Ивановна Серебренникова (Серебрян(н)икова; 30.04. 1807, г. Арзамас Нижегородской губ.- 30.01.1884, Серафимов Дивеевский мон-рь), блж. Дивеевская (пам. 30 янв. и в Соборе Дивеевских святых). Род. в семье потомственного купца г. Арзамаса Ивана Ивановича Сурина и его супруги Прасковьи Ивановны, в тот же день крещена в ц. в честь Владимирской иконы Божией Матери г. Арзамаса с именем Пелагия в честь мц. Пелагии Тарсийской (ГКУ ЦАНО. Ф. 570. Оп. 4. Д. 1695. Л. 106 об.). Отец П., добрый и благочестивый человек, владел кожевенным заводом. В семье Суриных было не менее 8 детей, до совершеннолетия дожили 3: П., Иван (род. в 1810) и Андрей (род. после 1817). Отец П. рано умер, в апр. 1819 г. Прасковья Ивановна вышла замуж за купца Алексея Никитича Королёва-Иконникова, вдовца с 6 детьми (Там же. Д. 1720. Л. 199). Дети Прасковьи Ивановны остались в отеческом доме под присмотром прислуги и редко видели мать.
П. была на редкость умным ребенком, но однажды начала вести себя как глупая, несмотря на уговоры и побои. Она выросла высокой и красивой девушкой, у нее было большое приданое, но она стремилась избежать замужества. Когда П. шел 19-й год, к ней посватался Сергей Васильевич Серебренников, бедный мещанин, служивший приказчиком у купца Н. И. Попова. Жених П. был грубым человеком, он считал, что сможет силой избавить ее от чудачеств. Их венчание состоялось 23 мая 1826 г. в ц. во имя ап. Иоанна Богослова.
Несмотря на все усилия мужа, П. вела себя по-прежнему. Надеясь исцелить ее, муж и мать привезли П. в Саровскую пуст. к прп. Серафиму Саровскому, к-рый неск. часов беседовал с ней в келье, благословил ее поступить в Дивеевскую обитель и со словами: «Побереги моих сирот» вручил ей четки для молитвы. После этого странности П. заметно усилились. Она сдружилась с юродивой арзамасской купчихой Прасковьей Ивановной, к-рая научила ее Иисусовой молитве, и молилась по ночам в холодной пристройке к дому, с радостью принимая смех и поношение окружающих.
27 июня 1827 г. у П. родился сын Василий, а 13 июля 1828 г.- сын Иван, но она не радовалась детям, а молилась, чтобы Бог их забрал. Сыновья умерли в младенчестве, после чего муж П. окончательно потерял терпение и начал ее бить. 4 мая 1830 г. у Серебренниковых родилась дочь Пелагия, к-рую П. отнесла матери со словами: «Ты отдавала, ты и нянчись теперь» (девочка скончалась 17 авг.; см.: ГКУ ЦАНО. Ф. 570. Оп. 4. Д. 1720. Л. 317 об., 324). П. постоянно уходила из дома, бегала по улицам босая в одном сарафане, прося подаяние, к-рое раздавала нищим, или ставила свечи в церквах; муж находил ее, бил и запирал. Однажды он с согласия матери П. отвел П. к городничему, где ее жестоко высекли, но она терпела порку, не проронив ни звука. Затем муж повез ее в Троице-Сергиеву лавру, где П. начала вести себя тихо и разумно. Обрадовавшись, он поехал по делам, а П. отправил в Арзамас с деньгами, к-рые она после приезда раздала нищим, а затем стала юродствовать еще сильнее. После этого муж П. посадил ее на железную цепь, с к-рой она иногда срывалась и бегала по городу, пугая жителей.
Ок. 1832 г. Серебренников вернул П. в дом отчима, где ее все ненавидели и продолжали держать на цепи; отчим часто ее бил, а сводная сестра подстроила покушение на жизнь П., но блаженная, к счастью, не пострадала. Мать отправила П. на богомолье в Киев со знакомыми арзамасцами, по дороге они посетили Воронеж и поклонились мощам прославленного 7 авг. 1832 г. свт. Митрофана, еп. Воронежского. Повстречавшийся им архиеп. Антоний (Смирницкий) беседовал с П. неск. часов и сказал на прощание: «Если Серафим начал твой путь, то он же и докончит». После этих слов мать П. решила снова обратиться к прп. Серафиму. Старец был глубоко опечален известием, что П. сажают на цепь, и приказал ее отпустить во избежание страшного наказания от Бога. Последующие 4 года ей разрешали выходить из дома. Почти каждую ночь П. молилась на кладбище при Напольной ц. во имя прп. Сергия Радонежского в Выездной слободе, а днем бегала по улицам в лохмотьях с криками. В нач. 1837 г. в Арзамас приехала дивеевская старица Ульяна Григорьевна, к-рую П. позвала в гости, и во время чаепития старица предложила забрать П. в Дивеево, с чем все охотно согласились.
