(Вологодской епархии Вологодской митрополии), находится в с. Юношеском Грязовецкого р-на Вологодской обл.
Основан в 1414 г. прп. Павлом Обнорским. Постриженик Прилукского Христорождественского мон-ря близ Углича, прп. Павел по благословению игумена перешел к прп. Сергию Радонежскому и 15 лет жил в «отходной келии» близ его обители. Затем по благословению прп. Сергия он ушел в безлюдные заволжские леса. На прощание прп. Сергий дал прп. Павлу медный крест, который тот хранил всю жизнь. В поисках места для уединения он посещал различные пустыни. Согласно Житию прп. Дионисия Глушицкого, в 1393 г. прп. Павел поселился на Глушице, вскоре отправился в Комельский лес, где 3 года прожил в дупле липы на берегу р. Грязовицы, а затем на р. Нурме построил келью и выкопал колодец. Любимым собеседником и духовником прп. Павла был прп. Сергий Нуромский, основавший свою обитель ок. 1389 г. Место жительства преподобного стало известно, к нему потянулись желающие быть его учениками. Собравшееся братство сначала не имело своей церкви. Как следует из Жития прп. Сергия Нуромского († 1412), перед самой смертью прп. Сергия прп. Павел рассказал ему, что слышал колокольный звон. Прп. Сергий указал, что на том месте должен быть устроен мон-рь во имя Св. Троицы. Пасхальной ночью 1414 г. прп. Павел увидел «свет ярче солнечного» на месте буд. монастырского собора. Он отправился в Москву к митр. свт. Фотию просить благословение основать на этом месте ц. во имя Св. Троицы. Вместе с прп. Павлом в Москву пошел его ученик Алексий, постриженик прп. Сергия Нуромского, 1-й игумен Обнорского мон-ря. Митрополит принял его недоверчиво, но в ту же ночь получил откровение, что напрасно оскорбил «человека святого и избранника Божия». Святитель повелел отыскать его, испросил у него прощение и отпустил с благословенной грамотой и богатой милостыней (АИ. Т. 1. № 257. С. 485-486). Т. о., на левом берегу Нурмы самим преподобным и его учениками был построен деревянный Троицкий собор и основан общежительный мон-рь. В память о встречах преподобных между П. О. м. и Сергиевым Нуромским в честь Преображения Господня мужским монастырем была выстроена часовня и в 1905 г. учреждены крестные ходы на престольные праздники Св. Троицы (в П. О. м.) и Происхождения Честных Древ Креста Господня (в Сергиевом Нуромском приходском храме упраздненного в 1764 мон-ря; ныне восстанавливается). Тогда же был учрежден и крестный ход в Грязовец.
Прп. Павел благословил на игуменство в П. О. м. своего любимого ученика Алексия, к-рого древний монастырский синодик, сгоревший в 1909 г., именовал преподобным. Прп. Павел продолжал жить в своей келье, соблюдая строжайший пост, и посещал П. О. м. только по воскресеньям и праздникам. Для братии он ввел строгий общежительный устав. В кельях воспрещалось хранить деньги, еду и питие, можно было иметь только иконы и книги. Одежду и обувь насельники получали из монастырской кладовой, туда же отдавали собственные изделия, изготовленные по послушанию. Иноки должны были трудиться, пребывать в безмолвии, спиртное в монастырь вносить было запрещено. За неск. дней до кончины, в праздник Богоявления, прп. Павел предрек разорение татарами Костромы (оно началось в тот же день) и скорбел о нем. 10 янв. 1429 г. преподобный скончался и был похоронен у юж. стены Троицкой ц.
Первоначально П. О. м., как и ряд расположенных поблизости от него мон-рей (Спасо-Нуромский, Арсениев Комельский в честь Положения Риз Пресвятой Богородицы во Влахерне, Воскресенский мон-рь (в 30 км юго-восточнее Павлова Обнорского, основан прп. Сильвестром Обнорским), позднее - Корнилиев Комельский в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, Иннокентиев Комельский в честь Преображения Господня), тяготел к Москве и Костроме, а в XVI в., когда возросла политическая и экономическая роль Вологды,- к ней, но не к Новгороду Великому. Со стороны Волги через Обнору и Комельский лес - первоначально малообитаемый и «разбойничий» - «транзитную водораздельную чащобу», препятствующую распространению на восток новгородского влияния, шла московская колонизация вологодских земель. «Проводником московского влияния» был Димитриев Прилуцкий в честь Всемилостивого Спаса, Происхождения честних древ Креста Господня мужской монастырь (Грязнов А. Л., Черкасова М. С. О формировании межуездных границ на Рус. Севере в XV-ХVI вв.: Белоозеро - Вологда - Устюг // Сев. Русь и проблемы формирования Древнерусского гос-ва. Вологда, 2012. C. 178-192).
В 1505-1516 гг., при игуменах Алексии II, Евстратии и Иларионе, по повелению и на вклад вел. кн. Василия III Иоанновича, возможно, ростовскими зодчими вместо деревянной церкви был возведен каменный Троицкий собор. Менее вероятная дата строительства - 1521 г. (по храмозданной надписи на деревянной доске, хранящейся в Вологодском краеведческом музее: Подъяпольский С. С. Каменное зодчество Белозерья в кон. XV и XVI вв.: Дис. М., 1969. С. 95). Планы постройки неизвестны; судя по фотографии в фототеке ГНИМА (Колл. II. № 1894), здание собора состояло из 2-светного 4-столпного основного объема, с вост. стороны имевшего 3-апсидную алтарную часть, с зап. стороны - притвор-галерею во всю ширину стены, продолжавшуюся на сев. фасаде. Все стены, кроме восточной, имели порталы. Между вост. столпами был укреплен иконостас. Собор венчали 3 световых барабана с крытыми лемехом главами. Храм был близок по архитектуре к сооруженному в то же время собору ярославского в честь Преображения Господня мужского монастыря. Вел. князь прислал для храма иконы, книги, ризы, колокола, сосуды церковные, медное посеребренное паникадило с 45 шандалами для свечей и гос. гербом наверху.
Уникальным является заказ 3-ярусного тяблового иконостаса за 6 лет до начала строительства каменного храма, причем ширина праздничного чина из 20 икон (11 м) соответствует ширине каменного собора от юж. дверей до северных (12 м). В авг. 1781 г. игум. Вениамин при ремонте этого иконостаса на тыльной стороне средника деисусного чина «Спас в силах» обнаружил вырезанную надпись, извещавшую, что все иконы иконостаса написаны Дионисием в 1499/1500 г. Эта надпись 30-х гг. XVI в. повторяет более древнюю. В этой надписи иконы местного ряда не упомянуты как работы Дионисия, но по стилистическим и технико-технологическим (характер обработки доски, паволоки, состав красок, приемы их наложения и др.) признакам иконы «Спас в силах», «Распятие» и «Успение Пресв. Богородицы» созданы одними и теми же мастерами. Лик Спасителя на иконе напоминает более позднюю работу Дионисия на скуфье купола собора Ферапонтова Белозерского в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря. Развернутый («облачный») тип иконографии Успения Пресв. Богородицы Дионисий использовал ранее, в храмовом образе для Успенского собора в Дмитрове. В работе над иконостасом, вероятно, принимали участие помощники Дионисия - его сыновья Феодосий и Владимир. Благодаря тождеству имен иконы Дионисия начиная с периода игуменства Вениамина и до нач. XX в. приписывались прп. Дионисию Глушицкому, как и аналойный образ («пядница») прп. Павла Обнорского. Согласно описи мон-ря 1654 г., в деисусном чине было 15 икон. От первоначального иконостаса Троицкого собора сохранились 4 иконы работы Дионисия: «Спас в силах» из деисусного ряда (ГТГ), «Распятие» (ГТГ), «Успение Пресв. Богородицы» из местного ряда (ВГИАХМЗ) и «Уверение ап. Фомы» («Фомино испытание») из праздничного ряда (по многочисленным косвенным данным) (ГРМ) (остальные 18 икон чина утрачены).
Продолжение каменного строительства в П. О. м. также было связано с венценосными особами. Зимой 1529 г. вел. кн. Василий III со своей женой, Еленой Глинской, отправился на богомолье в обители Вологды и окрестностей, надеясь на рождение наследника, посетил и П. О. м. 25 авг. 1530 г. род. буд. царь Иоанн IV Васильевич Грозный. Вероятно, на средства из казны 28 мая 1536 г. ростовские зодчие начали строительство трапезного комплекса. Он должен был включать в себя теплую ц. Успения Пресв. Богородицы - 2-й каменный храм мон-ря, келарскую палату, настоятельные покои, хозяйственные помещения и неизвестного назначения «белую палатку». Однако из-за недостатка средств строительство затормозилось на полвека.
