Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

«ПЕНЗЕНСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ»
55, С. 341-344 опубликовано: 19 февраля 2024г.


«ПЕНЗЕНСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ»

Офиц. издание Пензенской епархии, разрешенное указом Синода № 1849 от 5 нояб. 1865 г. по ходатайству еп. Антония (Смолина). Инициатором и составителем программы журнала был инспектор Пензенской ДС прот. И. П. Бурлуцкий. «П. е. в.» выходили в Пензе с янв. 1866 по июнь 1917 г. 2 раза в месяц, в июле-дек. 1917 г.- 3 раза в месяц (в 1917 г. издано 30 номеров). Пагинация офиц. и неофиц. частей всегда была раздельной, в 1866-1874 и 1891-1917 гг. журнал выходил с общей годовой пагинацией, в 1875-1890 гг.- с раздельной пагинацией по номерам.

Во 2-й пол. 60-х - нач. 70-х гг. XIX в. редакторами офиц. части были секретарь консистории В. З. Утехин (1866. № 1 - 1868. № 21), секретарь С. И. Пантеровский (1868. № 23 - 1872. № 21), неофиц. часть редактировали прот. И. П. Бурлуцкий (1866. № 1 - 1868. № 16; 1869. № 23 - 1872. № 24; отдельные номера совместно с В. Бережковским), прот. В. Н. Бережковский (1868. № 17 - 1869. № 18; с 1868. № 24 по 1869. № 1 совместно с А. Смирновым), прот. А. П. Смирнов (1869. № 19-22). В 1873-1886 гг. у офиц. и неофиц. частей был общий редактор - ректор ДС архим. Симеон (Линьков; впосл. епископ Минский и Туровский) (1873. № 1 - 1875. № 7), преподаватель Пензенской ДС А. Е. Попов (1875. № 8 - 1886. № 13 (?); с 1875. № 12 совместно с преподавателем ДС Н. К. Смирновым). С июля 1886 г. редактирование офиц. части перешло к секретарю консистории Н. В. Соловьёву (1886. № 14 (?) - 1890. № 19), затем ее редакторами были секретари консистории Н. И. Шелутинский (1890. № 23(?) - 1900. № 4), Н. К. Беренский (1900. № 9(?) - 1902. № 3; 1906. № 12 - 1912. № 14), Н. В. Чистяков (1902. № 8 - 1903. № 17), П. И. Зорин (1903. № 21 - 1906. № 8), И. В. Косаткин (1912. № 16 - 1913. № 17), И. И. Мальгинов (1913. № 23(?) - 1917. № 9/10). Редакторами офиц. части в отдельных номерах были столоначальники консистории И. И. Смирнов (1902. № 5-7; 1906. № 9-11 за редактора) и Н. И. Троицкий (1903. № 19-20; 1907. № 17-19 за редактора). Редактором неофиц. части «П. е. в.» вплоть до июня 1917 г. оставался Попов (совместно с Н. К. Смирновым до № 4 за 1907), посвятивший работе в журнале 42 года. В июле-дек. 1917 г. «П. е. в.» издавал редакционный комитет в составе ректора ДС прот. М. С. Архангельского (председатель), Мальгинова (в июне; возможно также в июле 1917), прот. А. М. Пульхритудова, В. А. Масловского, преподавателя ДС А. Л. Хвощёва, А. А. Беляева (впосл. сщмч. Августин, еп. Калужский и Боровский) и Е. И. Степанова (с сент. 1917).

В офиц. части, согласно утвержденной Синодом программе, помещались Высочайшие манифесты и повеления по духовному ведомству, указы и распоряжения Синода, как общие, так и относящиеся к Пензенской епархии, распоряжения епархиального и училищного начальства, известия о наградах лиц епархиального и местного духовно-училищного ведомств, о вакантных местах и перемещениях, вызовы, приглашения и объявления по распоряжениям епархиального и училищного начальства, местная церковная хроника и статистика, ранее опубликованные действующие постановления по духовному ведомству (1866. № 1. С. 34). В этом разделе также помещали списки лиц, назначенных проповедовать в кафедральном соборе, разрядные списки учащихся ДС, 4 духовных уч-щ и епархиального жен. уч-ща и др.

