(Ок. 1225-1230, Лишано, близ Асколи (ныне Асколи-Пичено) - 4.04.1292, Рим; до избрания папой - Джироламо да Асколи), папа Римский (с 22 февр. 1288). О происхождении и юных годах Джироламо да Асколи сохранилось крайне мало сведений. Считается, что его отец был писцом. Утверждение о принадлежности Джироламо да Асколи к знатному роду Маши (Masci) или Масси (Massi) встречается у авторов не ранее XVI в. и является, по-видимому, ошибочным. Вероятно, уже в юном возрасте Джироламо да Асколи вступил в орден францисканцев. Он получил образование в одной из францисканских школ (неизвестно, в какой именно), имел степень магистра теологии. Сохранились написанные им сборники кратких комментариев-постилл (postillae; об этом типе комментариев см. в ст. Катены) на Евангелия и Апостол, а также проповедей (ркп. Roma. Casanat. 1184; см.: Cenci. 1993). Джироламо да Асколи приписывается авторство одного из комментариев на «Сентенции» Петра Ломбардского († 1160).
Впервые в источниках имя Джироламо да Асколи упоминается в 1272 г., когда он был назначен главой орденской пров. Склавония (включала зап. часть Балканского п-ова). Сразу после этого он как посол папы Римского Григория Х (1271-1276) вместе с 3 др. францисканцами отправился в К-поль к визант. имп. Михаилу VIII Палеологу (1261-1282) для переговоров о заключении церковной унии (см. Лионская уния). Вместе с визант. делегацией Джироламо да Асколи 24 июня 1274 г. прибыл в Лион и принял участие в Лионском II Соборе. Одновременно с Собором в Лионе проходил генеральный капитул ордена францисканцев, на к-ром кард. Бонавентура († 15 июля 1274) сложил с себя обязанности генерального министра ордена (20 мая 1274). Джироламо да Асколи (по-видимому, еще до прибытия в Лион) был избран его преемником. Управляя орденом, он продолжал выполнять различные папские поручения, как правило дипломатического характера. В мае 1276 г. он был переизбран генеральным министром ордена и вновь направлен в К-поль как посол папы Римского Иннокентия V, но доехал лишь до Анконы, т. к. был вынужден был прервать эту миссию из-за смерти папы (22 июня 1276). В окт. 1276 г. папа Римский Иоанн XXI (1276-1277) направил Джироламо да Асколи и Джованни да Верчелли, генерального магистра ордена доминиканцев, в качестве посредников для заключения мира между франц. кор. Филиппом III (1270-1285) и королем Кастилии и Леона Альфонсо Х (1252-1284). Полномочия Джироламо да Асколи как посредника на этих переговорах подтвердил и преемник Иоанна XXI, папа Римский Николай III (1277-1280). В мае 1277 г. на очередном генеральном капитуле францисканцев в Падуе Джироламо да Асколи попросил освободить его от обязанностей главы ордена, ссылаясь на то, что многочисленные дипломатические поручения не дают ему возможности должным образом руководить орденом. Однако его единогласно утвердили на новый срок на посту генерального министра ордена францисканцев.
12 марта 1278 г. папа Римский Николай III, покровительствовавший францисканцам, возвел Джироламо да Асколи в достоинство кардинала-пресвитера рим. ц. Санта-Пуденциана, одновременно приказав ему оставаться на посту генерального министра ордена до капитула 1279 г. Джироламо да Асколи участвовал в подготовке папской буллы «Exiit qui seminat» (14 авг. 1279), призванной урегулировать внутренний конфликт в ордене францисканцев между конвентуалами (сторонниками ослабления запрета на владение движимым имуществом) и спиритуалами (сторонниками строгого соблюдения первоначальных францисканских идеалов бедности). Как генеральный министр ордена он одобрил включение рассказа о нескольких новых чудесах католич. св. Франциска Ассизского в его офиц. Житие (Legenda major), написанное Бонавентурой. Джироламо да Асколи призывал всех братьев по ордену собирать и записывать свидетельства о добродетельной жизни францисканцев и чудесах, совершённых членами ордена. Летом 1280 г. по поручению папы Николая III Джироламо да Асколи участвовал в переговорах о мире между герм. кор. Рудольфом I Габсбургом (1273-1291) и сицилийским кор. Карлом I Анжуйским (1266-1282).
