П. и. датируется сер. XVIII в., написана в масляной технике на деревянной основе (87×62,8×2 см). Первоначально П. и. находилась в доме местного помещика, титулярного советника И. Ф. Никифорова, чья дочь, по преданию, исцелилась от этого образа. Сын Никифорова, Петр, пожертвовал образ церкви в 1850 г., еще до начала строительства каменного храма в с. Уланок (1851-1862), в к-ром к моменту освящения был устроен придел в честь П. и. На пожертвования жителей был сделан серебряный с вызолоченным венцом оклад на икону весом 8 фунтов и стоимостью 400 р. Икона пропала из храма в 20-х гг. XX в., в нач. XXI в. была обнаружена свящ. Геннадием Ткачом в частном собрании, выкуплена на пожертвования и 10 авг. 2003 г. возвращена в ц. Рождества Христова в Уланке.
Иконография П. и. восходит к образу Богоматери, написанному Лукасом Кранахом в 1537 (1514?) г. для ц. Св. Креста в Дрездене. В 1611 г. он был перенесен в галерею саксонских курфюрстов, вскоре увезен в Пассау епископом, буд. австр. эрцгерц. Леопольдом V, и помещен в епископской капелле. В 1625 г. Леопольд перенес образ в кафедральный собор в Инсбруке, где он находится в наст. время, в Пассау осталась его почитаемая копия. Образ особенно прославился после победы войска Священной лиги над турками при 2-й осаде Вены, в 1683 г., впосл. многократно репродуцировался в гравюрах. Списки с него были широко распространены в Юж. Германии, Австрии, Сев. Италии, Швейцарии, Словении, Чехии, Венгрии. В 1683 г. в Варшаве было установлено ростовое скульптурное изображение Богоматери из Пассау, выполненное работавшим в Польше итал. скульптором С. Дж. Белотти (Й. С. Беллотти). Чтимые иконы, восходящие к образу из Пассау, но имеющие зеркальный извод и дополнительные детали (рубашка на Младенце, короны, ангелы в верхних углах), находятся в католич. и униат. храмах на Зап. Украине (Самбор, нач. XVIII в.; Кременец, 1709).
Образ из Пассау иконографически восходит к образу Богоматери (ок. 1340) из ц. Нотр-Дам-де-Грас в Камбре (деп. Нор, Франция), который в свою очередь повторяет неаполитанский образ Богоматери Кармельской XIII в. из кармелитской ц. Санта-Мария-дель-Кармине-Маджоре в Неаполе, известный также как Мадонна-делла-Бруна. По легенде, его принесли в Италию монахи ордена кармелитов, основанного при горе Кармель в Палестине, спасая от нашествия сарацин.
Кранах побывал в Камбре в 1509 г. и скопировал чтимый образ на стене местной церкви (Steiner P. B. Mariahilf // Impulse für eine religiöse Alltagsgeschichte des Donau-Alpen-Adria-Raumes. W.; Köln; Weimer, 2005. S. 115). В дальнейшем он использовал его иконографию в образе из Пассау, к-рый отличается от камбрийского зеркальным изводом, а также прозрачной вуалью на голове Пресв. Богородицы вместо мафория и тем, что опущенная ножка Младенца не висит в воздухе, а стоит на колене Богоматери.
Гравированные европ. воспроизведения образа из Пассау в России известны с XVIII в. (см. гравюру М. Энгельбрехта 1-й пол. XVIII в. в составе рус. рукописного нотного Ирмология 1750 г.- РГБ. Ф. 304. I. № 454) и служили образцами для икон, не имевших особого названия. Этот образ включен в композицию иконы Стефана Чиркова «Праведные Захария и Елисавета» (1742, ГИМ), известны также отдельные иконы 2-й пол. XVIII в., восходящие к различным гравюрам, точно воспроизводящие образ (из Горне-Успенского мон-ря в Вологде; из ВГИАХМЗ; из ВОКМ; из частного собрания). На рус. иконах Младенец часто представлен одетым в белую рубашку. Слобожанские списки, восходящие к П. и. из Уланка, отличаются тем, что Богоматерь представлена с непокрытой головой. Белая рубашка на Младенце и изображения 2 или 4 херувимов или ангелов в верхних углах композиции сближают эти иконы с чудотворным образом Богоматери из Самбора.