Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ПАФНУТИЙ
55, С. 110-112 опубликовано: 2 февраля 2024г.


Содержание

ПАФНУТИЙ

Прмч. Пафнутий Тентирский. Роспись ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница. Ок. 1320 г.
Прмч. Пафнутий Тентирский. Роспись ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница. Ок. 1320 г.

Прмч. Пафнутий Тентирский. Роспись ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница. Ок. 1320 г.
[Греч. Παφνούτιος] († нач. IV в.), прмч., и с ним 546 мучеников (пам. 25 сент.; пам. греч. 25 сент.), из г. Гентирия (Тентира, ныне Дандара, Египет). Греч. Мученичество П. написано не позднее V в., о чем свидетельствует датируемый этим временем фрагмент папируса из Оксиринха, к-рый содержит отрывок одной из редакций (BHG, N 1418z) данного текста (Camelli. 1912). Др. редакция (BHG, N 1419) впервые опубликована И. Делеэ по единственной известной ему рукописи (Vat. gr. 1660, 916 г.). Болландист Делеэ указал, что Мученичество было составлено в К-поле в нач. X в. и отличается от редакции, представленной на фрагменте папируса, более изящным стилем и нек-рыми исправлениями, к-рые анонимный автор сделал для того, чтобы адаптировать текст для современного ему читателя. Делеэ отнес это Мученичество, не имеющее исторической достоверности, к «эпическому» жанру (Delehaye. 1922. P. 136). В сер. XVI в. эта редакция была переведена на лат. язык Луиджи Липпомано, к-рый издал текст под 28 апр. (Sanctorum priscorum patrum vitae / Ed. A. Lipomanus. Venetiis, 1558. Vol. 7. Fol. 144-148v; переизд: ActaSS. Sept. T. 6. P. 683-688). Ныне обнаружены еще 2 греч. рукописи, содержащие эту редакцию Мученичества (Vat. gr. 1853, X в.; Brux. Bibl. royale. 8230 (3335), XVII в.).

Известно копт. Мученичество П.: на бохайрском диалекте (BHO, N 840) сохранилось только начало текста в рукописи Vat. copt. 59 (нач. X в.), к-рое совпадает с греч. редакцией Мученичества (BHG, N 1419); на саидском диалекте текст также сохранился не полностью, найден среди рукописей мон-ря Дейр-эль-Балаиза в Асьюте (В. Египет) и датируется VI-VII вв. (Papaconstantinou. 2001. P. 165-166). Сир. версия Мученичества (BHO, N 839) также по содержанию близка к греч. редакции BHG, N 1419.

