Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

НИКОЛАЙ
50, С. 306 опубликовано: 17 ноября 2022г.


НИКОЛАЙ

Еп. Переяславский (после 1072 - сер. 70-х гг. XI в.). Постриженик Киево-Печерского Успенского мон-ря (см. Киево-Печерская лавра). Упоминается в Киево-Печерском патерике в послании Владимирского еп. свт. Симона киево-печерскому мон. Поликарпу среди имен пострижеников Киево-Печерской обители, возведенных к 20-м гг. XIII в. на ту или иную кафедру на Руси. В данном перечне свт. Симон в целом придерживается хронологического порядка. «Николае и Ефремь Переяславлю» указаны сразу после свт. Леонтия, еп. Ростовского (первого из печерских иноков, поставленных на архиерейскую кафедру, скорее всего, в 1-й пол. 70-х гг. XI в.), перед «Исаиа Ростову, Герман Новуграду» (Патерик. 1911. С. 76); святители Исаия, еп. Ростовский, и Герман, еп. Новгородский, были поставлены соответственно между 1074 и 1088 гг. и в 1078 г.

Под 1072 г. «Никола», игум. переяславский, называется в сообщении ПВЛ о переносе мощей св. князей-страстотерпцев Бориса и Глеба в Вышгороде, в к-ром также принимал участие предшественник Н. на кафедре еп. Петр (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 181). Не исключено, что до поставления на кафедру Н., вероятно по желанию переяславского кн. Всеволода (Андрея) Ярославича (с 1078 князь киевский), стал игуменом в одном из переяславских мон-рей (как и указанные выше Исаия и Герман, к-рые до поставления также возглавляли мон-ри) или, согласно одному из проложных сказаний (Абрамович Д. И. Жития святых мучеников Бориса и Глеба и службы им. Пг., 1916. С. 107), был поставлен архимандритом, т. е. главой всего черного духовенства Переяславля, что представляется более вероятным.

Очевидно, Н. возглавлял епархию недолго. Следующий архиерей на Переяславской кафедре, свт. Ефрем, был поставлен уже в 1073-1076 гг. и имел в отличие от Н. титул митрополита, как и современник Н., Черниговский митр. Неофит (см. о сосуществовании 3 митрополий на Руси посл. трети XI в.-Назаренко А. В. Митрополии Ярославичей во 2-й пол. XI в. // ДРВМ. 2007. № 1(27). С. 85-103; он же. Др. Русь и славяне: Ист.-филол. исслед. М., 2009. С. 207-245; Цукерман К. Дуумвираты Ярославичей: К вопросу о митрополиях Чернигова и Переяславля // Дьнєслово: Зб. праць на пошану П. П. Толочка. К., 2008. С. 40-50).

Вероятно, Н. упоминается среди др. прославленных святителей - пострижеников Киево-Печерской лавры - в 1-м тропаре 9-й песни «Канона преподобным отцам Печерским», составленного по благословению Киевского митр. св. Петра (Могилы) ок. 1643 г., автором которого считается протосинкелл и экзарх К-польского патриарха Мелетий Сириг (Дива печер лаврських. К., 1997. С. 148), хотя не исключено, что имеется в виду Николай, еп. Тмутараканский.

Ист.: Патерик Киевского Печерского монастыря. СПб., 1911. С. 76; Абрамович Д. И. Киево-Печерський патерик. К., 1930. С. 103; Древнерусские патерики: Киево-Печерский патерик. Волоколамский патерик / Сост.: Л. А. Ольшевская, С. Н. Травников. М., 1999. С. 21.
Лит.: ИРИ. Ч. 1. С. 209; Строев. Списки иерархов. 1877. Стб. 1047; Щапов Я. Н. Государство и Церковь Др. Руси X-XIII вв. М., 1989. С. 58, 182, 209; Присёлков М. Д. Очерки по церк.-полит. истории Киевской Руси X-XII вв. СПб., 20032. С. 72, 127, 172; Карпов А. Ю. Русская Церковь X-XIII вв.: Биогр. слов. М., 2016. С. 327, 328-329.
М. В. П.
Ключевые слова:
Епископы Русской Православной Церкви Николай, епископ Переяславский (после 1072 - сер. 70-х гг. XI в.)
См.также:
ААРОН (Еропкин Афанасий Владимирович, в схиме Алипий [Олимпий]; ок.1663 – 1740), еп. Карельский и Ладожский, викарий Новгородской епархии
ААРОН (Нарциссов Алексей Захарович; 1781 - 1842), еп. Архангельский и Холмогорский
АВВАКУМ (Боровков Григорий Антонович; 1892 - 1937), еп. Староуфимский, викарий Уфимской епархии
АВГУСТИН (Анисимов), еп. Городецкий и Ветлужский