В неофиц. части предполагалось публиковать выписки из творений св. отцов; объяснения текстов Свящ. Писания (прежде всего воскресных и праздничных чтений из Апостола и Евангелия), а также объяснение богослужений; слова, беседы и поучения; рассказы из истории Церкви; примеры благочестия и благотворительности; биографии и некрологи выдающихся лиц; исторические и археологические сведения о распространении веры в пределах епархии, о мон-рях и церквах, о чудотворных и чтимых иконах; описания чрезвычайных благодатных явлений в христианской жизни; библиографические известия и объявления. Почти в каждом номере печатались проповеди и поучения правящих архиереев и клириков епархии: протоиереев - Ф. П. Островидова, И. П. Бурлуцкого, А. И. Масловского, священников - В. И. Тифлисова, А. П. Любомудрова, А. П. Алявдина и многих других. О внимании, уделявшемся проповеди, см. статью Н. К. Смирнова «О мерах к развитию проповедничества в Пензенской епархии» (1880. № 16, 20, 21, 23, 24).

Среди немногочисленных богословских статей можно выделить публикации «Библейский догмат о происхождении и сущности греха» (1877. № 4. С. 1-13; № 6. С. 1-17), «Догмат о вечности мучений с точки зрения психологической» (1877. № 21. С. 1-11; № 22. С. 1-11), «Истина бытия Божия с точки зрения внутреннего опыта и науки» (1879. № 8. С. 1-15; № 9. С. 8-14) Е. Н. Успенского, «Что такое казуистика и схоластика в области нравоучения» преподавателя Пензенской ДС П. С. Озерецкого (1873. № 7, 8, 10, 12, 13).

Из миссионерских публикаций примечательны статьи, посвященные местной истории старообрядчества, напр. «О начале раскола в пределах Пензенской епархии» (1871. № 12. С. 353-364) и «История раскола в Пензенской епархии» (1873. № 17-21; 1875. № 3-6) прот. И. Бурлуцкого; «Секта бегунов» С. А. Пономарёва (1886. № 6. С. 1-22); «Список раскольнических толков, существующих в Пензенской епархии, с обозначением характерных особенностей каждого из них и с указанием мест нахождения в пределах епархии» прот. С. В. Магнусова (1913. № 22. С. 912-916); статьи о сектах, написанные на местном материале, напр. «Скопческая ересь» прот. И. Бурлуцкого (1876. № 23. С. 4-19; 1877. № 1. С. 7-24), «Пашковщина (по поводу появления пашковской пропаганды в пределах Пензенской епархии)» Пономарёва (1887. № 8. С. 1-13), а также о миссии среди иноверцев, напр. «На службе миссии: деятельность инородческого миссионера среди татар» свящ. Василия Каменского (1913. № 13-18, 20).

Мн. биографические публикации и юбилейные статьи были посвящены церковным общероссийскими деятелям, напр. «Святитель Ермоген, патриарх Московский и всея Руси» прот. А. М-ского (1913. № 10. № 320-338, № 11. С. 381-392), но наибольший интерес представляют публикации о местных деятелях. Серию биографий «Пензенские иерархи» начал прот. И. Бурлуцкий, написавший статьи о епископах Гаии (Такаове) (1866. № 17. С. 577-588; № 19. С. 649-654), Моисее (Близнецове-Платонове) (1867. № 11. С. 336-355) и Афанасии (Корчанове) (1867. № 13. С. 404-409). В последующие годы были опубликованы материалы для биографии архиеп. Иринея (Нестеровича) (1869. № 19-23; 1870. № 2), еп. Амвросия (Орнатского) (1890. № 13. С. 1-15; № 14. С. 1-14; № 15. С. 1-15; № 16. С. 1-15), еп. Григория (Медиоланского) (1881. № 16. С. 23-28), архиеп. Варлаама (Успенского) (1881. № 7. С. 17-19; № 12. С. 25-31; № 20. С. 11-20), которому посвящено и обстоятельное исследование «Варлаам, архиепископ Пензенский» С. А. Артоболевского (1908. № 1-3, 7/8, 9, 12-14, 17-22, 24; 1909. № 1; 1910. № 1-4, 8, 10-13, 17, 18; 1911. № 3-6, 9, 11, 18, 19, 22).