В янв. 1538 г. П. О. м. разорили казанские татары, убили неск. насельников, в т. ч. инока Дионисия (отсекли главу), Герасима и Исаакия, и смертельно ранили престарелого мон. Ефрема, к-рому за 4 дня до разорения явился прп. Павел с предсказанием о мученической кончине 3 иноков и последующем восстановлении мон-ря (см. Дионисий, Ефрем, Герасим, Исаакий, преподобномученики). Мон. Мина и трудник Иоанн были спасены заступничеством преподобного. Увидев глумление над Иоанном, покаялся и, вернувшись в обитель, принял крещение и постриг татар. юноша Банчак. Впосл. он удалился из П. О. м. и в 20 верстах от обители основал пустынь, получившую его имя. Это произошло при игум. Протасии (ок. 1536-1551), к-рый получил жалованную грамоту на вотчины в Костромском и Вологодском уездах, разоренные казанскими татарами. Игумен, возможно, был связан с семейством Глинских. Предполагается, что он автор Жития прп. Павла Обнорского (ок. 1546). В рукописной традиции наиболее распространенной оказалась Пространная редакция Жития с 26 чудесами (напр.: РНБ. Колоб. № 488). Последние 7 чудес, записанных в 40-х гг. XVI в., отличаются «суровым характером» и связаны с волоколамской книжностью, кругом прп. Иосифа Волоцкого. Прп. Павел попускает совершиться татар. набегу в 1538 г. за грехи насельников; явившись во сне, «со гневом» воспрещает игум. Протасию открывать свои мощи, угрожая огненным опалением; параличом наказываются нарушители монастырского устава, иноку Антонию во время болезни являются бесы с орудиями мучения, к-рые по молитвам св. Павла исчезают, но инок оказывается в загробном мире, где его окружают живые картины с видением его грехов. Волоколамский инок Досифей (Топорков), племянник прп. Иосифа, вероятно, побывал в 20-х гг. XVI в. в П. О. м. и услышал историю инока Антония из его уст, после чего составил «Повесть о видении Антония Галичанина». Наиболее ранний список Пространной редакции Жития (1536?) входит в состав именно волоколамского сборника (РГБ. Вол. № 659). В 23-м чуде повествуется об обретении через 8 лет мощей Обнорских праведников и о строительстве на этом месте каменной церкви.
Предположительно в мае 1545 г., во время паломничества по северным обителям, П. О. м. посетил вел. кн. Иоанн IV Грозный. В 1546 г., при игум. Протасии, над гробом прп. Павла была построена ц. во имя прп. Сергия Радонежского. При копании рвов под фундаменты открылись 6 мощей неизвестных мужей и часть гроба прп. Павла, который игумен заделал после неудачной попытки освидетельствовать мощи. В том же году были отмечены первые исцеления от пребывавших под спудом мощей. На Соборе 1547 г. прп. Павел был канонизирован. Церковь освятили в его честь, а престол прп. Сергия Радонежского перенесли в собор, по правую сторону главного алтаря. Церковь, построенная мастером Григорием, относится к типу храмов «под колоколы». В ней имелись 5-ярусный позолоченный иконостас «искусной резьбы… хорошей греческой живописи», стенные росписи. С зап. стороны церковь соединялась с Троицким собором колокольней, с востока - пристроенной к ней галереей, ведшей из обеих церквей в ризницу на 2-м ярусе колокольни.
Ок. 1577/78 г. О. П. м. возглавил игум. Давид, вскоре назначенный на Ростовско-Ярославско-Белозерскую архиепископию. В 1583 г. он был лишен сана и, вероятно, вернулся в мон-рь. Лишь 15 авг. 1586 г., при игум. Мисаиле (1582-1587), завершилось строительство трапезного комплекса с помощью вклада, присланного царем Иоанном IV Грозным на поминовение жертв опричнины (синодик убиенных, присланный в мон-рь в 1584, включал 1612 чел., из них 59 - представителей княжеского рода). Впосл. игум. Иоасаф обнаружил антиминс, подписанный на освящение этого храма свт. Антонием, еп. Вологодским. Комплекс частично сохранился в виде 3-составного конгломерата разновременных построек. Здание имеет сдержанное убранство фасадов. Широкие лопатки на углах между окнами подчеркивают его монументальность. По верху стен пролегает декоративный поясок консолей, хорошо сохранившийся на чердаке, где можно увидеть верхнюю часть сев. стены палаты, скрытую фасадом поздней постройки. В центре - поднятая на подклет прямоугольная в плане трапезная, первоначально одностолпная.
Московские государи не оставляли П. О. м. вниманием. С 1488/89 до 1677 г. насчитывается 11 жалованных грамот вел. князей и царей. В 1488/89 г. вел. кн. Иоанн III Васильевич пожаловал П. О. м. земли в Комельской и Обнорской волостях: леса на 8 верст в длину и на 3 - в ширину и пашни к волоку Лежскому на 4 версты, а также деревни Вантиево, Кебас, Половоз и сельцо Зыбалово - и освобождение их от податей. В грамоте содержалась санкция «ведати и судити своих людей и крестьян игумену з братьею самим во всем или кому прикажут». Упомянутый при этом игум. Никон 1 мая 1502 г. был хиротонисан во епископа Коломенского, но через 2 года удалился на покой в Кириллов Белозерский в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской монастырь. Эту грамоту подтверждали вел. кн. Василий III (1506, игум. Евстратию) и его преемники.
Вологодский кн. Андрей Васильевич Меньшой, брат вел. кн. Иоанна III, пожаловал обители рыбные ловли на истоке Вексе (в устье р. Вологды) и на р. Сухоне, что подтвердили вел. кн. Иоанн III, 28 февр. 1607 г. царь Василий Иоаннович Шуйский игум. Филарету, 14 февр. 1614 г. царь Михаил Феодорович игум. Памве, 15 мая 1625 г. царь Михаил Феодорович и патриарх Московский и всея Руси Филарет (Романов) игум. Алимпию и в 1646 г. царь Алексей Михайлович.
Пятым февраля 1506 г. датирована жалованная двусрочная грамота вел. кн. Василия III игум. Алексию (подтверждена 7 мая 1551 царем Иоанном IV). В 1533 г. вел. кн. Василий III подписал «пашенный перемер» между Павловым и Корнилиевым мон-рями. 25 апр. 1538 г. составлена жалованная грамота вел. кн. Иоанна IV игум. Протасию на вотчины в Костромском и Вологодском уездах (подтверждена 5 янв. 1546). Причина выдачи этой грамоты - разорение монастырских вотчин казанскими татарами. Монастырские крестьяне были освобождены на 4 года от уплаты дани, ямских денег и от «посошной службы». По великокняжеской грамоте, датированной 5 июня 1541 (1542?) г., на монастырское с. Козлятево были выменены деревни Дор, Ермолино, Кокорево, Звягино, Филино. Жалованной грамотой от 11 февр. 1546 г. игум. Протасию вел. кн. Иоанн IV присоединил к монастырским землям с. Скалино и подтвердил право собственности обители на с. Инжевор и др. бывш. владения князей С. А. Шелешпанского и И. В. Угольского в Вологодском, Костромском и Белозерском уездах (подтверждения царя Иоанна IV 12 сент. 1550, царя Феодора Иоанновича 20 окт. 1584, царя Бориса Феодоровича Годунова и царевича Феодора Борисовича 1 марта 1599, царя Василия Иоанновича Шуйского 28 февр. 1607, царя Михаила Феодоровича 1 янв. 1615, его же и патриарха Филарета 15 мая 1625).
26 февр. 1566 г., при игум. Макарии, была подписана послушная грамота царя Иоанна IV на с. Богданово, тогда же к мон-рю была приписана Макариева Писемская пуст. (см. Макариев Писемский в честь Преображения Господня женский монастырь). 11 авг. 1616 г. владение вотчиной подтвердил царь Михаил Феодорович. В сент. 1574 г. царь Иоанн IV дал жалованную грамоту игум. Макарию II на вотчины в Вологодском, Пошехонском, Ярославском и Костромском уездах (подтверждена царями Феодором Иоанновичем 12 июня 1584, Борисом Феодоровичем игум. Митрофану 9 авг. 1599, Василием Иоанновичем игум. Филарету 10 марта 1609).
