(† 7.02.590, Рим), папа Римский (с 26 нояб. 579). Уроженец Рима, сын Унигильда, вероятно остгота по происхождению. О жизни П. до избрания на Папский престол не сохранилось никаких сведений. Предшественник П., папа Римский Бенедикт I (575-579), умер 30 июля 579 г., во время осады Рима лангобардами, вызвавшей в городе сильный голод. Вероятно, эти обстоятельства привели к 4-месячной вакансии Папского престола. Согласно Liber Pontificalis, избрание и ординация П., проведенные в один и тот же день (26 нояб. 579), состоялись без санкции визант. имп. Тиверия I (578-582), получить к-рую было невозможно из-за осады Рима (LP. T. 1. P. 309). Согласно др. интерпретации источников, П. был избран еще в авг. 579 г., а в нояб. было получено одобрение императора. Одним из первых решений П. стало назначение папским апокрисиарием в К-поле диак. Григория (свт. Григорий I Великий, папа Римский в 590-604). П. просил его добиться от визант. правительства помощи в защите Рима от лангобардов. В нач. 80-х гг. VI в. в результате реформы управления византийскими владениями в Италии военная и гражданская власть была сосредоточена в руках представителя императора - экзарха, резиденция к-рого находилась в Равенне. Отношения П. с 1-м известным равеннским экзархом, Смарагдом, были, по-видимому, непростыми. В письме (окт. 584) апокрисиарию Григорию, переданном с нотарием Гоноратом (преемник Григория в должности папского апокрисиария в К-поле) и с еп. Севастианом, П. извещал о бедственном положении Италии и жаловался на экзарха, что тот в письме ему заявил, будто бы не может оказать Риму никакой помощи (MGH. Epp. T. 2. P. 440-441). В этом послании отмечено самое раннее использование титула «экзарх» применительно к визант. наместнику в Италии.
С целью заключить военный союз против лангобардов П. пытался наладить контакты с франками. В 580 г. он отправил письмо Авнарию (Авнахарию), еп. г. Автиссиодура (ныне Осер, Франция) (572-603 или 605), с просьбой убедить королей франков (по-видимому, св. Гунтрамна, кор. Бургундии (561-592), и Хильдеберта II, кор. Австразии (575-596)) не вступать в союз с лангобардами, а совершить поход в Италию и прийти на помощь Риму (MGH. Epp. T. 3. P. 448-449). Возможно, эта просьба была согласована с визант. властями. Известно, что визант. имп. Маврикий (582-602) (либо его предшественник, имп. Тиверий I) посылали деньги франк. королям, побуждая их начать войну против лангобардов. Однако лишь в 584 г. кор. Хильдеберт II совершил поход в Италию, не имевший, вероятно, серьезных военных последствий (Goffart W. Byzantine Policy in the West under Tiberius II and Maurice: The Pretenders Hermenegild and Gundovald (579-585) // Traditio. N. Y., 1957. Vol. 13. P. 73-118). Во 2-м сохранившемся письме еп. Авнарию (586/7) П. уже не упоминал о военной помощи, а лишь поздравлял его с умножением числа храмов в диоцезе и просил молитв о благополучии Римской Церкви (MGH. Epp. T. 3. P. 450).
В 585 г. экзарх Смарагд смог заключить с лангобардами перемирие (до 589), временно устранившее угрозу нападения на Рим. Возможно, новый король лангобардов, Аутари (584/5-590), стремился наладить дружеские отношения с папой Римским. Свт. Григорий Великий приводит историю о том, как некий нечестивый лангобард попытался разрубить золотой реликварий в форме ключа, содержавший фрагмент вериг ап. Петра, но лишился рассудка и перерезал себе горло. Когда об этом стало известно кор. Аутари, он приказал лангобарду-кафолику Мимиульфу взять на хранение реликварий, а также изготовить аналогичный золотой ключ, который затем Аутари отправил П. с рассказом о происшедшем чуде (Greg. Magn. Reg. epist. VII 23).
