Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

ОНУФРИЕВ МАЛЬСКИЙ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ
52, С. 738-740 опубликовано: 16 июня 2023г.


ОНУФРИЕВ МАЛЬСКИЙ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

(Онуфриева пуст.), в дер. Малы городского поселения Печоры Печорского р-на Псковской обл. Основан прп. Онуфрием Мальским ок. 1480 г. (ИРИ. Ч. 5. С. 47; Евгений (Болховитинов). 2009. С. 284). Источники расходятся в именовании обители. В Описании о российских святых (С. 54) и его неопубликованных списках XVIII в. он называется мон-рем Рождества Пресв. Богородицы: «Святый преподобный Ануфрий начальник монастыря Рожества Пресвятыя Богородицы иже на Малах...» (см.: РНБ ОР. Q.I. 603. Л. 26; Q.I. 382. Л. 19 об.; Ф. 487. Q. 532. Л. 196-196 об.). Митр. Евгений (Болховитинов) в списке Псковских святых называет монастырь «Рождества Пресвятыя Богородицы на Малах» (Евгений (Болховитинов). 2009. С. 262), а в перечне упраздненных псковских мон-рей - «Христо-Рождественский Мальский» (Там же. С. 284). В документах XVII-XVIII вв., содержащихся в Древлехранилище Псковского гос. объединенного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника (перечень см.: Постников А. Б. Древлехранилище Псковского музея: Обозрение русских рукописных документов XVI-XVIII вв. М., 2013. № 511, 579-585), и в описаниях XIX в. монастырь именуется Спасо-Рождественским, Рождества Христова Мальским (Шведов. 1901; Скоропостижный. 1909). Подобное разночтение, возможно, объясняется следующими обстоятельствами: в письменных источниках мон-рь мог называться Рождественским Мальским и переписчики, не зная псковских реалий, именовали его монастырем Рождества Пресв. Богородицы. Так, напр., в Четьих-Минеях К. Добронравова (XIX в.) читается: «Препод. Онуфрий основал... Мальский (Христо)Рождественский ныне упраздненный монастырь…» (РНБ ОР. Ф. СПбДС. № 25/6, XIX в. Л. 97), при этом «Христо» добавлено сверху др. чернилами.

В. И. Охотникова

Летописных известий об О. М. м. не сохранилось. Наличие в обители трапезной (РГАДА. Ф. 1209. № 827. Л. 760) свидетельствует о том, что в мон-ре действовал общежительный устав (см. также: Серебрянский Н. И. Очерки по истории монастырской жизни на Псковской земле. М., 1908. С. 330). Возможно, он был принят еще основателем мон-ря под влиянием прп. Евфросина Псковского или был введен в 1-й пол. XVI в. в ходе церковной реформы архиеп. Новгородского и Псковского свт. Макария (впосл. митрополит Московский и всея Руси). В кон. XVI в. монастырь возглавляли игумены, во 2-й пол. XVII в. и позднее - строители.

Согласно устному преданию, еще сохранявшемуся в нач. XX в., мон-рь был разрушен и разграблен войсками польск. кор. Стефана Батория, осаждавшими Псков и Псково-Печерский мон-рь в 1581 г., во время Ливонской войны 1558-1583 гг. В популярной лит-ре нередко утверждается, что все монахи были убиты, а иноческая жизнь в обители прекратилась. Однако данные писцовой книги 1584-1588 гг. не подтверждают факт разорения обители.

Известия об О. М. м. в XVII в. единичны. В 1655 г. изборский воевода Ф. Голенищев жаловался на то, что крестьяне мон-ря, будучи «тархалшиками» (освобожденными тарханной грамотой от гос. повинности), не принимают участия в ремонте крепости Изборска (Псков и его пригороды. 1914. С. 414-416).

