Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ПЕЛАГИЯ
55, С. 292-295 опубликовано: 14 февраля 2024г.


Содержание

ПЕЛАГИЯ

Блж. Пелагия Дивеевская. Икона. 2016 г. Худож. В. М. Семоненко (частное собрание)
Блж. Пелагия Дивеевская. Икона. 2016 г. Худож. В. М. Семоненко (частное собрание)

Блж. Пелагия Дивеевская. Икона. 2016 г. Худож. В. М. Семоненко (частное собрание)
Ивановна Серебренникова (Серебрян(н)икова; 30.04. 1807, г. Арзамас Нижегородской губ.- 30.01.1884, Серафимов Дивеевский мон-рь), блж. Дивеевская (пам. 30 янв. и в Соборе Дивеевских святых). Род. в семье потомственного купца г. Арзамаса Ивана Ивановича Сурина и его супруги Прасковьи Ивановны, в тот же день крещена в ц. в честь Владимирской иконы Божией Матери г. Арзамаса с именем Пелагия в честь мц. Пелагии Тарсийской (ГКУ ЦАНО. Ф. 570. Оп. 4. Д. 1695. Л. 106 об.). Отец П., добрый и благочестивый человек, владел кожевенным заводом. В семье Суриных было не менее 8 детей, до совершеннолетия дожили 3: П., Иван (род. в 1810) и Андрей (род. после 1817). Отец П. рано умер, в апр. 1819 г. Прасковья Ивановна вышла замуж за купца Алексея Никитича Королёва-Иконникова, вдовца с 6 детьми (Там же. Д. 1720. Л. 199). Дети Прасковьи Ивановны остались в отеческом доме под присмотром прислуги и редко видели мать.

П. была на редкость умным ребенком, но однажды начала вести себя как глупая, несмотря на уговоры и побои. Она выросла высокой и красивой девушкой, у нее было большое приданое, но она стремилась избежать замужества. Когда П. шел 19-й год, к ней посватался Сергей Васильевич Серебренников, бедный мещанин, служивший приказчиком у купца Н. И. Попова. Жених П. был грубым человеком, он считал, что сможет силой избавить ее от чудачеств. Их венчание состоялось 23 мая 1826 г. в ц. во имя ап. Иоанна Богослова.

Несмотря на все усилия мужа, П. вела себя по-прежнему. Надеясь исцелить ее, муж и мать привезли П. в Саровскую пуст. к прп. Серафиму Саровскому, к-рый неск. часов беседовал с ней в келье, благословил ее поступить в Дивеевскую обитель и со словами: «Побереги моих сирот» вручил ей четки для молитвы. После этого странности П. заметно усилились. Она сдружилась с юродивой арзамасской купчихой Прасковьей Ивановной, к-рая научила ее Иисусовой молитве, и молилась по ночам в холодной пристройке к дому, с радостью принимая смех и поношение окружающих.

27 июня 1827 г. у П. родился сын Василий, а 13 июля 1828 г.- сын Иван, но она не радовалась детям, а молилась, чтобы Бог их забрал. Сыновья умерли в младенчестве, после чего муж П. окончательно потерял терпение и начал ее бить. 4 мая 1830 г. у Серебренниковых родилась дочь Пелагия, к-рую П. отнесла матери со словами: «Ты отдавала, ты и нянчись теперь» (девочка скончалась 17 авг.; см.: ГКУ ЦАНО. Ф. 570. Оп. 4. Д. 1720. Л. 317 об., 324). П. постоянно уходила из дома, бегала по улицам босая в одном сарафане, прося подаяние, к-рое раздавала нищим, или ставила свечи в церквах; муж находил ее, бил и запирал. Однажды он с согласия матери П. отвел П. к городничему, где ее жестоко высекли, но она терпела порку, не проронив ни звука. Затем муж повез ее в Троице-Сергиеву лавру, где П. начала вести себя тихо и разумно. Обрадовавшись, он поехал по делам, а П. отправил в Арзамас с деньгами, к-рые она после приезда раздала нищим, а затем стала юродствовать еще сильнее. После этого муж П. посадил ее на железную цепь, с к-рой она иногда срывалась и бегала по городу, пугая жителей.

