[Маалюля; арам. ; араб. ], сел. в Центр. Сирии, христианский культовый центр и один из последних очагов бытования арамейского языка. Селение расположено на высоте 1650 м на плато Каламун, на расстоянии ок. 60 км к северо-востоку от Дамаска. Оно спускается амфитеатром по юж. склонам горной гряды, разделяющей уступом 2 плато. Скальный массив пробит 2 ущельями: у входа в одно расположен православный монастырь первомц. Феклы (Мар-Текла), 2-е ведет на верхнее плоскогорье (1790 м) к мелькитскому католич. мон-рю мучеников Сергия и Вакха (Мар-Саркис). По одной из версий, арам. название Маалула, означающее «вход», связано с узким ущельем (араб.- «фаджж») у мон-ря первомц. Феклы. В скалах существует множество пещер, частью естественного происхождения, частью высеченных в эллинистическое время и служивших гробницами, а в византийскую эпоху - жилищами отшельников или часовнями. В селении сохранилось неск. церквей, в т. ч. во имя св. Илии с мозаикой IV в.
Мощи первомц. Феклы хранятся в пещерной церкви одноименного монастыря. По местному преданию, прилегающее ущелье появилось по молитве первомц. Феклы, когда скалы расступились, чтобы дать ей убежище от преследовавших ее рим. солдат. В нач. XVIII в. В. Г. Григорович-Барский зафиксировал иную версию легенды: гора раскололась и образовала проход перед ап. Павлом, к-рый принес в селение мощи своей ученицы Феклы. Другая, очевидно более древняя, традиция локализует расщелину, чудесно образовавшуюся для спасения св. Феклы, близ Селевкии, в Киликии (мест. Агия-Текла, впосл. Мериемлик, Турция), где в VI-XIV вв. были жен. мон-рь и крупный паломнический центр.
Мон-рь на верхнем плато посвящен одним из самых почитаемых в визант. Сирии святых - мученикам Сергию и Вакху (часто упом. посвящение только мч. Сергию). Монастырская церковь построена на месте языческого храма Аполлона, как считается, в первые годы после Миланского эдикта (313). Это предположение подтверждается возрастом деревянных балок, вмонтированных в стены: по данным радиоуглеродного анализа, он составляет 2 тыс. лет. Кроме того, форма алтарей в ц. мч. Сергия, окруженных бортиками высотой 7 см, представляет собой архаичную модель, имитирующую алтари языческих храмов и довольно быстро вышедшую из употребления в христианской архитектуре. Встречающиеся в литературе утверждения о том, что М. очень рано стала архиерейским центром и ее епископы принимали участие в первых Вселенских Соборах, являются местным преданием и не подтверждаются аутентичными источниками.
На протяжении большей части средневековья М. практически не упоминалась в трудах мусульм. географов (за исключением беглого замечания у Якута, нач. XIII в.), европ. паломников и восточнохрист. авторов (см.: Le Strange G. Palestine under the Moslems. Beirut, 1965. P. 500). Это можно объяснить периферийным положением как самого селения, стоявшего несколько в стороне от дороги между Дамаском и Хомсом, так и всего горного р-на Каламун, слабо затронутого влиянием городских центров. В этой консервативной аграрной глубинке долгое время компактно проживало христ. население и сохранялся сир. язык. Так, один из первых известных по имени уроженцев М., синайский мон. Шемун, был переписчиком 2 сироязычных манускриптов 30-х гг. XIII в., хранящихся ныне в монастыре вмц. Екатерины на Синае. Известны сир. рукописи 1213 и 1280 гг., происходящие из монастыря мч. Сергия в М. (Todt C.-P. Griechisch-orthodoxe (melkitische) Christen im zentralen und südlichen Syrien (635-1365) // Le Muséon. Louvain, 2006. T. 119. Fasc. 1/2. P. 75). К этому же веку относится древнейшая икона, хранившаяся в монастыре,- образ святых Сергия и Вакха предположительно кипрского письма (Agnès-Mariam de la Croix. 2006. P. 22-23). В монастырской церкви сохранились остатки фресок эпохи крестовых походов. Под 1366 г. упоминается участие митрополита М. в выборах Антиохийского патриарха Михаила I (Панченко К. А. Вспомнить прошлое: Антиохийский патриарх Макарий III аз-За‘и м как историк // Miscellania Orientalia Christiana. М., 2014. С. 381).
