(† 9 или 19.12.1386), патриарх Антиохийский (не позже 1359-1365, 1373-1375/76 и 1378-1386). Патриаршество П. проходило на фоне паламитских споров в православной Церкви и резко обострившихся христианско-мусульм. отношений в Вост. Средиземноморье. Противостояние сторонников и противников исихазма, охватившее Византию в сер. XIV в., вовлекло и клир ближневост. Церквей, выступавший на обеих сторонах конфликта. Не вполне ясно, стояли ли за этим участием духовенства Востока в паламитских спорах осмысленные убеждения или же просто соперничество церковно-политических группировок, прикрывавшееся богословской риторикой. Так, Антиохийский патриарх Игнатий II (1344-1364), происходивший из армян-халкидонитов, видимо с территории Киликийской Армении, а также митр. Арсений Тирский, проживавший в к-польском мон-ре Одигон как представитель Антиохийской Православной Церкви (АПЦ), были на стороне противников свт. Григория Паламы. Упадок армянского королевства, терпевшего поражения от султаната мамлюков, привел к ослаблению влияния киликийских архиереев в АПЦ. Не позже 1359 г. патриарх Игнатий был свергнут группировкой антиохийского клира паламитской ориентации и замещен митр. Дамаска П. В источниках и научной литературе встречаются утверждения, что именно с этого времени Антиохийский престол закрепился в Дамаске (Todt. 2006. S. 86), хотя нек-рые авторы связывают это событие с преемником П. Михаилом I (1366-1373).
Низложенный патриарх Игнатий нашел убежище в Кипрском королевстве под покровительством династии Лузиньянов (под 1359 кипрский хронист XV в. Леонтий Махерас упом. об участии Игнатия в крестном ходе во спасение от нашествия саранчи). На Кипре существовала большая община правосл. арабов и возник очаг антипаламитских настроений. АПЦ раскололась на приверженцев 2 патриархов. На рубеже 50-х и 60-х гг. XIV в. К-польский патриарх Каллист I отправил 2 почти идентичных послания: одно было адресовано митрополитам АПЦ, другое - не названному по имени Антиохийскому патриарху (RegPatr, N 2415-2416). Патриарх Каллист писал о Соборе 1351 г., принявшем учение свт. Григория Паламы (см. в ст. Константинопольские Соборы), об осуждении ереси Варлаама Калабрийского и Григория Акиндина и о происках антипаламитов, в частности митр. Арсения Тирского. Исследователи склоняются к мнению о том, что адресатом послания был патриарх Игнатий II, поскольку от него требовали присоединиться к осуждению митр. Арсения, который в 1361 г. тоже бежал на Кипр. Ряд исследователей (К. Каралевский, Ж. Насралла) утверждали, что патриарх Каллист в послании от янв. 1361 г. признал П. Антиохийским патриархом (Miklosich, Müller. 1860. Vol. 1. P. 412-413). Однако впосл. эта грамота была атрибуирована патриарху Филофею Коккину и передатирована 1376 г. (RegPatr, N 2668).
Приверженцы П. пытались привлечь К-польского патриарха на свою сторону. Герман, католикос Ромагириса (Шаша, ныне Ташкент), в нач. 1364 г. доставил в Византию послание Антиохийского Синода, однако ввиду кончины патриарха Каллиста и наступившего междупатриаршества миссия католикоса Германа не имела успеха. Как считается, этим же между патриаршеством воспользовался митр. Арсений Тирский, чтобы вернуться в мон-рь Одигон. Смерть патриарха Игнатия II в 1364 г. положила конец расколу в АПЦ. Сохранилась грамота сир. митрополитов, направленная К-польскому патриарху Филофею (2-е Патриаршество: 1364-1376), с извещением о прекращении смут и всеобщем признании патриархом П. (Miklosich, Müller. 1860. Vol. 1. P. 463-465). Документ относят к 1-й пол. 1365 г., хотя в лит-ре встречаются и ошибочные датировки сер. 70-х гг. и др. Грамота была скреплена подписями архиереев АПЦ на греческом и сирийском языках. Издатели документа опубликовали только греч. подписи. Помимо П. их поставили Герман, католикос Ромагириса и экзарх всей Иверии; Нифонт, митр. Апамеи; Григорий, митр. Помпейополя (в Киликии); Софроний, митр. Илиополя (Баальбека); Арсений, митр. Бостры; Софроний, митр. Мопсуестии; Павел, митр. Бейрута; Симеон, митр. Эмесы (Хомса); Мелхис(едек), митр. Триполи; Евфимий, митр. Эдессы. Митр. Нифонт Апамейский, доставивший послание в К-поль, остался в мон-ре Одигон в качестве представителя Антиохийского престола (RegPatr, N 2483).