Ок. 1832 г. Серебренников вернул П. в дом отчима, где ее все ненавидели и продолжали держать на цепи; отчим часто ее бил, а сводная сестра подстроила покушение на жизнь П., но блаженная, к счастью, не пострадала. Мать отправила П. на богомолье в Киев со знакомыми арзамасцами, по дороге они посетили Воронеж и поклонились мощам прославленного 7 авг. 1832 г. свт. Митрофана, еп. Воронежского. Повстречавшийся им архиеп. Антоний (Смирницкий) беседовал с П. неск. часов и сказал на прощание: «Если Серафим начал твой путь, то он же и докончит». После этих слов мать П. решила снова обратиться к прп. Серафиму. Старец был глубоко опечален известием, что П. сажают на цепь, и приказал ее отпустить во избежание страшного наказания от Бога. Последующие 4 года ей разрешали выходить из дома. Почти каждую ночь П. молилась на кладбище при Напольной ц. во имя прп. Сергия Радонежского в Выездной слободе, а днем бегала по улицам в лохмотьях с криками. В нач. 1837 г. в Арзамас приехала дивеевская старица Ульяна Григорьевна, к-рую П. позвала в гости, и во время чаепития старица предложила забрать П. в Дивеево, с чем все охотно согласились.

Ульяна Григорьевна жила в Казанской общине, к-рой управляла Ксения Михайловна Кочеулова. Она не отказалась принять П., хотя и без официального утверждения. После смерти Кочеуловой общину возглавила ее дочь Ирина Прокофьевна Кочеулова, отличавшаяся мягким характером. Постепенно фактическое управление в общине перешло к саровскому послушнику И. Т. Толстошееву (с 1848 иером. Иоасаф), выдававшему себя за ученика прп. Серафима.

Блж. Пелагия Дивеевская. Литография. 1885 г.
Блж. Пелагия Дивеевская. Литография. 1885 г.

Блж. Пелагия Дивеевская. Литография. 1885 г.
В Дивеево «безумие» П. усилилось: она почти не бывала в келье, бегала с криками по общине, кидала камни, била стекла, колотилась головой и руками о стены, вырыла на хозяйственном дворе яму, наполнила навозом и часто в ней сидела. Ее поведение вызывало недовольство мн. сестер - к таким она особенно приставала с просьбами, получая в ответ толчки и пинки. Сначала за П. присматривала Матрена Васильевна, она отличалась суровостью и жестоко била подопечную, к-рая с радостью принимала ее удары. Когда же П. поручили присмотру доброй Варвары Ивановны, блаженная сама начала ее бить и отгонять от себя. Наконец, в 1838 г. П. отдали на попечение Анны Герасимовны, служившей ей в течение 45 лет, ее блаженная любила и слушалась.

Блж. Пелагия Дивеевская на смертном одре. 1884 г. Живописная мастерская Серафимо-Дивеевского мон-ря (Серафимо-Дивеевский мон-рь)
Блж. Пелагия Дивеевская на смертном одре. 1884 г. Живописная мастерская Серафимо-Дивеевского мон-ря (Серафимо-Дивеевский мон-рь)

Блж. Пелагия Дивеевская на смертном одре. 1884 г. Живописная мастерская Серафимо-Дивеевского мон-ря (Серафимо-Дивеевский мон-рь)
В 1842 г. Толстошеев объединил Казанскую и Мельничную общины под началом Ирины Прокофьевны. Ульяна Григорьевна, не желая ему подчиняться, купила у крестьян участок, построила келью к северу от Казанской ц. и поселилась там с П. и Анной Герасимовной. П. пресекла попытки Толстошеева распоряжаться у них словами: «Борода-то у тебя лишь велика; а ума-то вовсе нет; хуже ты бабы» (Там же. С. 417).

На протяжении первых 10 лет в Дивеево П. возилась с камнями: набирала их в платок и таскала с места на место до изнеможения. Также она собирала в подол старые кирпичи, бросала их в яму с водой, окатывая себя грязью, а затем залезала в яму и вытаскивала их, чтобы снова бросить. Это занятие она называла своей работой и прекратила так делать, только когда по просьбе Анны Григорьевны кирпичи увезли. Кроме того, П. собирала палки и колотила ими по земле, избивая до крови и себя. Когда из Арзамаса приезжал юродивый Федор Михайлович Соловьёв, они бегали друг за другом, били друг друга палками и поленьями, ругаясь и обзываясь.