В «П. е. в.» неоднократно появлялись публикации, посвященные памяти еп. Пензенского и Саратовского Иннокентия (Смирнова), подробно освещались торжества по случаю 100-летия со дня его рождения, подготовка к юбилею: «Освящение храма при склепе преосвящ[енного] Иннокентия, еп[ископа] Пензенского» (1883. № 2. С. 22-23), «Столетний юбилей со дня рождения почивающего в Пензенском кафедральном соборе преосвященнейшего Иннокентия, епископа Пензенского и Саратовского» (1884. № 10. С. 40-41), «Преосвященный Иннокентий, епископ Пензенский и Саратовский, как проповедник» (1885. № 20. С. 1-12; № 23. С. 1-13; № 24. С. 1-13). Особую группу публикаций составляют материалы о чудесной помощи по молитвам к свт. Иннокентию: «Благоговейное воспоминание о преосвященном Иннокентии, епископе Пензенском и Саратовском» Г. С. Рыбакова (1875. № 18. С. 12-15), «Чудесное спасение» еп. Владимира (Благоразумова) (1883. № 2. С. 18-22), «Памяти святителя Иннокентия» свящ. С. Архангельского (1885. № 5. С. 26-27), «Исцеление по молитвам святителя Иннокентия» (1913. № 1. С. 33), «О чудесных знамениях и исцелениях по молитвам святителя Иннокентия» (1915. № 21. С. 903-916). В 1911 г. еп. Митрофан (Симашкевич) отправил эти статьи в Синод, их сведения были учтены при канонизации свт. Иннокентия в 2000 г.

Среди статей этнографического характера примечательны «Краткий обзор благочестивых обычаев и установлений, существующих в Пензенской епархии» (1879. № 24. С. 14-22; 1880. № 2. С. 1-12); «Взгляд на историческое развитие славяно-русского язычества» (1875. № 23. С. 1-9; № 24. С. 15-27), «Исторический очерк видоизменения основных начал славяно-русского язычества под влиянием перемены местных и бытовых условий» (1876. № 4. С. 1-24) и «Взгляд на происхождение суеверий и предрассудков» (1878. № 13-15, 17-19, 23, 24) Озерецкого; «Очерки религиозно-нравственной жизни простого народа» (1892. № 9. С. 348-355; № 10. С. 388-392; № 13. С. 509-519) и «Вера в колдунов при свете современной науки» (1897. № 12. С. 416-423) свящ. Н. М. Соколова; «Город Саранск в религиозно-нравственном отношении 80 лет назад и в настоящее время» (1881. № 6. С. 5-14; № 7. С. 7-13) прот. А. Масловского; «Религиозное состояние русского православного народонаселения в пределах Пензенской епархии» (1876. № 14. С. 1-11; № 15. С. 1-9; № 16. С. 1-10; № 17. С. 1-13) и «Нравственное состояние русского народонаселения в пределах Пензенской епархии» (1876. № 20. С. 1-7; № 21. С. 1-9; № 22. С. 1-6) Н. К. Смирнова; «Народное верование в русалок» (1892. № 19. С. 767-782; № 22. С. 941-954) и «Пятница в народном почитании» (1893. № 21. С. 836-853; № 22. С. 885-896; № 23. С. 903-916) преподавателя ДС А. И. Троицкого. Публиковались также этнографические материалы, напр. «Обряды мордвов при погребении и поминовении умерших и вероучение их о загробной жизни» свящ. М. П. Иллюстрова (1866. № 3. С. 76-82), «Мордовское население Пензенской губернии» Н. К. Смирнова (1874. № 1, 2, 3, 5, 6, 9, 22, 24; 1875. № 1, 2, 4-7, 10).

