(† 1216), еп. Ростовский (1214-1216). В кон. XII в. принял постриг в Киево-Печерском Успенском мон-ре (см. Киево-Печерская лавра) и был иноком этой обители в течение 5 лет - «чернечьствовал... добре исправно» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 439). Затем, в 1201-1202 гг., стал игуменом ростовского Петровского мужского монастыря (в г. Ростове Великом, ныне Ростов Ярославской обл.) и оставался им 13 лет. Ко времени своей архиерейской хиротонии П. стал духовником Ростовского блгв. кн. Константина Всеволодовича.
В 1214 г., после того как Ростово-Суздальский еп. Иоанн «отписася» от своей кафедры, по решению кн. Владимирского мч. Георгия (Юрия) Всеволодовича епархия была разделена. 10 нояб. 1214 г. митр. Киевский Матфей поставил на вновь учрежденную Владимиро-Суздальскую епархию кандидата кн. Юрия Всеволодовича - игумена владимирского в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужского монастыря свт. Симона, а на Ростовскую епископию был поставлен П., кандидат кн. Константина Всеволодовича. 28 янв. 1215 г. П. вернулся в Ростов (Там же. Стб. 438). Неизвестно, был ли он причастен к закладке каменной ц. в честь св. князей Бориса и Глеба на ростовском дворе кн. Константина Всеволодовича (Там же). Как отметил Я. Н. Щапов, «после появления в Северо-Восточной Руси двух епископий... ростовский епископ продолжал осуществлять власть над Ростовским, Переяславским, Угличским и Ярославским княжествами» (Щапов. 1989. С. 52).
Скончался П., вероятнее всего, до 9 апр. 1216 г., когда кн. Константин выступил против своего брата Юрия (в текстах, посвященных Липицкой битве, происшедшей в том же году, П. не упом.). Погребен кн. Константином и свт. Симоном «и со всеми черноризци» у ростовского Успенского собора.
Сообщая о кончине П., летописец (автор продолжения владимирской летописи, составленного при Ростовской кафедре) характеризует его как «избраника Божиего» и «истинного пастыря, а не наимника» и пишет, что почивший епископ отличался мн. добродетелями: ему не было свойственно любостяжание, он, подражая свт. Иоанну Златоусту, обличал «грабителя и мздоимца», заботился о сиротах, вдовицах и «убогих», был смирен, кроток и «исполнен книжнаго ученья» (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 439).