Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ПАХОМИЙ ИЗ ГЛЕДИНА
55, С. 157-158 опубликовано: 31 января 2024г.


ПАХОМИЙ ИЗ ГЛЕДИНА

[Пенку Петру; румын. Pahomie de la Gledin] (ок. 1674, Гледин, комитат Турда, Трансильванское княжество в составе Габсбургской монархии (ныне в коммуне Монор, жудец Бистрица-Нэсэуд, Румыния) - апрель 1724, Киево-Печерская лавра, Киев), свт. Румынской Православной Церкви (РумПЦ) (пам. румын. 14 апр.), еп. Романский Молдавской митрополии РумПЦ в составе К-польского Патриархата (1707 - кон. 1713).

Сведения о П. из Г. при подготовке труда о Романской епископии собрал еп. Романский Мелхиседек (Стефанеску; 1879-1892): он работал с источниками из архива Нямецкого в честь Вознесения Господня мужского монастыря и с документами Романской епископии; использовал сведения Жития П. из Г., написанного анонимным монахом в основанном святителем Покровском скиту; изучал устные сведения о П. из Г., сохранившиеся в Нямецком мон-ре и в Покровском скиту. В 1972 г. К. Воическу издал труд «Жизнь и деятельность еп. Пахомия Романского».

Род. в семье свящ. Евфимия (Ифтимие) Пенку и Анны, крещен с именем Петру. Приходился дядей митр. Молдавскому Иакову II (Стамати). Начальное образование получил в монастыре Руга в Гледине, ктитории господаря Молдавского княжества Петру IV Рареша. В последней четв. XVII в. кальвинист. власти Трансильвании усилили давление на румын: между 1679 и 1688 гг. было аннулировано большинство грамот о пожаловании дворянства правосл. румынам (привилегии саксов, венгров и секуи оставались под защитой конституции); трансильванская диета (сословное собрание), созванная в Сигишоаре 12 янв. 1680 г., аннулировала все прежние привилегии правосл. клира; значительное влияние на православное румын. население Трансильвании оказало отстранение от руководства Церковью митр. Иосифа (Будая; 1680-1682), убитого по приказу герцога Михая I Апафи при подстрекательстве высшего администратора трансильванской кальвинист. церкви М. Т. Добоша (1679-1684). Считается, что Петру участвовал в похоронах митрополита в мон-ре Руга. Мн. трансильванцы, в т. ч. и Петру, бежали в правосл. Молдавское княжество: в 1694 г. юноша поступил в Нямецкий мон-рь, где подвизались многие его соотечественники. В 1697 г. настоятель мон-ря игум. Иоанн постриг Петру в монашество с именем Пахомий и рукоположил во диакона. В следующем году он был рукоположен во иерея и получил послушание экклисиарха. В 1702 г., после смерти игум. Иоанна, П. из Г. был избран настоятелем Нямецкого мон-ря.

В 1704-1706 гг. подвизался в Киево-Печерской лавре, перенимал духовный опыт насельников лавры и посещал занятия в Киево-Могилянской академии (Voicescu. 1972. P. 599). Свт. Димитрий (Савич (Туптало)) подарил ему рукописный Патерик (хранится в б-ке Покровского скита). На полях рукописи П. из Г. оставил запись, из к-рой известно, что свт. Димитрий был в тот период его духовником и благословил его «провести жизнь в молчании в пустыни»; они много беседовали, П. из Г. называл святителя новым учителем отшельничества и аскетической жизни. Также П. из Г. часто общался с архиеп. Черниговским свт. Иоанном (Максимовичем), который подарил ему сочинение свт. Димитрия «Руно орошенное» (М., 1696). Согласно записям в «Большом помельнике» (синодике) Покровского скита, в 1706 г. П. из Г., получивший «большую пользу» от свт. Димитрия, вернулся в Нямецкий мон-рь. С собой он привез также рукопись слав. Архиератикона, скопированную в сер. XVII в. в Черниговской епархии, и Пролог митр. Молдавского Досифея (куплен в Киево-Печерской лавре) (Bobulescu. 1943. P. 8).

