[Греч. Παυλικιανοί], раннесредневек. дуалистическая секта. Возникла, вероятно, в VII в. на заселенных армянами территориях Вост. Анатолии (азиат. часть совр. Турции), впосл. распространилась на центральные и зап. области М. Азии, на Грецию и север Балкан.
На П. существенное влияние оказали более ранние религ. системы: зороастризм, гностицизм (в форме маркионитства) и манихейство. В арм. и нек-рых визант. источниках основателем учения П. считается еп. Антиохийский Павел Самосатский (III в.). Павел Самосатский, осужденный Церковью в 268 г., учил о неравенстве Сына Отцу в Св. Троице и об «усыновлении» Христа Богом Отцом (см. Адопцианство). Предполагается, что этот ранний период истории П. следует отличать от позднего, в ходе к-рого П. восприняли более радикальную дуалистическую религ. систему. В поздний период, согласно визант. хронисту IX в. Георгию Амартолу, они уже полностью отвергали свою связь как с Павлом Самосатским, так и с представителями манихейства (Georg. Mon. Chron. P. 720). Мировоззрение поздних П. было основано на вере в могущественные и вечные начала - доброе и злое. Злое начало (божество) считалось творцом материального мира (так объяснялось существование зла в мире). Согласно взглядам П., весь мир пронизан непримиримой борьбой добра и зла, но добрый, светлый бог в конце времен победит злое начало и установит царство света и справедливости. П. называли себя христианами, однако отвергали важнейшие христ. догматы (о сотворении мира единым и благим Богом, о рождении Бога от Девы), каноническое Свящ. Писание, почитание Креста, икон, церковные таинства.
Византия, как христ. гос-во, вела борьбу против П. За принадлежность к манихеям, следов., и к П. визант. законодательство VIII в. («Эклога») устанавливало смертную казнь (Eclog. XVII 52). В «Исагоге» (визант. сборник законов 2-й пол. IX в.) также назначалась смертная казнь за принадлежность к манихеям; их дети лишались права получения наследства, если не принимали Православие (Eisag. XL 29, 31). Прп. Феофан Исповедник сообщает об изгнании П. из К-поля по указу имп. Михаила I Рангаве (811-813) и о применении против них смертной казни (Theoph. Chron. P. 495, 497; ср.: RegPatr, N 383-384). В нач. IX в. павликианство было реформировано; репрессии визант. правительства побудили П. покинуть пределы Византии. Их оплотом стали занятые арабами области Месопотамии и Вел. Армении, откуда они совместно с мусульманами совершали походы на Византию. Ок. 872 г. Христофор - зять визант. имп. Василия I Македонянина - разгромил П. и захватил их главную крепость Тефрику, после чего П. рассеялись по Средиземноморью (от Сирии до Юж. Италии) и утратили прежнее влияние. Отдельные общины П. продолжали существовать до падения Византии (1453) и в поствизант. период.
Начиная с сер. IX в. визант. императоры насильственно переселяли П. на Балканы, размещали их во Фракии для охраны гос. границы. Это способствовало распространению взглядов П. среди местного слав. населения. В X-XV вв. дуалистическое учение П. нашло свое продолжение на Балканах в движении богомилов (см. Богомильство) и в Зап. Европе (движения патаренов, катаров, альбигойцев).