Вскоре насельницы заметили у П. дар прозорливости. Одно время она ходила в кабак, что вызывало разговоры и насмешки, пока не выяснилось, что целовальник собирался убить жену; блаженная его остановила и с тех пор не появлялась в кабаке. Также П. предсказала сводной сестре Евдокии смерть при родах первенца и провидела смерть своего мужа от холеры в 1848 г.

П. трижды собирались выслать из обители. Когда в последний раз Ирина Прокофьевна велела отвезти ее к родным, блаженная ответила: «Да что она обо мне говорит! Сама-то она еще не начальница; ведь еще сама-то, вот как я, в уголке посидит»,- и через 2 недели начальницу сменили (Там же. С. 425). О новой начальнице, Екатерине Васильевне Ладыженской, П. сказала: «Нет, это еще не коренная. Да еще смута-то, смута-то у нас будет» (Там же. С. 426). Во время Крымской войны, в 1854-1856 гг., П. «как живая реляция возвещала о бывших сражениях, молясь сама, и других подвигая на молитву» (РГИА. Ф. 797. Оп. 31. 1861 г. Д. 11. Л. 51).

Постепенно к П. стали приходить посетители. С одними она общалась ласково, с другими грозно, нек-рых отгоняла от себя и бросала в них камнями. Родные П. также начали ездить к ней за советом и благословением. Она говорила без умолку, то иносказательно, то прямо, но ок. 1857 г. резко изменила образ жизни, сказав Анне Герасимовне: «Сейчас был у меня батюшка Серафим и велел мне молчать и находиться более в келлии, чем на дворе». С этого времени П. постоянно молчала, разговаривала только по особым случаям, большую часть времени проводила в келье или в «караулке». В 1859 г. Дивеевскую общину возглавила Елизавета Алексеевна Ушакова, к-рая относилась к П. с глубоким почтением. Про нее П. сказала: «Вот это-то уж настоящая, как есть коренная» (Серафим (Чичагов). 2005. С. 426).

29 сент. 1860 г. епископом Нижегородским и Арзамасским был назначен Нектарий (Надеждин), к-рый распорядился, чтобы Ушакова подала прошение о преобразовании общины в мон-рь. 21 янв. 1861 г. Высочайшим указом был учрежден 3-классный Дивеевский мон-рь (2 ПСЗ. 1863. Т. 36. С. 38. № 36553). В мае 1861 г. еп. Нектарий прибыл в Дивеево, объявил этот указ и назначил выборы игумении. Еще до его приезда П. волновалась и говорила: «Туча-то какая идет!.. Какой ныне гром-то будет!» - и долго сидела на грядках под сильным дождем, затем сказала: «Ну, слава Богу! Теперь ничего не будет»,- и пошла в келью. Иером. Иоасаф (Толстошеев) просил епископа поставить игуменией Гликерию Васильевну Занятову. Увидев, что большинство сестер против смены настоятельницы, еп. Нектарий зашел к П., чтобы узнать ее мнение и в случае благоприятного ответа сослаться на ее слова. Однако блаженная сказала ему: «Владыко, твори правду, а старой матери тебе не выдадут» (РГИА. Ф. 797. Оп. 31. 1861 г. Д. 11. Л. 51), затем вскочила и начала бушевать так, что все разбежались. 20 мая 1861 г., после проведенных выборов, настоятельницей стала Занятова, но епископ не был уверен в правильности решения и заехал к П. еще раз. К его приезду блаженная сидела на дороге и катала пасхальные яйца, епископ подошел к ней с просфорой, но она отвернулась от него. Когда еп. Нектарий зашел с др. стороны, блаженная встала и дала ему пощечину со словами: «Куда ты лезешь?» Епископ со смирением принял удар и не назначил ей наказания. О результатах выборов дивеевской игумении посредством архим. Антония (Медведева) и митр. Филарета (Дроздова) узнал и имп. Александр II Николаевич, по указанию к-рого было назначено следствие Святейшего Синода. В итоге избрание Занятовой было признано неправильным, и 17 нояб. 1862 г. игуменией Дивеевского мон-ря стала Е. А. Ушакова, которая приняла постриг с именем Мария.

