(XV в. (?)), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых и 9 авг.- в Соборе Соловецких святых), Соловецкий. Имя О.- «пустынника Соловецкаго острова» и «ученика святого Зосимы» - упоминается только в одном источнике - «Книге, глаголемой Описание о российских святых», дошедшей до нас во множестве списков. Однако в древнейших списках этого источника читается др. имя - Онурий (или его вариант - Анурий), под к-рым, безусловно, подразумевается прп. Ианнуарий Соловецкий: РГАДА. Ф. 188. Оп. 1. № 1199 (т. н. Отенские святцы), 1718 г.; НБ МГУ. № 293 (сб. Моховикова), 20-е гг. XVIII в.; РГБ. МДА. № 209, 2-я пол. XVIII в.; НБУВ. Собр. Киевского Софийского собора. № 137, кон. XVIII в.; РНБ. СПбДА. А II. 63, сер. XIX в. и др. На достаточно раннем этапе бытования «Книги, глаголемой...» в результате ошибки переписчиков редкое имя Онурий было заменено более привычным для рус. слуха - Онуфрий. По-видимому, этому способствовало не только созвучие имен, но и сходство монашеского подвига «пустынника Соловецкого острова» с подвигом др. известного пустынника - Онуфрия Великого. Вероятно, поэтому «исправленное» имя Онуфрий читается в большинстве списков «Книги, глаголемой...», в т. ч.: РГБ. ОИДР. № 212; РНБ. Q.I.603, Q.I.382; Мих. Q. 532; ОЛДП. Q. 862. Имя Онуфрий читалось и в рукописи П. И. Савваитова (ныне утраченной), текст которой опубликован Н. П. Барсуковым в приложении к «Источникам русской агиографии» (1882).
Впрочем, основную роль в появлении имени «пустынника Онуфрия» в Соборе русских святых сыграла русская историческая наука XIX в., точнее - составители справочных изданий по русской агиологии. Опираясь на некоторые из упомянутых выше списков «Книги, глаголемой...», без должного критического их исследования, Барсуков включил в свой справочник оба варианта имени святого - Анурий и Онуфрий, посвятив каждому из них отдельную статью: «Анурий (Ианнуарий), ученик св. Зосимы Соловецкого» (Барсуков. Источники агиографии. С. 55) и «Онуфрий, преподобный Соловецкий... пустынник Соловецкого острова» (Там же. С. 416). При этом ни в одном из списков использованного им источника («Книги, глаголемой...») эти имена не встречаются вместе.
Вслед за Барсуковым ошибку повторил архим. Леонид (Кавелин), к-рый поместил в составленном им своде «Святая Русь» оба имени под разными номерами: «№ 443. Анурий (Ианнуарий), ученик прп. Зосимы» и «№ 446. Онуфрий, пустынник, ученик прп. Зосимы». Затем ошибку архим. Леонида воспроизвел архиеп. Сергий (Спасский), к-рый дополнил 2-е изд. своего труда (1901) именем Онуфрия (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 554), сославшись на книгу архим. Леонида, притом что в 1-м изд. «Полного месяцеслова Востока» (1876) читалось только одно имя - Анурий (Там же. Ч. 3. С. 59). Архиеп. Димитрий (Самбикин) поместил памяти двух «учеников прп. Зосимы» - Анурия и Онуфрия - под 17 апр., днем памяти прп. Зосимы Соловецкого (Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Апр. С. 116).
М. В. Толстой, издавая «Описание о российских святых...» (по списку РГБ. МДА. № 209) (1888), произвольно заменил в публикуемом тексте сохранившееся в списке имя Анурий на более привычное Онуфрий. При этом в качестве «дополнения» к статьям о «преподобном Онуфрии» и др. учениках прп. Зосимы Толстой дал неточную отсылку к Житию прп. Зосимы Соловецкого: «Упоминаются в житии преп. Зосимы». Однако он не учел, что имя Онуфрий там не встречается. Кроме того, Толстой добавил к статьям об учениках прп. Зосимы еще одно непроверенное известие - о нахождении гробниц О., Иоанна и Василия Новгородца в часовне прп. Иринарха (Описание о российских святых. С. 171). Однако и это известие не подтверждается историческими источниками. Напротив, согласно тексту «Отводной книги ризной казны Соловецкого монастыря 1694 г.», в часовне прп. Иринарха находились погребения соловецкого архим. Илии († 1659) и нек-рых учеников преподобного: игумена Пертоминской пуст. Вассиана Суздальца († 1670), келаря Иоасафа Сороцкого и др. (см.: Панченко О. В. Иринарх, прп. Соловецкий // ПЭ. Т. 26. С. 403). Источником недостоверных сведений о гробницах учеников прп. Зосимы послужила книга А. М. Ратшина (1852), к-рый по ошибке «поместил» в часовнях прп. Германа и прп. Иринарха практически всех Соловецких святых, упомянутых в «Книге, глаголемой...»: «Подле собора две каменные часовни, построенные в 1753, вместо прежних деревянных; в них находятся гробницы преподобного Германа и местночтимых: Иринарха, Антония игумена, Василия Новгородца, Илии архимандрита, Иоанна Свещеносца, Онуфрия пустынника и Стефана трудника» (Ратшин. Монастыри. С. 4).
Однако О. не упоминается в трудах соловецких авторов XIX в.: в «Верном и кратком исчислении преподобных отец Соловецких...» (сер. 20-х гг. XIX в.), в «Описании Соловецкого монастыря» архим. Досифея (Немчинова), в «Историческом описании Соловецкого монастыря» архим. Мелетия (Шергина) (1881), в «Соловецком патерике» (1873). Известный агиолог XX в. иером. Никодим (Кононов), говоря об учениках прп. Зосимы в комментариях к «Верному и краткому исчислению преподобных отец Соловецких...», нигде не назвал имени О. (Никодим (Кононов). 1900. С. 35-36, 109); он не включил О. в святцы Соловецких святых (Там же. С. 87-100) и в перечень Соловецких подвижников благочестия (Там же. С. 101-102), а также в составленный им «Архангельский патерик» (СПб., 1901).
Тем не менее в 1987 г. имя «Онуфрия, пустынника Соловецкого (XV в.)», было включено в список Всех святых, в земле Российской просиявших, опубликованный в Минее (МП) (Май. Ч. 3. С. 370). О. был также канонизирован в составе Собора Новгородских святых (возобновлен в 1981) и Собора Соловецких святых, установленного в 1993 г. Несомненно, однако, что соловецкий святой с таким именем не существовал и его почитание следует отнести к прп. Ианнуарию Соловецкому.