Ульяна Григорьевна жила в Казанской общине, к-рой управляла Ксения Михайловна Кочеулова. Она не отказалась принять П., хотя и без официального утверждения. После смерти Кочеуловой общину возглавила ее дочь Ирина Прокофьевна Кочеулова, отличавшаяся мягким характером. Постепенно фактическое управление в общине перешло к саровскому послушнику И. Т. Толстошееву (с 1848 иером. Иоасаф), выдававшему себя за ученика прп. Серафима.
В Дивеево «безумие» П. усилилось: она почти не бывала в келье, бегала с криками по общине, кидала камни, била стекла, колотилась головой и руками о стены, вырыла на хозяйственном дворе яму, наполнила навозом и часто в ней сидела. Ее поведение вызывало недовольство мн. сестер - к таким она особенно приставала с просьбами, получая в ответ толчки и пинки. Сначала за П. присматривала Матрена Васильевна, она отличалась суровостью и жестоко била подопечную, к-рая с радостью принимала ее удары. Когда же П. поручили присмотру доброй Варвары Ивановны, блаженная сама начала ее бить и отгонять от себя. Наконец, в 1838 г. П. отдали на попечение Анны Герасимовны, служившей ей в течение 45 лет, ее блаженная любила и слушалась.
На протяжении первых 10 лет в Дивеево П. возилась с камнями: набирала их в платок и таскала с места на место до изнеможения. Также она собирала в подол старые кирпичи, бросала их в яму с водой, окатывая себя грязью, а затем залезала в яму и вытаскивала их, чтобы снова бросить. Это занятие она называла своей работой и прекратила так делать, только когда по просьбе Анны Григорьевны кирпичи увезли. Кроме того, П. собирала палки и колотила ими по земле, избивая до крови и себя. Когда из Арзамаса приезжал юродивый Федор Михайлович Соловьёв, они бегали друг за другом, били друг друга палками и поленьями, ругаясь и обзываясь.
Вскоре насельницы заметили у П. дар прозорливости. Одно время она ходила в кабак, что вызывало разговоры и насмешки, пока не выяснилось, что целовальник собирался убить жену; блаженная его остановила и с тех пор не появлялась в кабаке. Также П. предсказала сводной сестре Евдокии смерть при родах первенца и провидела смерть своего мужа от холеры в 1848 г.
П. трижды собирались выслать из обители. Когда в последний раз Ирина Прокофьевна велела отвезти ее к родным, блаженная ответила: «Да что она обо мне говорит! Сама-то она еще не начальница; ведь еще сама-то, вот как я, в уголке посидит»,- и через 2 недели начальницу сменили (Там же. С. 425). О новой начальнице, Екатерине Васильевне Ладыженской, П. сказала: «Нет, это еще не коренная. Да еще смута-то, смута-то у нас будет» (Там же. С. 426). Во время Крымской войны, в 1854-1856 гг., П. «как живая реляция возвещала о бывших сражениях, молясь сама, и других подвигая на молитву» (РГИА. Ф. 797. Оп. 31. 1861 г. Д. 11. Л. 51).
Постепенно к П. стали приходить посетители. С одними она общалась ласково, с другими грозно, нек-рых отгоняла от себя и бросала в них камнями. Родные П. также начали ездить к ней за советом и благословением. Она говорила без умолку, то иносказательно, то прямо, но ок. 1857 г. резко изменила образ жизни, сказав Анне Герасимовне: «Сейчас был у меня батюшка Серафим и велел мне молчать и находиться более в келлии, чем на дворе». С этого времени П. постоянно молчала, разговаривала только по особым случаям, большую часть времени проводила в келье или в «караулке». В 1859 г. Дивеевскую общину возглавила Елизавета Алексеевна Ушакова, к-рая относилась к П. с глубоким почтением. Про нее П. сказала: «Вот это-то уж настоящая, как есть коренная» (Серафим (Чичагов). 2005. С. 426).
