Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ПАТЕРМУФИЙ, КОПРИЙ И АЛЕКСАНДР
55, С. 26-28 опубликовано: 16 января 2024г.


Содержание

ПАТЕРМУФИЙ, КОПРИЙ И АЛЕКСАНДР

[Греч. Πατερμούθιος, Κόπρης (Κοπρῆς) καὶ ᾿Αλέξανδρος] († 363), мученики Египетские (пам. 9 июля; пам. греч. 17 дек.). Сохранилось греч. Мученичество П., К. и А. (BHG, N 1429), в к-ром рассказывается, что имп. Юлиан Отступник (361-363), возглавив поход против персов, прибыл в Антиохию. Там к нему привели епископов Евгения и Макария (пам. 19 февр.; пам. зап. 20 дек.), к-рых Юлиан, подвергнув жестоким пыткам, сослал в Мавританию. Мн. др. христиане были также отправлены в изгнание. В это время в егип. пустыне подвизались 2 богобоязненных отшельника - 75-летний старец П. и его ученик, 45-летний К. Однажды П. толковал ученику отдельные места из НЗ и ВЗ. После этого К. попросил учителя объяснить его ночное видение: вначале перед К. предстал муж в белых одеждах с посохом в руке, но затем появился некто в черном с палкой и окутанный дымом. Он приблизился и обнял К.- тот тоже оказался в дыму, символизировавшем его прегрешения. С неба раздался глас, возвестивший, что плод К. увянет, но затем, изменившись, вновь расцветет. П. сказал, что этот сон предостерегает К. от отречения от Христа. Через нек-рое время Юлиан Отступник прибыл в Египет, язычники донесли ему, что в пустыне живут 2 христианина, к-рые многих отвратили от поклонения идолам. По приказу императора П. и К. были схвачены, первого бросили в темницу, второго Юлиан стал склонять к отступничеству. Император сказал, что и сам прежде верил во Христа, но тогда влачил жалкое существование. Обратившись же к языческим богам, он стяжал славу и богатство. К. прельстился словами имп. Юлиана и принес жертву Аполлону. Узнав об этом, П. горячо молился Богу о своем падшем ученике. На следующий день старец предстал на допросе перед императором и К., к-рый был одет в роскошные одежды. Вначале К. заявил, что П. препятствовал его земному благополучию, но потом, вразумленный словами учителя об Истинном Боге и Царствии Небесном, он раскаялся и вновь объявил себя христианином. Разгневанный имп. Юлиан приказал положить К. на язык раскаленные щипцы, но по молитве П. они остыли. Император приговорил отшельников к сожжению заживо. Перед тем как войти в пылающий костер, П. и К. вознесли Богу молитву, и ангел Божий затушил пламя. Тогда Юлиан Отступник приказал приготовить для них раскаленную печь. Видя стойкость К. и П., воин А. уверовал во Христа и решил принять мученическую кончину вместе с ними. Он вошел в печь прежде отшельников и предал Богу душу. П. и К. вновь остались невредимыми. Юлиан склонял их принести жертвы богам. На это П. ответил, что вскоре император погибнет на войне за свое нечестие. Юлиан приказал отрубить отшельникам головы, что и было исполнено 10 дек.

Мученичество святых Патермуфия и Коприя. Миниатюра из Минология деспота Фессалоники Димитрия I Палеолога. 1322–1340 гг. (Bodl. gr. theol. f. 1. Fol. 46v)
Мученичество святых Патермуфия и Коприя. Миниатюра из Минология деспота Фессалоники Димитрия I Палеолога. 1322–1340 гг. (Bodl. gr. theol. f. 1. Fol. 46v)

Мученичество святых Патермуфия и Коприя. Миниатюра из Минология деспота Фессалоники Димитрия I Палеолога. 1322–1340 гг. (Bodl. gr. theol. f. 1. Fol. 46v)