С XVI в. на плато Каламун усиливались процессы арабизации и исламизации, а также увеличивалась миграция сельских жителей в Дамаск. По османским переписям того времени, из 37 деревень нахии Джуббат-эль-Ассаль, с севера примыкавшей к Дамаску, только в 5 сохранилось христианское население. В М. мусульман не было отмечено, а численность христиан в 1543 г. составляла 139 семейств и 67 неженатых мужчин, в 1569 г.- 190 и 130 соответственно. Необычно высокая доля неженатых мужчин, возможно, связана с некими социально-экономическими факторами (Bakhit M. A. The Christian Population of the Province of Damascus in the Sixteenth Century // Christians and Jews in the Ottoman Empire. N. Y.; L., 1982. P. 23).
Из исторических записей Антиохийских патриархов Макария III и Кирилла V аз-Заимов известны имена 5 митрополитов М., живших в XVII в. Из-за сокращения христианского населения в регионе епархия М. часто объединялась с соседними престолами Кары и Ябруда. В нач. XVIII в. митрополит М. уехал за милостыней на грузинские земли и остался там; в результате патриарх Афанасий III Даббас в 1724 г. присоединил М. к епархии Сайднайского митрополита. В XVIII-XIX вв. Селевкийская епархия, в состав к-рой входила М., включала также селения Сайдная, Захле, Эз-Забадани и др.; резиденцией Селевкийского митрополита были Сайдная или Захле. В 1930 г. М. была присоединена к патриаршему диоцезу Дамаска.
Архидиак. Павел Алеппский, описывая свое паломничество в Иерусалим в 1642 г., упоминал посещение ц. первомц. Феклы в М. и мон-ря мч. Сергия, «известного необычайными чудотворениями». Наиболее раннее подробное описание М. принадлежит Григоровичу-Барскому, побывавшему там в окт. 1728 г. В то время часть населения М. уже перешла в ислам. Действовали 3 церкви, где поочередно служили 5 священников: приходская в селе (согласно колофонам рукописей, она имела посвящение во имя св. Леонтия (Триполийского?)), пещерная во имя первомц. Феклы и храм мч. Сергия в мон-ре на верхнем плато. Мощи первомц. Феклы были объектом поклонения не только окрестных христиан, но и мусульман, веривших в целебную силу масла из кандила, висевшего перед иконой святой. Сами мощи не выставлялись напоказ, а были замурованы в боковой расселине пещеры из опасения проявлений агрессии со стороны мусульман, не получивших ожидаемого исцеления, а также чтобы уберечь реликвию от католиков, незадолго до того пытавшихся ее похитить. Пещерный храм не имел никаких украшений «страха ради агарян». Мон-рь мч. Сергия стал необитаем из-за постоянных вымогательств со стороны мусульм. путников, проходивших по Дамасской дороге, «иже в странах тех ясти и пити обыкоша от монастырей». Строения находились в аварийном состоянии, священники из села отпирали церковь и служили там, только когда приходили паломники.
Если при Григоровиче-Барском число униатов в М. было незначительным («иже нововселишася»), то в последующие годы католическая проповедь привлекла большинство жителей селения. В 1732 г. монастырь мч. Сергия был восстановлен и заселен монахами мелькитского ордена аль-Мухаллисийя. Часть христиан М. фактически вышла из-под юрисдикции православного Антиохийского патриарха. Попытка патриаршего вакиля (уполномоченного) Джурджиса в 1767 г. собрать подати в селении вызвала бунт, и вакиль с трудом спасся (Brayk. 1982. P. 96). В XVIII-XIX вв. М. входила в состав разных епархий Мелькитской католической Церкви с центрами в Каре, Хомсе, Ябруде.