С этого времени П. успокоилась, вместо камней и палок полюбила цветы, которые ей приносили посетители, обычно сидела в келье, у печки между 3 дверей, и часто разговаривала с портретами прп. Серафима и игумении. П. почти не спала, не стригла ногти и не ходила в баню, всячески истязала и угнетала свое тело, питалась в основном ржаным хлебом. Однажды, когда она лежала на полу кельи, ей на висок упал горячий уголь из печи, но она не пошевелилась, пока тот не погас. П. летом и зимой ходила босая, при этом никогда не болела. Блаженная также обладала даром слез (этот дар она скрывала и только в последние годы жизни плакала открыто), а также даром исцеления. Приходивших к ней с разными недугами она била рукой по больному месту или поила чаем из своих чашки и блюдца, после чего они выздоравливали.

Примерно за 3 года до смерти П. ушла в сильный буран босая, в одном сарафане, через 9 часов ее нашли еле живую. С этого момента состояние ее здоровья заметно ухудшалось, она стала надевать чулки и никуда не выходила до самой смерти. 11 янв. 1884 г. у П. началось воспаление легких, она отказалась от лекарств, 20 янв. перестала принимать пищу. 24 янв. П. причастили, а вечером пособоровали. 30 янв., в день памяти трех святителей и в день смерти ее матери, П. скончалась. Отпевание было совершено 7 февр. в связи с тем, что ожидали согласия архиеп. Макария (Миролюбова) на просьбу поместить П. в склеп под Троицким собором, но он благословил похоронить ее за главным алтарем. В 1886 г. на могиле устроен каменный памятник в виде колонны с надписями с 4 сторон. В келье П. до закрытия монастыря в 1927 г. читали неусыпаемую Псалтирь и ежедневно служили панихиду, хранили вещи блаженной: ее иконы, железные цепь и пояс, которыми ее приковывали, одежду.

После закрытия Дивеевского монастыря могила П., а также могилы блаженных Параскевы Саровской и Наталии Дмитриевны были осквернены, памятник уничтожен; на месте могил некоторое время стоял киоск. В 1990 г., когда началось возрождение Серафимова Дивеевского монастыря, места их могил были обозначены насыпями и крестами.

31 июля 2004 г. П. вместе с блаженными Параскевой и Марией Фединой была прославлена в лике местночтимых святых. 17 сент. того же года обретены мощи П., а 6 окт. на заседании Архиерейского Собора РПЦ утверждено ее общецерковное почитание. Мощи П. находятся в Казанской ц. Серафимова Дивеевского мон-ря.

Арх.: ГКУ ЦАНО. Ф. 570. Оп. 4. Д. 1695. Л. 80, 106 об.; Д. 1720. Л. 317 об., 324; РГИА. Ф. 797. Оп. 31. 1861 год. Д. 196В. Л. 165-165 об.; Д. 11. Л. 51.
Лит.: Ковалевский А. Ф. Блж. Пелагия Ивановна, Христа ради юродивая подвижница Серафимо-Дивеевского мон-ря // ДЧ. 1889. № 4. С. 418-442; Сказания о Христа ради юродивой подвижнице Серафимо-Дивеевского монастыря П. И. Серебренниковой. Тверь, 1891. Каз., 19013; Джорд., 1967; Серафим (Чичагов), архим. Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря Нижегородской губ. Ардатовского у. М., 1896, 2005; Поселянин Е. Русские подвижники XIX и ХХ вв. СПб., 19103. С. 312-325; Щегольков Н. М. Исторические сведения о г. Арзамасе. Арзамас, 1911. С. 252-254; Блаженная Пелагия Ивановна, Христа ради юродивая подвижница Серафимо-Дивеевского мон-ря // ЖПодв. 1999. № 1. С. 197-208; Жития Дивеевских блаженных Пелагии, Параскевы и Марии. Дивеево, 2001, 20072; Дивеевские Христа ради юродивые Пелагия, Параскева и Мария. Дивеево, 20093; Блж. П. И. Серебренникова: Сказания о Христа ради юродивой подвижнице Серафимо-Дивеевского мон-ря. М., 2003; Блаженные старицы Дивеевского мон-ря. М., 2003; Преподобный Серафим Саровский и Дивеевская обитель. М., 2011. С. 235.
Свящ. Георгий Павлович

Иконография

Блж. Пелагия Дивеевская. Литография. 1885 г.
Блж. Пелагия Дивеевская. Литография. 1885 г.