Уникальным было попечение о благосостоянии обители Рюриковичей - белозерско-пошехонских князей. В XVI в. кн. Семен Андреевич Шелешпанский, умерший бездетным, при вел. кн. Василии III завещал П. О. м. свои родовые вотчины: 9 деревень (Инжевор, Токарево, Высокое, Подорваное, Грибунино, Конанцово, Вараково, Власово, Боранцово) и 3 починка (впосл. Ухтомской вол. Пошехонского у.). В 1534/35 г. кн. Иоанн Васильевич Угольский вложил в мон-рь 6 деревень (Фетиньино, Нятинино, Лукино, Куземкино, Веснино, Плющево - впосл. Борисоглебский Карагачский погост), 3 починка и займище к юго-западу от Грязовца. В 1550/51 г. И. А. Кутузов дал мон-рю в соответствии с пожеланием своей жены Евдокии Константиновны (урожд. княжна Согорская (Сугорская)) вотчину, полученную ею от отца: с. Охметеково и 18 деревень близ р. Согожки (Кемы). Кн. Семен Васильевич Дябринский в П. О. м. принял постриг с именем Герасим и даровал обители в 1555/56 г. свой вотчинный лес близ дер. Норкиной. В 1559/60 г. грамотой кн. Андрея Ивановича Дябринского, данной игум. Антонию (управлял обителью, возможно, до 1569), мон-рю переходила пустошь Лом Савин на р. Тютешь, в 26 км к юго-западу от Грязовца, богатая лесом. Кнг. Мария Ивановна Дябринская, племянница кн. Семена Андреевича, после смерти мужа, кн. Ивана Андреевича, даровала П. О. м. свою приданую вотчину «в Пошехонье в Шелешпале» в 2 приема: в 1563/64 и в 1567/68 гг. (с центром в погосте Крутое (Крутово)). Их сын Андрей, вероятно, постригся в П. О. м. в монахи с именем Адриан. Общая территория вклада дяди и племянницы составила не менее 4,8 версты с севера на юг и 7 верст с запада на восток. Принадлежность бывш. владений Дябринских мон-рю подтвердил 30 сент. 1647 г. грамотой царь Алексей Михайлович. В 1577/78 г. кн. Степан Дмитриевич Согорский передал обители сельцо Гульнево и починок Тюшков в 61 версте к северо-востоку от Пошехонья. Жертвовали обители и местные землевладельцы, напр. С. А. Рожнов (1560), В. С. Шестаков (1600), отец к-рого был похоронен в мон-ре.
В расходных книгах П. О. м. за 1568-1569 гг. содержатся сведения о выплате денег за написание икон в Вологде Харитону Исакову (Харе Иконнику) и Иоасафу Иконнику. Мн. изделия художественных промыслов и иконы исполняли в обители монастырские служители, вотчинные крестьяне и сами насельники. П. О. м. являлся «значительным центром художественной культуры на Русском Севере… Описи монастырского имущества XVII в. дают основание для вывода, что храмы и ризницы монастыря были подлинными сокровищницами русского искусства, где хранились уникальные произведения живописи, мелкой пластики, ювелирного и декоративно-прикладного искусства», в т. ч. деревянные и каменные резные иконы, «таблетки» - иконы на проклеенных холстах (21 изображение владычных праздников и святых), серебряные и костяные панагии, драгоценные оклады, «тощие свечи», набойчатые пелены (Рыбаков. 1995).
В П. О. м. подвизались: прп. Лонгин Коряжемский (на его гробнице лежала икона Животворящего Креста Господня из обители), прп. Адриан Монзенский и его духовный друг старец Пафнутий (с 1605 митрополит Сарский и Подонский). Игум. Исидор в 1589 г. подписался под соборным деянием об учреждении Патриаршества.
XVII-XVIII вв. В период Смутного времени, 1 мая 1614 г., со стороны р. Шексны, вол. Череповесь и Белозерского у. нa территорию Вологодской епархии напали «воры казаки и черкасы», опустошившие в т. ч. П. О. м.
В 1605-1610 гг. Троицкий собор, а в 1625 г. ц. прп. Павла были капитально перестроены. У сев.-вост. угла собора был устроен придельный храм в честь Рождества св. Иоанна Предтечи на 2/3 высоты собора и во всю длину его фасада. По описанию В. В. Седова, «композиция этого придельного храмика состояла из небольшого четверика... глухого, но довольно стройного восьмерика и, наконец, стройного и высокого восьмигранного шатра, завершенного восьмигранным барабаном с главкой... Четверик придела по краям северного фасада обработан лопатками... Нижняя часть восьмерика лишена каких-нибудь украшений, тогда как в верхней трети, отделенной уступчатым карнизом, находятся килевидные нишки». Постановка шатрового придела у крупного 4-столпного собора - редкая особенность. Образцом послужил придел над мощами прп. Авраамия в соборе (1554/55) Авраамиева ростовского в честь Богоявления монастыря, что подчеркивает связь обители с Ростовом, к митрополии к-рого она принадлежала до 1658 г. Иоанно-Предтеченскому храму хронологически предшествовала ц. прп. Мартиниана (1640-1641) в Ферапонтовом Белозерском в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ре, но в отличие от нее «придел Рождества Предтечи намного более строен» и в целом «намного ближе архитектуре своего времени». Седов относит его к «псевдоконструктивному» типу, «в котором барабан под шатром уже отсечен от нижестоящего четверика сомкнутым или лотковым сводом, но внешне восьмерик и основание шатра имеют примерно те же размеры, что и четверик» (Седов. 2003). Возможно, он послужил прототипом шатровых приделов в ярославских церквах свт. Иоанна Златоуста (1649-1654) в Коровниках, свт. Николы Мокрого и Спаса на Городу и был сооружен, т. о., до начала строительства придела Иоанно-Златоустовской ц., т. е. между 1646 и 1649 гг.
10 июня 1617 г. царь Михаил дал П. О. м. жалованную несудимую грамоту на подмонастырские вотчины, 28 февр. 1621 г. подтвердил на имя игум. Алипия предшествующие грамоты, а в 1625 г. подписал грамоту на владение обители сельцом Зыбаловом в Вологодском у., сельцом Богдановом и дер. Морозово в Ярославском у., а также рыбной ловлей на р. Сухоне. В этих грамотах также говорилось об административно-судебных прерогативах игумена, ограниченных делами «о душегубстве, разбое и татьбе с поличным». Грамоты царя подтверждены царями Алексеем Михайловичем 28 февр. 1646 г., Феодором Алексеевичем (по просьбе игум. Иосифа) 15 мая 1677 г. и государями Иоанном V Алексеевичем и Петром I Алексеевичем 28 февр. 1684 г. (игум. Пахомию).
К 1617 г. относится благословенная грамота митр. Сарского и Подонского Ионы (Архангельского) игум. Алипию с братией на возведение храма в Костромском у., на р. Письме, над могилой старца Макария, основателя пустыни, позднее бывшего в течение долгих лет игуменом Павлова мон-ря (ГАВО. Ф. 1260. Оп. 6. Д. 199).
Писцовая книга Г. Коробьина и подьячего Ф. Стогова 1628-1630 гг., составленная при игум. Алипии (1617-1632), постриженике Селижаровского во имя Святой Троицы мужского монастыря, свидетельствует о наличии в «монастыре Павлове» 3 каменных церквей: Троицкой с приделом прп. Павла, Успенской с трапезой и прп. Сергия. В них «образа, свечи, книги, ризы, колокола и всякое церковное строение блаженныя памяти государя царя и великого князя Василия Иоанновича» - вероятно, Василия Шуйского. Строения П. О. м. включали кельи игуменскую, казенную и 20 братских, за оградой - конюшенный двор, 2 скотных двора, 2 мельницы. 25 дек. 1633 г. игум. Памвой II (1633-1649) была составлена жалованная уставная грамота с элементами наказной памяти приказчику и послушной крестьянам - 1-й документ подобного рода, выявленный в архивах вологодских мон-рей. В грамоте подробно определен ряд внутривотчинных пошлин - административно-судебных, свадебных, таможенных. Предположительно к 1-й пол. XVII в. относится пристройка к трапезной с запада обширных настоятельских покоев. В 3-й четв. XVII в. у юго-зап. угла над приделом была поставлена 3-ярусная шатровая колокольня, на нижнем ярусе находился церковный склад, на среднем - ризница, на верхнем - ярус звона. Т. о., возникла живописная многообъемная композиция с 2 шатрами по сторонам основного, 3-главого четверика. В переписных книгах 1678 г. стольника П. М. Голохвастова и подьячего И. Саблина в обители значатся помимо Троицкой ц. с приделами Рождества св. Иоанна Предтечи и прп. Cepгия каменная колокольня над ц. прп. Павла с 13 колоколами, игуменские, 2 каменные казенные кельи и 17 деревянных келий.