Установившееся перемирие позволило П. начать переговоры с Илией I, патриархом Аквилеи (жившим в Градо) (571-586/7), и с епископами Истрии о преодолении схизмы, вызванной их отказом признать решение Вселенского V Собора об осуждении «Трех Глав» (см. в ст. Пелагий I). В 1-м письме, отправленном с Редемптом, еп. Ферентина (ныне Ферентино), и с Кводвультдеусом, аббатом одного из рим. монастырей, П. призывал восстановить церковное единство с Римом (ссылаясь на Мф 16. 18) на основе признания декретов первых 4 Вселенских Соборов и Томоса папы Римского свт. Льва I Великого (440-461), Собор 553 г. не упоминался. Истрийские епископы отвергли это предложение, потребовав как обязательное условие прекращения схизмы отмену осуждения «Трех Глав». Во 2-м послании, ссылаясь на творения блж. Августина и сщмч. Киприана Карфагенского, П. заявлял о примате Римской Церкви и призывал патриарха Илию I решить все догматические споры, прислав своих представителей в Рим либо созвав Собор в Равенне. После того как и это предложение было отвергнуто, П. отправил 3-е послание, намного более пространное. Его фактическим автором, вероятно, был свт. Григорий Великий, к тому времени вернувшийся в Рим из К-поля. В этом послании приводятся подробные богословские аргументы в защиту решения об осуждении «Трех Глав», в основном заимствованные из лат. перевода деяний V Вселенского Собора (ACO. T. 4. Vol. 2. P. 105-132). Однако и это письмо не привело к преодолению схизмы. Тогда П., по-видимому, обратился к экзарху Смарагду с просьбой силой вернуть раскольников в юрисдикцию Рима. По сообщению Павла Диакона, экзарх приехал в Градо, захватил патриарха Севера (586/7-606/7), преемника Илии I, и 3 его суффраганов, увез их в Равенну и там принудил вступить в церковное общение с архиеп. св. Иоанном II Римлянином (579-595), признававшим юрисдикцию Римской Церкви. Однако по возвращении в Градо патриарх Север столкнулся с осуждением своих действий остальными суффраганами и народом. На Соборе в Мариане (ныне Марано) патриарх Север письменно отрекся от своих действий в Равенне, после чего вновь был признан патриархом (Paul. Diac. Hist. Langobard. III 26). Епископы Истрии обратились с апелляцией в К-поль. Имп. Маврикий, опасаясь, что епископы Сев.-Вост. Италии перейдут на сторону лангобардов, удовлетворил их требования, отозвал в К-поль экзарха Смарагда и приказал его преемнику, Роману, не применять насилие для решения церковного конфликта. Общение Рима и Градо было восстановлено лишь в нач. VII в., при папе Римском Бонифации IV (608-615).
Вероятно, в период перемирия (585-589) П. получил послание епископов Нумидии (Сев. Африка), переданное через хартулария Илария. Епископы просили папу Римского одобрить ряд церковных обычаев, характерных для их провинции (в т. ч. касавшихся процедуры избрания епископа). Из писем свт. Григория Великого известно, что П. удовлетворил эту просьбу (Greg. Magn. Reg. epist. I 75). В посланиях свт. Григория Великого упоминаются и др. решения П., касавшиеся церковной дисциплины: он потребовал от субдиаконов Сицилийской Церкви строгого соблюдения целибата, а также запретил Наталию, еп. Салоны (ныне Солин, близ Сплита, Хорватия), рукополагать во пресвитера архидиак. Гонората против его воли (Ibid. II 19; IV 34).
П. приписывается письмо участникам Собора 588 г. (см. в ст. Константинопольские Соборы), созванного патриархом св. Иоанном IV Постником (582-595). В этом послании осуждается решение Собора закрепить за К-польским патриархом именование Вселенским (PL. 72. Col. 739). Ныне послание не признаётся подлинным, но об осуждении П. актов Собора 588 г. известно из сочинений свт. Григория Великого (Vailhé S. Le titre de «patriarche œcuménique» avant S. Grégoire le Grand // EO. 1908. Vol. 11. P. 69). В Лжеисидоровы декреталии был включен ряд др. подложных документов, приписанных П. (Jaffé. RPR. N 1049-1051).
Краткая заметка о П. в Liber Pontificalis посвящена гл. обр. его деятельности в Риме. Он устроил в своем доме (местонахождение неизв.) приют для престарелых бедняков. Строительные работы были предприняты в ватиканской базилике св. Петра. По приказу П. гробница ап. Петра была покрыта серебряными панелями (интерпретация этого сообщения остается спорной), сооружен новый амвон, посвятительная надпись на к-ром сохранилась в Айнзидельнском итинерарии (ICUR. N. S. 1935. Vol. 2. N 4118). По указанию П. над могилой сщмч. Лаврентия была сооружена 3-нефная базилика (перестроена в XII-XIII вв.; в интерьере совр. базилики Сан-Лоренцо-фуори-ле-Мура сохр. мозаичная композиция на триумфальной арке с предстоящими попарно Иисусу Христу апостолами Петром и Павлом, сщмч. Стефаном (справа) и П., сщмч. Лаврентием (который положил руку на плечо П.) и мч. Ипполитом (слева)). П. также приказал покрыть гробницу сщмч. Лаврентия серебряными пластинами (ее местоположение остается предметом дискуссий, подробнее см. в ст. Лаврентий). П. также вручил реликвии сщмч. Лаврентия и др. римских святых диакону, которого послал в Рим свт. Григорий Турский (Greg. Turon. Glor. martyr. 82). Кроме того, при П. была построена подземная церковь (cymiterium) во имя мч. Ермета (пам. зап. 28 авг.) в катакомбах Базиллы на Соляной дороге (Виа-Салария) (упом. в римских итинерариях VII в., позднее заброшена, остатки раскопаны А. Бозио в 1608).
Согласно Liber Pontificalis, П. рукоположил 28 пресвитеров и 8 диаконов Римской Церкви, а также 48 епископов в различных городах Италии.
Умер во время эпидемии, начавшейся в Риме после сильного наводнения. Похоронен в Ватиканской базилике св. Петра. Гробница и эпитафия не сохранились.