Блж. Пелагия Дивеевская. Литография. 1885 г.
В жизнеописаниях встречаются сведения о внешности и привычках П. (особенно в воспоминаниях ее духовного сына, худож. М. П. Петрова), отразившихся в ее портретной иконографии: «…это была женщина высокого роста и очень красиво сложенная, с необыкновенно живыми, блестящими и пронзительными глазами»; «любила она очень цветы, и если имела их под рукою, задумчиво их перебирала, тихо нашептывая молитву» (Ковалевский. 1889. С. 432, 425). Возможно, Петров был автором одного из изображений П.: в жизнеописании отмечено, что во время болезни он, «взглянув на портрет Пелагии Ивановны», обратился к ней с упреком (Там же. С. 433). Портрет П. висел на стене ее кельи (на него указала блж. Параскева Дивеевская после кончины П., см.: Летопись Серафимо-Дивеевского мон-ря. 2002. С. 765).

Живописный портрет П. (местонахождение неизв.) был воспроизведен в издании ее жизнеописания (Сказания о Христа ради юродивой подвижнице Серафимо-Дивеевского мон-ря П. И. Серебрениковой: (Собраны от лиц, близких к ней). Тверь, 1891. Вкл.). Блаженная изображена сидящей (судя по поднятым коленям, на полу), в светлой рубашке и темном сарафане, плечи покрыты шалью, голова - светлым, завязанным сзади платком; левая рука П. с длинными ногтями (по воспоминаниям, она их «никогда не обрезывала») поднята к лицу, в ладони - букетик полевых цветов. Облик П. с характерными чертами: немного выступающие скулы и узкий округлый подбородок, небольшие светлые глаза под скорбно приподнятыми бровями, удлиненный, с широкими крыльями нос, тонкие губы, из-под платка едва видны разделенные на прямой пробор жидкие с проседью волосы. Портрет был написан в последнее десятилетие жизни П. (лицо покрыто мелкими морщинами), по-видимому, сестрами Серафимовой Дивеевской обители, работавшими в живописной мастерской.

Спустя год после кончины подвижницы (цензурное разрешение от 11 февр. 1885) этот портрет в точности повторили на литографии, отпечатанной в монастырской мастерской (из коллекции строительных планов и фотографий Синода; РГИА. Ф. 835. Оп. 4. Д. 59. Л. 30; более четко прорисованы детали, немного изменен рисунок цветов в руке П.; подпись: «Свято-Троицкаго Серафимова-Дивѣева Монастыря юродивая Пелагея Ивановна»). Тогда же в дивеевской литографии выпустили эстамп с похожим изображением юродивой в интерьере кельи «на полу около печки, где на простом жестком… войлоке, пребывала большею частию раба Божия…» (Ковалевский. 1889. С. 440). П. сидит в той же позе (видны опущенная правая рука, вероятно с цветами, и ступня без обуви), на ней, возможно, та же одежда; деревянный пол и стены кельи, печь нарисованы сравнительно упрощенно; в подписи отмечено, что П. показана «в своей келлии».

После кончины П. в 1884 г. сестрами дивеевской мастерской был выполнен живописный портрет блаженной на смертном одре (Серафимов Дивеевский мон-рь): она возлежит под золотистым, расшитым орнаментом покрывалом, облачена в темную шаль и белый платок, рукава белой рубашки перевязаны голубыми лентами, в правой руке - букетик цветов (Там же. С. 437; Летопись Серафимо-Дивеевского мон-ря. 2002. С. 774-775 (описание одежды П.), 776). Это изображение также было воспроизведено в технике литографии в мастерской Серафимова Дивеевского монастыря годом позже (РГИА. Ф. 835. Оп. 4. Д. 59. Л. 29; покрывало заменено на погребальное).

В 1887 г. к 25-летию служения Марии (Ушаковой) в сане игумении ей была поднесена сестрами живописной мастерской большая программная картина с образом Божией Матери как Игумении Серафимовой Дивеевской обители, «с предстоящими Ей Св. Мариею Магдалиною и основателями обители материею Александрою и старцем Серафимом, купно с блаженною, в Бозе почившею, достопамятною старицею обители Пелагеею» (Летопись Серафимо-Дивеевского мон-ря. 2002. С. 797).