Вероятно, 5-ярусный иконостас Павловской ц. был сооружен теми же мастерами, что и новый иконостас Троицкого собора (ок. 1642): оба завершались рядами из 15 серафимов и херувимов. Уже тогда заменили часть праздничных икон письма Дионисия. Трехъярусный иконостас Дионисия в соборе ранее 1654 г. был дополнен ярусом праотцев.
В описи 1687 г. указывается, что при настоятеле (1654-1679) игум. Иосифе (Андреяновском) колокольня церкви была перестроена в книгохранилище, до этого помещавшееся над Успенской ц., перестроен алтарь Павловской ц., деревянная паперть заменена каменной. Б-ка включала 296 книг, из них 139 рукописных. После 1701 г. на место б-ки был перенесен престол прп. Сергия, а книги возвращены в помещение над Успенской ц. По описи 1687 г., в 5-ярусном иконостасе собора было 117 икон, из них местных 8, украшенных серебряной позолоченной басмой, всего в храме было написано 245 икон, многие из к-рых имели привесы. В запрестольный образ «Одигитрия» были вложены часть древа Креста Господня и частицы мощей святых. В алтаре Сергиевского придела пребывал выносной крест с резанными из кости фигурками святых (подобный «Киликиевскому» кресту из Прилуцкого мон-ря).
В XVII в. сооружена и «четвероугольная рубленая» ограда, а от р. Нурмы роль ограды играли каменные погреба, поварни и деревянные амбары. Во 2-й пол. XVII в. к западу от трапезной был выстроен 2-этажный корпус «казенных келий» (частично сохр.). Он стоял на одной линии с зап. пряслом каменной ограды, немного севернее 3-пролетных св. ворот. Фасады здания разделены широкими лопатками. Над межэтажной тягой помещен пояс ширинок с круглыми вставками, а вверху - многообломный карниз с раскреповками. Оконные проемы растесаны, однако на 2-м этаже сохранились килевидные завершения наличников.
К кон. XVII в. П. О. м. вновь стал одним из наиболее благоустроенных в Вологодской епархии. На 1676 г. в нем числилось 59 насельников, 138 слуг, мастеровых (плотников, токарей, кузнецов, чеботарей, портных) и сирот («монастырских детенышей»). Обители принадлежали 9 сел (Никольское на Пенье близ Грязовца, 8 - в Пошехонье: Покровское (Костромского у.), Фроловское (Вологодского у.), Инжевор, Зиновьево, Каргач, Крутое (Пошехонского у.), Скалино, Богданово (Ярославского у.); все, кроме с. Скалина, с церквами) и 122 деревни с 710 дворами, в которых проживали 1798 крестьян. Никольский комплекс с церквами свт. Николая Чудотворца и Рождества Пресв. Богородицы включил в себя и древнейшее ядро вотчин обители - Вантиево, Зыбалово, Кебас, Половоз. «Формирование 2 соседних вотчинных комплексов обители - Никольского и Фроловского - отразило последовательные этапы земледельческого освоения юго-востока Вологодчины (первый - более ранний, приречный, второй - чуть более поздний (40-е гг. XVI в.), со слабее выраженной привязкой к рекам) и преодоление населением водораздела Волги и Северной Двины... Остальная же масса имений Павло-Обнорского монастыря, расположенных на Вологодско-Пошехонском и Вологодско-Ярославском рубеже, подчинялась Ростовской митрополии» и сформировалась за счет целостных родовых комплексов различных ветвей белозерско-пошехонских князей в Пошехонском и Ярославском уездах (Переписные книги. 2011). Хозяйство П. О. м. включало 275 лошадей, 425 голов скота, 3 мельницы на р. Нурме, подворья находились в Вологде (в Новинках и на Мостовой ул. (ныне Рубцова)) и Москве (в Печатниках, у Сретенских ворот (приобретено в 1656)). К обители оставалась приписана Макариева Писемская пуст.
Из переписных книг П. О. м. XVII в. известны отписная книга 1632/33 г., описи 15 апр. 1654 г.- переписная отписная («отводная») книга имущества, казны и вотчин, составленная архиерейским дьяком И. Свищовым для нового игумена, Иосифа (Там же. С. 272-299), переписная отписная («отводная») книга имущества и вотчин, составленная в 1682 г. сыном боярским Вологодского архиеп. Симона А. Ф. Головковым при передаче мон-ря новому игумену, Ефрему (1679-1683) (ГАВО. Ф. 521. Оп. 1. Кн. 2), переписная книга мон-ря на игум. Пахомия 1682/83 г. (7191), переписная отписная книга, составленная по приказу преосв. Гавриила сыном боярским Сергеем Скоровым 9 апр. 1687 г. на игум. Иосифа (Там же. Кн. 3) и в 1692/93 г. по приказу казначея Макария на игум. Герасима.
Указная грамота царя Феодора Алексеевича (янв. 1681) свидетельствует о том, что П. О. м. ходатайствовал о содействии сыску и возврату его беглых крестьян. После июня 1684 г. была составлена копийная книга актов П. О. м. (в 1888 вложена в Ростовский исторический музей гр. С. А. Мусиным-Пушкиным; ныне ГМЗ «Ростовский Кремль». № Р-169; 327 л.) - ценный источник сведений по истории землевладения и хозяйства Русского гос-ва XV-XVII вв. (84 документа 1488/89 - 1684 гг.: актов XV в.- 1, XVI в.- 28, XVII в.- 55). Копийная книга П. О. м. по времени ближе всего к большой серии копийных книг Троице-Сергиева мон-ря, составленных в 1683-1684 гг. (Каштанов, Столярова. 2002).
В 1694 г. по прошению братии П. О. м. получил право архимандричьего управления. К этому году относится приходо-расходная книга обители (Шамина. 2013). Патриарх Московский и всея Руси Адриан возвел в сан архимандрита «с сереброкованою шапкою» игумена Сямского в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужского монастыря Сергия (до 1705). В 1701 г. в мон-ре проживали архим. Сергий, бывш. игум. Иосиф, келарь Иона, 3 иеромонаха, 3 иеродиакона, казначей мон. Макарий и 49 монахов, в 1722 г.- архим. Феофилакт, 3 иеромонаха, 2 иеродиакона, 7 клирошан, слуги и 67 работников, в 1747 г.- архимандрит, 2 иеромонаха, священник, 2 иеродиакона, диакон, 5 монахов и пономарь. В обитель стали присылать отставных солдат и офицеров, др. нуждающихся в исправлении, а из монастырских вотчин требовали конюхов с лошадьми, а также каменщика, плотников и др. на строительство С.-Петербурга. Переписная книга П. О. м. стольника В. И. Кошелева за 1701-1702 гг. (РГАДА. Ф. 237. Оп. 1. Ч. 1. Кн. 41. 153 л.) «свидетельствует о том, что прописанные в 1633 г. нормы сеньориально-крестьянских отношений в вотчине Павло-Обнорского монастыря продолжали действовать и в начале ХVIII в.» (Переписные книги. 2011). Она содержит описания монастырских вотчин и самой обители, б-ки и ризницы. Среди жертвователей названы митр. Сибирский и Тобольский Павел ( 1692), кн. Михаил Иванович Вадбольский, кнж. А. В. Черкасская, М. И. Маиров, стольник И. А. Нарбеков, Б. Мишевсков, Г. В. Борняков, П. М. Чадов, И. С. Шапкин (Шамина. 2010). В 1721 г. архим. Феофилактом с братией было составлено описание хозяйства (в форме ведомости) (Переписные книги. 2011. С. 300-308).
К 1764 г., времени введения штатов, при архим. Павле (1757-1771), к П. О. м., в к-ром проживали 28 монашествующих, были приписаны 1964 чел.- слуги и крестьяне, 2680 четв. пахотной земли, сенокосы, леса, рыбные ловли. В 1764 г. мон-рю, отнесенному к 3-му классу с игуменским управлением с численностью братии 12 чел. (ГАВО. Ф. 496. Оп. 1. Д. 2473. Л. 12 об.- 14), были оставлены небольшое количество земли, рыбные ловли и назначено жалованье.