В нач. XVIII в. обитель была приписана к Псковскому архиерейскому дому. В 20-х гг. XVIII в. в ходе тяжбы с ним псковской посадской общины выяснилось, что О. М. м. наряду с 7 мон-рями г. Пскова «запустел от архиерейских служителей», что «пения и строения» в нем нет. Именным указом имп. Анны Иоанновны от 18 марта 1730 г. повелевалось запустевшие обители (в т. ч. и О. М. м.) возобновить (ОДДС. Т. 1. № 366. Стб. 401-414; Прил. 33. Стб. 334), что и было исполнено еп. Псковским и Нарвским Рафаилом (Заборовским; впосл. митрополит).

После секуляризации церковного имущества и введения монастырских штатов в 1764 г. обитель была упразднена, а собор Рождества Христова обращен в приходский храм.

Материальное обеспечение

К 80-м гг. XVI в. обители принадлежали 2 окрестные деревни - Лазник и Кочаево, «14 четей пашни и 7 четей с осминою перелога» (РГАДА. Ф. 1209. № 827. Л. 760 об.; Псков и его пригороды. 1913. С. 447), а также 2 безоброчные мельницы на р. Обдёх (Бдёха) (Псков и его пригороды. 1913. С. 305-306), берущей начало из Мальского оз. Писцовая книга 1584-1588 гг. называет обитель ружной (РГАДА. Ф. 1209. № 827. Л. 758), однако источник и размер руги в ней не указаны. По всей видимости, О. М. м., как и мн. псковские храмы, получал ругу от посадской общины. На 1662 г. к мон-рю были приписаны 19 крестьянских дворов (Малков. 2006. С. 49). Согласно описи 1764 г., за стенами мон-ря находился яблоневый и вишневый сад (Морозкина. 2007. С. 12).

Библиотека

К кон. XVI в. в монастыре имелась б-ка. В писцовой книге 1584-1588 гг. (РГАДА. Ф. 1209. № 827. Л. 759-759 об.) содержатся данные о 43 книгах, среди к-рых помимо необходимых в литургическом обиходе были представлены творения свт. Василия Великого в 2 кодексах, поучения свт. Иоанна Златоуста («Златоуст»), «Лествица» прп. Иоанна Синайского, «Паренесис» прп. Ефрема Сирина, Патерик Скитский, Патерик Печерский, «Измарагд», «книга четье Савы светаго» (вероятно, Житие свт. Саввы Сербского), «книга четья Мартияна светаго» (по всей видимости, Житие прп. Мартиниана Кесарийского), «книга четье Кирила светаго» (вероятно, слова свт. Кирилла Александрийского или свт. Кирилла Туровского).

Архитектурный ансамбль

Собор Рождества Христова. Кон. 40-х — 1-я пол. 50-х гг. XVI в. Фото: А. П. Пятнов
Собор Рождества Христова. Кон. 40-х — 1-я пол. 50-х гг. XVI в. Фото: А. П. Пятнов

Собор Рождества Христова. Кон. 40-х — 1-я пол. 50-х гг. XVI в. Фото: А. П. Пятнов
По предположению В. В. Седова, инициатором создания ансамбля О. М. м. в кон. 40-х - 1-й пол. 50-х гг. XVI в. стал игум. Псково-Печерского монастыря (1529-1570) прмч. Корнилий (Седов. 1996. С. 137-138), прославившийся миссионерской деятельностью среди этнографической группы сету, поселения к-рой находились в окрестностях обители. Архитектурной доминантой является сохранившийся 4-столпный 5-главый собор Рождества Христова. По размеру (11×11 м) собор относится к среднему типу псковских храмов, он поставлен на подклет, в к-ром располагался св. источник (Там же. С. 137). Пощипцовая с нарисованными закомарами форма покрытия собора сближает его с др. монастырскими храмами Пскова и Псковской земли (ц. Жен-мироносиц со Скудельниц, 1546; собор во имя ап. Иоанна Богослова Крыпецкого мон-ря, 1547-1555 или 1557) и с приходской ц. во имя св. Василия на Горке. Интересен декор средней алтарной апсиды, в к-ром помимо обычного пояска фигурной кладки по верху стены и валиковой аркатуры просматривается нанизанный на среднюю тягу аркатуры валиковый крест, обрамляющий среднее окно (Там же). Пятиглавие собора делает его почти уникальным сооружением псковской школы сер. XVI в. (Там же) и одновременно отражает влияние московской художественной культуры. Кроме того, по мнению Седова, возведение именно 5-главого собора могло объясняться той ролью, к-рую играли Малы в процессе христианизации сету (Там же. С. 138). Согласно писцовой книге 1584-1588 гг., на главах собора были установлены медные позолоченные кресты (РГАДА. Ф. 1209. № 827. Л. 760).