В окт. 1365 г. флот европ. крестоносцев во главе с кипрским кор. Петром I Лузиньяном овладел Александрией, что положило начало войне Мамлюкского султаната с Кипром, продолжавшейся до 1370 г. Военные действия сопровождались гонениями мамлюков на ближневост. христиан, к-рых мусульм. окружение подозревало в сочувствии крестоносцам. Христиане подверглись бытовым ограничениям и конфискациям имущества, мн. архиереи и священники оказались в заточении. П. тоже каким-то образом дискредитировал себя в глазах мамлюкских властей и был низложен. Возможно, его небезосновательно подозревали в контактах с Кипром. В арабо-христ. рукописи Sinait. arab. 241 находится приписка с сообщением о тайной миссии группы правосл. арабов с Кипра, пребывавших на Ближ. Востоке зимой-весной 1365 г., а потом присоединившихся к флоту крестоносцев. Владельцы рукописи 2 месяца провели в Дамаске, где вполне могли встречаться с П. Не случайно следующему Антиохийскому патриарху, Михаилу I, было прямо предписано пребывать в Дамаске под контролем мусульм. властей, а в офиц. грамотах мамлюкских султанов, подтверждавших полномочия новопоставленных патриархов, появился запрет на несанкционированные контакты с зарубежными единоверцами.
Патриарх Михаил I умер 17 авг. 1373 г., после чего П. вернулся на Патриарший престол. Однако у него были соперники. Известна приписка к сироязычной мелькитской рукописи из дер. Лама (прочтение условно, локализация деревни не установлена), датированная окт. 6877 г. (вариант прочтения - 6879) от Сотворения мира, в которой сообщается о кончине патриарха Михаила и о вступлении на престол некоего Якуба ибн Рихана, избравшего местом своего пребывания монастырь св. Сергия (Мар-Саркис). Исследователи полагают, что речь идет об одноименном мон-ре в Маалуле, а дата от Сотворения мира указана не по византийской, а по александрийской эре и соответствует 1374/75 г. Якуб ибн Рихан не пользовался большой поддержкой, едва ли его власть выходила далеко за пределы Маалулы. В церковных анналах как единственный Антиохийский патриарх того времени упоминается П. (Harfu š I. Mahtu t Lama‘ // al-Mana ra. 1932. N 3. P. 372-374, 406-416). Однако его авторитет оспаривался какими-то группами в АПЦ, что подтверждается подложной грамотой, приписываемой К-польскому патриарху Филофею, о непризнании им П. Возможно, к появлению этого документа имел отношение митр. Арсений Тирский, который сам уже мн. годы претендовал на Патриаршество. В послании к митрополитам АПЦ от янв. 1376 г. патриарх Филофей отлучил автора подложного письма от Церкви (RegPatr, N 2668). Тогда же он направил грамоту П., где сообщал о признании его в патриаршем достоинстве и писал о церковно-политических проблемах, прежде всего о неканонической деятельности митр. Арсения Тирского на территории анатолийских епархий К-польского престола (RegPatr, N 2669).
Однако 2-е Патриаршество П. оказалось непродолжительным. По сообщению позднейших летописцев, через 2 года он был низложен, а на Антиохийский престол весной 1376 г. взошел митр. Марк (cм. Марк I). Его можно отождествить с одноименным митрополитом, к-рый в 1375/76 г. приезжал на Русь за милостыней в числе др. ближневост. клириков, пытавшихся компенсировать ущерб от мамлюкского гонения 60-х гг. XIV в. Впрочем, датировки арабо-христ. летописей очень приблизительны, и вполне возможно, что между низложением П. и возвращением в Сирию митр. Марка прошло неск. месяцев. Т. о., митр. Марк не был напрямую причастен к свержению своего предшественника. Однако архиерей, чьи позиции укреплялись связями с К-полем и рус. пожертвованиями, оказался самой влиятельной фигурой в иерархии АПЦ и смог взойти на Патриарший престол.
После смерти Марка I (10 апр. 1378) П., у к-рого, несомненно, оставалось достаточно приверженцев, сумел стать патриархом в 3-й раз - это было беспрецедентное событие в истории АПЦ. О 3-м Патриаршестве П., продолжавшемся почти 9 лет, не осталось к.-л. известий. Не в последнюю очередь это было связано с ослаблением в посл. трети XIV в. связей правосл. Востока с Византией.
Сроки Патриаршества П. известны из краткой церковной хроники, составленной Антиохийским патриархом Михаилом II (кон. XIV - нач. XV в.), которая сохранилась в пересказах летописцев XVII в. патриарха Макария III аз-Заима и его сына, архидиак. Павла Алеппского. Дата смерти П. названа у них по-разному: у Макария - 9 дек., у Павла - 19 дек.; к.-л. аргументов в пользу одной или другой нет.