[Лат. Paula] (5.05(06).347 - 26.01.404), прп. (пам. зап. 26 янв.), подвижница, одна из первых «матерей пустыни».
Основным источником сведений о П. является эпитафия (Hieron. Ep. 108), составленная блж. Иеронимом Стридонским вскоре после смерти преподобной. Среди исследователей нет единого мнения о точной дате написания этого произведения: Ф. Кавальера предложил датировать его 404 или 405 г. (Cavallera. 1922. Р. 296), Н. Пронбергер - кон. 404 г. (Pronberger N. Beiträge zur Chronologie der Briefe des hl. Hieronymus. Amberg, 1913. S. 69-70), Ж. Лабур - весной 404 г. (St. Jérôme. Lettres / Éd. J. Labourt. P., 1955. Vol. 5. P. 213). Также сведения о святой содержатся в посланиях блж. Иеронима к П. и ее дочери Евстохии и в письме «Утешение на смерть Блесиллы» (Hieron. Ep. 30, 31, 33, 39 и др.). Кроме того, он посвятил П. некоторые из своих толкований на книги ветхозаветных пророков (PLRE. Vol. 1. P. 674-675).
П. род. в Риме. Отец - Рогат, из патрицианского клана Фуриев (Cain. 2013. P. 112), ведущих свое происхождение от легендарного Агамемнона (Daux. 1877. P. 438-440). Мать - Блесилла, потомок Аниция Петрония Проба, из рода Корнелиев (Montalambert. 1873. P. 154), к которому принадлежали Публий Корнелий Сципион Африканский и братья Гракхи. В 360 или 362 г. П. выдали замуж за сенатора Юлия Токсотия из патрицианского рим. рода Юлиев; ко времени его смерти (379 или 381; см.: Nautin. 1972. P. 217-218) П. родила ему 5 детей: прп. Блесиллу, прп. Евстохию, Павлину, Руфину и Токсотия. Муж был язычником, но терпимо относился к тому, что П. веровала во Христа. Еще при жизни мужа П. вдохновлялась примерами из жизни христианских вдов и дев из старой аристократии Рима, гл. обр., примером св. Маркеллы († 410), организовавшей монашескую общину в своем доме на Авентинском холме. Эту общину П. неоднократно посещала вместе с дочерьми и служанками (Coppieters. 2010. S. 38). Оставшись вдовой, П. не захотела во 2-й раз выходить замуж. Летом или осенью 382 г. она познакомилась с блж. Иеронимом, который прибыл в Рим как знаток Свящ. Писания и духовный наставник в аскетической жизни, желающий приобрести в столице покровителей и учеников. Вскоре благодаря разносторонней одаренности и безупречной нравственности блж. Иеронима вокруг него образовался кружок почитателей, в к-рый входили мн. христиане, принадлежавшие к рим. аристократии (см., напр.: Hieron. Ep. 33. 1; 34. 1; 45. 7). Блж. Иероним стал духовным руководителем П. и наставником в монашеской жизни ее дочери Евстохии (см. его Письмо к Евстохии о сохранении девства- Ep. 22). П. настолько сильно привязалась к учителю, что, когда в 385 г. он отправился из Рима в Палестину, она вместе с Евстохией последовала за ним, оставив в Италии все самое дорогое. С этого момента и вплоть до самой смерти П. и Иероним оставались сотрудниками в монашеском делании. П., Евстохия и сопровождающие их лица последовали за Иеронимом спустя неск. недель после его отъезда и присоединились к нему в Калабрии (согласно разным источникам - возможно, в Антиохии или на Кипре) (Kelly. 1975. P. 116-117). Оттуда они совершили паломничество по св. местам Палестины, Сирии, Финикии. В дек. 385 г. прибыли в Иерусалим, и, поклонившись святыням, отправились в Вифлеем, где побывали в пещере Рождества, а затем посетили еще неск. палестинских городов, были на горе Фавор и у р. Иордан (Hieron. Adv. Rufin. III 22; Idem. Ep. 108. 8-13). Весной 386 г. они отправились в Египет, посетили скиты и мон-ри в Нитрийской пустыне, а также неск. египетских отшельников, затем ок. месяца пробыли в Александрии у Дидима Слепца. Летом 386 г. вернулись в Вифлеем, где и решили поселиться (Idem. Adv. Rufin. III 22; Idem. Ep. 46. 10-12; 108. 14). Там П. на свои средства построила за 3 года (386-389) 2 мон-ря: женский, недалеко от ц. Рождества Христова, где поселилась с дочерью и спутницами, и мужской, рядом с могилой Ирода Архелая, сына Ирода Великого, где жил Иероним со спутниками (Idem. Ep. 108. 20; Idem. Onomast). Кроме того, был построен странноприимный дом (Temmerman. 2017. S. 7). Иероним давал П. советы по поводу управления мон-рем, являясь духовным наставником обеих обителей (Kelly. 1975. P. 132). П. желала пригласить в Вифлеем Маркеллу, и блж. Иероним направил ей письмо от имени П. и Евстохии (Hieron. Ep. 46). К 404 г. в женском монастыре П. проживало ок. 50 насельниц (Pallad. Lausiac. 41). Между 385 и 395 гг. в Риме скончались дети П.- Руфина, Павлина, жена Паммахия, и Токсотий. Его дочь - Павла Младшая, впосл. жила в общине своей тетки Евстохии в Вифлееме. В первые годы V в. П. находилась в конфронтации с Иоанном Иерусалимским, Руфином и Меланией из-за оригенистских споров и жестокой антиоригенистской позиции блж. Иеронима. В 404 г. она тяжело заболела, скончалась 26 янв. в возрасте 56 лет (нек-рые исследователи датируют кончину П. 406 г. (Cain. 2013. P. 485)).
Иаков из Варацце († 1298) пересказал в «Золотой легенде» эпитафию блж. Иеронима, посвященную П. (Iacopo da Varazze. 2007. Vol. 1. P. 236-243). Также в XIII в. краткое Житие П. вошло в состав энциклопедического свода «Зерцало истории» Винцентия из Бове (Vincent. Bellovac. Spec. hist. XIX. 48-50); в XIV в. Петр Наталис внес заметку о святой в «Перечень святых» (Petr. Natal. CatSS. III 29).
В 1283 г. доминиканский монах и паломник Бурхард с Сионской горы упомянул в «Описании Святой Земли» о захоронении преподобных П. и Евстохии в базилике, посвященной этим подвижницам (Burchardi de Monte Sion Descriptio terrae sanctae // Laurent J. C. M. Peregrinatores medii aevi quatuor. Lipsiae, 18732. P. 79).
Имп. Карл Великий (800-814) передал часть мощей П. в серебряном реликварии в кафедральный собор г. Санс (совр. деп. Йонна, Франция) (Ton, Celetti. 1968. Col. 135), к-рый потерпел ущерб во время пожара в X в. и не был полностью восстановлен. Мощи святой незначительно пострадали (Mazzarelli. 1874. P. 878). В XVI в. для них был изготовлен новый реликварий (Ton, Celetti. 1968. Col. 135-136). Ныне мощи хранятся в уцелевшей сокровищнице кафедрального собора. Подлинность останков святой была удостоверена в 1192, 1896 и 1966 гг. В 1951 г. во имя П. была освящена одна из приходских церквей в Риме.
П. традиционно изображается с Библией и распятием в руках (статуя XVI в. в церкви коммуны Риньи-ле-Феррон), а также в сопровождении своей дочери Евстохии и блж. Иеронима Стридонского (изображения XVII-XVIII вв.) (Ibid. Col. 136).