Синаксаря К-польской ц., содержится под 1 авг. в слав. стишном Прологе, переведенном в Болгарии в XIV в. (Петков, Спасова. Стиш. Пролог. Т. 12. С. 7-8). В ВМЧ митр. Макария под этим же числом вошли 2 заметки о П. м., в одной говорится, что они пострадали в Писидии Памфилийской, в другой - в Сиде Памфилийской (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 395, 398 [2-я паг.]). Свт. Димитрий, митр. Ростовский, внес под 1 авг. в «Книгу житий святых» краткую заметку о П. м., указав, что они претерпели мученическую кончину в Пергии при наместнике Флавиане ([Димитрий (Туптало), свт. Ростовский]. Книга житий святых. К., 1764. Кн. 4. Л. 444 об.).
В зап. «исторических» мартирологах память П. м. не обозначена. Впервые она была внесена в Римский Мартиролог под 1 авг. кард. Ц. Баронием в 80-х гг. XVI в. В краткой заметке, составленной на основе визант. Синаксарей, говорится, что святые пострадали в Пергии, по имени названы Леонтий, Атт и Александр; имя наместника передано как Флавиан. В совр. редакцию Римского Мартиролога память П. м. не внесена.