Согласно греч. Мученичеству, при имп. Диоклетиане (284-305) Ариан (Арриан - правитель Антинои, столицы пров. Фиваида) начал разыскивать христиан по всему Египту, чтобы принудить их принести жертвы идолам. Ариан прибыл в Гентирию, где ему доложили об анахорете П., муже, известном своей праведностью, к-рый не почитал языческих богов и противился имп. постановлениям. Ариан послал 200 воинов схватить П. Ангел Господень предупредил об этом отшельника, пообещал ему помощь, привел к берегу Нила и стал невидимым. В это время правитель находился у реки. П. добровольно предстал пред ним и открыто заявил, что с детства почитает Христа Истинным Богом. Ариан приказал заковать П. и бросить в темницу. На следующий день, когда отшельник пришел на суд, цепи сами собой спали с его рук и ног. Правитель приказал доставить всевозможные орудия пыток, чтобы устрашить П. и принудить его к жертвоприношению. Однако тот сказал, что монашеская жизнь полна еще больших мучений. Тогда П. подвергли столь жестоким пыткам, что его внутренности выпали, но ангел исцелил отшельника, так что на его теле не осталось никаких увечий. Дионисий и Каллимах - воины, истязавшие подвижника, увидев это чудо, уверовали во Христа и тотчас были обезглавлены. П. вновь заключили в темницу, куда заточили 40 высокопоставленных подданных Ариана, к-рые не выполнили его повелений. Ночью они увидели яркий свет и подумали, что это пожар. Однако оказалось, что свет исходил из места, где находился П. Он обратил подданных Ариана ко Христу, вместе с ними отправился из тюрьмы к правителю, но около судейского места чудесным образом стал невидимым. За исповедание Христа 40 новообращенных были сожжены в ямах за пределами города. П. присутствовал на их казни, после чего пришел в дом Нестория, богатого жителя Гентирии, и проповедовал там Христа. Несторий, его жена и дочь Стефана (Стефанида), к-рой было 18 лет, уверовали в Бога и последовали за отшельником к правителю. Ангел удалил П. с места суда, когда Ариан хотел схватить его. Вначале правитель приказал пытать Стефану в присутствии родителей, к-рые ободряющими словами помогали ей мужественно переносить страдания. Дева была казнена. Несторий и его жена похоронили дочь, а затем были обезглавлены. П. встретил 16 отроков-учеников, родители к-рых недавно приняли мученическую кончину в числе 40 подданных Ариана. Благодаря проповеди подвижника дети также решили пострадать за веру. Вместе с ним они отправились к правителю, но во время суда Св. Дух удалил П. оттуда. Самый юный, 13-летний отрок бросил в огонь на глазах у Ариана имп. постановление с перечислением 70 божеств, к-рым следует поклоняться, и исповедовал Христа Единым Богом. Разгневанный правитель повелел сжечь мальчика заживо, а др. детей вывести за городские ворота и умертвить копьями. На берегу Нила П. обратил к вере 80 рыболовов, к-рые также вместе с ним направились к правителю. На этот раз воинам Ариана удалось связать П., рыболовы исповедовали Христа и были забиты насмерть за городом. Ариан приказал четвертовать П. на колесе, а его останки положить на крыле языческого храма, чтобы птицы склевали их. Однако ангел Божий оберегал останки святого, затем Сам Господь в сопровождении архангелов Михаила и Гавриила спустился с небес и воскресил П. По повелению Божию подвижник пришел к Ариану и обличил его в нечестии. Препозит Евсевий, увидев воскресшего П., уверовал во Христа вместе с 400 воинами. Все они открыто объявили себя христианами. Ариан приказал бичевать Евсевия и сказал ему, что специально подвергнет его долгим пыткам, чтобы тот вновь поклонился идолам. На это препозит заявил, что Ариан не сможет ни есть, ни пить, пока не вынесет ему смертный приговор. Так и произошло. Один из приближенных правителя посоветовал ему оставить Гентирию, т. к. весь город, по его словам, находится под властью магии П. Напуганный Ариан повелел сжечь заживо Евсевия и 400 воинов. После этого он сел на корабль, взяв с собой П. Правитель велел бросить подвижника в реку, привязав к его шее мельничный жернов. Однако П. оказался поверх жернова и плыл на нем по Нилу, словно на плоту. Тогда Ариан отправил П. в сопровождении 4 воинов к имп. Диоклетиану, чтобы тот сам вынес ему приговор. Спустя много дней они прибыли к императору, к-рый, прочитав послание Ариана о деяниях П., тотчас приказал распять отшельника на пальме, что и было исполнено в 20-й день месяца бармуда (15 апр.). Воины, казнившие П., также уверовали во Христа, за что Диоклетиан велел их обезглавить.

Прмч. Пафнутий Тентирский. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я пол. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 66)
Прмч. Пафнутий Тентирский. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я пол. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 66)

Прмч. Пафнутий Тентирский. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я пол. XI в. (Vat. gr. 1613. P. 66)
Место мученической кончины святого в тексте не указано. Возможно, П. пострадал в Антиное, поскольку в копт. Мученичестве Апатера и его сестры, Эраи (Ираиды), казненных в этом городе при имп. Диоклетиане, упоминается о суде над П. (Les actes des martyrs de l'Égypte / Éd., transl. H. Hyvernat. P., 1886. P. 96, 105-106).

