[Греч. Παῦλος ὁ Μέλανος, Παῦλος τῶν Μελανῶν; сир. ] († 581), патриарх Сирийской яковитской Церкви (564-575). Род. в Александрии, до возведения на Антиохийский Патриарший престол вел монашескую жизнь в Сирии. В 1-й пол. VI в. сирийские и египетские сторонники монофизитства по-прежнему активно боролись с распространением в Византии халкидонского Православия, однако в результате низложения патриарха Севира (512-518) они на неск. десятилетий потеряли контроль над Антиохийской кафедрой: имп. власти стали последовательно назначать на нее сторонников Вселенского IV Собора. При этом неформальным лидером антихалкидонитов являлся Севир, а после смерти последнего (538) - Феодосий I, бывш. патриарх Александрийский (535-537), к-рого противоречия в антихалкидонитской среде вынудили оставить Патриарший престол и поселиться в К-поле. Здесь Феодосию покровительствовали имп. св. Феодора и, по всей видимости, имп. св. Юстиниан I (527-565). Вскоре в столицу переехал и П. Ч., к-рый начал исполнять обязанности помощника Феодосия.
В период 1-го пребывания на Антиохийской кафедре свт. Анастасия I Синаита (559-570) сир. антихалкидонитам удалось положить начало созданию параллельной линии патриархов: ок. 557 г. в К-поле Иаков Барадей († 578) и его сторонники рукоположили Сергия Телльского, к-рый, однако, не имел возможности прибыть в Сирию. После смерти Сергия (560) Антиохийская кафедра оставалась вакантной в течение неск. лет. Затем Феодосий инициировал избрание на Патриарший престол П. Ч., хиротония последнего также была совершена Иаковом Барадеем. П. Ч. претендовал на то, чтобы стать лидером как сирийских, так и египетских антихалкидонитов, однако значительная часть епископов отказалась признать его избрание, к-рое, по их словам, было совершено без ведома клира и мирян. После кончины патриарха Феодосия (566) противников Халкидонского Собора фактически возглавил Иаков Барадей. В 571 г. патриарх К-польский Иоанн III Схоластик (565-577) инициировал очередное преследование антихалкидонитов, в результате к-рого П. Ч. был арестован. Находясь в заточении, он признал правосл. вероучение, после чего вышел на свободу, однако не был утвержден на кафедре. Вскоре П. Ч. раскаялся в содеянном и был принят в общение Иаковом Барадеем, причем условием этого принятия было выполнение П. Ч. 3-летней епитимии. В 575 г. Иаков организовал в Антиохии Собор, вновь признавший П. Ч. патриархом. В том же году П. Ч. содействовал избранию на Александрийскую кафедру сир. монаха Феодора, ранее жившего в Ските. Тем не менее большинство александрийских антихалкидонитов отвергли кандидатуру Феодора и поставили патриархом Петра IV (575-577). Обвинив П. Ч. в том, что он незаконно вмешался в патриаршие выборы, Петр инициировал его низложение.
Т. о., начался раскол между 2 антихалкидонитскими патриархатами. Внутренняя ситуация в Западносир. Церкви также характеризовалась ожесточенным противостоянием сторонников П. Ч. и тех, кто по различным причинам отказались поддерживать Александрийского патриарха. Вскоре Иаков Барадей, первоначально поддерживавший П. Ч., присоединился ко 2-й группе, что ознаменовало разделение сир. антихалкидонитов на паулинистов и яковитов. П. Ч. был вынужден переехать в К-поль, где провел последние годы жизни. Новым патриархом Антиохийским стал Петр Каллиникский, после чего между Антиохией и Александрией на неск. лет установился мир. Ок. 586 г. Петр и патриарх Александрийский Дамиан (578-607) оказались вовлечены в новую схизму, к-рая была вызвана тритеитскими спорами и завершилась лишь в 616 г. благодаря усилиям сиро-яковитского патриарха Афанасия I Гамоло.
Из наследия П. Ч. сохранились соборные послания к Александрийским патриархам Феодосию и Феодору, послание, адресованное Иакову Барадею и Феодору, а также ряд др. сочинений.