Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ОНУФРИЙ
52, С. 744-745 опубликовано: 16 июня 2023г.


ОНУФРИЙ

(XV в. (?)), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых и 9 авг.- в Соборе Соловецких святых), Соловецкий. Имя О.- «пустынника Соловецкаго острова» и «ученика святого Зосимы» - упоминается только в одном источнике - «Книге, глаголемой Описание о российских святых», дошедшей до нас во множестве списков. Однако в древнейших списках этого источника читается др. имя - Онурий (или его вариант - Анурий), под к-рым, безусловно, подразумевается прп. Ианнуарий Соловецкий: РГАДА. Ф. 188. Оп. 1. № 1199 (т. н. Отенские святцы), 1718 г.; НБ МГУ. № 293 (сб. Моховикова), 20-е гг. XVIII в.; РГБ. МДА. № 209, 2-я пол. XVIII в.; НБУВ. Собр. Киевского Софийского собора. № 137, кон. XVIII в.; РНБ. СПбДА. А II. 63, сер. XIX в. и др. На достаточно раннем этапе бытования «Книги, глаголемой...» в результате ошибки переписчиков редкое имя Онурий было заменено более привычным для рус. слуха - Онуфрий. По-видимому, этому способствовало не только созвучие имен, но и сходство монашеского подвига «пустынника Соловецкого острова» с подвигом др. известного пустынника - Онуфрия Великого. Вероятно, поэтому «исправленное» имя Онуфрий читается в большинстве списков «Книги, глаголемой...», в т. ч.: РГБ. ОИДР. № 212; РНБ. Q.I.603, Q.I.382; Мих. Q. 532; ОЛДП. Q. 862. Имя Онуфрий читалось и в рукописи П. И. Савваитова (ныне утраченной), текст которой опубликован Н. П. Барсуковым в приложении к «Источникам русской агиографии» (1882).

Прп. Онуфрий Соловецкий. Фрагмент иконы «Собор Соловецких чудотворцев». 2005 г. (ц. вмч. Георгия Победоносца в Ендове, Москва)
Прп. Онуфрий Соловецкий. Фрагмент иконы «Собор Соловецких чудотворцев». 2005 г. (ц. вмч. Георгия Победоносца в Ендове, Москва)

Прп. Онуфрий Соловецкий. Фрагмент иконы «Собор Соловецких чудотворцев». 2005 г. (ц. вмч. Георгия Победоносца в Ендове, Москва)

Впрочем, основную роль в появлении имени «пустынника Онуфрия» в Соборе русских святых сыграла русская историческая наука XIX в., точнее - составители справочных изданий по русской агиологии. Опираясь на некоторые из упомянутых выше списков «Книги, глаголемой...», без должного критического их исследования, Барсуков включил в свой справочник оба варианта имени святого - Анурий и Онуфрий, посвятив каждому из них отдельную статью: «Анурий (Ианнуарий), ученик св. Зосимы Соловецкого» (Барсуков. Источники агиографии. С. 55) и «Онуфрий, преподобный Соловецкий... пустынник Соловецкого острова» (Там же. С. 416). При этом ни в одном из списков использованного им источника («Книги, глаголемой...») эти имена не встречаются вместе.

Вслед за Барсуковым ошибку повторил архим. Леонид (Кавелин), к-рый поместил в составленном им своде «Святая Русь» оба имени под разными номерами: «№ 443. Анурий (Ианнуарий), ученик прп. Зосимы» и «№ 446. Онуфрий, пустынник, ученик прп. Зосимы». Затем ошибку архим. Леонида воспроизвел архиеп. Сергий (Спасский), к-рый дополнил 2-е изд. своего труда (1901) именем Онуфрия (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 554), сославшись на книгу архим. Леонида, притом что в 1-м изд. «Полного месяцеслова Востока» (1876) читалось только одно имя - Анурий (Там же. Ч. 3. С. 59). Архиеп. Димитрий (Самбикин) поместил памяти двух «учеников прп. Зосимы» - Анурия и Онуфрия - под 17 апр., днем памяти прп. Зосимы Соловецкого (Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Апр. С. 116).

М. В. Толстой, издавая «Описание о российских святых...» (по списку РГБ. МДА. № 209) (1888), произвольно заменил в публикуемом тексте сохранившееся в списке имя Анурий на более привычное Онуфрий. При этом в качестве «дополнения» к статьям о «преподобном Онуфрии» и др. учениках прп. Зосимы Толстой дал неточную отсылку к Житию прп. Зосимы Соловецкого: «Упоминаются в житии преп. Зосимы». Однако он не учел, что имя Онуфрий там не встречается. Кроме того, Толстой добавил к статьям об учениках прп. Зосимы еще одно непроверенное известие - о нахождении гробниц О., Иоанна и Василия Новгородца в часовне прп. Иринарха (Описание о российских святых. С. 171). Однако и это известие не подтверждается историческими источниками. Напротив, согласно тексту «Отводной книги ризной казны Соловецкого монастыря 1694 г.», в часовне прп. Иринарха находились погребения соловецкого архим. Илии († 1659) и нек-рых учеников преподобного: игумена Пертоминской пуст. Вассиана Суздальца († 1670), келаря Иоасафа Сороцкого и др. (см.: Панченко О. В. Иринарх, прп. Соловецкий // ПЭ. Т. 26. С. 403). Источником недостоверных сведений о гробницах учеников прп. Зосимы послужила книга А. М. Ратшина (1852), к-рый по ошибке «поместил» в часовнях прп. Германа и прп. Иринарха практически всех Соловецких святых, упомянутых в «Книге, глаголемой...»: «Подле собора две каменные часовни, построенные в 1753, вместо прежних деревянных; в них находятся гробницы преподобного Германа и местночтимых: Иринарха, Антония игумена, Василия Новгородца, Илии архимандрита, Иоанна Свещеносца, Онуфрия пустынника и Стефана трудника» (Ратшин. Монастыри. С. 4).