В копт. и визант. церковных календарях память П. указана под разными датами. В копто-араб. Синаксаре (XIII-XIV вв.) под 20 бармуда (15 апр.) приводится сказание о П. (араб. Бабнуда), детали к-рого частично совпадают с деталями Мученичества; при этом родина П. Дандара отождествляется с Эль-Бандарой, из пострадавших с П. упомянуты обращенные им Кирилл (вместо Нестория), его жена, дочь и 12 мальчиков; указывается, что во время распятия П. на пальме выросли 12 новых ветвей (SynAlex. Vol. 4. P. 316-317; это сказание перешло и в эфиоп. Синаксарь под соответствующей датой - 20 миязья: Le synaxaire éthiopien: Mois de miya zya  / Ed. G. Colin. Turhout, 1995. P. 550-551. (PO; T. 46. Fasc. 4)). Память мученической кончины П. также отмечена под 6 башанса (1 мая; SynAlex. Vol. 4. P. 360), под 27 бауна (21 июня) П. фигурирует в сказании о мч. Фоме из Шиндалата как пострадавший вместе с ним (Ibid. Vol. 5. P. 602-603), а под 11 кихака (7 дек.) поминается мч. Птолемей, сын Нестория из Дандары, и рассказывается о его встрече с П. (Ibid. Vol. 2. P. 426-430). Об этой же встрече повествуется в Мученичестве Птолемея (BHO, N 1011), сохранившемся во фрагментах. Птолемей пришел к П., чтобы стать отшельником. Но тот, предвидя его мученический путь, отослал Птолемея к авве Дорофею. В рукописи IX - нач. X в. (NY Morgan. M 581. Fol. 1v) сохранилось изображение Птолемея на коне и П.- в монашеском одеянии. Святые в знак приветствия протягивают друг другу правую руку.

В неаполитанском Мраморном календаре IX в. память П. отмечена под 20 апр. (Delehaye H. Hagiographie Napolitaine // AnBoll. 1939. Vol. 57. P. 18, 20). В палестино-груз. календаре X в. под 20 апр. обозначена память П., к-рый назван пресвитером и мучеником; под 25 и 26 сент. упоминается П. без к.-л. указаний (Sinait. iber. 34 - Garitte. Calendrier Palestino-Géorgien. P. 61, 92, 204, 339-340). Сохранился краткий синаксарный текст о П. на груз. языке: в XI в. прп. Георгий Святогорец перевел его с греч. языка и под 25 сент. включил в сб. Великий Синаксарь (НЦРГ. А. 97; НЦРГ. А 193; НЦРГ. Н 2211; Hieros. Patr. iver. 24-25; Sinait. iber. 4; Ath. Iver. georg. 30, все XI в.) (Габидзашвили. Переводные памятники. 2004. Т. 1. С. 311).

В большинстве визант. Синаксарей день памяти П. и краткое сказание о нем, составленное на основе Мученичества, содержатся под 25 сент. Согласно Синаксарю К-польской ц. (архетип кон. X в.), преподобный род. в Гентирии и много лет подвизался в пустыне. В Минологии имп. Василия II (1-я четв. XI в.) ошибочно говорится, что в тот же день с мучеником пострадали 547 христиан. Дата 25 сент., по мнению Делеэ, могла возникнуть в Синаксарях из-за того, что в тот же день в них поминаются прп. Евфросиния и ее отец - прп. Пафнутий, к-рый был отождествлен с П. (Delehaye. 1922. P. 83-84).

В слав. Прологе краткой редакции, переведенном с греч. языка в кон. XI или нач. XII в., память П. и сказание о нем, близкое по сюжету к сказанию из Минология имп. Василия II, содержится под 25 сент. (слав. и греч. текст см.: Славяно-рус. пролог по древнейшим спискам: Синаксарь за сент.-февр. М., 2010. Т. 1: Текст и комментарии. С. 118-120). Под этим же числом память святого и посвященное ему двустишие вошли в стишной Пролог, переведенный в Болгарии в XIV в. (Петков, Спасова. Стиш. Пролог. Т. 1. С. 85). В ВМЧ митр. Макария под 25 сент. также помещены память П. и сказание, в к-ром содержатся ошибочные сведения из Минология Василия II о том, что со святым пострадало 547 христиан (ВМЧ. Сент. Дни. 25-30. Стб. 1393, 1580). Свт. Димитрий, митр. Ростовский, внес в «Книгу житий святых» лишь память П. под этим числом ([Димитрий (Туптало), свт. Ростовский]. Книга житий святых. К., 1764. Кн. 1. Л. 129 об.). В совр. редакции «Житий святых» Димитрия Ростовского сказание о святом приводится.

