Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ПАТРИКИЙ
55, С. 57-59 опубликовано: 25 января 2024г.


Содержание

ПАТРИКИЙ

Сщмч. Патрикий, еп. Прусский. Миниатюра из Феодоровской Псалтири. 1066 г. (Bond. Brit. Lib. Add. 19352. Fol. 76v)
Сщмч. Патрикий, еп. Прусский. Миниатюра из Феодоровской Псалтири. 1066 г. (Bond. Brit. Lib. Add. 19352. Fol. 76v)

Сщмч. Патрикий, еп. Прусский. Миниатюра из Феодоровской Псалтири. 1066 г. (Bond. Brit. Lib. Add. 19352. Fol. 76v)
[Греч. Πατρίκιος], сщмч. (пам. 19 мая; пам. греч. 19 мая), еп. Прусы (ныне Бурса, Турция). Сведения о П. содержатся в Мученичестве, написанном на греч. языке и сохранившемся в неск. редакциях. Одна из редакций (BHG, N 1432) и ее лат. перевод были опубликованы в «Acta Sanctorum» в 1675 г., греч. текст взят из поврежденной рукописи X-XI вв. (Laurent. IX. 14. Fol. 19-22). Ф. Алькен в 1960 г. переиздал 1-ю ред. Мученичества, опираясь на 5 манускриптов IX-XII вв., а также впервые опубликовал еще одну версию (BHG, N 1432a), известную по единственной рукописи XII в. (Bodl. Baroc. 240. Fol. 161v-164v). Алькен отметил, что сюжет Мученичества отличается оригинальностью, тогда как его историческая достоверность ничем не подтверждается. И. Делеэ отнес Мученичество к «легендарным», но имеющим в основе исторический документ (Delehaye. Légendes. P. 114-115).

Мученичество сщмч. Патрикия, еп. Прусского. Роспись ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница. Ок. 1302 г.
Мученичество сщмч. Патрикия, еп. Прусского. Роспись ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница. Ок. 1302 г.

Мученичество сщмч. Патрикия, еп. Прусского. Роспись ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница. Ок. 1302 г.
Согласно 1-й ред. текста, П. был епископом Прусы в Вифинии (область в М. Азии) при проконсуле Иулии, к-рый ревностно почитал языческих богов. Однажды проконсул, придя к горячим источникам, принес жертву Асклепию и его дочери, богине здоровья Гигии. Омывшись в источниках и воссев на судейском кресле, Иулий приказал привести П. для допроса и стал убеждать его поклониться идолам. Вместо того чтобы подчиниться, епископ начал проповедовать Христа, подкрепляя свою речь отрывками из ВЗ и НЗ. Затем проконсул спросил П., кто, по его мнению, создал горячие целительные источники. Епископ попросил допустить на допрос народ и подробно изложил христ. учение о сотворении мира, рае и аде и о Страшном Суде, при этом цитируя «Илиаду» Гомера. Тогда Иулий повелел ввергнуть П. в кипящую воду, сказав, что, если Христос и вправду Истинный Бог, Он избавит епископа от смерти. Капли, брызнувшие из источника, сильно обожгли солдат, исполнявших приказание Иулия, П. же, проведя в источнике много часов, остался невредим. Видя это, разгневанный проконсул повелел отрубить епископу голову. Святой скончался 19 мая и был похоронен христианами в «общественном водном канале» (возможно, имеется в виду место мученической кончины святого, недалеко от резервуара с водой или общественных бань - Halkin. 1960. P. 138. Not. 3).

Вторая ред. Мученичества написана более изящным стилем, но в общих чертах повторяет сюжет первой. Наиболее важным ее отличием является появление в повествовании 3 других христиан - Акакия, Менандра и Полиена, о к-рых сообщается лишь то, что они пострадали вместе с П.

Время кончины П., как и время составления Мученичества, неизвестно. Некоторые исследователи предполагают, что текст был написан под влиянием Мученичества сщмч. Пиония, пострадавшего при имп. Деции (249-251), где также упоминается проконсул Иулий и содержится пространная речь сщмч. Пиония о подземном огне.