По мнению исследователей, Мученичество П., К. и А. является вымышленным агиографическим произведением (ActaSS. Iul. T. 2. P. 698-699; Gaiffier. 1956. P. 22). П. не следует отождествлять с одноименным мучеником, о к-ром рассказывается в соч. «О палестинских мучениках» Евсевия Кесарийского (Euseb. De mart. Palaest. 13; см. ст. Пелий и Нил, священномученики, и др. мученики Египетские); тогда как К. не является одним лицом с иером. Коприем из «Лавсаика» Палладия, еп. Еленопольского (Pallad. Lausiac. 54; см. ст. Коприй, прп. (пам. 9 июля)). Обоих святых не следует отождествлять с 2 монахами, о к-рых говорится в «Истории монахов» (Hist. mon. Aeg. 9-10). Согласно этому сочинению, Коприй был священником, совершал мн. чудеса и исцеления. Как-то раз в городе он вступил в спор с манихеем о том, чья вера истинная, и предложил, чтобы каждый для доказательства своей правоты вошел в костер посреди площади. В результате опаленный огнем манихей с позором был изгнан из города. Коприй рассказал о своем предшественнике - Патермуфии, к-рый, прежде чем стать монахом, был главарем разбойников и грабил могилы язычников. Однажды он решил обворовать дом некой подвижницы и забрался на крышу. Ночью ему во сне явился Христос во образе Царя, к-рый призвал Патермуфия оставить свое постыдное занятие и стать во главе Его войска, т. е. монахов. Утром разбойник попросил обнаружившую его подвижницу показать ему церковь. Там он принес покаяние, получил наставления от священников и удалился в пустыню, где провел 3 года. Затем он вновь пришел в ту церковь и крестился. Еще 7 лет он подвизался в пустыне, питаясь хлебом, к-рый чудесным образом находил у своего изголовья каждое воскресенье. Патермуфий проявлял особую заботу об умерших: совершал над ними молитвы и готовил к погребению. Однажды по его молитве остановилось солнце, чтобы он смог засветло добраться до селения. Патермуфий часто переправлялся через Нил, и вода доходила ему только до колен. Как-то раз он вошел в дом, двери к-рого были заперты. Патермуфий рассказывал, что во плоти был введен в рай. В знак подтверждения своих слов подвижник показывал ученикам огромный плод смоковницы, к-рый он принес из рая. Плод много лет хранился у Патермуфия и от него происходили исцеления.

В IX в. прп. Иосиф Песнописец составил канон в честь П., К. и А. (AHG. T. 11. P. 171-182). В Синаксаре К-польской ц. (архетип кон. X в.) память П., К. и А. без сказания содержится под 17 дек. В более поздних визант. Синаксарях (напр.: Paris. gr. 1617, 1071 г.; Bodl. Auct. T. 3. 16, 1307 г.) и греч. печатных Минеях память и сказание о святых, составленное на основе Мученичества, содержатся под 9 июля (SynCP. Col. 320, 807-810). В Типиконе Великой ц. (IX-XI вв.) память мучеников также обозначена под 9 июля и говорится, что синаксис в их честь совершался в К-поле, в мон-ре Анфа близ Ксирокерка (Mateos. Typicon. T. 1. P. 336; Janin. Églises et monastères. P. 34). В Минологии имп. Василия II (1-я четв. XI в.) под 9 июля содержится заметка о П. и пострадавших с ним, в конце сказано, что А. был также обезглавлен (PG. 117. Col. 532). В нек-рых визант. Синаксарях память П. и К. указана под 9 апр. (напр., в Paris. Coisl. 224, X-XI вв.). В «Синаксаристе» прп. Никодима Святогорца кончина святых датируется 361 г., А. назван монахом.

В палестино-груз. календаре X в. (Sinait. iber. 34) память П., К. и А. отмечена под 9 и 10 апр.: в первом случае святые названы мучениками, вместо имени К. указан Кирилл, во втором - монахами, вместо имени К. стоит имя Каприан (Garitte. Calendrier Palestino-Géorgien. P. 59). На груз. языке сохранились 2 редакции Мученичества П., К. и А.: кименная (оригинальная) версия содержится под 9 июля в рукописи из коллекции Бодлианской б-ки (Bodl. georg. 1, XI в. Fol. 242v - 251v). В этой рукописи имя К. передается как Карпиан. Метафрастическая (расширенная) редакция Мученичества дошла под 6 июля в поздней рукописи Кутаисского государственного историко-этнографического музея (Кут. 3, XVI в. Л. 378 об.- 391) (Габидзашвили. Переводные памятники. Т. 1. С. 309-310). В арм. Синаксаре Тер-Исраэля XIII в. память П., К. и А. и сказание о них содержатся под 10 хротица (16 июля) (PO. T. 21. Fasc. 6. P. 734-737). В ряде арабо-мелькитских Синаксарей XIV-XVIII вв. память П. и К. содержится под 7 апр. В мелькитском Евангелиарии 1215 г. (Vat. syr. 20) под 9 апр. указана память П., названного мучеником, и преподобного К. Под этим же числом память П. (без К. и А.) обозначена в мелькитском Орологии (Vat. syr. 77) XV в. и в маронитском календаре (Vat. syr. 313) XVI в. (Sauget. 1969. P. 371-372).