По данным описи 1764 г., собор был однопрестольным (Морозкина. 2007. С. 12). Архим. Амвросий (Орнатский) отмечал в О. М. м. 2 церкви: соборный храм (ошибочно именовал его ц. Рождества Пресв. Богородицы) и ц. во имя прп. Онуфрия Мальского, где под спудом находились мощи преподобного (ИРИ. Ч. 5). По данным А. М. Ратшина, в XIX в. придел во имя прп. Онуфрия Мальского существовал в соборе и в нем под спудом находились его мощи (Ратшин. Монастыри. С. 456). М. Шведов называл храм Рождества Христова однопрестольным (Шведов. 1901. С. 418).

Звонница. Кон. 40-х — 1-я пол. 50-х гг. XVI в., перестроена в 1902 г. Фото: А. П. Пятнов
Звонница. Кон. 40-х — 1-я пол. 50-х гг. XVI в., перестроена в 1902 г. Фото: А. П. Пятнов

Звонница. Кон. 40-х — 1-я пол. 50-х гг. XVI в., перестроена в 1902 г. Фото: А. П. Пятнов
Внутреннее убранство храма в кон. XVI в. было близко к традициям московской церковной культуры. В храме был установлен иконостас, имевший деисусный и пророческий ряды, а роль праздничного чина выполнял единый образ: «Господцких праздников дванадесять на одной иконе». В местном ряду за правым клиросом помещались храмовая икона «Рождество Христово», украшенная серебряным позолоченным венцом и 2 серебряными позолоченными гривнами, а также заключенные в киоты иконы - Божией Матери «Одигитрия» и «Воскресение Христово». В клировых ведомостях 1901 г. чтимым образом храма была названа икона преподобных Онуфрия Великого, Петра Афонского и Онуфрия Мальского.

На пожертвования приезжавших за советом и утешением к жившему в Малах праведнику болящему Матфею и на средства, собранные А. С. Колосовой, с юж. стороны собора был заложен придел во имя прп. Онуфрия Мальского; торжественное освящение закладки фундамента 12 июня 1901 г. совершил настоятель Псково-Печерского мон-ря архим. Мефодий (Холмский). В 1902 г. строительство придела было закончено. В Онуфриевском приделе находились иконы работы худож. Егорова (Малков. 2006. С. 68).

Одновременно с собором Рождества Христова в мон-ре был воздвигнут храм с неизвестным посвящением при трапезной мон-ря. На 1-м этаже 3-этажного храма (внизу располагался подвал) находились хозяйственные помещения; со стороны трапезной в храм вело 2 входа; на 2-м этаже располагался основной храм, на верхнем ярусе - придел, в к-рый вела лестница из диаконника основного храма (Седов. 1996. С. 145). Завершение храма по типу было близко к завершению Благовещенской ц. Псково-Печерского мон-ря. Уже в писцовой книге 1584-1588 гг. храм не упоминался, т. е., по всей видимости, его обрушение произошло ранее ее составления. Построенная одновременно с храмом трапезная была типологически близка к трапезной Крыпецкого мон-ря (Там же). Сооружение храма и трапезной В. В. Седов датирует кон. 40-х - нач. 50-х гг. XVI в. Традиционно разрушение храма и трапезной в историографии связывается с устным преданием о разорении обители польско-литов. войсками в 1581 г.