При преемниках Николая III Джироламо да Асколи сохранил и упрочил свое положение в Римской курии. Папа Римский Мартин IV (1281-1285) возвел его в достоинство кардинала-епископа Палестрины (12 апр. 1281). Это, по-видимому, способствовало налаживанию тесных связей кардинала с представителями знатного рим. рода Колонна, поскольку центром их владений была именно Палестрина. В 1283 г. Джироламо да Асколи и кард. Джакомо Колонна как папские легаты вели переговоры о заключении мира между гвельфами и гибеллинами в обл. Романья.
Вероятно, Джироламо да Асколи участвовал в подготовке буллы папы Мартина IV «Ab fructus uberes» (13 дек. 1281), предоставлявшей членам ордена францисканцев новые привилегии (в т. ч. право проповедовать и принимать исповеди на основании разрешения только от их собственного начальства). В 1285 г. по поручению папы Римского Гонория IV (1285-1287) он инспектировал положение дел в жен. монашеской общине, основанной Маргаритой († 1280), сестрой кард. Джакомо Колонна и сенатора (светского правителя) Рима Джованни Колонна, в Кастель-Сан-Пьетро, близ Палестрины. Для монашеской общины был составлен устав по образцу устава кларисс; по совету Джироламо да Асколи папа Римский Гонорий IV перевел общину в помещение при ц. Сан-Сильвестро-ин-Капите, одной из старейших и богатейших рим. церквей.
Выборы нового папы Римского, начавшиеся после смерти Гонория IV (3 апр. 1287), ознаменовались противостоянием разных партий и, затянувшись на 10 месяцев, были омрачены смертью 6 кардиналов и эпидемией чумы в Риме, приведшей к приостановке на нек-рое время процесса голосования. Выборы возобновились лишь в нач. 1288 г. 15 февр. Джироламо да Асколи был избран папой Римским, однако он отказался принять это решение. Лишь 22 февр. кардиналам удалось получить его согласие. Джироламо да Асколи избрал имя Николай в честь папы Римского Николая III, который возвел его в достоинство кардинала. 24 (или 25) февр. состоялась папская коронация Н. в базилике св. Петра. Н. стал 1-м папой Римским из ордена францисканцев.
В начале понтификата Н. жил гл. обр. в Риме (до мая 1288 - в Ватикане, позднее - в папской резиденции при базилике Санта-Мария-Маджоре), на жаркие месяцы уезжая в Риети (с мая по окт. в 1288 и 1289). С июня 1290 по нояб. 1291 г. он находился в Орвието (обл. Умбрия), затем вернулся в Рим, где оставался до конца понтификата. В управлении Папским гос-вом Н. опирался преимущественно на представителей рода Колонна: Стефано был назначен ректором Романьи, Ландольфо - ректором герц-ства Сполето, Джованни - ректором Анконской марки, в 1290-1291 гг.- сенатором Рима. Среди 6 новых кардиналов, назначенных Н. на консистории 16 мая 1288 г., был Пьетро Колонна († 1326). Также в числе новых кардиналов были Наполеоне Орсини († 1342), племянник папы Николая III, и генеральный министр ордена францисканцев Маттео д'Акваспарта († 1302). Буллой «Coelestis altitudo» от 18 июля 1289 г. Н. увеличил роль коллегии кардиналов в системе Римской курии: коллегия кардиналов получала право на половину доходов Папского престола от налогов и сборов (денария святого Петра, сборов за назначение на епископскую кафедру, выплат во время посещения епископами Рима ad limina apostolorum и др.). Для управления этими средствами было создано особое ведомство - камера коллегии (лат. camera collegii).
Н. пытался урегулировать конфликт между представителями Анжуйской и Арагонской династии из-за Сицилийского королевства. Как и его предшественники, папы Римские Мартин IV и Гонорий IV, он выступал на стороне Анжуйской династии: объявил недействительными договоры в Олероне (июль 1287) и Канфранке (окт. 1288), по к-рым королем Сицилии признавался Хайме, младший брат короля Арагона Альфонсо III. 29 мая 1289 г. в Риети Н. короновал Карла II Анжуйского как правителя Сицилии, Апулии и Калабрии и принял от него вассальную присягу. В 1291 г., когда Хайме унаследовал от бездетного брата престол Арагона, Н. отказался признать его законным правителем, но не смог принять к.-л. реальных мер. Урегулирование анжуйско-арагонского конфликта продолжили преемники Н., в частности папа Римский Бонифаций VIII (1294-1303) (см. в статьях Италия и Испания). Др. примером симпатий Н. к Анжуйской династии стало его решение объявить преемником умершего бездетным венг. кор. Ласло IV (1272-1290) не Альбрехта, сына герм. кор. Рудольфа I, а Карла Мартелла, сына Карла II Анжуйского и племянника Ласло IV по материнской линии. В итоге, однако, победу в борьбе за венг. престол одержал 3-й претендент - представитель боковой ветви династии Арпадов Эндре (Андрей) III (правил в 1290-1301).
