[Греч. Πολικάνδηλον, букв.- «многосвечие»], светильник со множеством восковых свечей, масляных или (в совр. практике) электрических ламп, подвешенный в центре храма (обычно в подкупольном пространстве) или в боковых приделах (для таких П. иногда используется термин «поликандило», обычно их размер меньше размера центрального). Известно множество форм П. В древней Церкви наиболее распространенным типом П. были металлический плоский диск или крест с отверстиями для масляных светильников конической формы. Такой тип назывался по-гречески στέφανος, а в лат. традиции - corona или farus (pharus) cantharus (напр., такие золотые П. были подарены имп. Константином Великим рим. базилике Спасителя (Сан-Джованни-ин-Латерано) - LP. T. 1. P. 173, 176). П., в которых масляные светильники заменялись свечами, назывались cereostata (Ibid. P. 221). Существовали также комбинированные варианты (Ibid. T. 2. P. 31; подробнее см.: Geertman. 1988). Древние образцы серебряных П. разных форм обнаружены в составе неск. кладов VI в. (т. н. Сионский клад) в 60-х гг. XX в. в Юж. Турции (древняя пров. Сирия; хранятся в музеях Турции и США). По свидетельству Павла Силенциария, в храме Св. Софии в К-поле было множество таких серебряных П. крестовидной и концентрической формы, к-рые по отдельности крепились цепями (κρεμαστάρια) к куполу и несли на себе масляные светильники (Paul. Silent. S. Sophia. 810-839; от имени малолетнего имп. Михаила III (842-867) храму было подарено золотое П.- Theoph. Contin. Chron. 4. 45 (211. 2)). По сообщению Робера де Клари, в момент взятия К-поля крестоносцами в Св. Софии находилась почти сотня П., каждое из к-рых висело на серебряной цепи и имело по 25 и более лампад (Robert de Clari. Conquête de Constantinople. 85; в кн. «Паломник» Антония Новгородца говорится о 80 серебряных «кандилах» только в главном нефе). Серебряные П., возможно 8-угольной формы, висели в тронном зале Хрисотриклин (Oikonomidès N. Les Listes des Préséances byzantines des IXe et Xe s. P., 1972. P. 131). Их было принято зажигать во время интронизации императора, при приеме послов, рождении наследника и в др. подобных случаях (Parani. 2013).
В средневизант. период появляются многоярусные П. (от 3 до 12 ярусов), что, вероятно, связано с тем, что в храмах этого времени уменьшилось поступление естественного света (Nesbitt. 2012). В нач. XII в. впервые в источниках упоминается особая, вращающаяся, конструкция П., получившая название χορός (впервые - в Типиконах к-польских мон-рей Богородицы Кехаритомени (гл. 67) и Христа Пантократора (гл. 6)), что тесно связано с символическим толкованием П. как образа тверди и планет (Sym. Thessal. De templ. 140 (107); о сохранившихся древнерус. П. см. каталог: Декоративно-прикладное искусство Великого Новгорода: Художественный металл XVI-XVII вв. / Ред.-сост.: И. А. Стерлигова. М., 2008. С. 616-635. Кат. 473-509).
Общий принцип использования П. за богослужением состоит в том, что в наиболее важные моменты в храме должно быть больше света. 24-я и 25-я главы принятого ныне Типикона не дают конкретных указаний относительно П. В них лишь отмечаются случаи, когда необходимо возжигать «все свечи» в храме. К числу наиболее значимых относятся: чтение Евангелия, совершение литургических процессий (в частности, входа) и др. моменты службы (напр., полиелей). В РПЦ принято, чтобы П. горело на протяжении всей литургии. Более сложная и детально разработанная практика возжигания разных типов П. сохраняется в мон-рях Афона (подробнее см.: Святогорский устав).