В описаниях Павла Алеппского и Григоровича-Барского говорится только о ц. первомц. Феклы, но не о мон-ре, возникшем вокруг нее. Возможно, появление обители относится к более позднему времени. Под 1756 г. свящ. Михаил Брейк сообщает об обновлении ц. св. Иоанна Предтечи, стоявшей в центре мон-ря первомц. Феклы (Ibid. P. 47), т. е. мон-рь уже существовал ранее этой даты. По данным XIX в., он имел статус ставропигиального.
В нояб. 1843 г. М. посетил архим. Порфирий (Успенский). Он оставил нелицеприятное описание запустения, царившего в мон-ре первомц. Феклы, и весьма критическую характеристику игум. Захарии, кипрского грека, больше похожего на властного и воинственного шейха, чем на настоятеля обители. Паломничество в мон-рь, в т. ч. мусульман, продолжалось. Мощи первомученицы по-прежнему были замурованы в скале. Уже сложилось представление о недопустимости видеть их, подобно сокрытой иконе Богоматери в соседнем Сайднайском монастыре. Существовала легенда, что некий игумен, попытавшийся добраться до мощей, был остановлен землетрясением. В обители жили игумен и диакон; 2 послушника занимались сбором подаяний на окрестных землях. Мон-рь владел стадами коз, пахотными угодьями, виноградником и масличными деревьями. В 30-х гг. XIX в. там была построена гостиница для паломников.
В униат. киновиальном мон-ре мучеников Сергия и Вакха, по данным архим. Порфирия, жили 10 монахов, но бóльшая их часть отсутствовала по хозяйственным нуждам. Подаяния богомольцев были невелики, и монастырь выживал за счет своих земельных владений, сдававшихся в аренду феллахам, и финансовой поддержки со стороны главного мелькитского мон-ря Дайр-эль-Мухаллис под Сайдой. В мон-рях конгрегации аль-Мухаллисийя проходила периодическая ротация монашествующих. Именно для монастырской церкви мч. Сергия в 1813 г. написал ряд хранящихся здесь икон Михаил Полихронис, крупнейший иконописец, работавший на Ближ. Востоке в нач. XIX в. (Agnès-Mariam de la Croix. 2006. P. 162-163, 170).
В окт. 1850 г. в ходе подавления османами мятежа эмира Баальбека Мухаммада Харфуша тур. войска разграбили М., где мятежники пытались найти укрытие. Игум. Захария, спасая женщину от насилия, был смертельно ранен. Селение подверглось нападению и во время антихристианских выступлений в Сирии в 1860 г.
Во 2-й пол. XIX-XX в. М. привлекала внимание ученых как один из последних ареалов бытования разговорного западного новоарамейского языка. Помимо М. этот язык употребляется в соседних деревнях Бахъа и Джубъадин, жители к-рых перешли в ислам в XVIII в. Население всех 3 деревень двуязычное: также используется местный араб. диалект. По состоянию на кон. XX в. в регионе насчитывалось, по разным данным, от 6 до 18 тыс. носителей арам. языка, хотя молодое поколение жителей Бахъа уже не умело правильно говорить по-арамейски, сохраняя только понимание этого языка. В церквах М. в прошлом сохранялось значительное число сирийских рукописей, однако в сер. XIX в. невежественный епископ, опасавшийся, что эти тексты дадут повод сиро-яковитам претендовать на церковные здания, приказал сжечь все сир. книги; уцелело лишь неск. манускриптов.
