Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

НИКИТА МАГИСТР
49, С. 558-560 опубликовано: 19 августа 2022г.


НИКИТА МАГИСТР

[Греч. Νικήτας ὁ Μάγιστρος] (ок. 870 - после 946/7), визант. гос. деятель, писатель.

Биография

Основным источником для восстановления биографии Н. М. является корпус его писем. Их издатель идентифицировал Н. М. с автором Жития прп. Феоктисты Лесбосской (BHG, N 1723-1724; Westerink. 1973. P. 41-46), в котором также содержатся автобиографические сведения. Кроме того, Н. М. упоминается в визант. хрониках. Н. М. происходил из провинциальной аристократической семьи. Долгое время его родным городом считалась Лариса в Фессалии, однако, согласно новейшему исследованию (Pratsch. 2005), он был родом из Пелопоннеса, вероятно из Спарты. Предположительно мог иметь прозвище Элладский (᾿Ελλαδικός или ῾Ελλαδικός), связанное с местом рождения, но однозначных доказательств этому нет. Точно известно, что Н. М. был женат и имел детей, по крайней мере сына и дочь Cофию, которая была выдана замуж за Христофора Лакапина, сына и соправителя имп. Романа I Лакапина (919-944).

Согласно Житию прп. Феоктисты, Н. М. принимал участие в военной экспедиции визант. флота на о-в Крит против арабов. Кампания под командованием адмирала Гимерия началась в 911 г. и, продлившись ок. года, окончилась неудачей. В ней принимал участие и буд. имп. Роман I, однако Н. М. о нем не упоминает. Согласно др. предположению, рассказ Н. М. относится к успешной сир. кампании 910 г., в начале к-рой Гимерий и его спутники могли отправиться на Крит для переговоров с арабами об их нейтралитете в предстоящем конфликте (Holy Women of Byzantium. 1996. P. 95-96).

Как сообщают визант. хроники (Theoph. Contin. P. 394; Scyl. Hist. P. 208), в марте 919 г. Роман Лакапин, готовясь завладеть императорской властью, подошел с военным флотом ко дворцу Вуколеон и выслал своего свата (συμπεθερός) Н. М. для переговоров с патриархом Николаем I Мистиком (901-907, 912-925), настроенным против Романа. Н. М. успешно выполнил миссию и вывел патриарха из дворца.

Будучи одним из ближайших сподвижников Романа, Н. М. занимал важное место при дворе и сделал успешную карьеру. Он имел титулы патрикия и магистра. В окт. 927 г. болг. царь Петр прибыл в К-поль для подписания мирного договора с Византией и для вступления в брак с Марией (Ириной) Лакапиной, дочерью Софии и Христофора, т. е. внучкой Н. М., к-рый лично встречал буд. зятя у ворот столицы и сопровождал его во дворец. Однако в конце этого же года придворный путь Н. М. завершился. Он был обвинен в подстрекательстве Христофора к заговору против отца, отправлен в ссылку и пострижен в монахи.

Из переписки Н. М. известно, что годы изгнания он провел в своем имении на берегах Геллеспонта. В число его корреспондентов входил высокопоставленный сановник, патрикий и мистик Иоанн. В посланиях, адресованных Иоанну (Ep. 12, 18), др. чиновникам, а также в письме имп. Константину VII Багрянородному (Ep. 31) содержатся сведения, указывающие на то, что Н. М. ходатайствовал об отмене наказания и надеялся вернуться в К-поль. Нек-рые вельможи, также попавшие в опалу при имп. Романе I, получили помилование или еще в правление этого же императора, или в начале независимого царствования Константина VII, однако прошения Н. М. так и не увенчались успехом, и он оставался в ссылке до кончины. Скорее всего Житие прп. Феоктисты было написано им в тот же период, т. е. после 927/8 г. Л. Г. Вестеринк, напротив, считает более вероятным создание текста до 919 г. (Westerink. 1973. P. 27). К периоду ссылки относится и упоминание Н. М. в эпиграмме некоего Евфимия Грамматика, сохранившейся в трактате имп. Константина VII Багрянородного «О фемах». Вероятно намекая на происхождение Н. М. из Пелопоннеса, автор эпиграммы называет его «хитрым на вид и похожим на славянина (γαρασδοειδὴς ὄψις ἐσθλαβωμένη)» (Constantino Porfirogenito. De thematibus / A cura di A. Pertusi. Vat., 1952. P. 91).