Особый интерес представляют статьи по церковной истории края «О начале и распространении христианства в пределах Пензенской епархии» прот. Ф. П. Островидова (1866. № 1. С. 19-28; № 2. С. 49-59; № 3. С. 64-75), «О пензенских священно-церковнослужителях во время пугачевского бунта» прот. И. Бурлуцкого (1873. № 23. С. 813-827); многочисленные статьи о монастырях, напр. «Историко-статистическое описание Нижнеломовского Казанского Богородицкого второклассного мужского монастыря» архим. Евпсихия (Горенко) (1869. № 12. С. 368-383; № 13. С. 392-412; № 14. С. 425-439), «Троицкий Сканов мужской заштатный общежительный монастырь» (1869. № 2. С. 42-55; № 4. С. 111-129; см. также «Троицкий Сканов мужской монастырь» А. У. (1877. № 11. С. 20-32; № 12. С. 10-20; № 13. С. 11-24)), «Керенский Тихвинский женский монастырь» свящ. П. М. Семилиорова (1870. № 19. С. 617-624; № 20. С. 638-646; № 24. С. 769-776; 1871. № 1. С. 16-21), «Саранский Петропавловский монастырь (историко-статистическое описание)» прот. А. И. Масловского (1882. № 13. С. 8-15; № 14. С. 11-18), «Краснослободский Спасо-Преображенский мужской монастырь (исторический очерк)» свящ. И. Беляева (1883. № 3. С. 12-22; № 4. С. 6-19; № 5. С. 8-17), «Пензенский Спасо-Преображенский мужской третьеклассный монастырь» (сообщил свящ. Н. Ф. Быстров) (1886. № 17. С. 1-8; № 18. С. 14-21); обозрения соборов и городских церквей, напр. «О приходских церквах г. Пензы» А. У. (1877. № 19, 20; 1878. № 7, 9, 11, 12), «Керенский Успенский собор» прот. Н. А. Любимова (1891. № 13. С. 432-440; № 14. С. 451-458; № 15. С. 485-499). По особым программам (см. 1882. № 15. С. 4-16; № 16. С. 8-23; 1902. № 4. С. 148-160) осуществлялось историко-статистическое описание церквей и приходов, к-рое активизировалось после создания при ДС церковного Историко-археологического и статистического комитета с церковным древлехранилищем (1902. № 1. С. 28-34; № 4. С. 137-148; № 5. С. 208-217; 1912. № 1. С. 21-23); всего на страницах «П. е. в.» опубликовано неск. десятков таких описаний, содержащих не только сведения о храмах и их клириках, но и об истории населенных пунктов прихода и о разных сторонах жизни прихожан.

После 1905 г. в «П. е. в.» было опубликовано немало статей на церковно-общественные темы, напр. «Соображения по основным вопросам церковного управления и церковной жизни для будущего церковного собора» свящ. Н. Соколова (1906. № 4. С. 151-161), «Освободительное движение и современный пастырь» (1906. № 7. С. 331-347; № 8. С. 391-402) и «Причины разложения духовной школы» (1906. № 11-14, 16, 17, 19) свящ. Н. Ф. Быстрова; «Вероисповедная система в Государственной Думе и ее последствия» прот. С. Магнусова (1909. № 24. С. 1101-1109).