Во время пожара 1767 г. частично сгорел древний иконостас. Удалось спасти 25 образов из 2 верхних ярусов и 20 икон, к-рые впосл. разместили в др. храмах и ризнице. В частности, в алтаре Павловского храма находились иконы «Одигитрия», святителей Василия Великого, Григория Богослова и Николая Чудотворца в серебряных позолоченных окладах. Икона из праздничного чина «Уверение ап. Фомы» была вложена в киот над монастырскими вратами. Иконы 2 нижних ярусов были написаны заново. Спасенный жемчуг и драгоценные камни от образов были проданы с аукциона в 1836 г. за 714 р. 28 к. серебром. Не позднее сер. XVIII в. при П. О. м. началось обучение иконному мастерству.
В 1771 г. новый игумен, Пахомий (1771-1775), писал, что П. О. м. «по осмотру нашему явился весьма ветх; ограда пала, кельи погнили, и как настоятелю, так и братии негде стало жить, а на церквах кровли ветхие ж, и течь имеется немалая; каменное строение все ветхо, и в соборной церкви опасно служить». В 1775-1799 гг. братию возглавлял игум. Вениамин (Кулешавский), известный и как миссионер среди старообрядцев. По-видимому, ок. 1773 г. мон-рь вновь горел. Об этом свидетельствует доношение обители в Коллегию экономии от 16 авг. 1775 г. (РГАДА. Ф. 280. Оп. 1. Д. 14482). В 1777 г. П. О. м. разграбили разбойники. В том же году здания были отремонтированы, в т. ч. сев. соборная паперть, где находились могилы настоятелей; вероятно, перестроен Преподобнический храм, ставший 2-этажным и приобретший 8-гранный купол; внизу находилась ц. прп. Павла, наверху - ц. прп. Сергия, в к-рой богослужения совершались редко. 12 окт. 1788 г. по распоряжению духовной консистории была составлена опись казенного имущества мон-ря (ГАВО. Ф. 496. Оп. 1. Д. 3928. Л. 76-80). В трапезной Павловской ц. в стеклянном футляре хранилась часть дупла липы (высота 1 аршин и окружность 4 аршина), в к-ром жил прп. Павел. В 1783-1784 гг. была завершена работа над новым иконостасом. Пророческий ряд, упоминавшийся в переписной книге дьяка И. Свищова (15 апр. 1654), в иконостасе отсутствовал. В 1785 г. над деисусным рядом, включившим 12 из 15 икон Деисуса XVII в., стоял праотеческий, в центре к-рого находилась икона «Пресв. Троица с Авраамом и Саррой». Три центральные иконы деисусного ряда в 1785 г. находились в алтаре. Впосл. упоминается «Спас в силах», к-рый в 1853 г. висел на левом столпе собора. В 1843 г. упомянуты 8 икон пророков в серебряных басменных окладах, к-рые, вероятно, находились в пророческом ряду первоначального иконостаса со средником - образом «Святые Давид и Соломон».
14 авг. 1781 г. в помещении трапезной, не использовавшейся по прямому назначению, игум. Вениамин освятил теплую Успенскую ц., для к-рой были написаны иконы. Саму же трапезную устроили в 2-этажном братском корпусе слева от въездных зап. ворот. Над ее сводами поднялся высокий восьмерик с барабаном и главкой, существовавший до 60-х гг. XIX в. (в наст. время возведено предполагаемое завершение храма). В кон. XVIII в. в линию с южной оградой был построен 2-й келейный корпус (сохр.) - длинное, прямоугольное в плане здание под 4-скатной крышей. В 1794 г. был освящен и Иоанно-Предтеченский храм.
В истории обители 1-я пол. XIX в. не была благоприятным временем. Из настоятелей этого периода известны архим. Август (!) (Албенский; 1800-1812), игум. Гавриил (Болховитинов; 1812-1814), племянник митр. Евгения (Болховитинова), бывш. строитель Коневского в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужского монастыря игум. Варфоломей (1818-1823), игум. Варлаам (1826-1841; в 1840 началось обновление иконостаса и икон Успенской ц.), игум. Анатолий (1846-1861; впоследствии архимандрит). Период упадка П. О. м. закончился только во 2-й пол. XIX в., когда настоятелем в 1861-1877 гг. служил игум. Иоасаф (Толстошеев; 1802-1884; впосл. схиигум. Серафим), выходец из тамбовского купечества, автор неоднократно переиздававшегося «Сказания о подвигах и событиях жизни старца Серафима, иеромонаха, пустынника и затворника Саровской пуст., с присовокуплением очерка жизни первоначальницы Дивеевской женской обители Агафии Симеоновны Мельгуновой» (1-е изд.: СПб., 1849). 27 лет он был послушником Саровской в честь Успения Пресвятой Богородицы пустыни, затем проживал в различных обителях, 3 марта 1861 г. получил назначение на настоятельство в П. О. м., 3 мая был возведен в сан игумена.
Получив от предшественника 22 к. наличного капитала и обветшавшие здания, о. Иоасаф благоустроил монастырь, потратив на строительство и проч. нужды более 200 тыс. р. Почти все эти средства были получены от жертвователей - местных и костромских купцов. 14 мая 1867 г. за ревностную службу по устроению П. О. м. и управлению им он был награжден золотым наперсным крестом. При нем Н. В. Елагиным был составлен акафист прп. Павлу. Ризница пополнилась, в частности, 12 новыми Евангелиями и 7 литургическими приборами, многочисленными облачениями.
С 1862 г. в П. О. м. были разобраны древние своды Успенской ц. и центральный столп, замененный 4 каменными столбами, устроен деревянный потолок. Тогда же были растесаны древние щелевидные окна. Восточную и центральную трети здания занимала церковь, западную - настоятельские кельи. Настоятельский корпус был надстроен 3-м этажом с балконом и лучковыми оконными проемами, завершен треугольным фронтоном по центральным осям. В 1866 г. был отремонтирован Троицкий собор: устроен новый, вызолоченный, 4-ярусный иконостас в рус. стиле (на пожертвованные любимским купцом С. Ф. Михиным 4000 р.) с иконами живописного письма «фряжской работы» (освящен 1 окт.). Старые иконы, к-рые нельзя было поправить, решили использовать на иконные доски или сжечь.
С сев. и вост. стороны полностью, а с западной и южной - частично в 1863-1866 гг. П. О. м. был обнесен каменной стеной высотой ок. 3 м и длиной 590 м, с 3 башнями, было установлено двое ворот. Под ее юж. пряслом были устроены сохранившиеся погреба (1875). До этого каменными были только зап. стена и башня. Юго-зап. угол заполняло одно из монастырских зданий, в остальных 3 находились 8-гранные каменные башни с деревянными завершениями, крытыми железом, с куполами и со шпицами. В 1864 г. игумен лично расписал стены обители 12 картинами из жизни еще не канонизированного прп. Серафима Саровского, однако епархиальное начальство велело их закрасить. С зап. стороны в П. О. м. вели каменные св. ворота с 3 главками (1874). Снаружи над ними находился древний Нерукотворный образ Спасителя, по сторонам - 10 икон пророков и апостолов, над малыми входными воротами - Киево-Печерский образ Божией Матери. С внутренней стороны над воротами были изображены прп. Иоанн Лествичник, а также неск. ангелов и иноков, по сторонам - архангелы, первоверховные апостолы, прп. Сергий Радонежский и прп. Арсений Комельский. При ремонте ворот икона «Уверение ап. Фомы» письма Дионисия из надвратного киота была убрана на чердак, где ее обнаружил в 1914 г. Б. Н. Эдинг. С вост. стороны находились деревянные ворота, имевшие завершение в виде шатра, установленного на 4 резных столбах - вереях и поддерживаемого 4 балками-упорами. Все деревянные элементы конструкции ворот были украшены узорчатой резьбой «наподобие чешуи или листьев», а вереи выполнены с 6 выточенными уширениями по типу кубышек. До реконструкции эти ворота являлись главными и были частью деревянной стены.