Живописные портреты и литографии послужили основой для иконописных образов П., созданных накануне прославления дивеевских блаженных в 2004 г. На первых иконах святую писали вместе с блаженными Параскевой и Марией: П. изображена слева (вполоборота вправо), в белом платье-тунике ниже колен и голубоватой шали-плаще, завязанной на груди узлом, руки сложены крестообразно на груди, в правой - крест (символ перенесенных мучений) и букетик цветов, в левой - четки-лестовка, ноги босые. На голове П. повязанный сзади белый платок, из-под к-рого падают на плечи вьющиеся пряди седых волос; овал лица, а также его черты восходят к внешности П. на портрете-репродукции (образ под басменным окладом, ок. 2002, мон. Ирина (Куимова), Серафимов Дивеевский мон-рь). Этот извод неоднократно воспроизводили в иконописи и монументальном искусстве, напр. на мозаике с образами 3 дивеевских блаженных в центральном нефе нижней Успенской ц. в Благовещенском соборе Серафимова Дивеевского мон-ря (2015, московская мастерская «Товарищество реставраторов. Мастерские Андрея Анисимова» под рук. В. О. Борисенко; блаженные предстоят на фоне сада с птицами и цветами). На совр. поясных и ростовых единоличных иконах П. встречаются и точные повторения данного типа изображения (золотофонные иконы возле раки святой), и более творческие работы (2009, М. Л. Харлова, частное собрание). На иконе 2016 г. худож. В. М. Семоненко (частное собрание) П. представлена с букетиком цветов в руке, в окружении цветочного поля, вдали «на воздусе» - Казанская ц. и Троицкий собор Серафимовой Дивеевской обители; надпись: «блж. пелагi дивеевска».

Образ П. встречается в росписях храмов Серафимова Дивеевского мон-ря и его скитов, напр. в настенной композиции в ц. в честь Казанской иконы Божией Матери П. изображена в рост, справа от монастырского ансамбля (с зап. стороны), держит в руках большой букет полевых цветов (2003-2004, московские мастера Я. В. Рылло и Д. В. Шабалина; П. в синем сарафане, серо-коричневой шали и светлом платке). В трапезной ц. во имя блгв. кн. Александра Невского мон-ря написано шествие прп. Серафима Саровского с дивеевскими преподобными женами и блаженными, П.- крайняя слева в светлых одеждах (2002-2003, палехская иконописная мастерская «Лик» под рук. О. Р. Шуркуса). Традиц. образ П. в медальоне имеется в стенописи ц. во имя св. Царственных страстотерпцев в Сарове (2017-2018, палехская иконописная мастерская «Новое Воскресение» и нижегородская мастерская «Византия»). На фреске в больничной ц. во имя прп. Илариона Великого в Оптиной пуст. (2007) представлена П. средних лет, волосы почти без проседи убраны под светлый плат, на светло-зеленое платье наброшена ткань, по цвету схожая с монашеской мантией, в правой опущенной руке - цветы, левая протянута к изображенной рядом блж. Параскеве Дивеевской. Подобный настенный образ П. (волосы седые, руки сложены на груди, в правой - цветок) находится в ц. в честь Собора Дивеевских святых при подворье Серафимова Дивеевского монастыря в Москве (ок. 2011).

Образ П. также вводится в многочисленные совр. композиции «Собор Дивеевских святых», находящиеся в храмах Серафимова Дивеевского мон-ря и Нижегородской епархии (икона из местного ряда иконостаса Троицкого собора обители, 2006; роспись монастырской больничной ц. в честь иконы Божией Матери «Целительница», 2009-2010, московские мастера М. Е. и И. А. Мироновы при участии мон. Хрисанфы (Долгатовой); мозаика на фасаде подворья Серафимова Дивеевского мон-ря в Москве, 2012, мозаичная мастерская «Преображение»), «Собор Нижегородских святых» (2008, иконописная мастерская «Традиция», кафедральный собор во имя блгв. кн. Александра Невского в Н. Новгороде), «Все святые, в земле Русской просиявшие» (2005, Н. В. Масюкова, ц. свт. Николая Чудотворца на Глинках в Вологде). На одной из икон нач. XXI в. (частное собрание) центральный образ прп. Серафима Саровского (написан на основе литографии Серафимова Дивеевского мон-ря, 1876) окружен клеймами с поясными образами дивеевских святых, в т. ч. П. (в рубахе с отложным воротником, без четок в руке).