Н. М. адресовано одно из т. н. Посланий Анонимного учителя, где автор обращается к Никите Монаху и утешает его в сложившихся неприятных обстоятельствах, после чего рекомендует посланца, отправленного с письмом, как прекрасного человека и высказывает предположение, что тот может стать хорошим другом для адресата (Markopoulos A., ed. Anonymi professoris epistulae. B.; N. Y., 2000. Ep. 100. P. 97. (CFHB; 37)).

Также возможна идентификация Н. М. с носившим такое же имя составителем и комментатором сборника псалмов. Этот автор X в. носил титулы не только патрикия и магистра, но и анфипата (Beck. Kirche und theol. Literatur. S. 596).

Сочинения

Эпистолярная коллекция Н. М. включает 31 послание. Издатель опирался на рукописи, которые уже использовались для частичной публикации писем Н. М. ранее (Bodl. Auct. T. 4.4, XVI в.; Vat. gr. 306, XIII-XIV вв.), а также добавил несколько ранее не учтенных списков (Vindob. Phil. gr. 342, XI в.; Bodl. Baroc. gr. 131, XIV в.; Laurent. Plut. 32. 33, XIV в.; Vat. gr. 1891, XIII-XIV вв.). В число адресатов Н. М. входят: патрикий и мистик Иоанн (12 посланий), протасикрит Григорий, протовестиарий Феофан, митр. Никейский Александр, магистр Косма, протасикрит Константин Комвос, архиеп. Фессалоникийский Григорий, имп. Константин VII. Проанализировав расположение писем в рукописях, Вестеринк пришел к выводу, что послания были размещены в хронологическом порядке. Автор писем сообщает мало фактических подробностей о своей жизни, сконцентрирован на внутренних переживаниях и в основном описывает трудности, связанные с одиночеством и невозможностью общения с друзьями. Однако в Ep. 19 сообщается, что Н. М. владел небольшими земельными наделами, к-рые ему пришлось обрабатывать. В Ep. 18 он горячо благодарит патрикия Иоанна за выхлопотанную ругу. В Ep. 5 Н. М. пишет о р. Гермос, воды которой несли в море руду, богатую железом. Выброшенная на берег в виде песка, она использовалась местными жителями для выплавки железа. Кроме того, Н. М., судя по Ep. 8, основал храм где-то в пределах своих владений.

Отличительной художественной чертой посланий Н. М. является доминирование античных аллюзий и образов, к-рые появляются и как самостоятельные темы для рассуждения, и как средства для описания жизненных обстоятельств и чувств автора. Всего в письмах Н. М. встречается более 120 цитат из античных поэтов, драматургов, историков, риторов и философов. Около половины цитат относится к Гомеру, в число остальных авторов входят Гесиод, Гермоген, Геродот, Плутарх, Еврипид, Платон, Лукиан, Сапфо, Демосфен, Ахилл Татий. При этом отмечается 21 цитата из ВЗ, 28 - из НЗ и 1 (повторенная трижды) - из трудов свт. Григория Богослова (Westerink. 1973. P. 149-150). По мнению А. П. Каждана, увлеченность Н. М. античным наследием хорошо отражает атмосферу, преобладавшую в кругах византийских интеллектуалов во времена правления Константина VII. Помимо этого он отмечает появление в письмах Н. М. темы искренней и преданной дружбы, которая станет одной из основных в литературе XI-XII вв. Тем не менее Каждан склонен считать, что ориентация Н. М. и его выдающихся современников на античную культуру оставалась поверхностной и не затрагивала ее сущностной стороны (Каждан. 1977).

Житие прп. Феоктисты Лесбосской считается одним из самых ярких агиографических памятников X в. Текст Жития был опубликован И. Делеэ на основании 9 рукописей XI-XVI вв., содержащих оригинальную версию, и более 20 рукописей Метафрастовского корпуса. Текст метафразы незначительно отличается от первоначального варианта и помещен Делеэ в критический аппарат. Количество списков свидетельствует о популярности текста. Михаил Пселл, ошибочно полагая, что автором Жития был прп. Симеон Метафраст, воздавал похвалы последнему за создание прекрасного произведения (Michaelis Pselli Poemata / Ed. L. G. Westerink. Stuttg.; Lpz., 1992. P. 277-285).

Представляя жизнеописание Феоктисты, Н. М. использует сложную тройную композицию рассказа в рассказе. После вступления автор повествует о своем участии в военной экспедиции под началом адмирала Гимерия, в ходе которой он случайно оказался на о-ве Парос и отправился его исследовать. Осматривая старинный храм, автор встретил отшельника Симеона, который и сообщил ему историю прп. Феоктисты, некогда услышанную им самим от охотника, повстречавшего отшельницу на острове. В завершение рассказа Симеон просит Н. М. записать эту историю, чтобы увековечить память о святой, к-рая, спасаясь от арабов, оказалась на острове и в одиночестве прожила там всю жизнь.