29 сент. 1860 г. епископом Нижегородским и Арзамасским был назначен Нектарий (Надеждин), к-рый распорядился, чтобы Ушакова подала прошение о преобразовании общины в мон-рь. 21 янв. 1861 г. Высочайшим указом был учрежден 3-классный Дивеевский мон-рь (2 ПСЗ. 1863. Т. 36. С. 38. № 36553). В мае 1861 г. еп. Нектарий прибыл в Дивеево, объявил этот указ и назначил выборы игумении. Еще до его приезда П. волновалась и говорила: «Туча-то какая идет!.. Какой ныне гром-то будет!» - и долго сидела на грядках под сильным дождем, затем сказала: «Ну, слава Богу! Теперь ничего не будет»,- и пошла в келью. Иером. Иоасаф (Толстошеев) просил епископа поставить игуменией Гликерию Васильевну Занятову. Увидев, что большинство сестер против смены настоятельницы, еп. Нектарий зашел к П., чтобы узнать ее мнение и в случае благоприятного ответа сослаться на ее слова. Однако блаженная сказала ему: «Владыко, твори правду, а старой матери тебе не выдадут» (РГИА. Ф. 797. Оп. 31. 1861 г. Д. 11. Л. 51), затем вскочила и начала бушевать так, что все разбежались. 20 мая 1861 г., после проведенных выборов, настоятельницей стала Занятова, но епископ не был уверен в правильности решения и заехал к П. еще раз. К его приезду блаженная сидела на дороге и катала пасхальные яйца, епископ подошел к ней с просфорой, но она отвернулась от него. Когда еп. Нектарий зашел с др. стороны, блаженная встала и дала ему пощечину со словами: «Куда ты лезешь?» Епископ со смирением принял удар и не назначил ей наказания. О результатах выборов дивеевской игумении посредством архим. Антония (Медведева) и митр. Филарета (Дроздова) узнал и имп. Александр II Николаевич, по указанию к-рого было назначено следствие Святейшего Синода. В итоге избрание Занятовой было признано неправильным, и 17 нояб. 1862 г. игуменией Дивеевского мон-ря стала Е. А. Ушакова, которая приняла постриг с именем Мария.
С этого времени П. успокоилась, вместо камней и палок полюбила цветы, которые ей приносили посетители, обычно сидела в келье, у печки между 3 дверей, и часто разговаривала с портретами прп. Серафима и игумении. П. почти не спала, не стригла ногти и не ходила в баню, всячески истязала и угнетала свое тело, питалась в основном ржаным хлебом. Однажды, когда она лежала на полу кельи, ей на висок упал горячий уголь из печи, но она не пошевелилась, пока тот не погас. П. летом и зимой ходила босая, при этом никогда не болела. Блаженная также обладала даром слез (этот дар она скрывала и только в последние годы жизни плакала открыто), а также даром исцеления. Приходивших к ней с разными недугами она била рукой по больному месту или поила чаем из своих чашки и блюдца, после чего они выздоравливали.
Примерно за 3 года до смерти П. ушла в сильный буран босая, в одном сарафане, через 9 часов ее нашли еле живую. С этого момента состояние ее здоровья заметно ухудшалось, она стала надевать чулки и никуда не выходила до самой смерти. 11 янв. 1884 г. у П. началось воспаление легких, она отказалась от лекарств, 20 янв. перестала принимать пищу. 24 янв. П. причастили, а вечером пособоровали. 30 янв., в день памяти трех святителей и в день смерти ее матери, П. скончалась. Отпевание было совершено 7 февр. в связи с тем, что ожидали согласия архиеп. Макария (Миролюбова) на просьбу поместить П. в склеп под Троицким собором, но он благословил похоронить ее за главным алтарем. В 1886 г. на могиле устроен каменный памятник в виде колонны с надписями с 4 сторон. В келье П. до закрытия монастыря в 1927 г. читали неусыпаемую Псалтирь и ежедневно служили панихиду, хранили вещи блаженной: ее иконы, железные цепь и пояс, которыми ее приковывали, одежду.
После закрытия Дивеевского монастыря могила П., а также могилы блаженных Параскевы Саровской и Наталии Дмитриевны были осквернены, памятник уничтожен; на месте могил некоторое время стоял киоск. В 1990 г., когда началось возрождение Серафимова Дивеевского монастыря, места их могил были обозначены насыпями и крестами.
31 июля 2004 г. П. вместе с блаженными Параскевой и Марией Фединой была прославлена в лике местночтимых святых. 17 сент. того же года обретены мощи П., а 6 окт. на заседании Архиерейского Собора РПЦ утверждено ее общецерковное почитание. Мощи П. находятся в Казанской ц. Серафимова Дивеевского мон-ря.