Существуют совр. живописные и графические повторения портрета П. (2016, худож. М. Мироненко), иллюстрации к ее Житию (живописный образ «Явление прп. Серафима Саровского блж. Пелагии», 2018, Мироненко). Ее портрет изображен на стене кельи блж. Параскевы Дивеевской в композиции «Св. царь-страстотерпец Николай II с супругой посещают блж. Параскеву Саровскую» в росписи Казанской ц. Серафимова Дивеевского мон-ря (2003-2004, Рылло и Шабалина).

Лит.: Ковалевский А. Ф. Блж. Пелагия Ивановна, Христа ради юродивая подвижница Серафимо-Дивеевского мон-ря // ДЧ. 1889. № 4. С. 418-442; Летопись Серафимо-Дивеевского мон-ря / Сост.: архим. Серафим (Чичагов). М., 2002р; Зеленина Я. Э. Худож. мастерские Серафимо-Дивеевского мон-ря: Иконография и стиль произведений // Светильникъ: Религ. искусство в прошлом и настоящем. М., 2003. № 1(2). С. 120, 123. Ил. 14; она же. О ранней иконографии прп. Серафима Саровского // Прп. Серафим Саровский: Агиография. Почитание. Иконография / Сост. Н. Н. Чугреева. М., 2004. С. 304, 310-311; она же. Произведения худож. мастерских Серафимо-Дивеевского мон-ря // «Российския державы славо и ограждение»: Прп. Серафим Саровский в ист.-культ. и худож. наследии России. М., 2015. С. 268-269. Кат. 183; Дивеевский правосл. календарь на 2011 г. [Дивеево, 2010]. С. 207; Традициям верны: Работы учащихся, выпускников и преподавателей Иконописной школы при МДА / Авт.-сост.: архим. Лука (Головков). М., 2010. С. 60-61; Прп. Серафим Саровский и Дивеевская обитель / Сост.: иерей Георгий Павлович. М., 2011. Вкл.; Христа ради юродивые Пелагия, Параскева и Мария Дивеевские / Св.-Троицкий Серафимо-Дивеевский жен. мон-рь. Дивеево, 2015; Мозаики Благовещенского собора: Успенский храм. Св.-Троицкий Серафимо-Дивеевский жен. мон-рь. Дивеево, 2018.
Я. Э. З., Т. В. А.
Ключевые слова:
Христа ради юродивые Святые Русской Православной Церкви Иконография Христа ради юродивых (блаженных) Собор Дивеевских святых (14 июня) Пелагия Ивановна Серебренникова (Серебрян(н)икова; 1807 - 1884), блаженная Дивеевская (пам. 30 янв. и в Соборе Дивеевских святых)
См.также:
ПАРАСКЕВА (в миру Ирина Ивановна; между 1795 и 1807 - 1915), Дивеевская, более известна как Паша Саровская, блж. (пам. 22 сент. и в Соборе Дивеевских святых)
ВАСИЛИЙ БЛАЖЕННЫЙ (кон. 1468 или кон. 1462? -.1557?), св. Христа ради юродивый (пам. 2 авг., в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых)
ГЕОРГИЙ блж., Христа ради юродивый, Новгородский (пам. 3 нояб., 23 апр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице — в Соборе Новгородских святых)
ГЕОРГИЙ (Будилов; XV в.), блж., Христа ради юродивый (пам. 23 апр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице — в Соборе Новгородских святых), Шенкурский, Важский
ИОАНН Власатый, Милостивый, Ростовский(† 1580 ), блж., Христа ради юродивый (пам. 3 сент., 12 нояб., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых)
ИОАНН (сер. XVI в. (?), Вологда - 3.07.1589, Москва), блж., Христа ради юродивый (пам. 3 июля, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), Московский, Большой Колпак
ИОАНН Устюжский (1476-1494), блж., Христа ради юродивый (пам. 29 мая и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых)
ИОАНН САМСОНОВИЧ († 27/28.01.1669), блж., Христа ради юродивый (пам. 3 июля, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых)
ИРОДИОН († до 1642), блж., Христа ради юродивый, Сольвычегодский (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых)
ИСИДОР († 1474 (или 1484)), блж., Христа ради юродивый (пам. 14 мая, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых), Твердислов, Ростовский