Однако О. не упоминается в трудах соловецких авторов XIX в.: в «Верном и кратком исчислении преподобных отец Соловецких...» (сер. 20-х гг. XIX в.), в «Описании Соловецкого монастыря» архим. Досифея (Немчинова), в «Историческом описании Соловецкого монастыря» архим. Мелетия (Шергина) (1881), в «Соловецком патерике» (1873). Известный агиолог XX в. иером. Никодим (Кононов), говоря об учениках прп. Зосимы в комментариях к «Верному и краткому исчислению преподобных отец Соловецких...», нигде не назвал имени О. (Никодим (Кононов). 1900. С. 35-36, 109); он не включил О. в святцы Соловецких святых (Там же. С. 87-100) и в перечень Соловецких подвижников благочестия (Там же. С. 101-102), а также в составленный им «Архангельский патерик» (СПб., 1901).

Тем не менее в 1987 г. имя «Онуфрия, пустынника Соловецкого (XV в.)», было включено в список Всех святых, в земле Российской просиявших, опубликованный в Минее (МП) (Май. Ч. 3. С. 370). О. был также канонизирован в составе Собора Новгородских святых (возобновлен в 1981) и Собора Соловецких святых, установленного в 1993 г. Несомненно, однако, что соловецкий святой с таким именем не существовал и его почитание следует отнести к прп. Ианнуарию Соловецкому.

Ист.: Описание о российских святых. С. 171; Барсуков. Источники агиографии. Прил. С. VI.
Лит.: Ратшин. Монастыри. С. 4; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 416; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 110-111; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Апр. С. 116; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 569; Голубинский. Канонизация святых. 1998р. С. 319, 337; Никодим (Кононов), иером. Верное и краткое исчисление, сколь можно было собрать, преподобных отец Соловецких, в посте и добродетельных подвигах просиявших, которые известны по описаниям, и ист. сведения о церк. их почитании: Агиол. очерки. СПб., 1900. С. 98. Святые Новгородской земли, X-XVIII вв. Вел. Новг., 2006. Т. 1. С. 670-671; Романова А. А. Проблемы изучения древнейшего агиобиогр. «справочника» рус. святых - «Книги, глаголемой Описание о российских святых» // ДРВМ. 2009. № 3(37). С. 99-100; она же. Отенские святцы как источник рус. агиографии // Там же. 2017. № 3(69). С. 112-113.
О. В. Панченко
Ключевые слова:
Святые Русской Православной Церкви Преподобные Русской Православной Церкви Собор Соловецких святых (9 августа) Собор Новгородских святых (3-я Неделя по Пятидесятнице) Онуфрий (XV в. (?)), преподобный (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых 9 авг.- в Соборе Соловецких святых), Соловецкий
См.также:
АВКСЕНТИЙ, АКСИЙ, ТАРАСИЙ СОЛОВЕЦКИЕ, КАШКАРАНСКИЕ преподобные (пам. 9 авг. - в Соборе Соловецких святых, в Соборе Кольских святых и в Соборе Новгородских святых)
АДРИАН СОЛОВЕЦКИЙ (ок. † 1632), прп., пустынник (пам. в Соборе Новгородских святых и 9 авг.- в Соборе Соловецких святых)
АЛЕКСИЙ СОЛОВЕЦКИЙ (1-я пол. XVII в.), пустынник, прп. (пам. 9 авг. - в Соборе Соловецких святых и в Соборе Новгородских святых)
АНДРЕЙ СОЛОВЕЦКИЙ († после 1606), пустынник, прп. (пам. в Соборе Новгородских святых и 9 авг. - в Соборе Соловецких святых)
АНТОНИЙ игумен Соловецкого мон-ря, прп. (пам. в Соборе Новгородских святых и в Соборе Соловецких святых)
ВАСИЛИЙ (2-я пол. XV в.), инок, прп. (пам. 9 авг.- в Соборе Соловецких святых и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых)
ВАССИАН И ИОНА ПЕРТОМИНСКИЕ († 1566 или июнь 1561), преподобные (пам. 12 июня, 5 июня, в 3-е воскресенье по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых и 9 авг.- в Соборе Соловецких святых)
ГЕРАСИМ († после 1481), соловецкий отшельник, прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых)
ГЕРМАН [Соловецкий] († 1479 или 1484), прп. (пам. 30 июля, 8 авг., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых)
ГУРИЙ († кон. 70-х гг. XVII в.?), прп. (пам. 9 авг.- в Соборе Соловецких святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), «инок чудный» Соловецкого в честь Преображения Господня муж. мон-ря, Христа ради юродивый