В зап. «исторических» Мартирологах IX в. П. не упоминается. Впервые память святого появляется под 24 сент. в Римском Мартирологе, подготовленном П. Галезини. В нем говорится, что П. пострадал в Греции вместе с другими 547 христианами (Galesini P. Martyrologium S. Romanae Ecclesiae usui. Venetiis, 1578. P. 132v). В Римском Мартирологе кард. Ц. Барония (80-е гг. XVI в.) память святого также отмечена под 24 сент., неверное указание «в Греции» исправлено на «в Египте». Согласно заметке, П., услышав о том, что множество христиан заключены в оковы, по повелению Св. Духа добровольно явился к префекту и исповедовал христ. веру. Он был подвергнут пыткам на дыбе, затем в числе многих др. христиан отправлен к имп. Диоклетиану. В совр. редакцию Римского Мартиролога память П. не внесена.

В скитах близ Латополиса (ныне Исна) обнаружены 2 копт. надписи с упоминанием П. Еще одна надпись, на греч. языке, обнаружена в мон-ре Епифания в Фиваиде (Papaconstantinou. 2001. P. 165-166).

Ист.: BHG, N 1418z - 1419a; BHO, N 839-840; SynCP. Col. 78-79, 616-619; ActaSS. Apr. T. 2. P. 757; Sept. T. 6. P. 681-688; Acta Martyrum / Ed. I. Balestri, H. Hyvernat. P., 1907. Vol. 1: [Textus]. P. 110-119; 1908. Vol. 1: [Versio]. P. 72-77. (CSCO. Copt. 3; 1); Bedjan. Acta. T. 5. P. 514-542; MartRom. P. 413; MartRom. Comment. P. 414; Cammelli L. Papiri greci e latini della Società italiana. Firenze, 1912. T. 1. P. 54-57; La Passion de Saint Paphnuce / Ed. H. Delehaye // AnBoll. 1922. Vol. 40. P. 328-342; PG. 117. Р. 72 [Минологий имп. Василия II]; SynCP. Col. 472-473; Νικόδημος. Συναξαριστής. Τ. 1. Σ. 200; ЖСв. Сент. С. 566; Μακαρ. Σιμων. Νέος Συναξ. Τ. 1. Σ. 295-297 (рус. пер.: Макар. Симон. Синаксарь. Т. 1. С. 343-346).
Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. 1901. Т. 2. С. 298; Т. 3. С. 394-395; Delehaye H. Les Martyrs d' Égypte // AnBoll. 1922. Vol. 40. P. 5-154; Sauget M.-J. Pafnuzio di Denderah e DXLVI compagni // BiblSS. 1966. Vol. 10. Col. 29-35; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 383; Papaconstantinou A. Le culte des saints en Égypte des Byzantins aux Abbassides: L'apport des inscriptions et des papyrus grecs et coptes. P., 2001.
А. Н. Крюкова