В жизнеописаниях встречаются сведения о внешности и привычках П. (особенно в воспоминаниях ее духовного сына, худож. М. П. Петрова), отразившихся в ее портретной иконографии: «…это была женщина высокого роста и очень красиво сложенная, с необыкновенно живыми, блестящими и пронзительными глазами»; «любила она очень цветы, и если имела их под рукою, задумчиво их перебирала, тихо нашептывая молитву» (Ковалевский. 1889. С. 432, 425). Возможно, Петров был автором одного из изображений П.: в жизнеописании отмечено, что во время болезни он, «взглянув на портрет Пелагии Ивановны», обратился к ней с упреком (Там же. С. 433). Портрет П. висел на стене ее кельи (на него указала блж. Параскева Дивеевская после кончины П., см.: Летопись Серафимо-Дивеевского мон-ря. 2002. С. 765).
Живописный портрет П. (местонахождение неизв.) был воспроизведен в издании ее жизнеописания (Сказания о Христа ради юродивой подвижнице Серафимо-Дивеевского мон-ря П. И. Серебрениковой: (Собраны от лиц, близких к ней). Тверь, 1891. Вкл.). Блаженная изображена сидящей (судя по поднятым коленям, на полу), в светлой рубашке и темном сарафане, плечи покрыты шалью, голова - светлым, завязанным сзади платком; левая рука П. с длинными ногтями (по воспоминаниям, она их «никогда не обрезывала») поднята к лицу, в ладони - букетик полевых цветов. Облик П. с характерными чертами: немного выступающие скулы и узкий округлый подбородок, небольшие светлые глаза под скорбно приподнятыми бровями, удлиненный, с широкими крыльями нос, тонкие губы, из-под платка едва видны разделенные на прямой пробор жидкие с проседью волосы. Портрет был написан в последнее десятилетие жизни П. (лицо покрыто мелкими морщинами), по-видимому, сестрами Серафимовой Дивеевской обители, работавшими в живописной мастерской.
Спустя год после кончины подвижницы (цензурное разрешение от 11 февр. 1885) этот портрет в точности повторили на литографии, отпечатанной в монастырской мастерской (из коллекции строительных планов и фотографий Синода; РГИА. Ф. 835. Оп. 4. Д. 59. Л. 30; более четко прорисованы детали, немного изменен рисунок цветов в руке П.; подпись: «Свято-Троицкаго Серафимова-Дивѣева Монастыря юродивая Пелагея Ивановна»). Тогда же в дивеевской литографии выпустили эстамп с похожим изображением юродивой в интерьере кельи «на полу около печки, где на простом жестком… войлоке, пребывала большею частию раба Божия…» (Ковалевский. 1889. С. 440). П. сидит в той же позе (видны опущенная правая рука, вероятно с цветами, и ступня без обуви), на ней, возможно, та же одежда; деревянный пол и стены кельи, печь нарисованы сравнительно упрощенно; в подписи отмечено, что П. показана «в своей келлии».
После кончины П. в 1884 г. сестрами дивеевской мастерской был выполнен живописный портрет блаженной на смертном одре (Серафимов Дивеевский мон-рь): она возлежит под золотистым, расшитым орнаментом покрывалом, облачена в темную шаль и белый платок, рукава белой рубашки перевязаны голубыми лентами, в правой руке - букетик цветов (Там же. С. 437; Летопись Серафимо-Дивеевского мон-ря. 2002. С. 774-775 (описание одежды П.), 776). Это изображение также было воспроизведено в технике литографии в мастерской Серафимова Дивеевского монастыря годом позже (РГИА. Ф. 835. Оп. 4. Д. 59. Л. 29; покрывало заменено на погребальное).
В 1887 г. к 25-летию служения Марии (Ушаковой) в сане игумении ей была поднесена сестрами живописной мастерской большая программная картина с образом Божией Матери как Игумении Серафимовой Дивеевской обители, «с предстоящими Ей Св. Мариею Магдалиною и основателями обители материею Александрою и старцем Серафимом, купно с блаженною, в Бозе почившею, достопамятною старицею обители Пелагеею» (Летопись Серафимо-Дивеевского мон-ря. 2002. С. 797).
