Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ПАТРИКИЙ
55, С. 60-61 опубликовано: 25 января 2024г.


ПАТРИКИЙ

(Петров Павел Петрович, 5.03.1877, дер. Дьяконово (Дьяково) Кологривского у. Костромской губ.- 24.03.1933, с. Георгиевка Алма-Атинской обл. (ныне Кордай Жамбылской обл., Казахстан)), преподобноисп. (пам. 11 марта, в Соборе Валаамских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), иером. Род. в крестьянской семье. Был призван на срочную военную службу, во время к-рой окончил в 1899 г. ротную школу при 161-м Александропольском полку в г. Могилёве. Был произведен в младшего унтер-офицера. После окончания службы поступил 25 сент. 1904 г. на испытание в Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, 2 июня 1910 г. был зачислен туда послушником. 25 июня 1915 г. пострижен в монашество с именем Патрикий. Проходил в мон-ре послушание плотника. В том же году был мобилизован в армию.

С 1917 г. пребывал в Петрограде (с 1924 Ленинград, ныне С.-Петербург) на Валаамском монастырском подворье на Васильевском о-ве, где при храме (часовне) во имя святых Сергия и Германа Валаамских в 1919 г. была создана приходская община. П. являлся казначеем подворья. В связи с прекращением связи с оказавшимся на территории Финляндии Валаамским мон-рем П. руководил всей жизнью подворья вместе с переехавшим из Валаама преподобноисп. Арефой (Митрениным). В формулярной ведомости Валаамского мон-ря за 1927-1931 гг. П. значится «монахом Патрикием с Петроградского подворья». По некоторым сведениям, валаамская община на Васильевском о-ве с 1928 г. принадлежала к «непоминающим». В кон. 20-х - нач. 30-х гг. ХХ в. П. был рукоположен во диакона, затем во иерея (предположительно в Александро-Невской лавре).

В ночь на 18 февр. 1932 г. П. арестовали вместе со всей братией Валаамского подворья (9 чел.). В эту ночь сотрудники ОГПУ задержали ок. 500 чел.- почти всех еще остававшихся в Ленинграде и пригородах монашествующих, послушников и связанных с ними мирян. Из-за большого количества арестованных следственные органы возбудили несколько отдельных дел. Валаамские иноки проходили по одному из подобных дел, объединявшему ок. 60 подследственных, в т. ч. 14 насельников Александро-Невской лавры, 6 монахов из подворья Киево-Печерской лавры, 12 насельниц Воскресенского Новодевичьего мон-ря, 13 монахинь Иоанновского мон-ря и др. На единственном допросе 11 марта 1932 г. П. сказал: «Не симпатизирую советской власти, как власти безбожной» и добавил, что, «несмотря на все мероприятия безбожников-антихристов», верующих и сейчас очень много, храм Валаамского подворья на Васильевском о-ве посещает ок. 200 чел., а «в первое время после революции было еще больше». В наст. время, по словам П., целью его деятельности является удержание хотя бы этого числа верующих и духовное воспитание их в соответствии со Словом Божиим. На эту тему и произносятся проповеди, «но кто говорит, я не знаю и не помню». По словам П.: «В общежитии-монастыре… жили все в одном доме, была общая кухня, где собирались вместе обедать и толковали о неизбежности падения советской власти в скором времени. Но кто этот разговор начинал, я не помню, а также кто был инициатором этого, я не знаю» (Архив УФСБ РФ по С.-Петербургу и Ленинградской обл. Д. П-75829. Т. 1. Л. 211 об.- 212). Согласно обвинительному заключению, арестованные, в т. ч. валаамские монахи, «создали нелегальные монашеские общежития и превратили их в места сосредоточения контрреволюционных элементов и в источники распространения церковно-монархических сочинений, гимнов, контрреволюционных стихов и всяких провокационных контрреволюционных слухов. В сознание верующих систематически внедрялось учение черносотенных теоретиков о примате «бога-царя и царя земного». Поддерживали тесную связь с заключенным в концлагеря ссыльным духовенством путем переписки, посылки денег и продуктов. Устраивая нелегальные богослужения, анафематствовали (проклинали) Советскую власть, стремясь к реставрации монархического строя» (Там же. Т. 2. Л. 453-454).

22 марта 1932 г. выездной сессией Коллегии ОГПУ П. был приговорен за «контрреволюционную агитацию, распространение литературы церковно-монархического характера» к 3 годам ссылки в Казахстан. Был отправлен в с. Георгиевка на границе Казахстана и Киргизии. Через год скончался в ссылке, был погребен в безвестной могиле.

Имя П. внесено в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской определением Синода РПЦ от 27 дек. 2000 г.

Арх.: Архив УФСБ РФ по С.-Петербургу и Лен. обл. Д. П-75829. Т. 1-2; ЦГА СПб. Ф. 47. Оп. 2. Д. 6. Л. 55-56.
Лит.: Осипова И. И. «Сквозь огнь мучений и воды слез...». М., 1998. С. 355-356; ЖНИР. Март. С. 127-128; Шевченко Т. И. Валаамцы в Соборе Новомучеников и Исповедников Земли Русской // Мат-лы V Валаамских образоват. чт. Валаам, 2016. С. 218; Синодик гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных священно-, церковнослужителей, монашествующих и мирян Сев.-Запада России. СПб., 2017. С. 64; Шкаровский М. В. Санкт-Петербургские подворья Валаамского мон-ря и подвиг их новомучеников. Валаам, 2018. С. 142-143.
М. В. Шкаровский
Ключевые слова:
Святые Русской Православной Церкви Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской (воскресенье 25 января или ближайшее после 25 января) Собор Валаамских святых Преподобноисповедники Русской Православной Церкви Патрикий (Петров Павел Петрович, 1877 - 1933), иеромонах, преподобноисповедник (пам. 11 марта, в Соборе Валаамских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)
См.также:
ГАВРИИЛ (Игошкин Иван Иванович; 1888-1959), архимандрит, прписп. (пам. 5 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)
ГЕОРГИЙ (Лавров Герасим Дмитриевич; 1868-1932), архим., преподобноисп. (пам. 21 июня, 28 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)
ИЕРЕМИЯ (Леонов Иван Михайлович; 1876 - 1918), мон., прмч. (пам. 1 янв. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских, в Соборе Валаамских святых)
ИОАНН (Кевролетин Иван Афанасьевич; 1875-1961), иеросхим., преподобноисп. (пам. 14 янв. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)
ИРАКЛИЙ (Мотях (Митяха) Иосиф (по др. данным, Сергей); 1863 - 1937), преподобноисп. (пам. 28 мая, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников и исповедников Казахстанских), схим.
МАТРОНА (Власова Матрена Григорьевна; 1889-1963), мон., преподобноисп. (пам. 25 окт., в Соборе Дивеевских святых, в Соборе Нижегородских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)
НИКОН (Беляев Николай Митрофанович; 1888-1931), иером., преподобноисп. (пам. 25 июня, в Соборе Оптинских преподобных старцев, в Соборе святых Архангельской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)
ПАРАСКЕВА (Матиешина Параскева Федоровна; 1890 (по др. данным, 1888) - 1953), мон., преподобноисп. (пам. 22 нояб., в Соборе Московских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)
АВГУСТА (Защук Лидия Васильевна; 1871-1938), схимон., прмц. (пам. 26 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)
АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых)