Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ПАВЕЛ ЧЁРНЫЙ
54, С. 130-131 опубликовано: 18 октября 2023г.


ПАВЕЛ ЧЁРНЫЙ

[Греч. Παῦλος ὁ Μέλανος, Παῦλος τῶν Μελανῶν; сир.      ] († 581), патриарх Сирийской яковитской Церкви (564-575). Род. в Александрии, до возведения на Антиохийский Патриарший престол вел монашескую жизнь в Сирии. В 1-й пол. VI в. сирийские и египетские сторонники монофизитства по-прежнему активно боролись с распространением в Византии халкидонского Православия, однако в результате низложения патриарха Севира (512-518) они на неск. десятилетий потеряли контроль над Антиохийской кафедрой: имп. власти стали последовательно назначать на нее сторонников Вселенского IV Собора. При этом неформальным лидером антихалкидонитов являлся Севир, а после смерти последнего (538) - Феодосий I, бывш. патриарх Александрийский (535-537), к-рого противоречия в антихалкидонитской среде вынудили оставить Патриарший престол и поселиться в К-поле. Здесь Феодосию покровительствовали имп. св. Феодора и, по всей видимости, имп. св. Юстиниан I (527-565). Вскоре в столицу переехал и П. Ч., к-рый начал исполнять обязанности помощника Феодосия.

В период 1-го пребывания на Антиохийской кафедре свт. Анастасия I Синаита (559-570) сир. антихалкидонитам удалось положить начало созданию параллельной линии патриархов: ок. 557 г. в К-поле Иаков Барадей († 578) и его сторонники рукоположили Сергия Телльского, к-рый, однако, не имел возможности прибыть в Сирию. После смерти Сергия (560) Антиохийская кафедра оставалась вакантной в течение неск. лет. Затем Феодосий инициировал избрание на Патриарший престол П. Ч., хиротония последнего также была совершена Иаковом Барадеем. П. Ч. претендовал на то, чтобы стать лидером как сирийских, так и египетских антихалкидонитов, однако значительная часть епископов отказалась признать его избрание, к-рое, по их словам, было совершено без ведома клира и мирян. После кончины патриарха Феодосия (566) противников Халкидонского Собора фактически возглавил Иаков Барадей. В 571 г. патриарх К-польский Иоанн III Схоластик (565-577) инициировал очередное преследование антихалкидонитов, в результате к-рого П. Ч. был арестован. Находясь в заточении, он признал правосл. вероучение, после чего вышел на свободу, однако не был утвержден на кафедре. Вскоре П. Ч. раскаялся в содеянном и был принят в общение Иаковом Барадеем, причем условием этого принятия было выполнение П. Ч. 3-летней епитимии. В 575 г. Иаков организовал в Антиохии Собор, вновь признавший П. Ч. патриархом. В том же году П. Ч. содействовал избранию на Александрийскую кафедру сир. монаха Феодора, ранее жившего в Ските. Тем не менее большинство александрийских антихалкидонитов отвергли кандидатуру Феодора и поставили патриархом Петра IV (575-577). Обвинив П. Ч. в том, что он незаконно вмешался в патриаршие выборы, Петр инициировал его низложение.

Т. о., начался раскол между 2 антихалкидонитскими патриархатами. Внутренняя ситуация в Западносир. Церкви также характеризовалась ожесточенным противостоянием сторонников П. Ч. и тех, кто по различным причинам отказались поддерживать Александрийского патриарха. Вскоре Иаков Барадей, первоначально поддерживавший П. Ч., присоединился ко 2-й группе, что ознаменовало разделение сир. антихалкидонитов на паулинистов и яковитов. П. Ч. был вынужден переехать в К-поль, где провел последние годы жизни. Новым патриархом Антиохийским стал Петр Каллиникский, после чего между Антиохией и Александрией на неск. лет установился мир. Ок. 586 г. Петр и патриарх Александрийский Дамиан (578-607) оказались вовлечены в новую схизму, к-рая была вызвана тритеитскими спорами и завершилась лишь в 616 г. благодаря усилиям сиро-яковитского патриарха Афанасия I Гамоло.

Из наследия П. Ч. сохранились соборные послания к Александрийским патриархам Феодосию и Феодору, послание, адресованное Иакову Барадею и Феодору, а также ряд др. сочинений.

Соч.: CPG, N 7203-7214; Documenta ad origenes monophysitarum illustrandas / Ed., trad. I.-B. Chabot. Parisiis, 1907. Vol. 1. (CSCO; 17. Syr; 37); 1933. Vol. 2. (CSCO; 103. Syr; 52).
Ист.: Ioan. Ephes. Hist. eccl. IV 22.
Лит.: Дьяконов А. П. Иоанн Эфесский и его церк.-ист. труды. СПб., 1908; Honigmann E. Évêques et évêchés monophysites d'Asie antérieure au VIe siècle. Loivain, 1951. P. 195-205. (CSCO; 127. Subs.; 2); Frend W. H. C. The Rise of the Monophysite Movement: Chapters in the History of the Church in the 5th and 6th Cent. Camb., 1972. P. 291-293, 318-328; Rompay L., van. Pawlos of Beth Ukome // GEDSH. P. 322-323; Мейендорф И., протопресв. Единство империи и разделения христиан: Церковь в 450-680 гг. М., 2012. С. 354-367.
Е. А. Заболотный
Ключевые слова:
Патриархи Сирийской яковитской Церкви Павел Чёрный († 581), Сирийской яковитской Церкви
См.также:
ДИОНИСИЙ ТЕЛЛЬ-МАХРСКИЙ (Ɨ 845), сиро-яковитский патриарх (c 818)
ЕФРЕМ I Бар Саум, Мар Игнатий (1887 - 1957), Патриарх Антиохийский, глава Сирийской яковитской Церкви (с 1933)
ЗАККА I Ивас, Мар Игнатий (род. 21.04. 1933), Патриарх Антиохийский, глава Сирийской яковитской Церкви (с 14 сент. 1980)
ИАКОВ III Мар Игнатий (1912 - 1980), Патриарх Антиохийский, глава Сирийской яковитской Церкви (с 1957)