Живописные портреты и литографии послужили основой для иконописных образов П., созданных накануне прославления дивеевских блаженных в 2004 г. На первых иконах святую писали вместе с блаженными Параскевой и Марией: П. изображена слева (вполоборота вправо), в белом платье-тунике ниже колен и голубоватой шали-плаще, завязанной на груди узлом, руки сложены крестообразно на груди, в правой - крест (символ перенесенных мучений) и букетик цветов, в левой - четки-лестовка, ноги босые. На голове П. повязанный сзади белый платок, из-под к-рого падают на плечи вьющиеся пряди седых волос; овал лица, а также его черты восходят к внешности П. на портрете-репродукции (образ под басменным окладом, ок. 2002, мон. Ирина (Куимова), Серафимов Дивеевский мон-рь). Этот извод неоднократно воспроизводили в иконописи и монументальном искусстве, напр. на мозаике с образами 3 дивеевских блаженных в центральном нефе нижней Успенской ц. в Благовещенском соборе Серафимова Дивеевского мон-ря (2015, московская мастерская «Товарищество реставраторов. Мастерские Андрея Анисимова» под рук. В. О. Борисенко; блаженные предстоят на фоне сада с птицами и цветами). На совр. поясных и ростовых единоличных иконах П. встречаются и точные повторения данного типа изображения (золотофонные иконы возле раки святой), и более творческие работы (2009, М. Л. Харлова, частное собрание). На иконе 2016 г. худож. В. М. Семоненко (частное собрание) П. представлена с букетиком цветов в руке, в окружении цветочного поля, вдали «на воздусе» - Казанская ц. и Троицкий собор Серафимовой Дивеевской обители; надпись: «блж. пелагi дивеевска».
Образ П. встречается в росписях храмов Серафимова Дивеевского мон-ря и его скитов, напр. в настенной композиции в ц. в честь Казанской иконы Божией Матери П. изображена в рост, справа от монастырского ансамбля (с зап. стороны), держит в руках большой букет полевых цветов (2003-2004, московские мастера Я. В. Рылло и Д. В. Шабалина; П. в синем сарафане, серо-коричневой шали и светлом платке). В трапезной ц. во имя блгв. кн. Александра Невского мон-ря написано шествие прп. Серафима Саровского с дивеевскими преподобными женами и блаженными, П.- крайняя слева в светлых одеждах (2002-2003, палехская иконописная мастерская «Лик» под рук. О. Р. Шуркуса). Традиц. образ П. в медальоне имеется в стенописи ц. во имя св. Царственных страстотерпцев в Сарове (2017-2018, палехская иконописная мастерская «Новое Воскресение» и нижегородская мастерская «Византия»). На фреске в больничной ц. во имя прп. Илариона Великого в Оптиной пуст. (2007) представлена П. средних лет, волосы почти без проседи убраны под светлый плат, на светло-зеленое платье наброшена ткань, по цвету схожая с монашеской мантией, в правой опущенной руке - цветы, левая протянута к изображенной рядом блж. Параскеве Дивеевской. Подобный настенный образ П. (волосы седые, руки сложены на груди, в правой - цветок) находится в ц. в честь Собора Дивеевских святых при подворье Серафимова Дивеевского монастыря в Москве (ок. 2011).
Образ П. также вводится в многочисленные совр. композиции «Собор Дивеевских святых», находящиеся в храмах Серафимова Дивеевского мон-ря и Нижегородской епархии (икона из местного ряда иконостаса Троицкого собора обители, 2006; роспись монастырской больничной ц. в честь иконы Божией Матери «Целительница», 2009-2010, московские мастера М. Е. и И. А. Мироновы при участии мон. Хрисанфы (Долгатовой); мозаика на фасаде подворья Серафимова Дивеевского мон-ря в Москве, 2012, мозаичная мастерская «Преображение»), «Собор Нижегородских святых» (2008, иконописная мастерская «Традиция», кафедральный собор во имя блгв. кн. Александра Невского в Н. Новгороде), «Все святые, в земле Русской просиявшие» (2005, Н. В. Масюкова, ц. свт. Николая Чудотворца на Глинках в Вологде). На одной из икон нач. XXI в. (частное собрание) центральный образ прп. Серафима Саровского (написан на основе литографии Серафимова Дивеевского мон-ря, 1876) окружен клеймами с поясными образами дивеевских святых, в т. ч. П. (в рубахе с отложным воротником, без четок в руке).
Существуют совр. живописные и графические повторения портрета П. (2016, худож. М. Мироненко), иллюстрации к ее Житию (живописный образ «Явление прп. Серафима Саровского блж. Пелагии», 2018, Мироненко). Ее портрет изображен на стене кельи блж. Параскевы Дивеевской в композиции «Св. царь-страстотерпец Николай II с супругой посещают блж. Параскеву Саровскую» в росписи Казанской ц. Серафимова Дивеевского мон-ря (2003-2004, Рылло и Шабалина).