С одобрения настоятеля Нямецкого мон-ря игум. Макария П. из Г. удалился в местность в Пояна-Раюлуй, в 4 км от Нямецкого мон-ря, расположенную около горы Кириаку, где основал Покровский скит, к-рым руководил согласно правилам свт. Димитрия Ростовского (в сборнике документов Покровского скита за XVIII-XIX вв. сохр. запись П. из Г. о создании скита: Bucur. Acad. Română. Rom. 953. Fol. 63-63v). Исследователи определяют устав, введенный в скиту, как исихастский, предшествующий уставу, введенному прп. Паисием (Величковским) (Porcescu. 2008. P. 220).

Осенью 1706 г. придворные сановники рекомендовали П. из Г. молдавскому господарю Антиоху Кантемиру (1696-1700, 1705-1707) и митр. Молдавскому Мисаилу (1701/02-1708) как кандидата на Романскую кафедру. 18 дек. 1706 г. он был избран епископом Романским (избрание иеромонаха нарушало традицию, согласно к-рой на Романский престол назначали только Рэдэуцких архиереев), 18 янв. 1707 г. была совершена хиротония и П. из Г. стал 2-м по значимости архиереем в Молдавской митрополии (Melchisedec (Ştefănescu). 2008. P. 302; Porcescu. 2008. P. 217-218). 8 нояб. 1711 г. в ц. свт. Николая в Яссах он совершил помазание на царство господаря Николая Маврокордата (1709-1710, 1711-1715), поскольку митр. Молдавский Гедеон (1708-1722) впал в немилость из-за того, что поддержал Дмитрия Кантемира (господарь Молдавского княжества в 1693, 1710-1711), заключившего союз с рус. царем Петром I Алексеевичем (13 апр. 1711, Луцк).

В кон. 1713 г. П. из Г. оставил кафедру. Он находился в Романе до 10 апр. 1714 г., пока не получил от благоволившего ему господаря Николая Маврокордата жалованную грамоту, в к-рой признавалась полная независимость монастырского устройства Покровского скита от Нямецкого мон-ря и гражданской власти (Melchisedec (Ştefănescu). 2008. P. 311). Весной 1714 г. П. из Г. приступил к строительству в скиту деревянной Покровской ц. 5 июля 1715 г. приехавший в Яссы патриарх Александрийский Самуил Капасулис (1710-1712, 1714-1723) по настоянию П. из Г. выдал скиту грамоту, подтверждавшую положения грамоты Маврокордата (хранится в Нямецком мон-ре, текст см.- Ibid. P. 312-313). Нямецкий мон-рь в течение долгого времени пытался подчинить себе Покровский скит. 1 сент. 1755 г. еп. Романский Иоанникий (1747-1769) подтвердил право скита на независимость, однако в кон. XVIII в., при прп. Паисии (Величковском), Покровский и др. скиты попали под управление Нямецкого мон-ря (Voicescu. 1972. P. 608).