При переводе греч. Синаксарей на слав. язык память П., К. и А., двустишие и краткое сказание о них были включены под 9 июля в слав. Прологи (Петков, Спасова. Стиш. Пролог. Т. 11. С. 25-26). Под этим же числом память святых вошла в ВМЧ митр. Макария (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 304, 306 [2-я паг.]). Свт. Димитрий, митр. Ростовский, внес в «Книгу житий святых» под 9 июля память П., К и А., а также сказания о преподобных Патермуфии и Коприи, составленные на основе «Лавсаика» и лат. перевода «Истории египетских монахов» Руфина Аквилейского (Rufin. Hist. mon. 9) ([Димитрий (Туптало), свт. Ростовский]. Книга житий святых. К., 1764. Кн. 3. Л. 277-282 об.). В результате в календаре РПЦ под этим числом содержатся 2 памяти: П., К. и А., а также преподобных Патермуфия и Коприя.

Известен лат. перевод Мученичества П., К. и А., выполненный в сер. XVII в. В Римском Мартирологе кард. Ц. Барония (80-е гг. XVI в.) память П., К. и А. содержится под 9 июля с указанием на то, что они пострадали в Александрии (MartRom. P. 279). В совр. редакцию Римского Мартиролога память святых не включена. В Риме на форуме Меркателли (ныне Пьяцца-делле-Чинкуэ-Сколе) находилась церковь, посвященная П. Первое упоминание о церкви содержится в булле 1186 г. папы Римского Урбана III (1185-1187). Церковь просуществовала до 1558 г., когда по приказу папы Павла IV (1555-1559) на ее месте было организовано евр. гетто; с этого времени культ святых был перенесен в ц. Сант-Анджело-ин-Пескерия (Hülsen Ch. Le chiese di Roma nel medio evo. Firenze, 1927. P. 413-414).

Ист.: BHG, N 1429; BHL, N 6471; ActaSS. Iul. T. 2. P. 698-709; SynCP. Col. 320, 807-810; Νικόδημος. Συναξαριστής. Τ. 2. Σ. 341-343; ЖСв. Июль. С. 192-209; Μακαρ. Σιμων. Νέος Συναξ. Τ. 4. Σ. 185-186 (рус. пер.: Макар. Симон. Синаксарь. Т. 6. С. 120).
Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 47; Delehaye H. Les martyrs d' Égypte // AnBoll. 1922. Vol. 40. P. 90; Gaiffier B., de. «Sub Iuliano apostata» dans le Martyrologe Romain // AnBoll. 1956. Vol. 74. N 1/2. P. 5-49; Sauget J.-M. Patermuzio, Copre ed Alessandro // BiblSS. Vol. 10. Col. 376-378; idem. Premières recherches sur l'origine et les caractéristiques des Synaxaires melkites: XIe-XVIIe siècles. Brux., 1969; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 377.
А. Н. Крюкова

Иконография

В Ерминии иером. Дионисия Фурноаграфиота, созданной ок. 1730-1733 г. на Афоне, описание мучения святых содержится в минейном разделе под 17 дек.: «Святые Патермуфий и Коприй, старцы, а Александр с бородою, едва показавшеюся, были обезглавлены мечом» (Ерминия ДФ. С. 205).