Сведения о почитании П. датируются не ранее IX в. О нем упоминается в Хронике, написанной Георгием Амартолом во время правления имп. Михаила III (842-867) (Georg. Mon. Chron. P. 438-440). Его память отмечена под 19 мая в неаполитанском Мраморном календаре IX в. (Delehaye H. Hagiographie Nepolitaine // AnBoll. 1939. Vol. 57. P. 21-22) и в палестино-груз. календаре X в. (Sinait. iber. 34 - Garitte. Calendrier Palestino-Géorgien. P. 67, 228-229). Под этим же числом епископ упоминается вместе с Акакием, Менандром и Полиеном в Синаксаре К-польской ц. (архетип кон. X в.). Здесь большая часть заметки посвящена учению П., изложенному на основе Мученичества. В конце говорится, что синаксис мученикам совершался в К-поле, в ц. Пресв. Богородицы, в «тон Киру» (τῶν Κύρου) (SynCP. Col. 695; Janin. Églises et monastères. P. 193-195). В Минологии имп. Василия II (1-я четв. XI в.) под 19 мая Акакий, Менандр и Полиен названы учениками П. В нек-рых визант. Синаксарях память П. содержится под 17 мая (напр.: Ambros. B. 133. Supl., XII в.), под 29 апр. изложено его учение о Страшном Суде (напр.: Paris. Coislin. 223., 1301 г.). В Синаксаре 1172 г. (Lips. R. II. 25) под 30 апр. помещены тексты учения П. «о подземном огне и горячих водах» и сщмч. Пиония «о пламени, извергающемся из-под земли в различных местах и карающем», изложенные неким Григорием, который после 2-го Собора в Никее (787) видел извержение Везувия, длившееся 6 дней и остановленное лишь по молитвам Стефана II, еп. Неапольского (767-800). В греч. печатной Минее (Венеция, 1603) память П. и его слово о Страшном Суде содержатся под 28 апр.

При переводе греч. Синаксарей на слав. язык память П., Акакия, Менандра и Полиена, двустишие и краткое сказание о них были включены под 19 мая в слав. стишной Пролог. Под 28 апр. в Прологе помещены отдельная память П. и «повесть о Божественном Суде и о земных муках», изложенная со слов П. и сщмч. Пиония (Петков, Спасова. Стиш. Пролог. Т. 8. С. 75-76; Т. 9. С. 50-51). Под этим же числом память мучеников вошла в ВМЧ митр. Макария (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 174 [2-я паг.]). Свт. Димитрий, митр. Ростовский, внес в «Книгу житий святых» под 19 мая память П. и пострадавших с ним, к-рые названы пресвитерами ([Димитрий (Туптало), свт. Ростовский]. Книга житий святых. К., 1764. Кн. 3. Л. 479-480 об.).

В средневек. зап. церковных календарях память П. не обозначена. Впервые она появляется под 28 апр. в Римском Мартирологе, подготовленном П. Галезини (Martyrologium S. Romanae Ecclesiae usui / Ed. P. Galesinius. Venetiis, 1578. P. 60, 96v). В Римском Мартирологе кард. Ц. Барония (80-е гг. XVI в.) память П. и пострадавших с ним указана под этим же числом (MartRom. P. 159). В совр. редакции Римского Мартиролога П. и пострадавшие с ним не упоминаются.

По сведениям О. Мейнардуса, частицы мощей П. хранились в монастыре Св. Троицы на о-ве Халки (Meinardus O. F. A. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church // Oriens Chr. 1970. Bd. 54. S. 236).

Ист.: BHG, N 1432, 1432a-b, k, m-mb, n; ActaSS. Apr. T. 3. P. LXV-LXVI, 576-577; PG. 117. Р. 464-465; SynCP. Col. 637, 640, 641, 690-691, 695; Halkin F. Les deux passions de S. Partice évêque de Pruse en Bitynie // AnBoll. 1960. Vol. 78. P. 130-144; Νικόδημος. Συναξαριστής. Τ. 5. Σ. 104-107; ЖСв. Май. С. 581-587; Μακαρ. Σιμων. Νέος Συναξ. Τ. 9. Σ. 216-217; Τ. 10. Σ. 92-95 (рус. пер.: Макар. Симон. Синаксарь. Т. 3. С. 607-608; Т. 5. С. 251-252).
Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 124, 126, 149; Т. 3. С. 187-188; Mercati S. G. Intorno ad una citazione omerica nel martirio di San Patrizio vescovo di Prusa // Mélanges Bidez. Brux., 1934. Vol. 2. P. 613-618; Sauget J.-M. Patrizio, vescovo di Prusa, Acacio, Menandro e Polieno // BiblSS. Vol. 10. Col. 412-414; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 377-378.
А. Н. Крюкова

