(Орлов Николай Никитич; 17.12.1859, с. Лысые Горы Тамбовского у. и губ.- 1922, Царицын (ныне Волгоград)), еп. Нижнечирский. Из семьи священника. В 1882 г. окончил по 1-му разряду Тамбовскую ДС, после чего поступил в МДА. Окончил академию в 1886 г. с ученой степенью кандидата богословия. 27 марта 1887 г. назначен преподавателем гомилетики и литургики Владимирской ДС. По воспоминаниям одного из бывш. учеников, прот. П. Л. Миртова, «Николай Никитич приехал во Владимирскую Семинарию еще юношей; все мы, семинаристы, сразу полюбили его за прямоту, сердечность и за талантливое преподавание. Уроки литургики и гомилетики, обычно скучные, у Николая Никитича проходили с необыкновенным оживлением и интересом: так все было ново, занимательно, а вдохновенная речь его - незаурядного оратора - приводила нас в восхищение; влияние его на учеников было неотразимое» (Уфимские ЕВ. 1912. № 10. С. 435).
22 дек. 1888 г. Орлов переведен в Тамбовскую ДС преподавателем по основному, догматическому и нравственному богословию. С 27 дек. 1890 г. преподавал в семинарии словесность и историю литературы, а с 27 сент. 1891 г.- также историю рус. лит-ры в Тамбовском епархиальном жен. уч-ще. Кроме того, преподавал словесность в тамбовской жен. гимназии Мин-ва народного просвещения и частной жен. гимназии Д. А. Пташник. Написал неск. литературоведческих работ. Один из его тамбовских воспитанников, исключенный из семинарии за революционную деятельность и впосл. ставший советским лит. критиком, вспоминал, что «Орлова почитали, и, кажется, он был единственным, к кому не пристало ни одно из злых, оскорбительных и обычно метких семинарских прозвищ... Орлов был поклонник Пушкина, Гоголя, Лермонтова, слыл превосходным преподавателем... Лекции он читал торопливо, заключал их неизменными словами - вот и все,- вся сила его содержалась в умелых вопросах и замечаниях» (Воронский А. К. За живой и мертвой водой. М., 2005. С. 24, 25).
С осени 1910 и до 1912 г. Н. Н. Орлов являлся наблюдателем церковноприходских школ Уфимской епархии. По его инициативе была разработана программа мероприятий по упорядочению и развитию церковно-школьного дела, проведен съезд уездных наблюдателей церковных школ. Для подготовки учительских кадров были открыты постоянные церковно-учительские курсы при Подлубовской второклассной школе; Камско-Берёзовская миссионерская школа была преобразована во второклассную. С целью повышения квалификации преподавателей церковных школ в Уфе были организованы специальные курсы, на к-рых Н. Н. Орлов давал открытые уроки и читал лекции. С 1914 до 1917 г. он являлся директором синодальных школ в Новочеркасске (до 1917 обл. Войска Донского). Овдовел (видимо, во время гражданской войны). В авг. 1921 г., по пострижении в монашество с сохранением прежнего имени, был хиротонисан во епископа Нижнечирского, викария Донской и Новочеркасской епархии. Имел резиденцию в ст-це Н. Чир, центре бывш. 2-го Донского округа обл. Войска Донского, присоединенного к Царицынской губ. Кафедральным храмом Н. был нижнечирский Троицкий собор.
Весной 1922 г. в ходе кампании по изъятию церковных ценностей Н. обратился к пастве с воззванием, опубликованным в царицынской газ. «Борьба», в к-ром в нейтральных, спокойных тонах призывал верующих к активной помощи голодающим. 21 марта в ст-це Н. Чир состоялись переговоры местных партийных и советских руководителей с церковной делегацией во главе с Н. Архиерей отказался призывать верующих помогать властям в изъятии церковных ценностей. Н. заявил, что по каноническому правилу духовенство не является хозяином церковного имущества и передача его без разрешения патриарха невозможна. 12 апр. 1922 г. Н. задержали по обвинению в контрреволюционной агитации и заключили в тюрьму в Царицыне (официально арест оформлен 20 апр.). Вместе с архиереем были арестованы 2 нижнечирских священника и 3 мирянина. Во время допроса Н. заявил, что он не призывал к сопротивлению изъятию церковных ценностей, однако считает невозможным содействовать передаче священных предметов представителям властей. Н. должен был стать главным обвиняемым на готовящемся открытом судебном процессе по делу о сопротивлении изъятию церковных ценностей, однако в том же году он скончался в тюрьме. В приговоре выездной сессии Царицынского губ. суда от 8 мая 1923 г. говорилось: «Епископ Орлов, ныне умерший, всячески старался противодействовать в проведении в жизнь декрета об изъятии церковных ценностей... Епископ Орлов Николай внес полную дезорганизацию в работу по изъятию церковных ценностей, все верующие и духовенство приняли сторону епископа». Др. обвиняемые были приговорены к году лишения свободы.