Уже первые исследователи памятника отметили теснейшую связь повествования Н. М. с ранневизантийским жизнеописанием прп. Марии Египетской (BHG, N 1042) и сделали вывод о легендарном характере Жития, представляющего собой скорее литературную фикцию, нежели биографию реального исторического персонажа (Delehaye. 1924). Тем не менее произведение Н. М. не является простым подражанием известному агиографическому памятнику, а представляет собой изысканную литературную игру с ранневизантийским наследием, в которой ярко отразилась авторская индивидуальность. Также в тексте Жития представлены интересные исторические детали: состояние островов Эгейского м. после захвата Крита арабами (между 824 и 827/8), подробное и единственное сохранившееся от визант. эпохи описание древнего храма на Паросе.

Язык и стиль сочинения отражают образованность и лит. вкусы автора, к-рые проявляются не только в использовании изысканной композиции, но и в обильном цитировании святоотеческой и античной лит-ры. В рассказе Н. М. органично сочетаются изречения святителей Василия Великого, Григория Нисского, Кирилла Александрийского и аллюзии на произведения Гомера, Фукидида, Ахилла Татия и Диона Хрисостома.

Соч.: Vita S. Theoctistae // ActaSS. Nov. T. 4. P. 224-233; Westerink L. G., ed. Nicétas Magistros: Lettres d'un exilé (928-946). P., 1973 (рец.: Каждан А. П. // ВВ. 1977. Т. 38. С. 229-231); Holy Women of Byzantium: Ten Saints' Lives in English Translation / Ed. A.-M. Talbot. Wash., 1996. P. 95-117.
Лит.: PMBZ, N 25740; Delehaye H. La vie de St. Théoctiste de Lesbos // Byz. 1924. Vol. 1. P. 191-200; Kazhdan A. Hagiographical Notes // BZ. 1985. Bd. 78. S. 49-55; Flusin B. L'Hagiographie monastique à Byzance au IXe et au Xe siècle // RBen. 1993. Vol. 103. P. 31-50; Ευθυμιάδης Σ. Νοεροί και πραγματικοί ταξιδιώτες στο Βυζάντιο του 8ου, 9ου και 10ου αιώνα // Βυζαντινά. 1999. Τ. 20. Σ. 155-165; Mullett M. E. In Peril on the Sea: Travel Genres and the Unexpected // Travel in the Byzantine World: Papers from the 34th Spring Symposium of Byzantine Studies, Birmingham, April 2000 / Ed. R. Macrides. Aldershot; Burlington, 2002. P. 259-284; Pratsch Th. Zur Herkunft des Niketas Magistros (*um 870 - frühestens 946/947) aus Lakonien // Byz. 2005. Vol. 75. P. 501-506; Jazdzewska K. Hagiographic Invention and Imitation: Niketas' «Life of Theoktiste» and Its Literary Models // GRBS. 2009. Vol. 49. P. 257-279; Nilsson I. The Same Story, but Another: A Reappraisal of Literary Imitation in Byzantium // Imitatio-aemulatio-variatio: Akten des intern. wiss. Symposions zur byzantinischen Sprache und Literatur (Wien, 22.-25. Okt. 2008) / Hrsg. A. Rhoby, E. Schiffer. W., 2010. S. 195-208.
Ю. Б. Мантова
Ключевые слова:
Писатели византийские Агиографы византийские Никита Магистр (ок. 870 - после 946/7), византийский государственный деятель, писатель
См.также:
ЕПИФАНИЙ МОНАХ (1-я пол.- сер. IX в.), пресв., визант. писатель-агиограф
ИОАНН VIII КСИФИЛИН (ок. 1010 или 1012 - 1075), патриарх К-польский (c 1064), визант. юрист, судья и номофилакс имп. школы права в К-поле, автор юридических и агиографических сочинений
ИОАНН ЭВБЕЙСКИЙ (1-я пол. VIII в.), визант. писатель, проповедник, агиограф
ИОСИФ КАЛОФЕТ († после 1355/6), визант. монах-исихаст, писатель, сторонник учения свт. Григория Паламы
НИКИТА ДАВИД ПАФЛАГОН (2-я пол. IX в., Пафлагония - нач./сер. X в.), визант. писатель
АЛЕКСЕЙ МАКРЕМВОЛИТ († между 1349 и 1353), визант. писатель