В Константинополе [греч. Παναγία Μουχλιώτισσα, Παναγία τῶν Μαγουλίων, Панагия Монгольская; известна также как Θεοτόκος Παναγιώτισσα, Богородица Всесвятая], храм и мон-рь средне- и поздневизантийской эпох. Название связано с покровительницей мон-ря в кон. XIII в. деспиной Марией Палеологиной (ум. после 1307). Мария (в монашестве Мелания) - внебрачная дочь византийского имп. Михаила VIII Палеолога. В 1265 г. выдана замуж за хана Абаку, сына Хулагу, правителя могущественного монг. гос-ва Хулагуидов (1265-1282). После смерти мужа Мария вместе с дочерью Феодорой Арахантлун вернулась в К-поль. В Византии и Европе за ней закрепилось имя Мария Монгольская.
В период лат. правления (1204-1261) П. М. м. пришел в запустение. Согласно гипотезе С. Кугеаса, в 1261 г. мон-рь восстановил Исаак Дука, паракимомен Великого сфендона, дядя имп. Михаила VIII Палеолога и тесть историка Георгия Акрополита. По его предположению, в 1266-1267 гг. дочь Исаака Дуки Мария расширила храм и заказала роспись худож. Модесту (Κουγέας Σ. Γεώργιος Ακροπολίτης, κτήτωρ του Παρισινού κώδικος του Σουίδα (Paris. gr. N 2625) // Βυζαντινά καί Μεταβυζαντινά. N. Y., 1949. Τ. 1/2. Σ. 61-74). Основанием для этой реконструкции послужила найденная Кугеасом запись в списке Суды (Paris. gr. 2625) о храме τῶν Μαγουλίων, которую исследователь приписал Георгию Акрополиту. Однако, как считал П. Шрайнер (Schreiner P. Die topographische Notiz über Konstantinopel in der Pariser Suda-Handschrift // ΑετΟΣ: Stud. in Honour of C. Mango. Stuttg., 1998. P. 273-283), в этой записи речь идет о некоем к-польском храме св. Марины и ц. Богородицы у Акведука (возможно, Панагии Кириотиссы монастырь). Ошибочная реконструкция Кугеаса была во многом построена на том факте, что после 1261 г. П. М. м. оказался во владении Марии Дукены Акрополитиссы.
В 1282 г. территорию мон-ря с храмом и термами купила за 4 тыс. иперпиров Мария Палеологина, вернувшаяся в К-поль из Хамадана (столицы Хулагуидов). Мария приняла монашество с именем Мелания, превратила П. М. м. в жен. мон-рь, укрепила храм, перестроила соседние дома в кельи, вложила туда мощи, сосуды и рукописи и передала мон-рю свои имения: Старый форум в К-поле, земельные участки у Мавропотама, Редеста и Мидии во Фракии; в П. М. м. в то время жили 33 монахини. После смерти Марии права на владение мон-рем унаследовала ее дочь - Феодора Арахантлун, а затем - паниперсеваст Исаак Асан Палеолог, который разорил мон-рь: вывез оттуда материалы для строительства своего дворца, изъял его собственность в пользу своих детей и оставил мон-рь с долгом в 2 тыс. иперпиров. В дальнейшем разорение монастыря продолжила и дочь Исаака, Ирина Асана Филантропина. Возмущенные насельницы П. М. м. обратились за защитой к имп. Иоанну V Палеологу, к-рый в 1351 г. передал дело на суд К-польского патриарха Каллиста I. На патриаршем суде выяснилось, что предъявленный Ириной хрисовул, якобы данный Исааку Асану (а не Марии Палеологине, как считал Р. Жанен: Janin. Églises et monastères. P. 213), является подделкой. Патриарх восстановил права П. М. м. на владение всей его прежней собственностью (RegPatr, N 2330).