Иконография

Сщмч. Патрикий, еп. Прусский. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ. О.I.58. Л. 114 об.)
Сщмч. Патрикий, еп. Прусский. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ. О.I.58. Л. 114 об.)

Сщмч. Патрикий, еп. Прусский. Миниатюра из греко-груз. рукописи. XV в. (РНБ. О.I.58. Л. 114 об.)
Иконография П. представлена 2 вариантами: единоличным образом святого и сценой мучения одного П. или с сомучениками. В Ерминии иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733) в качестве предпочтительного определено изображение мученической кончины (под 21 мая): «Святые Патрикий, старец, Акакий и Менандр, с бородами едва показавшимися, и Полиен, без бороды, усечены мечом» (Ерминия ДФ. С. 211). Вне зависимости от типа изображения П. предстает в епископском облачении (фелонь, омофор); возрастная характеристика неустойчива и варьируется от образа средовека до образа старца.

Наиболее значительной в иконографии святого является миниатюра с его изображением в Феодоровской Псалтири (Brit. Lib. Add. 19352. Fol. 76v, 1066 г.). На правом поле листа П. показан в молении, седовласым старцем, к-рого из небесного сегмента благословляет десница Божия. Фигура (в развороте вправо; над нимбом надпись: «ἅ Πατρίκιος») помещена на листе с Пс 61, у его начальных строк (2-3): «Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение мое. Только Он - твердыня моя, спасение мое, убежище мое: не поколеблюсь более».

Основное число памятников, куда вошел образ святого,- минейного характера, под 19 мая встречаются оба типа изображения. В мучении П. показан на миниатюре в минологии с циклами двунадесятых праздников, созданном для деспота Фессалоники Димитрия I Палеолога (Bodl. gr. theol. f. 1. Fol. 40r, 1322-1340 гг.),- у ног П., над головой к-рого палач занес меч, лежат тела 2 его сомучеников. В настенных минологиях сцена усекновения глав П., Акакия и Полиена изображена в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (1317/18) и только П.- в ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница (ок. 1320) и ц. Вознесения мон-ря Дечаны (ок. 1350) (см.: Миjовић. Менолог. С. 279, 299, 338).

В сильно фрагментированном цикле на май в росписи ц. Сорока мучеников Севастийских в Тырнове (ок. 1230) сохранился ростовой образ П. (Миjовић. Менолог. С. 255). Так же, в рост, П. показан на миниатюре в греко-груз. рукописи (т. н. Афонской книге образцов; РНБ. O. I. 58. Л. 120 об.), он - с сединой в темных волосах, по облику близок к ранним изображениям свт. Василия Великого, волосы также прикрывают лоб, борода недлинная, клиновидная, достаточно широкая у основания; облачен в синий подризник, светло-голубую фелонь, с омофором, в слегка отведенной в сторону левой руке держит Евангелие, правой рукой едва прикасается к кодексу (см.: Евсеева. Афонская книга. С. 304).

Помимо миней образ П. как святого, облеченного в епископский сан, размещали в алтарной зоне храма, напр. на своде протесиса кафоликона мон-ря Кутлумуш на Афоне (1539/40, зограф мон. Макарий; см. Τουτός Ν., Θουστέρης Γ. Ευρετήριον της Μνημεακής ζωγραφικής του Αγίου ´Ορους, 10ος-17ος αιώνας. Αθήναι, 2010. Σ. 301).