Полуфигуры седоволосых П. и К. (оба в монашеских мантиях, головы не покрыты, у П. в руках свиток) входят в состав июльского цикла настенных миней в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (1317/18; Миjовић. Менолог. С. 283. Слик. 102). В Минологии на год с циклами двунадесятых праздников, созданном для деспота Фессалоники Димитрия I Палеолога (Bodl. gr. theol. f. 1. Fol. 46v, 1322-1340 гг.), под 9 июля (левое нижнее клеймо 4-частной миниатюры) размещена сцена усекновения голов 2 мужам (оба темноволосые), облаченным в хитоны; идентифицируются по надписи на поле миниатюры. В греко-груз. рукописи XV в. (т. н. Афонской книге образцов; РНБ. O. I. 58. Л. 120 об.) П. изображен вместе с К.; голова П. обращена в полуобороте к сомученику, но взгляд направлен прямо, в правой руке он держит свиток, ладонь левой развернута вовне; К. стоит позади своего наставника и смотрит на него; оба седобородые, в монашеском облачении, со схимой, головы не покрыты (см.: Евсеева. Афонская книга. С. 315).

Одно из первых описаний облика святых П. и К. в рус. иконописных подлинниках представлено в подлиннике Палехской редакции нач. XVIII в. из собрания Г. Д. Филимонова (под 9 июля). Этим, вероятно, объясняется стремление составителей текста заострить внимание на составе одежд в «египетских странах жительствовавших», т. е. воспринимаемых как аскетов П. и К.; причем на изображение К. оказал влияние текст «Лавсаика» Павсания: «…Патермуфий подобием сед изчерна, брада продолговата, на главе куколь, ризы монашеския; иноческое одеяние еже бе левитонар власян и куколь и козия кожа, яже обычно милоть или милотарь нарицашеся; Коприй, саном пресвитер, подобием надсед, брада доле Николины гораздо, но проста, власы с ушей, ризы монашеския и епитрахиль, в руках книга» (Филимонов. Иконописный подлинник. С. 386). Сведения о том, как нужно изображать святых, были значительно откорректированы в труде акад. В. Д. Фартусова, изданном в 1910 г. Составитель называет П. и К. пустынножителями («одежды монашеские, пустынножительския, убогия»), указывает на их возрастную разницу как учителя (П.- 75 лет) и ученика (К.- 45 лет) и описывает облик А.: «…воин, римского типа, молод, с пробивающейся бородкой» (Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 342-343; ниже автор упом. «других» Патермуфия и Коприя, информация о к-рых основана на тексте «Истории монахов»).

Изображения преподобномучеников на минейных иконах не встречаются, поскольку под 9 июля традиционно помещается образ основного святого этого дня - сщмч. Панкратия, еп. Тавроменийского.

Э. В. Шевченко
Ключевые слова:
Святые Русской Православной Церкви Мученики и мученицы Русской Православной Церкви Святые Греческих Православных Церквей Мученики Греческих Православных Церквей Патермуфий, Коприй и Александр († 363), мученики Египетские (пам. 9 июля; пам. греч. 17 дек.)
См.также:
АЛЕКСАНДР РИМСКИЙ († нач. IV в.), мч. Дризипарский (пам. 13 мая, греч. 25 февр., зап. 27 марта)
АНТИОХ († нач. IV в. ), врач, мч. Севастийский (пам. 16 июля, греч.15 июля)
АНТОНИЙ (Антонин), мч. Апамейский (пам. 9 нояб., греч. 10 нояб., зап. 2 или 3 сент.)
АНТОНИН, НИКИФОР И ГЕРМАН (Антоний; † нач. IV в.), мученики Кесарие-Палестинские (пам. 13 нояб., греч. 12 нояб.)
АПОЛЛОНИЙ (III в.), мч. Иконийский (10 июля)
АРДАЛИОН (нач. IV в.), мч. (пам. 14 апр., греч. 18 апр.)
АРИСТОКЛИЙ, ДИМИТРИАН И АФАНАСИЙ († ок. 306), мученики Саламинские (пам. 20 июня, греч. 23 июня)
АФРИКАНСКИЕ МУЧЕНИКИ V в., (пам. 8 дек., греч. 7 дек.)
ВАРВАР «бывший разбойник», мч., (пам. 6 мая, пам. греч. 15 мая)
ВАРЛААМ († 304), мч. Антиохийский (пам. 19 нояб., пам. визант. 16 нояб., пам. арм. 22 нояб.)