В 1867 г. был возобновлен Иоанно-Предтеченский храм. Слева от собора, на месте разобранной в 1875 г. церкви преподобных Павла Обнорского и Сергия Радонежского, был возведен храм Корсунской иконы Божией Матери с приделами: левым - прп. Сергия Радонежского и правым - прп. Павла Обнорского. Образы для иконостасов были написаны сестрами опекаемого о. Иоасафом Серафимо-Понетаевского монастыря. По традиции церковь, освященную 25-28 авг. 1879 г. еп. Вологодским и Устюжским Феодосием (Шаповаленко), также именовали Преподобнической. Храм в русском стиле, 4-столпный, с 3 полукруглыми в плане алтарными апсидами, с 4-скатной кровлей, завершенный массивной луковичной главой на глухом барабане, образовывал гармоничный ансамбль с древним собором. Над мощами прп. Павла, почивающими под спудом в арке (между 2 столбами справа, у придела его имени), еще в 1844 г. была устроена рака, «одетая» медными посеребренными чеканными листами. Образ преподобного на гробнице был украшен серебряной ризой с позолоченным венцом. В углублении стены на 2 колоннах возвышалась резная деревянная золоченая сень. На образе возлежал медный позолоченный и вложенный в кипарисовый ковчег при игум. Иосифе 8-конечный крест прп. Сергия Радонежского. В позднейшее время к нему были приделаны 8 медных литых образков. В 1878 г. над мощами преподобного была установлена новая, массивная, серебряная рака в стиле рококо, украшенная 3 сюжетами жития преподобного. Ее стоимость составила ок. 10 тыс. р. Для храма настоятель выписал с Афона Иверскую икону Божией Матери, образ вмч. Пантелеимона и устроил ковчеги для частиц мощей. В числе проч. святынь здесь находились власы прп. Серафима, вложенные затем вместе с частицами мантии, камня, на котором молился преподобный, и гроба в икону серафимо-понетаевского письма. Большие стенные росписи также изображали сцены из жития основателя обители.
За оградой с востока и запада были насыпаны 3 высоких холма. На западном, в форме усеченного конуса, была устроена «Голгофа», напоминающая о Страстях Господних. На верхней площадке была выстроена 8-угольная деревянная часовня в честь крестных страданий Спасителя, в к-рой было помещено огромное Распятие с предстоящими - Богородицей и ап. Иоанном Богословом (не сохр.). На ее месте предполагалось воздвигнуть большой храм с престолами, посвященный важнейшим событиям последних дней земной жизни Спасителя.
На др. насыпном холме, в 100 м восточнее мон-ря, к которому вела лестница из 30 ступеней, игумен решил устроить скит. По преданию, именно здесь прп. Павел Обнорский увидел в чаще леса чудесное сияние. На вершине холма в 1867-1869 гг. о. Иоасаф выстроил 2-этажную ц. Воскресения Христова с приделами Покрова Пресв. Богородицы (правый) и Всех святых (левый), Тихвинской иконы Божией Матери (нижний, упразднен в 1880), освященную еп. Павлом (Доброхотовым) 5-7 июля 1869 г. На ее нижнем этаже также должны были разместить кельи; храм имел 2-ярусный вызолоченный иконостас и иконы «очень хорошей живописи по золотому фону», написанные серафимо-понетаевскими сестрами (полностью утрачены).
Архитектура храма представляет собой образец церковной эклектики с преобладанием мотивов русского стиля, а также «романо-византийского». Храм на высоком подклете (на участке 13×7 саж.) был увенчан несохранившимися 13 большими и малыми главками. Главки находились между щипцами возвышенного прямоугольного притвора (частично утрачен), фасады основного объема также венчали щипцы. Над центральной частью здания возвышалось луковичное пятиглавие на глухих фигурных барабанах, выделялась массивная средняя глава. В обильной отделке применены мотивы полуциркульных и круглых окон, крупного руста, кокошников, тяг и лопаток с дыньками-перехватами, напоминающих о народном зодчестве (постройка велась «вопреки даже техническим требованиям» под личным наблюдением игумена).
Игумен позаботился и о благоустройстве окружающей территории. Склоны холма были обложены дерном; у подножия, на краю верхней площадки и вокруг церкви устроены дорожки, посыпанные песком или мощенные кирпичом. Вдоль дорожек были высажены деревья, гл. обр. ели, между дорожками посажен малинник. В вост. склоне была выкопана пещера для молитвенного уединения по примеру древних отцов монашества.
Для своего любимого детища - скита, игумен лично составил строгий устав. Иноки должны были жить в непрестанном труде и молитве, питаться только растительной пищей. Женщинам вход был воспрещен. Скит не был официально заселен до 1914 г. При игум. Иоасафе был устроен проезд от юго-вост. башни до юго-зап. углового здания, воздвигнуты гостиница для состоятельных богомольцев и отдельный дом для прислуги. Чтобы избежать наводнений при разливе р. Нурмы, подтекающей к мон-рю с юга излучиной, образующей полуостров, близ сев. и зап. частей ограды был прорыт канал для стока весенних вод, а перешеек указанного выше полуострова был перерезан каналом длиной почти 220 м, в результате чего река изменила направление своего течения. Высохшее русло братия использовала под огород.
Низменные места на территории П. О. м. были подсыпаны на уровень 1-2 аршина. На высоком, но безлесном правом берегу Нурмы по распоряжению игумена были посажены еловая и сосновая рощи. Там же игумен выстроил в лесу «молитвенную келью», выкопал пруд и прибил медный крест к росшей рядом сосне. Поблизости находился камень, на к-ром, подражая прп. Серафиму, молился игумен. Наконец, игумену удалось расселить жителей подмонастырской слободы и получить 3 лесные дачи: Чистяковскую, Скудеркинскую и Отхожую - в 15-20 верстах от обители общей площадью 154 дес. 1248 кв. саж. (1871) и мельницу на р. Нурме (1874). В г. Грязовце в 1877 г. при вокзале было устроено подворье с каменной часовней и деревянным домом.
Из-за болезней и «старческой немощи» о. Иоасаф покинул игуменство в янв. 1877 г. и принял великую схиму. По указу Синода от 30 апр. 1879 г. схиигум. Серафим вновь вернулся в Нижегородскую епархию, в Высокогорскую пуст., где и преставился; погребен, согласно его желанию, в Серафимо-Понетаевском мон-ре.
Единственным крупным зданием, возведенным в П. О. м. после о. Иоасафа, стала колокольня (1881-1887) - 4-ярусный 20-саженный столп с луковичной главкой в «тоновском» стиле,- напоминающая архитектуру Корсунской ц. (в наст. время ее 2 нижних яруса частично сохр. у вост. стены трапезной). Элементы ее декора в рус. стиле - тройные полуциркульные окна с подвышенным центральным, щипцы, 3/4-ные колонки, замыкающие углы здания, «ступенчатый» орнамент и бегунец. 21 сент. 1886 г. еп. Израиль (Никулицкий) освятил вновь возобновленный Успенский храм. Троицкий собор, который к тому времени утратил 2 боковые главки и был одноглавым, в 1880-1883 гг. (1879-1888?) приобрел 4 декоративные главы.
C 16 февр. 1888 по 1903 г. в обители настоятельствовал игум. Агафангел (Воскресенский; 27 июня 1827 - 4 янв. 1907; с 22 мая 1895 архимандрит, погребен у алтаря Корсунского храма), сын псаломщика Воскресенской ц. с. Раслова Грязовецкого у., послушник П. О. м. с 25 мая 1849 г. Много лет он нес послушание сборщика и объехал всю Россию. В 1864 г. был рукоположен в сан диакона, 16 янв. 1866 г.- во иерея, с 22 авг. 1867 г. являлся братским духовником, ризничим и казначеем. С 1870 г. он исполнял различные послушания в Дионисиевом Глушицком (казначей до 1881), вологодском Свято-Духовом, великоустюжском Знаменско-Филипповском (настоятель в 1881-1882) мон-рях, в Вологодском архиерейском доме, Сямском мон-ре (с 1885). С 15 нояб. 1903 г. находился на покое. При о. Агафангеле был построен мост через р. Нурму, отремонтированы Преподобническая ц., гостиный, каретный и скотный дворы; погашены большие долги мон-ря.
В кон. XIX в. в П. О. м. находились Троицкий собор, соединенный с ним храм Рождества св. Иоанна Предтечи, Успенский храм и ц. Корсунской иконы Божией Матери, где покоились мощи прп. Павла, с приделами во имя преподобных Павла Обнорского и Сергия Радонежского. Главными святынями были мощи прп. Павла Обнорского, чудотворные Корсунская икона и икона прп. Павла Обнорского (приписывалась прп. Дионисию Глушицкому), украшенная серебряно-позолоченной ризой в 1850 г., посох преподобного у его гробницы. В Успенской ц. почитались храмовый образ «древнейшего письма» (2,5×1,75 аршина) в серебряной ризе, Смоленская икона Божией Матери, резанный из кости Деисус с Господскими праздниками. Исторический деревянный крест в серебряно-позолоченном окладе в память воцарения Романовых к 300-летию династии был возобновлен. Имелись ковчежец с изображениями святых Петра и Февронии и икона прп. Сергия с частицами их мощей.