В рус. иконописных подлинниках облик П. уподобляется облику сщмч. Власия Севастийского: «Патрикей сед, аки Власей, риза кресты кеноварь, исподь кеноварь с багром и с белилы, амфоръ празелень с белилы» (2-я четв. XVII в.; Иконописный подлинник Новгородской редакции по Софийскому списку кон. XVI в. М., 1873. С. 103). В подлиннике Палехской редакции нач. XVIII в. из собрания Г. Д. Филимонова описание П. (в крещатой ризе) соответствует варианту Софийского списка подлинника Новгородской редакции, но в него включены добавления с описанием сомучеников епископа - «триех пресвитеров»: «Акакий, подобием надсед, брадою и власы аки Богоотец Иоаким, ризы поповския и епитрахиль; Менандр, подобием рус, власы с ушей кратки, брада аки Богословля покороче, ризы святительския и епитрахиль; Полиен, подобием рус изчерна, власы с ушей долги по плечам распущены, брада невелика, ризы святительския и епитрахиль» (Филимонов. Иконописный подлинник. С. 348). Сведения Палехского подлинника использовал в своем труде, изданном в 1901 г., акад. В. Д. Фартусов; составитель предложил изображать П. с хартией с 2 вариантами текстов назидательного характера: «Всяк сию христианства святыню исповедуй, Истинному же и Единому всех Богу покланяйся, имать ум исполнен разумения Божиих тайн. Или: Премудрость мира сего, буйство есть у Бога. Писано бо есть: запинаяй премудрым в коварстве их» (Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 286).

П. изображен, напр., на русских иконах на май из комплекта годовых миней кон. XVI в. (ВГИАХМЗ, см.: Возрожденные шедевры Рус. Севера. М., 1998. С. 37. Кат. 59) и нач. XVII в. (ЦАК МДА); в святцах работы граверов Г. П. Тепчегорского (1714, 1722, РГБ ИЗО) и И. К. Любецкого (1730, РГБ ИЗО) (см.: Ермакова, Хромов. Рус. гравюра. С. 43-44. Кат. 33.9; С. 52. Кат. 35.8).

Э. В. Шевченко
Ключевые слова:
Святые Русской Православной Церкви Священномученики Русской Православной Церкви Святые Греческих Православных Церквей Иконография священномучеников Священномученики Греческих Православных Церквей Патрикий, священномученик (пам. 19 мая; пам. греч. 19 мая), епископ Прусы (ныне Бурса, Турция)
См.также:
АКЕПСИМ, ИОСИФ И АИФАЛ († 378 или 379), священномученики Персидские (пам. 1 сент., 3 нояб., греч. 22 апр.)
АРТЕМОН († 303), сщмч. Лаодикийский (пам. 13 апр., греч. 24 марта, 12 апр., зап. 8 окт.)
КИРИЛЛ († ок. 304), еп. (архиеп.) Гортинский, сщмч. (пам. 9 июля, 6 сент.; пам. визант. 5, 6 сент., 28 марта, 14 июня, 9 июля; пам. греч. 14 июня; пам. зап. 9 июля)
АПОЛЛИНАРИЙ († 75), еп. Равенны, сщмч. (пам. 23 июля)
АСТИЙ (нач. II в.), еп. г. Диррахий (Иллирик), сщмч. (пам. 4 июня; греч. 5, 6 июля)
ГРИГОРИЙ V (Ангелопулос Георгий; 1745 или 1746 - 1821), патр. К-польский, сщмч. (пам. 10 апр., греч. 10 апр.)
ЕВОД ап. от 70, сщмч. (пам. 7 сент. и 4 янв. - в Соборе 70 апостолов, греч.- 28 апр.)
ЕЛЛАДИЙ сщмч. (пам. 28 мая; пам. греч. 27 мая)
ЕРАЗМ († между 303 и 305), еп. Формийский, сщмч. (пам. 4 мая; пам. зап. и греч. 2 июня)
ЗОТИК СИРОПИТАТЕЛЬ (cер. IV в., К-поль), сщмч. (пам. 30 дек.; пам. греч. 31 дек., 8 янв.)
ИАННУАРИЙ († между 303 и 305, сщмч., еп. (пам. зап. 19 сент.; пам. греч. и РПЦ 21 апр.)
ИПАТИЙ (сер. IV в.), еп. Гангрский, сщмч. (пам. 31 марта; пам. визант. 14, 15 нояб., 25 февр., 30, 31 марта; пам. греч. 31 марта; пам. зап. 14 нояб.)