Храм и трапезная были объединены в единый комплекс с 4-пролетной звонницей, примыкавшей к трапезной с запада. На звоннице, согласно писцовой книге 1584-1588 гг., помещалось 4 колокола (РГАДА. Ф. 1209. № 827. Л. 760). В 1674/75 г. был отлит новый колокол. В 1902 г. обветшавшая звонница была перестроена в колокольню. К нач. XX в. на колокольне находилось 8 колоколов, наиболее значительные - Благовестник с изображением Христа Спасителя, Тихвинской иконы Божией Матери и свт. Николая Чудотворца (надпись: «Благовествуй земле радость велию, хвалите небеса Божию славу») (свыше 1 т); с изображением свт. Николая Чудотворца (свыше 180 кг); колокол весом более 164 кг (Выписки из Клировых ведомостей. 2006. С. 453).

В описи 1764 г. в О. М. м. значились: «...церковь каменная Рождества Христова, в ней един престол… Вторая церковь с трапезою каменная развалившись. На церкви колокольня каменная…» (цит. по: Морозкина. 2007. С. 12).

Согласно писцовой книге 1584-1588 гг., обитель окружала деревянная изгородь, в к-рой помещалось 9 братских келий.

Некрополь

На кладбище близ собора Рождества Христова похоронен местный крестьянин - праведник Матфей Кондратьев (1840 - 15 июня 1905), более 40 лет лежавший без движения и имевший дар прозорливости. Его посещали в т. ч. и духовные лица, среди них - настоятель Псково-Печерского мон-ря архим. Мефодий (Холмский) и еп. Псковский и Порховский Арсений (Стадницкий; позднее митрополит). Близ могилы Матфея Кондратьева похоронен прот. М. В. Беллавин († 6 янв. 1988), настоятель храма Рождества Христова (1949-1985), внучатый племянник патриарха Московского и всея России свт. Тихона (Беллавина).

1917-2000 гг.

После революционных событий 1917 г. храм Рождества Христова продолжал действовать как приходский, не закрывался. В 1919-1944 гг. находился в Эстонии (с 1940 Эстонская ССР в составе СССР). В соответствии с указом Эстонской Апостольской Православной Церкви от 22 мая 1935 г. в Малах было образовано 2 прихода: эстонский (сетуский) православный, получивший главный престол храма в честь Рождества Христова, и русский, разместившийся в Онуфриевском приделе (в 1951 приходы объединены). В 1958-1965 гг. архитектурно-археологическое исследование комплекса О. М. м. осуществил Б. С. Скобельцын, под его рук. в 1963 г. проведена реставрация храма Рождества Христова.

2000-2018 гг.

В 2000 г. Мин-во культуры РФ передало здания бывшей обители (за исключением храма Рождества Христова) в ведение Псково-Печерского мон-ря для реставрации и возобновления монашеской жизни (Геннадий (Русев). 2006. С. 27). Здесь основан Спасо-Онуфриев скит. Ведется реставрация зданий, освящен домовый скитский храм в честь иконы Божией Матери «Достойно есть».