Дальнейшая судьба мон-ря неизвестна. Согласно легенде, 29 мая 1453 г., в день падения К-поля, в храме П. М. м. были перебиты отчаянно сопротивлявшиеся защитники города, отчего он получил тур. название Канлы-килисе (Кровавый храм; Ryder. 2009/2010. P. 78), хотя вероятнее, что это название происходит от цвета стен храма. Согласно к-польскому преданию (Janin. Églises et monastères. P. 213-214), храм П. М. м. султан Мехмед II в 1471 г. отдал архит. Христодулу в награду за строительство к-польской мечети Фатих-джами. В османскую эпоху кафоликон П. М. м. продолжал действовать как правосл. приходский храм; пострадал от пожаров в 1633, 1640, 1729 и 1774 гг. Некоторое время храм был метохием пелопоннесского мон-ря Мега-Спилео (Ryder. 2009/2010. P. 78). В 1955 г. убранство храма было уничтожено во время погрома, устроенного турками.
Кафоликон П. М. м., построенный над субструкцией, первоначально представлял собой купольный тетраконх с алтарем в восточной апсиде. В местах соединения апсид вынуты четверти, куда вставлены колонны-сполии с коринфскими капителями V в.; на них опираются подпружные арки. В основании конх расположен сплошной карниз. Каждая апсида снаружи имеет 5-гранную форму, а внутри разделана 3 полукруглыми нишами (одна из ниш сев. апсиды могла служить первоначальным протесисом). Купол внутри - тыквообразный, с карнизом у основания; барабан - снаружи круглый, имел изначально 8 окон. Снаружи, над окнами, сделаны арочки, опиравшиеся на двойные колонки (утрачены). Стены субструкции сложены из кирпича в технике «утопленного ряда».
Подобный тип известен также в разрушенном храме Синаитик в Адрианополе (ныне Эдирне). Наличие подобной разделки конх в апсидах собора Сан-Марко в Венеции, воспроизводящего к-польский храм святых Апостолов (VI в.), указывает на вероятное копирование в П. М. м. ранневизант. образца. Вероятно, подобным образом в 944-959 гг. имп. Константин VII Багрянородный обновил древний тетраконх св. Павла (Theoph. Contin. VII 21; ср. схожий по плану храм Панагии Камариотиссы на о-ве Халки). Ранневизант. образцу следует и постановка колонн на углах тетраконха. Х. Бурас, показав неверность датировки кафоликона П. М. м. XIII в., во многом на основании 1-го упоминания мон-ря датировал храм нач. XI в. Однако вероятность существования П. М. м. в Х в. оставляет возможность и более ранней датировки. Декорация барабана храма аналогична декорации кафоликона мон-ря Ватопед на Афоне (60-е гг. X в.); разделка апсид 3 полукруглыми нишами находит аналогии в «триконхе афонского типа» в Исламкёе (ок. 900; Писидия, М. Азия).
Вскоре после 1282 г. к храму с запада был пристроен предназначенный для погребений нартекс из 3 ячеек (боковые - с купольными сводами, центральная - с полуциркульным), с 2 двойными окнами на зап. фасаде. Под храмом находится агиасма, около которой исследователь С. Беттини видел фреску кон. XIII в. После пожара 1729 г. наос храма был расширен пристройкой из нерегулярных рядов камня и кирпича. При этом были уничтожены южная (заменена на арку), западная и часть сев. апсиды, юж. ячейка нартекса, заложены колонны. Небольшая колокольня при храме была построена в 1892 г.
Из нартекса кафоликона происходит надгробный рельеф с изображением Христа Эммануила (рубеж XIII и XIV вв.; Hjort Ø. A Fragment of Early Palaeologan Sculpture in Istanbul // Acta ad archaeologiam et artium historiam pertinentia. R., 1975. Vol. 6. P. 107-113). Вероятно, также к П. М. м. относятся 2 мозаичные иконы Богородицы того же времени, хотя их происхождение остается предметом дискуссии (Μπούρας. 2005. Σ. 48). Первая из них, Богородица Брефократуса, возможно, переделана из настенной мозаики; 2-я - Богородица «Одигитрия» - была перенесена из Ираклии Фракийской в Национальный музей в Софии (Болгария). В храме П. М. м. также находятся иконы и фрагменты фресок поствизантийской эпохи; резной иконостас и другое убранство созданы в XVIII-XX вв.