В ризнице П. О. м. хранились Евангелие, напечатанное в 1698 г. и оправленное в серебряный с финифтяными клеймами оклад в 1787 г., печатные Евангелия (1636 и два - 1657), напрестольный серебряный позолоченный крест с 6 финифтяными изображениями, оправленный во франц. стразы, в к-рый были вложены 9 частиц мощей (1784, переделан в 1851), и серебряный позолоченный крест со сканью, пожертвованный в 1632 г. игум. Алипием, старинные ризы зеленой парчи с серебряными разводами и покров на раку преподобного в рост. Кроме храмов на территории располагались настоятельские кельи (в обширном корпусе настоятель занимал в 60-х гг. XIX в. 4 комнаты), 2-этажные братские корпуса, 3-этажный гостиный корпус - часть юж. стены ограды с 20 кельями.
При П. О. м. были 4 часовни, в т. ч. на правом берегу Нурмы: одна - к юго-западу от мон-ря, на высоком берегу, над источником и колодцем, выкопанным прп. Павлом, откуда открывался вид на обитель, вторая - на том месте, где стояла его уединенная келья, в роще на склоне возвышенности, еще одна - при дер. Обнорская Слобода и четвертая - при ст. Грязовец.
Для богомольцев были устроены гостиница и странноприимный дом. В 2-этажном деревянном здании на берегу Нурмы близ вост. ворот мон-ря проживали богомольцы, останавливающиеся как на срок до 10 дней, так и долговременные, которых называли «дачниками». Перед гостиницей находился цветник с солнечными часами, позади - огород, а также муж. и жен. купальни на реке. Здесь же, к юго-востоку от П. О. м., был разбит парк. Имелись иконная лавка, ягодный и фруктовый сады (внутри ограды), пчельник, конный двор с конюшней и каретником и скотный двор с 2-этажным деревянным домом; хлебные амбары на левом берегу Нурмы. Мон-рь владел 157 дес. 1079 кв. саж. земли, 153 дес. леса, рыбной ловлей «Лостинский исток» на р. Окольная Сухоня, переданной обители в 1797 г., в 80 верстах от мон-ря, и 2 мельницами, к-рые сдавались арендаторам. Капитал мон-ря составляли: в 70-х гг. XIX в.- 21 386 р., в 1908-1911 гг.- 30 000 р. (Зырянов П. Н. Рус. монастыри и монашество в XIX и нач. ХХ в. М., 1999. С. 291).
В XIX - нач. XX в. П. О. м. получил известность благодаря своим подвижникам. Иером. Николай (Белышов; 1794 - 7 июня 1872; похоронен под алтарем правого придела Корсунского храма), бывш. сельский священник Вологодского у., ученик свт. Игнатия (Брянчанинова) в Григориевом Пельшемском Лопотовом в честь Собора Пресвятой Богородицы мужском монастыре, стал строителем П. О. м. после св. Игнатия (с 5 нояб. 1833), затем (с 19 февр. 1840) - строителем Сямского Рождество-Богородичного мон-ря. 20 окт. 1842 г. он по своему желанию был переведен в П. О. м., где принял на себя подвиги уединения и юродства. Иером. Сергий (Малевинский; 1828/29 - 31 янв. 1912) с 1852 г. служил диаконом, с 1863 по 1891 г.- священником Кубеницкой Вассиановской ц. в с. Ивачине Кадниковского у. Вологодской губ. (разрушена в 1943). 8 марта 1900 г. он переселился в П. О. м., получив благословение прп. Варнавы (Меркулова), 5 нояб. 1910 г. пострижен с именем особо чтимого им прп. Сергия Радонежского. Иером. Нафанаил (1833/34 - 11 мая 1901; похоронен за алтарем Троицкого собора), из крестьян дер. Сереговской Яренского у. Вологодской губ., подвизался в мон-ре с 1866/67 до 1891 г.; в 1882 г. был рукоположен во диакона, 18 окт. 1883 г.- во иерея; затем исполнял послушание в вологодском Свято-Духовом мон-ре, откуда, предчувствуя свою кончину, 5 марта 1901 г. вернулся в родную обитель.
Последним настоятелем (с 1903) был архим. Никон (Чулков; 1862-1941), из вологодских мещан, поступивший в мон-рь летом 1893 г. Он являлся также духовником братии и богомольцев. 10 февр. 1903 г. была учреждена и 18 февр. открыта павло-обнорская школа иконописи под рук. послушника Антония Чекина (в постриге иером. Павел), сына надворного советника, которая разместилась в здании настоятельского корпуса. Первый курс составил 15 учеников, ее окончили более 60 учеников, но в 1906 г. занятия прекратились. Школа была закрыта по указу консистории от 7 марта 1907 г. (ГАВО. Ф. 521. Оп. 1. Д. 104. Л. 36 об., 45). К 1914 г. при обители предполагалось вновь открыть школу древневизантийской церковной живописи. Активно развивалась издательская деятельность, на нижнем ярусе колокольни находился иконно-книжный склад. В 1908 г. началась постройка 2-этажной гостиницы (сохр.). В соборе с 1905 г. шли ремонтные работы.
В ночь на 26 авг. 1909 г. во время пожара Корсунский храм выгорел, пострадал и Троицкий собор. Хранившийся в мон-ре крест прп. Сергия расплавился в огне, сгорели икона прп. Павла письма прп. Дионисия и серебряная рака прп. Павла. По нек-рым данным, во время этого пожара погиб и хранившийся в мон-ре фрагмент липы, в дупле к-рой жил прп. Павел Обнорский (Воскресенский. Св.-Троицкий Павлов-Обнорский мон-рь. 1914. С. 22). Средства на восстановление П. О. м. собирали по всей России. Иконостасные, штукатурные и живописные работы осуществлял А. М. Баженов на сумму 20 250 р. 31 мая 1910 г. викарий Вологодской епархии еп. Вельский сщмч. Антоний (Быстров) освятил Троицкий храм.
Имп. Николай II Александрович пожертвовал новую серебряную раку для мощей прп. Павла. От старой раки сохранились изображения главы и рук преподобного, уцелевшие во время пожара. Над ней была установлена беломраморная сень, прорезанная 4 арками и завершенная бронзовым шатром. За изготовлением сени и раки «в древнерусском стиле XV в.» по проекту худож.-архит. С. И. Вашкова наблюдал начальник Царскосельского дворцового правления кн. М. С. Путятин. Работы велись в 1911-1912 гг. товариществом «П. И. Оловянишникова сыновья» в Москве. На раке находились изображения Феодоровской иконы Божией Матери, небесных покровителей царской семьи, прп. Сергия, фрагменты жития прп. Павла. С Афона пожертвовали иконы Иверскую и вмч. Пантелеимона вместо утраченных. Была изготовлена также копия креста, написаны образ прп. Павла и Корсунская икона Божией Матери. Из г. Любима в храм поступила Феодоровская икона Божией Матери XVII в.- наподобие чтимой в мон-ре Тихвинской, в честь к-рой предполагалось освятить нижний скитский храм, из Белгорода - икона свт. Иоасафа, из Пошехонского у.- икона свт. Николая Чудотворца.
Возобновление собора после пожара завершилось в 1912 г., каменный пол заменили асфальтовым и плитным. 27 июня 1912 г. воссозданный Корсунский храм был торжественно освящен еп. Антонием в присутствии обер-прокурора В. К. Саблера, министра путей сообщения С. В. Рухлова. 28 июня им же был освящен Сергиевский придел. 31 июля - 1 авг. того же года П. О. м. посетила вел. кнг. прмц. Елисавета Феодоровна. 8 июня 1914 г. еп. Вельский Антоний совершил в П. О. м. литургию по случаю 500-летия существования обители. Кроме игум. Никона, возведенного на литургии в сан архимандрита, в служении приняли участие архимандриты Прилуцкого, Коряжемского во имя святителя Николая Чудотворца мон-рей, Семигородной пуст. и др. священнослужители. В торжестве также приняли участие наследник цесаревич Алексий Николаевич и великие княжны Ольга, Татиана, Мария, Анастасия Николаевны, гробу преподобного от них в дар была принесена драгоценная сребропозлащенная лампада в форме древневизант. светильника.