Иконография

Древнейшее в визант. искусстве изображение святого - миниатюра Минология имп. Василия II (Vat. gr. 1613. Р. 66, 1-я четв. XI в.). Под 25 сент. представлено мучение преподобного, распятого на дереве, стоящем между 2 горками. Пышная, поднимающаяся вверх крона может обозначать дерево определенной породы (напр., пальму); распятие совершено на укрепленной к стволу дерева поперечной перекладине, к к-рой прибиты руки инока. Святой облачен в хитон охряного цвета с длинными рукавами, на запястьях (зарукавьях) к-рой вышиты черные равноконечные кресты; на нем темная мантия, под к-рой - черного цвета схима. Его глава не покрыта, волосы седые и короткие, борода недлинная, разделенная на неск. кудрявых прядей. Святой скорбно смотрит в сторону, руки и ноги его истекают кровью. Наиболее ранний егип. пример изображения святого с именем Пафнутий - миниатюра из Синаксаря, принадлежавшего мон-рю во имя арх. Михаила в Хамули (ныне в б-ке П. Моргана; NY. Morgan. M 581. Fol. 1v; см.: Leroy. 1974. Pl. 37). Инок в песочного цвета тунике с длинными рукавами, расшитой крестами, подпоясанной, в плаще, края к-рого заправлены за пояс. На голове - высокая шапка; он показан седым старцем с короткими волосами и клиновидной бородой, в левой руке держит короткий посох и кувшин, чем напоминает изображения монахов, встречающих святых всадников, в росписях глиняных егип. сосудов (Xanthopoulou. 2010. P. 37, 39-42. Fig. 18, 25). На мелькитской иконе (1779, собр. К. Н. Абуссуан, Бейрут) изображена полуфигура П., к-рому является ангел (в левом верхнем углу); святой облачен в монашеские одежды, голова покрыта куколем, в руках небольшой кодекс; очевидно, под влиянием европейских или поствизантийских греч. гравюр в стиле маньеризма или барокко корпус святого написан в резком повороте назад, что придает всей композиции динамизм и одновременно декоративность.

Лит.: BiblSS. Vol. 10. Col. 25; Leroy J. Les manuscrits copts et coptes-arabes illustrés. P., 1974; LCI. Bd. 10. Col. 115; Филимонов. Иконописный подлинник. С. 159; Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 26; Xanthopoulou M. Martyrs, Monks and Musicians: Two enigmatic Coptic Vases in the Benaki Museum and Their Parallels // Μουσείο Μπενάκη. Αθήναι, 2010. Vol. 10. P. 19-51.
М. А. М., Э. П. И.
Ключевые слова:
Святые Русской Православной Церкви Святые Греческих Православных Церквей Преподобномученики Русской Православной Церкви Иконография преподобномучеников и преподобномучениц Пафнутий († нач. IV в.), преподобномученик, и с ним 546 мучеников (пам. 25 сент.; пам. греч. 25 сент.)
См.также:
АНДРЕЙ КРИТСКИЙ († 767), прмч. (пам. 17 окт., пам. греч. 19, 20, 21 окт.)
ЕВФИМИЙ НОВЫЙ ИЗ ДИМИЦАНЫ († 22.03.1814), прмч. Афонский (пам. 1 мая, пам. греч. 22 марта)
АГАФАНГЕЛ ЭСФИГМЕНИТ (Афанасий; † 1818), прмч. (пам. греч. 19 апр., 29 окт., в Соборе, на Афоне просиявших)
АДРИАН ПОШЕХОНСКИЙ (нач. XVI в.–1550), прмч. (пам. 5 марта, 19 нояб. - обретение мощей и в Соборе Ростово–Ярославских святых)
АКАКИЙ НОВЫЙ из Нивори († 1816), прмч. Афонский (пам. 1 мая; во 2-ю неделю по Неделе всех святых – Собор преподобных, на Афоне просиявших)
АНАСТАСИЙ (кон. XII-нач.XIII вв.), прмч. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 22 янв., 28 сент. – в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в неделю 2-ю Великого Поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших)
АНАСТАСИЙ ПЕРСИЯНИН († 628), прмч. (пам. 22 и 24 янв.)
АНАСТАСИЙ СИНАИТ ( нач. VII в.- после 701), игум. мон-ря вмц. Екатерины на Синае, богослов и церк. деятель, прп. (пам. 20 апр. и в Соборе Синайских преподобных; пам. греч. 21 апр.)
АНАСТАСИЯ РИМЛЯНЫНЯ († ок. 250 или 256), прмц. (пам. 29 или 30 окт., пам. греч. 12 окт.)
АФИНОДОР († 304), прмч. Месопотамский, (пам. 7 дек., пам. греч. 19 дек.)