Как и его предшественники, Н. прилагал немало усилий к организации крестового похода на помощь христианам в Палестине. С большим трудом в 1291 г. папе удалось добиться от англ. кор. Эдуарда I (1272-1307) согласия выступить в поход летом 1293 г. Для финансирования похода Н. обещал передать Эдуарду I 1/10 годового дохода от всех церковных бенефициев Англии и Уэльса. По папскому приказу в 1291-1292 гг. были описаны все приходские церкви и пребенды этого региона и проведена оценка их доходности (Taxatio Ecclesiastica). Этот документ является уникальным источником сведений по истории средневек. католич. Церкви в Англии (изд.: Taxatio Ecclesiastica Angliae et Walliae auctoritate P. Nicholai IV / Ed. T. Astle et al. L., 1802; см. также электронную базу данных по материалам описи: www.hrionline.ac.uk/taxatio [Электр. ресурс]). Проект крестового похода остался нереализованным, поскольку в мае 1291 г. мусульмане захватили последний опорный пункт христиан - крепость Акру (Сен-Жан-д'Акр). В противостоянии с мусульманами Н. возлагал большие надежды на союз с Киликийской Арменией, а также с монг. правителями. На II Лионском Соборе в 1274 г. он, еще не будучи папой Римским, встречался с послами гос-ва Хулагуидов. В февр.-марте 1288 г. Н. тепло принял в Риме несторианского монаха Раббана Сауму, посла правителя Ирана ильхана Аргуна. Во главе новой миссии на Восток Н. по рекомендации бывш. главы ордена францисканцев Иоанна Пармского поставил мон. Иоанна из Монтекорвино, к-рый отправился в путь летом 1289 г. с письмами азиатским правителям (подробнее о католич. миссиях см. также в статьях Иран, Китай). Н. санкционировал деятельность францисканских миссионеров по подготовке уний с Церквами др. христ. конфессий, на Балканском п-ове, в Грузии, Армении, Эфиопии (Ryan. 1981).
Буллой «Supra montem» от 17 авг. 1289 г. Н. утвердил устав «третьего ордена» францисканцев, объединявшего благочестивых мирян (см. Терциарии). В 1290 г. он утвердил новый устав регулярных каноников при Латеранской базилике (Johrendt. 2006).
Папа даровал привилегии университетам Парижа, Болоньи и Монпелье, выпускники которых получали право преподавать во всем христ. мире. Их ученые степени должны были признаваться повсюду (т. н. licentia ubique docendi).
Покровительствуя искусствам, Н. привлекал к себе на службу известных художников Арнольфо ди Камбио, Пьетро Каваллини, Якопо Торрити. Он инициировал масштабные работы в рим. базиликах Сан-Джованни-ин-Латерано (полностью перестроена старинная апсида, добавлен поперечный трансепт; появились мозаики работы Якопо Торрити и францисканца Якопо да Камерино; см.: Claussen. 2016), Санта-Мария-Маджоре (перестроена апсида; Якопо Торрити созданы мозаики, посвященные Пресв. Богородице, в т. ч. сцена Ее коронования; рядом с базиликой построен дворец, ставший главной резиденцией Н.; см.: Gardner. 1973), Санта-Мария-ин-Трастевере (мозаики Пьетро Каваллини, 1291).
Особое внимание папа уделял базилике св. Франциска в Ассизи. Буллой «Reducentes ad Sedulae» от 14 мая 1288 г. папа предписал членам ордена францисканцев заботиться о сохранении, ремонте, об украшении и о расширении этого храма, разрешив использовать для этих целей собираемую ими милостыню (Cooper, Robson. 2003). Папа передал в базилику в Ассизи украшенный эмалью серебряный потир работы знаменитого сиенского ювелира Гуччо ди Манная (см.: Соловьёва Л. В. Сиенская школа эмали в 1-й пол. XIV в. // Вестн. ПСТГУ. Сер. 5: Вопросы истории и теории христ. искусства. 2014. Вып. 3(15). С. 9-20).
Н. умер во дворце рядом с базиликой Санта-Мария-Маджоре, в к-рой и был похоронен. В XVI в. над его могилой сооружено надгробие в стиле раннего барокко работы Д. Фонтаны (1543-1607).