По указу Синода от 17 янв. 1911 г. мон-рь был преобразован в общежительный (ГАВО. Ф. 496. Оп. 1. Д. 18865. Л. 8). В 1914 г. в нем насчитывалось ок. 80 насельников, в т. ч. 5 иеромонахов и 5 иеродиаконов, годовой доход обители составлял 18 749 р. Послушником в 1900-1914 гг. был известный духовный писатель, краевед А. К. Воскресенский (впосл. иером. Димитрий; 1871 - не ранее 1920), автор лучшего описания монастыря (Открытие забытого имени. Богородск, 2016). Дважды в год, на Пятидесятницу и 24 июля, в монастыре совершались крестные ходы.
В 1918 г. был подписан договор о передаче монастырских зданий церковной общине. Однако стремление коммунистических властей закрыть обитель проявлялось изначально и сводилось к стандартному набору обвинений: отсутствие ремонта зданий, «развратное» поведение монахов, срыв «культпросветработы» и кампании по реализации гос. хлебного займа «вследствие проводимой агитации в массах, что работа эта идёт на укрепление большевиков», невыполнение о. Никоном предписания епархиального управления в 1923 г. «с предупреждением вплоть до закрытия монастыря» (что было связано, вероятно, с противодействием тихоновцев обновленцам) и постановления о «выселении ряда иеромонахов из монастыря в трехдневный срок за антисоветскую агитацию». В зданиях еще до офиц. закрытия размещались: с 1921 г.- коммуна, с 1922 г.- «школа соцвоспитания» (обл. школа особого режима).
Президиум Грязовецкого уисполкома 25-26 марта 1924 г. распорядился о «ликвидации» местных мон-рей. 12-13 апр. 1924 г. П. О. м. был закрыт. По постановлению президиума Вологодского губисполкома от 1 апр. 1924 г. (ГАВО. Ф. Р-585. Оп. 1. Д. 71. Л. 127) 14 апр. братия покинула обитель. Архим. Никон нек-рое время находился на нелегальном положении, служил в Ярославской епархии, подвергался арестам. Умер в соль-илецкой тюрьме НКВД в Оренбургской обл. После 1938 г. были расстреляны бывш. насельники обители иеромонах прмч. Иерофей (Глазков) и казначей иером. Николай (Воропанов А. И.; 1885-1941).
Верующим предлагалось посещать церкви Николо-Пеньевскую (1794) в бывш. монастырском селе (в 3 верстах; не сохр.), Спасо-Нуромскую (1795; в 5 верстах; сохр.) и Рождество-Студенецкую (1847; в 5 верстах; не сохр.). В результате жалобы во ВЦИК наиболее активной из общин района - павло-обнорской религиозной общины, инициированной «ходоком в Москву» В. Н. Смирновым (впосл. репрессирован), председатель ВЦИК М. И. Калинин своей телеграммой распорядился приостановить закрытие до рассмотрения вопроса. Однако ВЦИК довольствовался полуграмотной секретной докладной запиской председателя Грязовецкого уисполкома П. Е. Едемского от 27 апр. 1924 г. с обоснованием действий местной власти, и мон-рь был закрыт «под культурный центр» и разорен. Предполагалось устроить «в одной церкви - народный дом (библиотека-читальня, сцена-театр), вторая церковь - класс, и в двух остальных - маслодельная артель. Помещение, где жили монахи,- общежитие приезжающим рабочим и служащим на отдых во время лета». В 1924 г. И. В. Федышину удалось вывезти из монастыря в Грязовецкий и Вологодский музеи неск. икон, резные деревянные врата с сенью и со столбцами и отдельные произведения мелкой пластики и художественного серебра.
Разрушены Иоанно-Предтеченская ц., в 1936 г. (по др. данным, разборка храма началась в 1924 и завершилась в 60-х гг. XX в., кирпичом вымостили дорогу) - Троицкий собор с прилегающими постройками, колокольня (в нач. 50-х гг. XX в.), ограда, в период с 1957 по 1971 г.- Корсунская ц. Фундамент и остатки солеи сохранились только на месте придела прп. Сергия. Уничтожено монастырское кладбище, находившееся за алтарем собора и Предтеченской ц. В 1922 г. на кладбище был погребен известный химик профессор ун-та и технологического ин-та в Петрограде Л. А. Чугаев (1873-1922), скончавшийся от брюшного тифа в Грязовце. Над могилой ученого был поставлен деревянный памятник. Новая стела - из гранита, мрамора и известняка с бронзовым барельефом (скульптор Г. П. Контырев) была установлена в 1960 г., отремонтирована в 1971 г. В 1945 г. в уцелевших зданиях мон-ря открылся детский санаторий, затем - обл. санаторно-лесная школа для детей со слабыми легкими (1953-1986). На территории размещались также детский дом, опытная педагогическая станция. На месте одной из угловых башен мон-ря поставили памятник В. И. Ульянову (Ленину), в качестве постамента использовали часть основания сени над мощами (статуя упала в сер. 90-х гг. XX в.). Огромная бетонная плита, к к-рой крепилось основание сени преподобного, была оттащена на полкилометра, к берегу р. Нурмы, чтобы удобнее было полоскать белье для воспитанников лесной школы. На бетонном основании пола Троицкого храма, на месте солеи, в 70-х гг. был построен магазин. С 1986 г. здания находились на балансе Грязовецкого интерната, но не использовались.
В 1994 г. остатки монастырских строений возвращены РПЦ, обитель имела статус подворья Прилуцкого мон-ря. 5 июня 1999 г. еп. Вологодским и Великоустюжским Максимилианом (Лазаренко) был освящен трапезный храм в честь Успения Пресв. Богородицы; в его интерьере остались фрагменты росписи в позднеакадемической манере. Немногочисленные сохранившиеся постройки мон-ря постановлением губернатора Вологодской области от 15 окт. 2001 г. были взяты под гос. охрану как комплекс памятников архитектуры регионального значения. По благословению еп. Максимилиана весной 2002 г. начался поиск места упокоения прп. Павла с целью установления над мощами часовни. Были определены точки местонахождения столбов, между к-рыми стояла сень над мощами прп. Павла. Вероятно, мощи не были осквернены. Были обнаружены также разбитая мраморная облицовка сени, пол храма св. Иоанна Предтечи и основание Троицкого собора. В кон. июля 2002 г. началось строительство деревянной часовни над местом упокоения прп. Павла. В ней установлена деревянная рака с изображением святого.
Решением Синода от 26 дек. 2003 г. подворье было преобразовано в самостоятельный мон-рь, наместником утвержден иером. Амфилохий (Кузнецов; впосл. игумен). 8 июня 2004 г. мон-рь получил статус юридического лица. В П. О. м. проживают 5 чел., действуют столярная мастерская и хлебопекарня, имеются огород и пасека, странноприимный дом на 37 мест.
1 авг. 2003 г. на «Голгофе», на месте утраченной часовни, установлен самый высокий на Вологодчине деревянный поклонный крест в память о 100-летии со дня прославления прп. Серафима Саровского (его высота - 8,5 м). За р. Нурмой возобновлен источник преподобного у места его уединения, над к-рым поставлена небольшая деревянная сень с крестом. Еще дальше, в 400 м в лесу (т. н. парк Юношеское),- 2-й источник, над к-рым устроены часовня и купальня с 2 отд-ниями (1994-1999). Неподалеку находятся валун, на котором молился преподобный, и частично уцелевшие пещерки подвижников. В 2008 г. ремонтировались братские кельи, восстанавливалась ограда, готовилась научно-проектная документация по восстановлению колокольни Успенской ц., в 2009 г. построена деревянная колоколенка, восстановлены св. ворота, часть монастырских стен и башенок.
В П. О. м. пребывают мощи преподобномучеников Обнорских Ефрема, Герасима, Иеронима, Исаакия, Дионисия и Митрофана (под спудом, на месте разрушенного Троицкого собора); частицы мощей игум. прмч. Климента и преподобных Киево-Зверинецких Андроника Гробокопателя и Феодора Калики; частицы мощей ок. 100 святых, в т. ч. апостолов Матфея, Марка, Луки и Андрея, свт. Николая Чудотворца, вмч. Пантелеимона, прп. Сергия Радонежского и др., часть дупла липы, в к-ром молился прп. Павел. В храме Богоявления дер. Раменье Грязовецкого р-на хранится покров с его мощей. 24 окт. 2018 г. в мон-ре митр. Вологодский и Кирилловский Игнатий (Депутатов) поставил во игумена обители о. Игнатия (Молчанова).