В качестве приложений к «П. е. в.» издавались книги и брошюры: «Саранский вопрос» И. Голубева (1874), «Краснослободский Успенский женский монастырь (историко-статистический очерк)» свящ. И. Беляева (1878), «Слова, беседы и поучения пастырей Пензенской епархии» в 11 томах (1881-1892), «Историческое описание Саранского Спасского собора» прот. А. Масловского (1887), «Внебогослужебные собеседования пастырей Пензенской епархии» свящ. Н. Соколова (1892-1897), «Церкви, причты и приходы Пензенской епархии» А. Е. Попова (1895-1896), «Внебогослужебные собеседования с простым народом о православной вере» свящ. Н. Быстрова (1899), «Личный состав служащих в духовно-учебных заведениях Пензенской епархии» (1899-1907), «Историческая записка о Пензенской ДС за истекший 100-летний период ее существования» А. И. Троицкого (1901), «100-летний юбилей Пензенской ДС 1800-1900 гг.» Троицкого (1901), «Записка об оживлении и обновлении церковноприходской жизни Пензенской епархии» прот. В. И. Лентовского (1916), проповеди, воззвания, протоколы и журналы съездов духовенства, уставы братств и др.

Издание «П. е. в.» было возобновлено в дек. 1990 г. (до июня 1998 газета, в 1991-1996 выходила 2 раза в месяц, в 1997-1998 - ежемесячно; с июня 1998 по март 2003 - ежеквартально, в 2004-2009 не изд.), с янв. 2010 г. издается ежемесячно.

Лит.: 25-летие (1866-1890) «Пензенских ЕВ» // Пензенские ЕВ. Ч. неофиц. 1891. № 1-4; Сацердотов М. И., Смирнов Н. К. Указатель статей местного характера, помещенных в «Пензенских ЕВ» за все время издания их [1866-1887] // Памятная книжка Пензенской губ. на 1889 г. Пенза, 1888. С. 331-336; То же, за 1888-1892 гг. // Сб. Пензенского губ. стат. комитета. Пенза, 1893. Вып. 1. С. 1-4; Пензенские ЕВ: Первое 25-летие: 1866-1890. Вып. 1: Сист. указ. Саранск, 1900; Систематический указ. к Пензенским ЕВ за 1866-1900 гг. Пенза, 1902 (также прил. к Пензенским ЕВ. 1902. № 3-9, 11-12, 14-21; 1903. № 13-15, 17, 19, 21-22; 1904. № 4-7/8, 11, 14-15, 17-21, 23; 1905. № 24; 1906. № 1); Масловский В. Редакторская деятельность А. Е. Попова // Пензенские ЕВ. 1917. № 13. Ч. неофиц. С. 360-369; Андреев. Христ. периодика. № 493; Розов А. Н. Фольклорно-этногр. мат-лы на страницах ж. «Пензенские ЕВ» (1866-1917) // Рус. фольклор: Мат-лы и исслед. СПб., 2008. Т. 33. С. 381-424; Некрылова Е. В. О прошлом и настоящем вестника Пензенской епархии // Пензенские ЕВ. 2016. № 4. С. 26-30.
Прот. Александр Троицкий
Ключевые слова:
Журналы церковные Периодические издания Епархиальные ведомости, местные официальные церковные периодические издания (журналы), выходившие в 63 епархиях Российской Православной Церкви в 1860-1922 гг. «Пензенские епархиальные ведомости», официальное издание Пензенской епархии
См.также:
«ГРОДНЕНСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ» журнал, учрежденный указом Святейшего Синода от 2 дек. 1900 г.
«ЗАБАЙКАЛЬСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ» офиц. издание Забайкальской и Нерчинской епархии, выходившее в Чите с янв. 1900 по нояб. 1919 г.
«МОГИЛЁВСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ» офиц. издание Могилёвской епархии, начавшее выходить в июле 1883 г.
«НИЖЕГОРОДСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ» офиц. изд. Нижегородской епархии, выходившее c 1 янв. 1864 г.
«ОМСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ» офиц. издание Омской епархии, разрешенное 30 нояб. 1897 г. указом Синода
АРХАНГЕЛЬСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ (1888-1920)
АСТРАХАНСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ Астрахань, 1875-1918 гг.
«БЛАГОВЕЩЕНСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ» выходили в 1899-1918 гг.