Арх.: РГАДА. Ф. 1209. № 827. Л. 758-760 об.
Ист.: Псков и его пригороды: Кн. 1 // Сб. МАМЮ. 1913. Т. 5. С. 305-306, 447; То же: Кн. 2 // Там же. 1914. Т. 6. С. 414-416.
Лит.: ИРИ. 1813. Ч. 5. С. 47; Л[ошаков Е. С.]. Заметки о Мальском погосте // Псковские ГВ. 1869. № 27. Ч. неофиц. С. 158; Шведов М. Из Мальского погоста // Псковские ЕВ. 1901. № 19. Отд. неофиц. С. 416-420 (То же // Святыни и древности Псковского у.: По дорев. источникам. Псков, 2006. С. 251-256); Скоропостижный Е. Погост Малы Псковского у. // Псковские ЕВ. 1909. № 2. Отд. неофиц. С. 30-34 (То же // Святыни и древности Псковского у. Псков, 2006. С. 257-261); Макаровский А. Малы (Печорская старина) // Рус. календарь на 1936 г. Таллин, 1935. С. 62-66; Скобельцын Б. С. Новые мат-лы по архит.-археол. исслед. Мальского мон-ря // Крепостное зодчество Псковской земли и ее соседей: Тез. докл. науч. конф., 24-25 июля 1980 г. Изборск, 1980. С. 9; Седов В. В. Псковская архитектура XVI в. М., 1996. С. 136-138, 145, 158, 168; Гуцу Р. Сила в немощи: Жизнеописание Болящего Матфея Мальского, 1840-1905. СПб., 2005; Выписки из Клировых ведомостей церквей и погостов Псковского у.: Ц. Рождества Христова погоста Малы // Святыни и древности Псковского у. Псков, 2006. С. 452-454; Геннадий (Русев), мон. Спасо-Онуфриев скит: (Из истории Мальского Христорождественского мон-ря) // Изборск и его округа: Мат-лы II Междунар. науч.-практ. конф. Изборск, 2006. С. 27-31; Малков Г., диак. «Тебе кланятися солнцу правды…»: Ист. очерк о Христо-Рождественской Св.-Онуфриевой Мальской пустыни (Спасо-Онуфриевском ските). Псков, 2006; Французова Е. Б. Мон-ри Псковской земли в XVI в.: Общее количество и размещение // ВЦИ. 2006. № 1. С. 108-130; Морозкина Е. Н. Церковное зодчество древнего Пскова. М., 2007. Т. 2. С. 9-33; Евгений (Болховитинов), митр. История княжества Псковского. М., 20092.
Е. Б. Французова
Ключевые слова:
Монастыри Русской Православной Церкви (муж.) Церковная архитектура. Монастырские комплексы (Россия) Библиотеки монастырские Некрополи Онуфриев Мальский в честь Рождества Христова мужской монастырь (Онуфриева пустынь). Основан преподобным Онуфрием Мальским ок. 1480 г.
См.также:
ИПАТИЕВСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Костромской и Галичской епархии
НИЖЕГОРОДСКИЙ ПЕЧЕРСКИЙ В ЧЕСТЬ ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Нижегородской и Арзамасской митрополии)
НОВОИЕРУСАЛИМСКИЙ В ЧЕСТЬ ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА СТАВРОПИГИАЛЬНЫЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Московской епархии)
ДАЛМАТОВСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Курганской и Шадринской епархии), в г. Далматове Курганской обл.
ДАНИЛОВ ВО ИМЯ ПРЕПОДОБНОГО ДАНИИЛА СТОЛПНИКА МОСКОВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Данилов Во Имя Преподобного Даниила Столпника Московский Мужской Монастырь (ставропигиальный МП РПЦ)
ЕВФИМИЕВ СУЗДАЛЬСКИЙ В ЧЕСТЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ в г. Суздале Владимирской обл.
ЕЛЕАЗАРОВ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЕЙ ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО, ГРИГОРИЯ БОГОСЛОВА, ИОАННА ЗЛАТОУСТА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Спасо-Елеазаровский Трехсвятительский Великопустынский) (Псковской и Великолукской епархии), в дер. Елизарово Псковского р-на и обл. Первоначально мужской, с 2000 г.- женский
ИОСИФОВ ВОЛОКОЛАМСКИЙ (ВОЛОЦКИЙ) В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МОНАСТЫРЬ ставропигиальный, мужской, расположен в Волоколамском р-не Московской обл.
КАНДАЛАКШСКИЙ В ЧЕСТЬ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился в Кольском у. Архангелогородской пров. и губ.
КИЕВСКИЙ ВЫДУБИЦКИЙ ВО ИМЯ АРХАНГЕЛА МИХАИЛА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (в честь Чуда арх. Михаила в Хонех), находился в Киеве