В 40-х гг. XX в. в М. насчитывалось 2 тыс. жителей, 5 священников, несколько церквей и 4-5 монахов в монастырях мучеников Сергия и Вакха и первомц. Феклы. Данные о демографии М. нач. XXI в. противоречивы. Одни источники сообщают, что население примерно поровну состоит из мусульман, мелькитов и православных, другие утверждают, что мусульмане составляют до половины жителей, третьи - что преобладают католики. Местные мусульмане так же, как и христиане, говорят по-арамейски. Наблюдается значительный отток населения в Бейрут и Дамаск; лишь в летние месяцы выходцы из М. возвращаются из больших городов на родину, и ее население увеличивается с 1-2 до 5 тыс. чел. Оба монастыря были преобразованы в жен. обители. На праздники Воздвижения Креста (14 сент.), первомц. Феклы (24 сент.) и мучеников Сергия и Вакха (7 окт.) М. становится центром паломничества окрестного христианского населения.
В ходе гражданской войны в Сирии М. дважды захватывали боевики исламистской террористической группировки «Джабхат ан-Нусра» - в сент. 2013 г. и дек. 2013 - апр. 2014 г. Бои за селение привели к значительным разрушениям, пострадали и оба мон-ря. В сент. 2013 г. боевиками был разграблен мон-рь мучеников Сергия и Вакха на верхнем плато. Иконы (в частности, образ мучеников Сергия и Вакха XIII в.) были утрачены, древние алтари разбиты. Монахини нашли убежище в монастыре первомц. Феклы. Во время следующего захвата селения боевики взяли в заложницы 16 монахинь и послушниц этого мон-ря вместе с игум. Пелагией (Сайяф). Их обменяли на родственников боевиков через 3 месяца. В настоящее время в монастырях М. и в самом селении ведутся восстановительные работы.
Язык жителей М. и диалекты жителей близлежащих деревень Бахъа и Джубъадин - единственные представители зап. подгруппы новоарам. диалектов (точное количество существующих вост. новоарам. диалектов не установлено, их известно ок. 200). На среднеарам. этапе (по классификации К. Байера - со II в. по Р. Х. до эпохи араб. завоеваний) западноарам. подгруппа была представлена 3 лит. языками: иудейским палестинским, христианским палестинским и самаритянским. Одним из диалектов иудейского палестинского арамейского языка был галилейский арамейский, с большой вероятностью это родной язык Иисуса Христа. Распространенное обозначение языка М. как «языка Иисуса» имеет под собой нек-рые основания в том смысле, что диалект М. генеалогически более близок к галилейскому арамейскому, чем к к.-л. из новоарамейских языков вост. подгруппы.
Язык М. бесписьменный. Его корпус, зафиксированный полевыми лингвистами, состоит преимущественно из фольклорных повествований, рассказов носителей об интересных случаях из жизни и т. п. Наиболее важный вклад в изучение языка М. принадлежит совр. нем. арабисту-диалектологу В. Арнольду (Гейдельберг). Стандартные описания грамматики языка М. были составлены А. Шпиталером (Spitaler. 1938) и Арнольдом (Arnold. 1990. Bd. 5; сравнительное описание 3 зап. новоарам. диалектов), который также является автором базового учебного пособия по этому языку (Idem. 1989).
Среди всех новоарамейских языков только в диалектах М., Бахъа и Джубъадин сохранились старые суффиксальное ( ) и префиксальное ( ) спряжения. Эта архаичность глагольной системы, вероятно, вызвана влиянием сирийского диалекта араб. языка. Последнее проявилось также в фонологии (перенос ударения в императиве на последний слог; заимствование ряда фонем), словообразовании (использование моделей араб. глагольных пород VII и VIII) и лексике (по предварительным подсчетам Л. Е. Когана, арабизмы в языке М. составляют более половины лексикона). Среди важнейших инноваций языка М.- специальная форма для выражения результативного значения («перфект» по терминологии Арнольда), к-рая этимологически представляет собой спрягаемое результативное отглагольное прилагательное.