Во время австр.-тур. войны в Молдавском княжестве была развернута кампания по отстранению находившегося в союзе с Османской империей господаря Михая Раковицэ. Раковицэ заподозрил П. из Г. в лояльности к бунтующим молдав. боярам и австр. солдатам, и в янв. 1717 г. Святитель вынужден был бежать в Речь Посполитую. В мае он ненадолго вернулся в Покровский скит, а после победы войска господаря, передав скит в управление иером. Софронию, окончательно покинул обитель и поселился в Киево-Печерской лавре. В 1724 г. передал из Киева в Покровский скит свое завещание, в к-ром были расписаны принципы, порядки и предписания, касавшиеся организации жизни в скиту. Так, нельзя было продавать или передавать в чужое владение книги и рукописи скитской б-ки, а также кельи, построенные П. из Г.; братия скита не должна была допускать к совершению богослужения новоприбывших клириков, не убедившись в том, что они имеют рукоположение от правосл. иерархов (в качестве меры от «еретиков... приехавших из Польского царства, из Венгерского царства, и из других краев», к-рые «хиротонисаны еретиками, но говорят, что хиротонисаны православными и что приехали из Киева или из Москвы»); желающие подвизаться и принять монашество в скиту должны были проходить послушание в течение периода не менее 3 лет; игумен и насельники Нямецкого мон-ря не должны разрушать установленные в скиту порядки; насельники скита должны поминать за литургией молдавского господаря, Молдавского митрополита, настоятеля Нямецкого монастыря и П. из Г. (Melchisedec (Ştefănescu). 2008. P. 313-315).

П. из Г. прославлен в лике святых по решению Синода РумПЦ на заседании 14-15 нояб. 2006 г. Канонизация была провозглашена 14 апр. 2007 г. в ц. Св. Троицы в Гледине. Н. Йорга считал, что мощи святителя покоятся в Киево-Печерской лавре. Однако 9 сент. 2013 г. они были случайно обретены при ремонте пола в Покровской ц. Покровского скита. Поскольку в XIX в. об их судьбе никто не знал, очевидно, что их перенесли на родину святого еще в XVIII в.

Лит.: Melchisedec (Ştefănescu), ep. Cronica huşilor şi a episcopiei cu asemenea numire. Bucur., 1869; idem. Cronica romanului şi a episcopiei de Roman. Roman, 2008. P. 298-322; Iorga N. Istoria Bisericii Româneşti şi a vieţii religioase a românilor. Vălenii de Munte, 1909. Vol. 2; Bobulescu C. Pocrovul. Craiova, 1943; Irineu (Crăciunaş), ep. Episcopul Pahomie al Romanului // Mitropolia Moldovei şi Sucevei. Iaşi, 1959. An. 35. N 9/12. P. 627-635; Păcurariu M., preot. Legăturile Bisericii Ortodoxe din Transilvania cu Ţara Românească şi Moldova în sec. XVI-XVIII. Sibiu, 1968; idem. Sf. ierarh Pahomie, ep. Romanului // Idem. Sfinţi daco-romani şi români. Bucur., 2013. P. 198-202; Voicescu C. Viaţa şi activitatea episcopului Pahomie al Romanului // BOR. 1972. An. 90. N 5/6. P. 596-611; Feier N. Cuviosul ierarh Pahomie de la Gledin. Cluj-Napoca, 2003; Porcescu S. Episcopia Romanului. Roman, 20082.
М. Антон
Ключевые слова:
Святые Румынской Православной Церкви Епископы Румынской Православной Церкви Пахомий из Гледина (ок. 1674 - 1724), епископ Романский, святитель Румынской Православной Церкви (РумПЦ) (пам. румын. 14 апр.)
См.также:
ИОАНН ИЗ РЫШКИ И СЕКУ (†1685), еп., прп. Румынской Православной Церкви (пам. румын. 30 авг.)
КАЛЛИНИК ЧЕРНИКСКИЙ (1787-1868), свт. (пам. румын. 11 апр.; пам. РПЦ 3 дек.), еп. Рымникский
АЛЕКСАНДР (Матрёнин Сергей Игоревич, род. в 1973), еп. Даугавпилсский и Резекненский
АНТИМ ИВИРЯНУ (ок. 1650-1716), митр. Унгро-Влахийский, печатник, художник, церк. и политич. деятель Валахии, сщмч. Румынской Православной Церкви (пам. 27 сент.)
АНТОНИЙ († нач. XVIII в.), схим. из скита Езеру (Рымникская епископия Румын. Пр. Ц.), прп. (пам. 23 нояб.)
БРЫНКОВЯНУ КОНСТАНТИН см. Константин (Брынковяну), св.